Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Category:

Бабаево. Железнодорожный Русский Север

Бывают в нашей стране железнодорожные города. Которые порождены железной дорогой, и в которых стальная магистраль является хлебом города. А ещё среди них бывают такие, в которых воплощается железнодорожная атмосфера того или иного региона. Один из таких — городок Бабаево (11 с половиной тысяч жителей) на западе Вологодской области, показавшийся мне эдаким железнодорожным воплощением Русского Севера. Станция здесь не узловая, зато на ней стыкуются два рода электрической тяги. Так что по величине и оживлённости эта станция оставляет многие узловые далеко позади. Открылась станция в 1906 году в составе Петербурго-Вятской железной дороги, а вместе с ней возник и посёлок Бабаево, ставший впоследствии городом.



Была середина весны, когда меня вёз ночной поезд Петербург - Вологда. В темноте апрельской ночи мелькали ещё лежащие в лесах островки снега. На станцию Бабаево поезд приходил около трёх часов ночи, из-за чего я даже почти не успел поспать. После глуши вологодских лесов за окнами замелькали фонари, появились дома небольшого городка, и поезд остановился у первой платформы.

2. Станция Бабаево мне уже знакома, так как я неоднократно её проезжал по дороге в более восточные регионы и даже выходил прогуляться во время стоянки. Из-за смены электровоза все поезда стоят здесь по полчаса. А теперь — пока ещё ночь, и ходить в это время по городу я, честно говоря, поленился. Решил дождаться утра, коротая время полудрёмой на скамейке в зале ожидания.



3. Вышел я из вокзала уже в восемь часов утра. Ярко светит весеннее солнце, но на улице ощутимо холодно. На календаре 15 апреля, и заморозки ещё не кончились. Утром температура упала ниже нуля, и на лужах был тонкий лёд.



4. Вокзал в Бабаево дореволюционный, времён постройки дороги. Такой же сохранился в Тихвине, и похожий, но побольше, — в Череповце.



5. Железная дорога Петербург - Вологда связывает Северо-Запад России не только с Архангельском и Республикой Коми, но и с Уралом и Сибирью. Стоит ли говорить, что здесь весьма оживлённое грузовое движение. В Бабаево вся станция заставлена товарняками, а иные из них проезжают здесь каждые пять минут. Гудки электровозов и грохот колёс слышны здесь, наверное, во всём городе. И так продолжается уже многие годы.



6. Помимо старого вокзала, здесь сохранилась и дореволюционная водонапорная башня.



7. Веерное локомотивное депо:



8. Рядом с вокзалом стоит зенитная пушка — памятник защитникам станции во время войны. Хоть и немецкие войска не дошли до этих мест, будучи остановлены под Тихвином, но бомбёжки были и здесь.



9. С другой стороны от вокзала стоит паровоз-памятник серии Эр. Между прочим, конкретно этот паровоз был в строю аж до 2004 года и числился в депо Сортавала, а ещё в 1980-е годы регулярно ходил по железнодорожной ветке Янисъярви - Лодейное Поле.



10. Погуляв по вокзалу, я отправился осматривать небольшой городок весенним субботним утром. Вокзал выходит на тенистую Привокзальную площадь, где стоит военный мемориал с вечным огнём.



11. В прилегающих кварталах — характерные железнодорожные дома начала прошлого века. Многие из них во вполне приличном состоянии.



12. А в центр города уходит осевая магистраль — улица Красного Октября. Довольно необычное название, надо сказать.



13. Почему-то именно в Вологодской области особенно распространены светодиодные светофоры, которые в Питере встречаются крайне редко.



14. Недостроенная церковь. Баннер призывает "построить храм всем миром", но сейчас, похоже, строительство остановлено.



15. Памятник комсомольцам:



16. Бабаево — это город, выросший в сосновом бору. Многие жилые дома стоят под сводами сосен, а во дворах земля усеяна шишками. В городе пахнет хвоей, и это придаёт ему особенного уюта.



17. Сталинское здание районной администрации:



18. Пара старых зданий возле центральной площади. Слева, скорее всего, дореволюционное.



19. Впереди — мост через речку Колпь. Солнце пригревает по-весеннему, просвечивая через пока ещё голые ветки деревьев. Но в тени ощутимо холодно. В воздухе смешивается пение птиц, запах сосен и, главное, весны. Которая здесь ощущалась намного более явственно, чем в Питере.



20. На Колпи начиналось половодье. Поднимающаяся вода выглядит как зеркало.



21. Приезжая ночью из шумного Петербурга в тихую весеннюю Вологодчину, чувствуешь, будто в другую реальность попал...



22. Через реку даже есть подвесные пешеходные мосты. По крайней мере, один точно есть. Жаль, что я не походил по нему.



23. Ещё какое-то явно дореволюционное здание:



24. А это уже другой берег Колпи. В Бабаево много частного сектора, поэтому город довольно большой по площади.



25. Городок постепенно просыпается.



26. Честно говоря, в интернете доводилось слышать о Бабаево, как о довольно криминальном городке (что не редкость для малых городов при крупных ЖД станциях), но у меня такого ощущения совсем не сложилось. И в целом городок показался достаточно уютным.



27. Я уже довольно далеко от вокзала, но даже здесь можно услышать вдалеке гудки электровозов.



28. Небольшой квартал пятиэтажек на севере города. Даже одна новостройка виднеется.



29. Несколько магазинов, а за ними — лес.



30. Действительно, лес! Сосновый бор прямо в городе. Похоже, что его даже не сажали, а просто не вырубили при застройке города.



31. Чем интересен пейзаж соснового бора, — за исключением зимы, здесь нельзя определить на глаз время года. Ведь не понять по фотографии, апрель это, июль, или октябрь.



32.



33. Но лес быстро закончился. Центральная улица остаётся в стороне и затем переходит в шоссе на село Борисово-Судское, куда мне ещё предстоит поехать. Ну а это — деревня Рысцово, официально включённая теперь в состав города.



34. Весенний воздух хотелось вдыхать полной грудью...



35. Ещё какие-то новостройки:



36. А ещё в Бабаево совершенно удивительные деревянные автобусные остановки. Я нигде ещё таких не видел.



37. А вдалеке сосновый лес. Именно такие боры распространены по всему западу Вологодской области.



38. Во внешнем виде почтового отделения есть что-то архаичное.



39. И это неспроста. Над входом до сих пор висит раритетная табличка.



40. А потом я снова вышел на берег Колпи. Второй мост оказался деревянным.



41. И, кроме того, ветхим. Раньше он был автомобильным, но движение перекрыли из-за аварийного состояния моста. Насколько я знаю, сейчас его уже разбирают, так что мои фотографии — скорее всего, уже история.



42. А на реке бурлит весенняя стихия. Где-то в лесах тает снег, и вода прибывает буквально на глазах, заливая речные берега.



43. Кусты и деревья стоят в воде. Наверное, приехав на неделю-другую позже, я мог бы лицезреть ещё более красочные виды.



44.



45.



46. Снова мост:



47. И за мостом я возвращаюсь в город. Апрельское солнце поднимается всё выше и греет всё сильнее.



48.



49. Ещё одна весьма необычная автобусная остановка:



50. Лесопилка на выезде из города:



51. За ней — городское кладбище:



52. И напротив него — воинский мемориал. В середине апреля ещё не растаяли сугробы.



53. Ну а дальше — живописный сосновый лес:



54. Весна... Бегут ручьи, тают последние сугробы снега. Скоро в лесу зацветёт багульник, появится листва.



55. Вскоре после выезда из города...



56. ...появляется деревня Колпино, названная по реке Колпь. Несмотря на созвучие с пригородом Петербурга, здесь ударение падает на последний слог.



57. Своеобразными воротами деревни служат вот эти две сосны:



58.



59. А это какой-то ручей, протекающий в трубе под дорогой. С одной стороны от дороги на нём ещё не вскрылся лёд.



60. А с другой — он уже свободно течёт!



61. Ещё несколько километров я прошёл по дороге.



62. И потом свернул в лес:



63.



64. В апреле по ночам лужи ещё сковывает лёгкий морозец, украшая их причудливыми узорами тонкого льда.



65. А потом я вышел к железной дороге. Электрифицированная двухпутка среди соснового леса, — этот вид мне очень сильно напомнил места в районе моей дачи в Беларуси. Только там на железной дороге переменный ток, а здесь постоянный. Впрочем, чтобы здесь увидеть переменку, нужно просто идти от Бабаево в другую сторону. Ведь в Бабаево два рода тока стыкуются.



66. Интенсивность грузового движения здесь — почти как в метро. Поезда идут один за другим. Вот, к примеру, со стороны Питера идёт грузовой под довольно редким электровозом ВЛ15.



67. А следующий — под 2ЭС4К. Все электровозы с обеих сторон доходят только до Бабаево, где и сменяются. Эта крупная станция здесь — граница миров разной тяги. А железнодорожная магистраль связывает Петербург с восточными регионами страны.



68. Грузы идут самые разные. Много цистерн, много вагонов с грузами для "Северстали" и "ФосАгро", идущими в Череповец.



69. Вид в сторону Питера:



70. Ещё один грузовой под ВЛ10 идёт со стороны Череповца:



71. 2ЭС4К идёт в Бабаево резервом:



72. На железной дороге интенсивное движение, а у муравьёв, тем временем, своя жизнь:



73. А я вернулся в лес и пошёл обратно в город.



На автостанции, расположенной возле ЖД вокзала, меня уже ждал автобус, направлявшийся в глухие лесные места на севере Бабаевского района, которые обошла стороной железная дорога. Там находится старинное село Борисово-Судское — своего рода, исторический предшественник Бабаево. Именно об этом месте будет следующий рассказ.
Tags: Вологодская область, Железная дорога, Природа, Путешествия, Россия, Русский Север, Северо-Запад
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments