?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Весьегонск
nord_ursus
Своим северо-восточным краем Тверская область соприкасается с Рыбинским водохранилищем, подобно выходу Ленинградской области к Онежскому озеру. На искусственном водоёме, образованном в 1940-е годы плотинами Рыбинской ГЭС, сходятся три области — Тверская, Ярославская и Вологодская. Старинный город Весьегонск при затоплении в основном ушёл под воду и отстраивался на новом месте. Когда-то это было село Весь Ёгонская, известное с XVI века, и ставшее городом Весьегонском в 1776 году. С 1803 года Весьегонск был уездным городом Тверской губернии, и сейчас является районным центром с населением 6,3 тысяч человек, и выглядит он как далёкая окраина Тверской области, — во-первых, у границы этого региона, а во-вторых, здесь тупик и без того глухой железнодорожной ветки.



2. В прошлый раз я рассказал о глухой однопутной железной дороге, по которой медленно тащится через заснеженный лес короткий поезд из тепловоза и одного вагона. Ходит он всего два раза в неделю от станции Сонково и 114 километров проходит за три с половиной часа.



Железнодорожная ветка Мга - Пестово - Сонково - Савёлово - Москва с ответвлениями на Весьегонск и Углич, а также окружающие их места, — это культовая среди путешественников "Савёловская глухомань", которой даже посвящён отдельный сайт. Когда-то этим маршрутом ходил поезд из Петербурга в Москву, и на Весьегонск были прицепные вагоны из обеих столиц.

3. В основном станция выглядит примерно так. Лесовозные грузовые составы, ручные стрелки, одинокий пакгауз. Раньше был ещё вокзал, но он сгорел в девяностые годы.



Гудок паровоза Весьегонск впервые услышал в гражданскую войну, когда войсками Красной армии здесь в срочном порядке строилась рокадная железная дорога, связывающая Мологско-Савёловский ход со станцией Суда на магистрали Петербург - Вологда. Спустя несколько лет, железную дорогу реконструировали в капитальную, но движение в 1926 году открылось только до Весьегонска, — до Суды частично сохранилась лишь насыпь, которую тоже интересно было бы увидеть. Сейчас здесь тупик, — Весьегонск выглядит таким классическим местом, "где кончается железная дорога".

4. Итак, со станции выходим в город. У вокзала небольшой квартал пятиэтажек, слитых с сосновым лесом. Такие живописные корабельные боры окружают Весьегонск со всех сторон.



5. Поблизости в соснах утопает магазин "Магнит" — один из атрибутов русской глубинки.



6. А рядом с вокзалом — еле заметная автостанция типа "спичечный коробок". Между прочим, автобусы до Весьегонска ходят прямо из Питера.



7. В центр от вокзала ведёт улица Коммунистическая.



8. Двухэтажные домики, тихие дворы. В основном примерно так Весьегонск и выглядит. Хотя вообще-то здесь даже частного сектора гораздо больше. Городки с населением меньше 10 тысяч всегда навевают ощущение какого-то особенного уюта.



9. Кто-то прямо при минусовой температуре сушит на верёвках бельё. А иногда даже и ковры.



10. Выходим затем к треугольной площади Славы, через которую проходит улица Карла Маркса — центральная магистраль города и часть автодороги Р84. На выезде из города она переходит в шоссе, ведущее в Устюжну.



11. Здесь же, на площади, — администрация Весьегонского района Тверской области и мемориал воинам-землякам, погибшим на Великой Отечественной войне.



12. А дальше начинаются деревянные кварталы частного сектора. Именно они составляют основную часть застройки города, и поэтому Весьегонск довольно большой по площади для населения чуть больше шести тысяч жителей.



В 1980-е годы в Весьегонске жило 9 с половиной тысяч человек. Уже в постсоветские годы город стал депрессивным из-за развала имевшейся здесь лесной промышленности, благодатную почву для которой создаёт сама природа, окружающая город. Однако что-то здесь явно ещё осталось, раз на станции я видел погрузку леса на грузовые поезда.

13. Свернём в сторону с центральной улицы. Здесь тишина, иногда лают собаки, и в воздухе пахнет концом зимы.



14. А эта собака лишь наблюдает за мной из окна:



15.



16. Насколько я знаю, некоторые из здешних домов — дачи жителей Твери и даже Москвы и Питера. Всё-таки места благодатные, — большое озеро (которое на самом деле водохранилище), сосновые леса, чистый воздух.



17. Одна из улиц ведёт к парку, который назван... Приморским! Да, Рыбинское море ничуть не хуже Московского или Минского :) И, может быть, "глухая провинция у моря" — это Весьегонск?



18. В засаженном берёзами парке гуляют горожане. Но пока зима не кончилась, людей ещё не так много. Летом тут, наверное, многолюдно.



19. Под слоем снега скрываются пески:



20. А это вам информация к размышлению, — мо ский к жение я к. Интересная точка зрения, однако.



21. Так я вышел к берегу замёрзшего Рыбинского водохранилища. Между прочим, вижу я его впервые в жизни, хотя и был в Рыбинске в 2013 году. Почему сегодняшний Весьегонск уже не тот, что был когда-то? А вот именно поэтому. Основная часть города ушла под воду в 1940-е годы, и на этих снимках пребывает где-то подо льдом.



Исторически Весьегонск стоял на реке Мологе, которая была притоком Волги, а теперь впадает в искусственное море. Причём рельеф в этих местах низменный, поэтому Рыбинское водохранилище разлилось не в широкую реку, а в большое озеро. Строительство ГЭС на Волге возле Рыбинска было завершено в 1941 году, и затопление происходило аккурат в годы войны, поглотив несколько сотен сёл и деревень и старинный город Молога в устье одноимённой реки.

22. Весьегонск стоит не на открытом "море", а на узком и длинном Моложском заливе, который по-прежнему являет собой расширившееся русло Мологи, — это некое подобие эстуария. До другого берега залива примерно 6-7 километров, и он уже относится к Вологодской области.



Но обратите внимание, как странно изгибается граница областей. Она как раз и идёт по историческому руслу Мологи, поолностью повторяя дореволюционную границу Тверской губернии, — Весьегонск и тогда находился на самом её краю. Чуть южнее даже частично сохранилось естественное русло реки.



23. Виной тому — высокий правый берег реки, который виднеется вдалеке.



Но в любом случае впечатляет тот факт, что большое озеро площадью 4 с половиной тысячи квадратных километров появилось здесь всего лишь в течение шести лет. Ещё в 1930-е годы его здесь не было и в помине, а сейчас кажется, будто оно было здесь всегда. Впрочем, летом я ещё надеюсь увидеть Рыбинское водохранилище в его открытой части.

24. Недалеко от берега маячат рыбаки. Наверное, летом в таком же количестве можно издалека видеть лодки.



25. Чуть южнее находится маленький речной порт, которого, правда, отсюда не видно. Ещё не так давно в Весьегонск по Рыбинскому "морю" ходили скоростные "Метеоры" из Ярославля через Рыбинск. Но теперь маршрут обрезали до села Брейтово в Ярославской области.



26. Здесь же, на берегу, — спасательная станция ГИМС МЧС России (катер на воздушной подушке с предыдущего кадра принадлежит им же). Следует помнить, что если здесь тихий залив, то на открытом водохранилище бывают и довольно сильные шторма.



Между прочим, полтора столетия назад река Молога была одной из главных судоходных артерий этого края, благодаря функционировавшей в XIX веке Тихвинской водной системе, соединявшей Балтику и Волгу через канал между Тихвинкой и Чагодой (кстати, в Тихвине несколько лет назад реконструировали один из шлюзов), но она была довольно мелководной, и в XX веке судоходные пути стали уходить в Мариинскую водную систему, ныне известную просто как Волго-Балтийский канал, столицей которого стал Череповец.

27. Затем я снова вернулся на берег и пошёл пешком по городским улочкам.



Ходить по второстепенным улицам оказалось достаточно затруднительно. Недавно была оттепель, поэтому повсюду гололёд, который не посыпают даже песком, и машины из-за этого ездят не намного быстрее, чем я иду.

28. Видите кота на этом снимке? А ещё обратите внимание на табличку на стене: здесь на каждом доме написана фамилия хозяев, а обычно я такое вижу только в глухих деревнях.



29. Весьегонск в некоторых деталях оставляет впечатление какой-то "игрушечности". Вот, например, посмотрите в каком маленьком деревянном здании находится пожарная часть. Рядом вышка для тренировки спасателей, но она, похоже, уже не используется.



30. А кто угадает, что находится вот в этом милом деревянном домике слева?



31. А вот что!



32. А рядом ещё и детская библиотека!



33. Это снова центральная улица Маркса. С двухэтажками и берёзовым бульваром.



34. Идя по улице на север, я попадаю в Старый город — единственную сохранившуюся часть того, прежнего Весьегонска, который не был затоплен.



35. И первая на пути достопримечательность Старого Весьегонска — это винзавод, основанный в 1914 году, и действующий и в наши дни. Сейчас это, фактически, основное предприятие города. Завод производит ягодные вина, а почва для этого здесь тоже создана природой. Видите сосновый лес вдалеке? Там город уже заканчивается, а вокруг города сплошь вот такие леса и большие верховые болота, а именно такие места обычно очень богаты на клюкву, бруснику, морошку и другие ягоды.



36. А вот уже и какой-то дореволюционный домик из красного кирпича.



37. Но большая часть Старого Весьегонска покоится там, на дне...



38. В целом Весьегонск — тихий патриархальный городок. Правда, почему-то всё равно чувствуется, что когда-то он вырос из села.



39. А сохранившийся "Старый город" — ныне северная окраина.



40. Рыбинское водохранилище. Снова стало проглядывать солнце.



41. И вид обратно, в сторону центра города и Приморского парка.



42. Старый деревянный дом, который ещё помнит прежний Весьегонск.



43. А это Свято-Троицкая церковь (она же видна на заглавном кадре), построенная в 1868 году. Долгие годы она стояла в запустении, но сейчас реставрируется. Купол восстановили уже в последние несколько лет. А справа Казанская церковь постройки 1811 года, до сих пор заброшенная.



А до революции этот храмовый комплекс выглядел вот так (фото 1903 года):



Гуляя по Весьегонску, мне трудно было представить, что такие места, как Торопец или Жарковский, до которых отсюда добрых шестьсот километров, входят в состав этой же области! Я нахожусь на самом краю региона номер 69. Совсем рядом уже Вологодская область, и из Весьегонска маленький ПАЗик повёз меня именно туда, — по дороге среди сосновых лесов в город Устюжна, стоящий на реке Мологе выше по течению. Состояние местной автодороги я бы охарактеризовал как "яма на яме сидит и ямой погоняет", — частая ситуация на границе двух областей, тем более, когда до обоих областных центров далеко. Поэтому автобус 60 километров ехал почти полтора часа. О городе Устюжна, который находится уже в Вологодской области, и будет следующий рассказ.

  • 1
Сонное местечко судя по фотографиям.

Да, вот я тоже там вспоминал тогда нашу встречу и заезд в далёкий Жарковский (благо на тот момент прошло всего 2 месяца с того момента), и удивлялся, как они умудряются быть в одной области.
Летом там прикольнее, конечно - я там даже искупался в этом водохранилище. А так да, ощущения - разросшаяся деревня. Но занятное местечко, ничего не скажешь. Там в центре, кстати, прикольный Д/к и административное здание, в котором собралось всё :) Ещё всё надеялся, что вдруг найдётся какой транспорт в Рыбинск (вдруг ходят эти метеоры), но я даже порт не успел найти, чтобы это выяснить.

Возможно, кстати, и не было бы ощущения разросшейся деревни, если бы город не был затоплен и полностью бы сохранился. Судя по старым снимкам, там немало красивых домов было, которые как раз в зону затопления попали.
Насчёт метеоров — теперь уже не ходят. Точнее, метеор от Ярославля ходит, но ближе — до Брейтово (я летом как раз прицеливаюсь на этот маршрут). Вероятно, тут ситуация как с электричками, — обрезали маршрут, потому что Тверская область перестала платить.

Судя по расписаниям, можно отлично сочетнуть метеор с поездом: приплыть в субботу в Брейтово, уехать автобусом в Себельское, а утром из Дюдиково автобусом добраться до Весьегонска.

Летом там поинтереснее, конечно.
Бывал прошлым августом, очень приятный городок.

Мне природа с сосновыми лесами нравится в любое время года :)) Хотя в конце лета, конечно, грибов и ягод там много.
А в Устюжне не были?

Edited at 2016-05-14 10:22 pm (UTC)

В Устюжне бывал, приятный город.
Даже как-то фотки выкладывал, там еще Ленин в очень странной позе.

Edited at 2016-05-15 09:22 am (UTC)

Спасибо за интересный рассказ.

Немного грустное место из-за осознания истории возникновения Рыбинского водохранилища.

Спасибо за рассказ.

Я, кстати, скоро собираюсь ещё раз на Рыбинское вдхр. съездить и проехать по нему на "Метеоре".

69 -Тверская область? Я думал, Смоленская - у нас довольно часто российские номера 69 региона встречаются.

Не, это точно Тверская. У моих родственников 69-е номера.

Да, Тверская. У Смоленской 67.

Вот есть города, есть сёла, есть посёлки городского типа. А есть Весьегонск с уникальной атмосферой. Вроде и нет ярких достопримечательностей, выглядит довольно однообразно - и всё равно оставляет множество положительных впечатлений. Причём место хорошо известное, и гостиниц там на удивление много.

Последняя фотография практически с того же ракурса, только чуть правее.

Спасибо вам за рассказ об этих городах и железных дорогах. Похоже, я "утонул" в вашем ЖЖ надолго)
Тверская область, да и вся Верхняя Волга - места, любимые с детства, с походов и поездок с отцом. Так что трепет при просмотре фоток присутствует.
Ловлю себя на желании поверить и убедиться, что в этих местах не все так депрессивно, что там жизнь. Транспорт - показатель этой жизни. Поэтому в вашем ЖЖ я нашел источник оптимизма.
Ждем отчетов про поездку на Метеоре по Рыбинке (хочется, кстати, увидеть Брейтово). В интернете появилось актуальное расписание теплоходного сообщения по Ярославлю, Рыбинску и Брейтово.

Грустновато.

Видела в Иркутске под дождем сушили ковры, представила, как они потом будут "пахнуть" (

В Иркутске, думаю, они быстро высохнут) Там всё-таки более сухой климат.

На самом деле, еще несколько лет назад "градообразующим" предприятием был маслосырзавод, который (как говорят местные) - успешно купили и разорили. Теперь на его месте достаточно большой строительный магазин.

А винзавод возродился так же всего несколько лет назад. Не знаю, как в этом году, но в позапрошлом катали экскурсии на теплоходе, в том числе с заходом в Весьегонск и экскурсией на винзавод.

Еще есть новый крутой причал. Дорого, пафосно, но красиво.

Если посмотреть на руководителей и владельцев крупных торговых точек (как франшизных, так и местных), то все они - случайные однофамильцы главы города, поэтому дороги в последние несколько лет назад стали даже хуже, чем в Бежецке (а это эталон плохих дорог в 69 регионе) или в Кесовой горе. Километров 10 в сторону Устюжны конечно отлично отремонтировали, но съезжать с неё весной я бы не советовал. Местные электрики не так давно утопили целый бульдозер (да!) на дороге в Стрелицу. Так что многие деревни весной становятся абсолютно автономными. Редкая автолавка достигнет Никулино в середине апреля. Это я к тому, что сонливость города - заслуга не жителей. Жители с удовольствием развлекают себя как могут, а потом градоначальник удивляется в твиттере, мол, ну как же так можно?

Познавателно и интересно, да а с магазинами это конечно беда в провинциальных деревнях. Хоть бы чистили когда магаз едет. Хотя бы раз в неделю.

Очень интересно. Затронуло до глубины души. Вы очень проницательно пишите. Мне было очень интересно почитать про город, который совсем рядом с моим, и о котором я всегда хотел что-то узнать
Спасибо вам огромное, за такой проницательный рассказ

Рад, что понравилось. Кстати, в Череповце я тоже был весной. Скоро и про него посты будут.

  • 1