?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Немного о поезде Санкт-Петербург - Рига
nord_ursus
В конце мая мне довелось проехать внутри России (от Петербурга до города Себежа в Псковской области) поездом латвийского формирования Петербург - Рига. Если быть более точным, то это не полноценный поезд, а несколько прицепных вагонов, которые отправляются из Питера в составе белорусского поезда Петербург - Гомель, а на станции Новосокольники на юге Псковщины перецепляются к поезду Москва - Рига. Себеж — станция пограничная, последняя остановка в России. Но у поезда неудобный график, и границу он проходит ночью. Тем не менее, это единственный прямой поезд до Себежа, а с недавних пор и вовсе единственный пассажирский поезд, который там проходит. Ехал я в плацкартном вагоне, и в целом он ничем особенным не отличается от привычных мне российских или белорусских вагонов. Но несколько деталей я всё-таки подметил.

1. Итак, вот это мой поезд на Витебском вокзале. Так выглядит традиционная расцветка поездов LDZ (Latvijas Dzelzceļš, то есть Латвийская железная дорога) — оранжевый с тёмно-синим, и буква L с флажком Латвии. На этом фото, вроде, купейный вагон, соседний с моим. Внутрь него я не заглядывал, но похоже, что это старый добрый "Аммендорф".



2. Собственно, Витебский вокзал. Мой любимый вокзал Петербурга, — во-первых, на мой вкус (и не только на мой), самый красивый, а во-вторых, с ним у меня связаны детские воспоминания.



3. Ещё один вид перронов Витебского вокзала — той их части, которая расположена под дебаркадером. Между прочим, это вид из моего вагона: он был хвостовым, да ещё и рабочий тамбур находился с хвостовой стороны. Правда, почему-то я не догадался воспользоваться этим и поснимать в заднее окно Петербургско-Витебскую железную дорогу.



Впрочем, я и не снимал из окна в пути. Участок от Питера до Новосокольников мне до боли знаком, а до этого не затронутый мной участок Московско-Виндавской железной дороги от Новосокольников до Себежа поезд проходил ночью.

4. По сути, единственное фото, сделанное мной из окна вагона поздним вечером. Стоянка на станции Локня в Псковской области.



5. Как уже говорилось, в Ригу идут лишь прицепные вагоны (раньше ходил составной поезд до Риги и Вильнюса через Псков, но его отменили). А остальная часть состава — это белорусский поезд Санкт-Петербург - Гомель, с прицепными вагонами до Солигорска и Могилёва (причём второй — формирования РЖД).



6. В голове — тепловоз ТЭП70, который будет тянуть нас до Новосокольников.



7. На соседнем пути стоит поезд Петербург - Минск "Звязда", который отправится в семь часов вечера. В голове тоже ТЭП70, но в корпоративных цветах.



8. Ну а вот так выглядел мой вагон изнутри. В принципе, вполне обычный плацкартный вагон.



9. Заполняемость вагона не очень высока. Примерно половина пассажиров едет до различных станций в Псковской области — Дно, Дедовичи, Локня. Я тоже в их числе. Другая половина едет в Латвию, — кто в Резекне, кто в Ригу. И при этом попадаются жители обеих стран (слово "граждане" не употребляю по известной причине). Что интересно, среди пассажиров поезда не было латышей, — во всяком случае, латышскую речь я ни разу не услышал. Вероятно, поездами в Россию чаще ездят прибалтийские русские, у которых по эту сторону границы немало родственников.



10. В совершенно привычный интерьер плацкартного вагона, однако, добавляется такая интересная деталь, как надписи на латышском языке. Обратите, кстати, внимание на не в меру латышские имя и фамилию проводника :) Впрочем, напарник его, вроде, действительно был латыш — с прибалтийскими чертами лица и слабым акцентом, но его имя нигде написано не было.



Кстати, как выяснилось, слово "pavadonis" означает скорее "служащий": видимо, в Прибалтике на западный манер используют аналог английского слова "stuff".

11. Купе отдыха проводников:



В целом поезд оставил вполне приятные впечатления. Однако было пару моментов, которые его подпортили. Во-первых, здесь нельзя отказаться от белья: его можно не брать у проводника, но из стоимости билета его при покупке исключить невозможно. На РЖД по умолчанию оно тоже включается, но отказаться от него и на этом сэкономить всё-таки можно, хотя не все об этом знают. А здесь нет. Ещё более дурацкий момент: проводники дают бесплатный чай (кстати, во вполне каноничных подстаканниках), но только один раз за поездку. Второй раз взять у проводника чай нельзя даже за плату! Хорошо, что у меня хотя бы была с собой своя кружка и свой чай, — благо хоть кипяток из титана набирать в любых количествах можно. Интересно, это на всей Латвийской железной дороге так заведено, или только здесь?

12. Какой-то двуязычный латвийский журнал. Таких несколько лежало на разных столиках.



13. Ну и, разумеется, какой пост о поезде без вот такого кадра? Кстати, обратите внимание: унитаз фаянсовый. Как и в наших новых вагонах, вакуумный, и на стоянках не закрывается (кроме границы, конечно).



14. Раковина:



15. Ещё одна "языковая" деталь (из того же помещения). Даже про английский не забыли.



Такой вот поезд, идущий в постсоветскую страну Евросоюза, на котором я ехал в маленький приграничный городок в Псковской области. Прибытие в 3-20 ночи, — в конце мая в это время начинает светать даже на юге Псковской области. Пассажиры вагона мирно спали под убаюкивающий стук колёс, поезд прибывал на очередную станцию. И вдруг, когда за окном уже показался перрон, проводник зажёг яркий свет и огласил "Просыпаемся, граница, готовим документы".

16. Ну а мне выходить. Себеж встретил тёплой даже на рассвете погодой и маленькой, но оживлённой станцией, наполненной пограничниками и таможенниками. Между прочим, на календаре 29 мая, — у первых вчера был профессиональный праздник. В кадре виден вокзал и наш поезд, который уже целиком латвийский, — в Новосокольниках наши вагоны забрал поезд Москва - Рига.



В следующий раз расскажу о Себеже — маленьком городе в озёрном ожерелье, который показался мне одним из красивейших малых городов России.

  • 1
Вот мне интересно. Это же вагоны от московского поезда? А когда был прямой поезд, он в такой же раскраске был?
Вообще, поезд дорогущий, тарифы раза в полтора выше внутрироссийских.

Да, когда был прямой поезд, у него была такая же раскраска. Плюс к тому, я ещё как-то видел поезд Минск - Рига, и у него тоже была такая раскраска.
Дорогие в нём только московские вагоны. На питерские тарифы почему-то не отличаются от внутрироссийских. От Питера до Себежа я доехал за 1200 р. (для сравнения обратно от Новосокольников я ехал РЖДшным великолукским поездом за 1100).

Минск-Рига, по-моему, два состава ходят: латвийский и белорусский.

Ехал из Москвы до великих лук сидячим за 700 рублей от ржд. Был вариант латвийским поездом за 1200 общий на момент начала июня .

В ржд на сайте выгоднее сразу с бельём брать билет ( на сайте не добавляется 133 рубля ), если при посадке , то кле дополнительно платишь . Так , по крайней мере , на поезде Москва -Климов на Брянщину

Да, в московской части этого поезда билеты очень дорогие. А вот в питерских вагонах такой же тариф, как и на РЖДшных поездах.

Выход в Себеже свободный? Это ещё не официальная погранзона?

Свободный, в погранзону не входит. Но документы проверяют. Как в Сортавале в Карелии. Спросили цель приезда, я ответил, что приехал город посмотреть, и вечером обратно уеду. На этом проверка и закончилась.
Если на автобусе туда приезжать, то не проверяют ничего.

От постели невозможно отказаться по причине того, что вагон по отношению к РЖД приписки иностранной железной дороги, а билет покупался за пределами Латвии. Стандартная практика в АСУ "Экспресс". Стоимость постели неотделима от стоимости плацкарты. От постели можно было бы отказаться, купив билет в этот вагон в Латвии)

Edited at 2016-06-27 08:58 am (UTC)

А, вот как. Значит, и на белорусском поезде, скажем, до Локни или Невеля тоже пришлось бы с бельём ехать?

Совершенно верно. Плацкарта управляется дорогой-владельцем вагона и не может "редактироваться" из иностранных касс. Стоимость же проезда (билета) определяет управление дороги, по чьей территории следует вагон. Поэтому, например, стоимость билета по одному и тому же маршруту в пределах России, Украины, Белоруссии, Прибалтики (вообще, где есть АСУ "Экспресс") в международном поезде в вагонах различной государственной принадлежности будет отличаться из-за разницы в стоимости плацкарты.


Edited at 2016-06-27 11:22 am (UTC)

А я еще успел съездить в Ригу на том поезде, который отменили и который шел через Псков. Кстати, он тоже был не полноценный, а сдвоенный с поездом на Вильнюс. Ехал в плацкартном вагоне, вагон старенький, но очень чистый. Приятно удивило то, что каждому пассажиру бесплатно предлагалась бутылка минеральной воды, чай и кофе тоже бесплатно. А вот в вильнюсской части такого не было, да и туалеты там были обычные, не био. В Вильнюс тоже успел проехаться. Стоил проезд в плацкарте до Риги два года назад почти 3 тысячи рублей и 5 в купе, поэтому нормальные люди, не такие любители ж.д. как я, предпочитали автобус или самолет, поэтому поезд и не выдержал конкуренции + нагрянул очередной кризис. А вообще, незабываемое впечатление, за границу, в Шенген ехать на обычном плацкартном вагоне! Как-нибудь напишу про это пост в своем ЖЖ - материала много, только времени мало...

Насчёт чая не совсем верно: его дают не один раз за поездку, а один раз утром и один - вечером. Т.е. те, кто едет до Риги - получают его дважды, но, к примеру, ночью его взять уже нельзя.

Понятно. Но всё равно странно. Про постельное бельё мне, впрочем, уже объяснили, что причина в том, что поезд иностранного формирования.

На самом деле странно у них с этим бельём. Я этим летом покупал билет на сайте ЛЖД - там никакой функции отказа от белья не было. Наверно, это только при покупке в рижской кассе.

Я ехал однажды в "Латвияс экспрессис", в общем вагоне. Проводник - такой мужчина вежливый, по-русски говорил с довольно сильным акцентом, а потом я его бейдж увидел: Геннадийс Беляевс.

Интересно, почему он тогда с акцентом говорил.

Сказал, что он родом с тамбовщины, но в Латвии живет давно, и уже привык так разговаривать, акцент изменился

В этом году и в прошлом выдавали по два стакана чая на нос (в любое в время, мне, по крайней мере, и ночью давали) и по бутылке воды))
Документы они, кстати, не у всех выходящих проверяют, у меня не проверяли)

  • 1