Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Весьегонск

Своим северо-восточным краем Тверская область соприкасается с Рыбинским водохранилищем, подобно выходу Ленинградской области к Онежскому озеру. На искусственном водоёме, образованном в 1940-е годы плотинами Рыбинской ГЭС, сходятся три области — Тверская, Ярославская и Вологодская. Старинный город Весьегонск при затоплении в основном ушёл под воду и отстраивался на новом месте. Когда-то это было село Весь Ёгонская, известное с XVI века, и ставшее городом Весьегонском в 1776 году. С 1803 года Весьегонск был уездным городом Тверской губернии, и сейчас является районным центром с населением 6,3 тысяч человек, и выглядит он как далёкая окраина Тверской области, — во-первых, у границы этого региона, а во-вторых, здесь тупик и без того глухой железнодорожной ветки.



2. В прошлый раз я рассказал о глухой однопутной железной дороге, по которой медленно тащится через заснеженный лес короткий поезд из тепловоза и одного вагона. Ходит он всего два раза в неделю от станции Сонково и 114 километров проходит за три с половиной часа.



Железнодорожная ветка Мга - Пестово - Сонково - Савёлово - Москва с ответвлениями на Весьегонск и Углич, а также окружающие их места, — это культовая среди путешественников "Савёловская глухомань", которой даже посвящён отдельный сайт. Когда-то этим маршрутом ходил поезд из Петербурга в Москву, и на Весьегонск были прицепные вагоны из обеих столиц.

3. В основном станция выглядит примерно так. Лесовозные грузовые составы, ручные стрелки, одинокий пакгауз. Раньше был ещё вокзал, но он сгорел в девяностые годы.



Гудок паровоза Весьегонск впервые услышал в гражданскую войну, когда войсками Красной армии здесь в срочном порядке строилась рокадная железная дорога, связывающая Мологско-Савёловский ход со станцией Суда на магистрали Петербург - Вологда. Спустя несколько лет, железную дорогу реконструировали в капитальную, но движение в 1926 году открылось только до Весьегонска, — до Суды частично сохранилась лишь насыпь, которую тоже интересно было бы увидеть. Сейчас здесь тупик, — Весьегонск выглядит таким классическим местом, "где кончается железная дорога".

4. Итак, со станции выходим в город. У вокзала небольшой квартал пятиэтажек, слитых с сосновым лесом. Такие живописные корабельные боры окружают Весьегонск со всех сторон.



5. Поблизости в соснах утопает магазин "Магнит" — один из атрибутов русской глубинки.



6. А рядом с вокзалом — еле заметная автостанция типа "спичечный коробок". Между прочим, автобусы до Весьегонска ходят прямо из Питера.



7. В центр от вокзала ведёт улица Коммунистическая.



8. Двухэтажные домики, тихие дворы. В основном примерно так Весьегонск и выглядит. Хотя вообще-то здесь даже частного сектора гораздо больше. Городки с населением меньше 10 тысяч всегда навевают ощущение какого-то особенного уюта.



9. Кто-то прямо при минусовой температуре сушит на верёвках бельё. А иногда даже и ковры.



10. Выходим затем к треугольной площади Славы, через которую проходит улица Карла Маркса — центральная магистраль города и часть автодороги Р84. На выезде из города она переходит в шоссе, ведущее в Устюжну.



11. Здесь же, на площади, — администрация Весьегонского района Тверской области и мемориал воинам-землякам, погибшим на Великой Отечественной войне.



12. А дальше начинаются деревянные кварталы частного сектора. Именно они составляют основную часть застройки города, и поэтому Весьегонск довольно большой по площади для населения чуть больше шести тысяч жителей.



В 1980-е годы в Весьегонске жило 9 с половиной тысяч человек. Уже в постсоветские годы город стал депрессивным из-за развала имевшейся здесь лесной промышленности, благодатную почву для которой создаёт сама природа, окружающая город. Однако что-то здесь явно ещё осталось, раз на станции я видел погрузку леса на грузовые поезда.

13. Свернём в сторону с центральной улицы. Здесь тишина, иногда лают собаки, и в воздухе пахнет концом зимы.



14. А эта собака лишь наблюдает за мной из окна:



15.



16. Насколько я знаю, некоторые из здешних домов — дачи жителей Твери и даже Москвы и Питера. Всё-таки места благодатные, — большое озеро (которое на самом деле водохранилище), сосновые леса, чистый воздух.



17. Одна из улиц ведёт к парку, который назван... Приморским! Да, Рыбинское море ничуть не хуже Московского или Минского :) И, может быть, "глухая провинция у моря" — это Весьегонск?



18. В засаженном берёзами парке гуляют горожане. Но пока зима не кончилась, людей ещё не так много. Летом тут, наверное, многолюдно.



19. Под слоем снега скрываются пески:



20. А это вам информация к размышлению, — мо ский к жение я к. Интересная точка зрения, однако.



21. Так я вышел к берегу замёрзшего Рыбинского водохранилища. Между прочим, вижу я его впервые в жизни, хотя и был в Рыбинске в 2013 году. Почему сегодняшний Весьегонск уже не тот, что был когда-то? А вот именно поэтому. Основная часть города ушла под воду в 1940-е годы, и на этих снимках пребывает где-то подо льдом.



Исторически Весьегонск стоял на реке Мологе, которая была притоком Волги, а теперь впадает в искусственное море. Причём рельеф в этих местах низменный, поэтому Рыбинское водохранилище разлилось не в широкую реку, а в большое озеро. Строительство ГЭС на Волге возле Рыбинска было завершено в 1941 году, и затопление происходило аккурат в годы войны, поглотив несколько сотен сёл и деревень и старинный город Молога в устье одноимённой реки.

22. Весьегонск стоит не на открытом "море", а на узком и длинном Моложском заливе, который по-прежнему являет собой расширившееся русло Мологи, — это некое подобие эстуария. До другого берега залива примерно 6-7 километров, и он уже относится к Вологодской области.



Но обратите внимание, как странно изгибается граница областей. Она как раз и идёт по историческому руслу Мологи, поолностью повторяя дореволюционную границу Тверской губернии, — Весьегонск и тогда находился на самом её краю. Чуть южнее даже частично сохранилось естественное русло реки.



23. Виной тому — высокий правый берег реки, который виднеется вдалеке.



Но в любом случае впечатляет тот факт, что большое озеро площадью 4 с половиной тысячи квадратных километров появилось здесь всего лишь в течение шести лет. Ещё в 1930-е годы его здесь не было и в помине, а сейчас кажется, будто оно было здесь всегда. Впрочем, летом я ещё надеюсь увидеть Рыбинское водохранилище в его открытой части.

24. Недалеко от берега маячат рыбаки. Наверное, летом в таком же количестве можно издалека видеть лодки.



25. Чуть южнее находится маленький речной порт, которого, правда, отсюда не видно. Ещё не так давно в Весьегонск по Рыбинскому "морю" ходили скоростные "Метеоры" из Ярославля через Рыбинск. Но теперь маршрут обрезали до села Брейтово в Ярославской области.



26. Здесь же, на берегу, — спасательная станция ГИМС МЧС России (катер на воздушной подушке с предыдущего кадра принадлежит им же). Следует помнить, что если здесь тихий залив, то на открытом водохранилище бывают и довольно сильные шторма.



Между прочим, полтора столетия назад река Молога была одной из главных судоходных артерий этого края, благодаря функционировавшей в XIX веке Тихвинской водной системе, соединявшей Балтику и Волгу через канал между Тихвинкой и Чагодой (кстати, в Тихвине несколько лет назад реконструировали один из шлюзов), но она была довольно мелководной, и в XX веке судоходные пути стали уходить в Мариинскую водную систему, ныне известную просто как Волго-Балтийский канал, столицей которого стал Череповец.

27. Затем я снова вернулся на берег и пошёл пешком по городским улочкам.



Ходить по второстепенным улицам оказалось достаточно затруднительно. Недавно была оттепель, поэтому повсюду гололёд, который не посыпают даже песком, и машины из-за этого ездят не намного быстрее, чем я иду.

28. Видите кота на этом снимке? А ещё обратите внимание на табличку на стене: здесь на каждом доме написана фамилия хозяев, а обычно я такое вижу только в глухих деревнях.



29. Весьегонск в некоторых деталях оставляет впечатление какой-то "игрушечности". Вот, например, посмотрите в каком маленьком деревянном здании находится пожарная часть. Рядом вышка для тренировки спасателей, но она, похоже, уже не используется.



30. А кто угадает, что находится вот в этом милом деревянном домике слева?



31. А вот что!



32. А рядом ещё и детская библиотека!



33. Это снова центральная улица Маркса. С двухэтажками и берёзовым бульваром.



34. Идя по улице на север, я попадаю в Старый город — единственную сохранившуюся часть того, прежнего Весьегонска, который не был затоплен.



35. И первая на пути достопримечательность Старого Весьегонска — это винзавод, основанный в 1914 году, и действующий и в наши дни. Сейчас это, фактически, основное предприятие города. Завод производит ягодные вина, а почва для этого здесь тоже создана природой. Видите сосновый лес вдалеке? Там город уже заканчивается, а вокруг города сплошь вот такие леса и большие верховые болота, а именно такие места обычно очень богаты на клюкву, бруснику, морошку и другие ягоды.



36. А вот уже и какой-то дореволюционный домик из красного кирпича.



37. Но большая часть Старого Весьегонска покоится там, на дне...



38. В целом Весьегонск — тихий патриархальный городок. Правда, почему-то всё равно чувствуется, что когда-то он вырос из села.



39. А сохранившийся "Старый город" — ныне северная окраина.



40. Рыбинское водохранилище. Снова стало проглядывать солнце.



41. И вид обратно, в сторону центра города и Приморского парка.



42. Старый деревянный дом, который ещё помнит прежний Весьегонск.



43. А это Свято-Троицкая церковь (она же видна на заглавном кадре), построенная в 1868 году. Долгие годы она стояла в запустении, но сейчас реставрируется. Купол восстановили уже в последние несколько лет. А справа Казанская церковь постройки 1811 года, до сих пор заброшенная.



А до революции этот храмовый комплекс выглядел вот так (фото 1903 года):



Гуляя по Весьегонску, мне трудно было представить, что такие места, как Торопец или Жарковский, до которых отсюда добрых шестьсот километров, входят в состав этой же области! Я нахожусь на самом краю региона номер 69. Совсем рядом уже Вологодская область, и из Весьегонска маленький ПАЗик повёз меня именно туда, — по дороге среди сосновых лесов в город Устюжна, стоящий на реке Мологе выше по течению. Состояние местной автодороги я бы охарактеризовал как "яма на яме сидит и ямой погоняет", — частая ситуация на границе двух областей, тем более, когда до обоих областных центров далеко. Поэтому автобус 60 километров ехал почти полтора часа. О городе Устюжна, который находится уже в Вологодской области, и будет следующий рассказ.
Tags: Верхневолжье, Железная дорога, Путешествия, Россия, Тверская область, Центральная Россия
Subscribe

  • Ягодное. В центре Колымского края

    Предыдущий рассказ Ещё по пути из Магадана в Сусуман по Колымской трассе, я проезжал посёлок городского типа Ягодное. Это центр Ягоднинского…

  • Сусуман. Холодный золотой город

    Предыдущий рассказ Долина среди гор, 630 километров по трассе от Магадана и в три раза меньше до границы Магаданской области с Якутией. Центр…

  • По Колымской трассе

    Предыдущий рассказ Проведя два дня в Магадане, я отправился вглубь Колымского края, посетив ещё два места в Магаданской области: город Сусуман и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Ягодное. В центре Колымского края

    Предыдущий рассказ Ещё по пути из Магадана в Сусуман по Колымской трассе, я проезжал посёлок городского типа Ягодное. Это центр Ягоднинского…

  • Сусуман. Холодный золотой город

    Предыдущий рассказ Долина среди гор, 630 километров по трассе от Магадана и в три раза меньше до границы Магаданской области с Якутией. Центр…

  • По Колымской трассе

    Предыдущий рассказ Проведя два дня в Магадане, я отправился вглубь Колымского края, посетив ещё два места в Магаданской области: город Сусуман и…