Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Череповец. Часть 2

— А я, браток, вологодский. Череповец — слыхал? Охцы-мохцы, Череповцы...
— А как же! Там же сейчас металлургический комбинат отгрохали, огромнейший заводище!
— Ой ты? И его, значит, тоже в оборот взяли... Ну ладно.

(А. и Б. Стругацкие, "Град обреченный")

Увидев в первой части уездный центр Череповца и стрелку рек Шексны и Ягорбы, теперь осмотрим другую ипостась города — советскую, индустриальную. В прошлом обычный уездный город был в послевоенные годы выбран для строительства металлургического комбината, куда всё сырьё привозится с Крайнего Севера, и с 1950-х годов до конца XX века, вырос в десять раз. Во второй части пройдём по проспекту Победы — осевой магистрали города, попутно заглядывая на боковые улицы, а также увидим мощную и внушительную промзону.



Проспект Победы — центральная улица Череповца. На запад от центра он уходит прямо в промзону, где переходит в улицу Мира, а на восток — пересекает по мосту реку Ягорбу и продолжается в Заягорбский район. На всём протяжении по проспекту исправно курсируют трамваи, связывающие с комбинатом напрямую восточные окраины.

2. Вот так выглядит проспект рядом с мостом через Ягорбу:



3. Патриотические граффити на тему Дня Победы возле одного из домов:



Скажу немного об устройстве трамвайной сети Череповца. Она предельно проста. Фактически трамвайная линия здесь только одна — по проспекту Победы - улице Мира. Есть однопутное кольцо, проходящее мимо железнодорожного вокзала. Ещё одно аналогичное кольцо меньшего размера есть у перекрёстка с улицей Сталеваров. Карта кликабельна.



4. Перекрёсток Победы и Советского. Здесь как раз виден трамвай, поворачивающий к вокзалу.



5. Трамвайная система Череповца в большинстве своём представлена довольно старыми и дребезжащими КТМ-5. Впрочем, в промышленных городах, где трамвайные линии идут вдоль заводских проходных, обычно такие и преобладают (сразу вспоминаются Кемерово, Новокузнецк, Бийск, Магнитогорск).



6. У перекрёстка — памятник, 37-мм зенитная пушка.



7. А проспект Победы — шумный, наводнённый людьми и машинами. А вон, кстати, и очередной трамвай виден.



8. Чуть в стороне — городской историко-краеведческий музей. Здание постройки 1928 года, при том довольно необычное, — легко можно принять его за закрытую церковь, у которой с купола сняли крест.



9. Городской рынок в окружении кирпичных хрущёвок:



10. Потом начинается сталинская архитектура. В Череповце металлургический комбинат стал строиться лишь в начале 1950-х годов, поэтому здесь её не так много, как, например, в Магнитогорске или Новокузнецке.



11. Два дома с предыдущего кадра обрамляют пешеходную улицу Верещагина, которая приводит на уже показанную в начале первой части площадь Металлургов.



12. А вот так она выглядит с другой стороны. Однопутная трамвайная линия от вокзала возвращается к проспекту Победы. По ней ходит только два маршрута — №2, идущий на запад, в промзону, и №8, в Заречье. Разъездов на этом участке нет, поэтому трамваи идут только в западном направлении, закольцовывая свой маршрут.



13. Перекрёсток с этой улицей довольно плотно зажат окружающими домами, поэтому внезапно выезжающий как будто из двора трамвай выглядит немного странно :)



14. Заглянем во дворы. С благоустройством здесь не очень хорошо. В моём районе Питера дворы так выглядели лет десять назад. И тут я прямо вспомнил, как весной домой ходил из школы.



15. А это вокзал, расположенный в 10 минутах ходьбы от проспекта Победы. Железная дорога пришла в Череповец в 1906 году, и вокзал здесь сохранился с тех времён. Правда, не весь, — если не ошибаюсь, часть здания, со стилизацией под начало XX века, была построена уже в наше время.



Череповец стоит на исторической Петербургско-Вятской железной дороге, связывающей Северную столицу России с Уралом и Сибирью. Поэтому я уже неоднократно проезжал Череповец на поезде по дороге на восток. Кроме множества проходящих питерских поездов, отдельные поезда из Череповца ходят в Москву и Адлер.

16. Движение здесь оживлённое, и череповецкий вокзал почти всегда наводнён пассажирами. На втором пути стоит поезд Санкт-Петербург - Воркута, а на первом — электричка из Вологды.



17. Рядом находится и автовокзал (на него я приехал накануне автобусом из Борисово-Судского), буквы на котором, похоже, остались ещё с советских времён. Прямым автобусом из Череповца можно доехать даже в Рыбинск и Петрозаводск. Слева видна железнодорожная водонапорная башня.



18. В сквере на Привокзальной площади — открытый в 2015 году к 70-летию Победы памятник военным медсёстрам: как и любой город, расположенный относительно недалеко от линии фронта, в годы войны Череповец был почти сплошным городом-госпиталем.



19. Вернёмся теперь на центральные улицы города. Покажу снова перспективу улицы Металлургов, которая идёт прямо к комбинату.



20. Сталинская архитектура:



21. Детали:



22. Здесь виден перекрёсток улиц Металлургов и Сталеваров. Место, где череповецкий колорит ощущается даже в городской топонимике.



23. Дворы. Напоминает район станций метро "Автово" и "Кировский завод" в Питере.



24.



25. В целом архитектура довольно солидная. Но некоторые дома выглядят ободранными.



26.



27. Улица Металлургов:



На этом закончим осмотр центра и отправимся в промзону, расположенную на западе города. Она огромна, и площадь занимает, едва ли не большую, чем жилая часть города. Как и подобает таким городам, прямиком в промзону ведёт трамвайная линия, где остановки трамвая расположены по очереди у каждой проходной.

28. Своего рода, граница центра отмечена трамвайной остановкой "улица Комарова". Рядом с остановкой я обратил внимание на пивной бар, и мне сразу подумалось, что здесь удалые сталевары расслабляются после ударной смены на комбинате :) Инфраструктура череповецкого трамвая в довольно плохом состоянии, — пути кривые (даже на этом снимке видно), а навесы на остановках вот такого сурового вида, похоже, ещё с советских времён тут стоят. Вон, кстати, и трамвай подъезжает.



29. Народу почти нет. Оно и понятно, — дальше только промзона, и трамвай на этих маршрутах наполняется лишь во время пересменок на предприятиях, отправляя на каждой проходной партию работников во чрево тяжёлой индустрии, и забирая обратно других, а в остальное время возит воздух. Ну и иногда какого-нибудь любопытствующего путешественника.



30. На пути в промзону сделаем остановку. В этих зданиях расположено управление ПАО "Северсталь", которое и является собственником Череповецкого металлургического комбината. А вот "ФосАгро" базируется в Москве.



Как уже говорилось, металлургический комбинат полного цикла в Череповце вырос в первое послевоенное десятилетие. Особенно интересно, что ещё в 16-17 веках одним из основных центров русской металлургии был город Устюжна, расположенный совсем недалеко от Череповца. Но это лишь совпадение, — тогда для этого хватало болотной руды (а верховых болот в этих местах хватает с избытком), а вот череповецкая металлургия функционирует полностью на привозном сырье. Железная руда (точнее, концентрат) сюда привозится с северо-западной стороны — из карельской Костомукши и заполярного Оленегорска, а каменный уголь (кто не знает, в выплавке стали и чугуна это необходимый компонент), — с северо-востока, из столь же заполярной Воркуты. Череповец расположен на пересечении магистральной железной дороги Петербург - Вологда - Урал и Волго-Балтийского водного пути, и поэтому стал точкой, куда удобно привозить сырьё из отдалённых регионов. Именно поэтому в состав "Северстали" входят горно-добывающие компании "Карельский окатыш", "Олкон" и "Воркутауголь".

31. Второй корпус управления. "Северсталь", конечно, далеко не "Газпром", но в своей отрасли сейчас — одна из богатейших компаний России.



Решение о строительстве комбината было принято ещё в предвоенные годы, и создание Рыбинского водохранилища во многом связано именно с череповецкой индустрией. Уже после войны, в 1952 году, была заложена первая доменная печь, которая, спустя три года, дала первый чугун.

32. А этот памятник — слиток 100-миллионной тонны стали, которая была получена 24 декабря 1967 года.



В 1970-е годы в Череповце вырос химический завод, которым ныне владеет компания "ФосАгро". Производит он фосфатные удобрения на основе сырья, привозимого, опять же, с Кольского полуострова, — апатитовой руды с Хибинского месторождения (города Апатиты и Кировск). В общем, Череповец стал одним из наиболее мощных в стране центров металлургической и химической промышленности, хотя окружающие природные условия к этому совсем не располагают. В общем, дядя Юра из "Града обреченного", пожалуй, действительно удивился бы.

33. Геральдическая ограда. Герб Череповца, впрочем, ещё дореволюционный, и верхнее поле щита прямо указывает на принадлежность его Новгородской губернии, — этот же трон с медведями можно и сегодня увидеть на гербе Великого Новгорода.



34. Трамвайная линия уходит дальше, к стройному ряду дымящих труб. Кстати, обратите внимание, — трамвайный светофор!



35. Следующий трамвай довёз меня до остановки с названием "Доменная". Здесь есть кольцо и небольшая диспетчерская.



36. И уже тут со всех сторон мощный индустриальный пейзаж с дымящими трубами.



37. Паровые градирни и, обратите внимание, — подземный переход! Я внутрь него не заходил, но подозреваю, что выглядит он очень мрачно.



Трамвай идёт дальше, до конечной с названием "Аглофабрика №3", до которой я решил пройти пешком и потом ехать на трамвае обратно. Помимо "Доменной", здесь ещё остановки "Водородная" и "Кислородная", у соответствующих проходных. Названия уже сами по себе интересны.

38. Пейзажи открывались впечатляющие. Я понимаю, что всё это — на большого любителя, но я как раз в числе таковых. Мне такое нравится.



Вообще, к сожалению, с улицы Мира, по которой я шёл, индустриальные пейзажи видны не так хорошо. И, пожалуй, мне стоило поехать на Северное шоссе за железной дорогой. Но, впрочем, череповецкую промзону неплохо можно рассмотреть и проезжая город на поезде. Возвращаясь в прошлом году из Воркуты, я не преминул пофотографировать эти суровые пейзажи. Часть фотографий приведу и здесь.

39. Когда проезжаешь Череповец на поезде, этот город, даже не глядя в окно, легко узнать по характерному запаху, который ощущается в вагоне даже при закрытых окнах.



40. У комбината своя внутренняя, весьма разветвлённая железнодорожная сеть. Часть путей даже электрифицирована!



41. Всё же своя красота в этом тоже есть. Ведь недаром в 1940-е-50-е годы в живописи соцреализма было даже целое направление, изображавшее тяжёлую индустрию, с трубами, исторгающими разноцветный дым, пламенными горнилами доменных печей и героическими лицами сталеваров. Несколько таких произведений, кстати, висит в зале ожидания череповецкого вокзала. Правда, я забыл сфотографировать.



42.



43.



44.



45.



46. Ведомственный музей "Северстали":



47. Внезапно — паровозик из вёдер возле железнодорожного переезда:



48. А вот там и железная дорога на территории комбината:



49. А это аглофабрика металлургического комбината, служащая для одной из ступеней производственного цикла. Здесь порошкообразный рудный концентрат превращается в агломерат, то есть в куски, которые уже можно отправлять в доменную печь.



50. Дойдя до аглофабрики, я решил завершить осмотр промзоны, дождаться трамвая и уехать на нём обратно в город. Вот, кстати, и трамвай подошёл. Пустой, конечно же. Покинув промзону, я отправился в Заягорбский район (за рекой Ягорбой), то есть восточную часть города.



Но прежде него, я покажу ещё пару видов на металлургический комбинат, которые запечатлел уже на закате солнца. К сожалению, мне так и не удалось найти в городе нормальной точки обзора, откуда его хорошо было бы видно с общего ракурса (а вот в Кемерово даже отдельную смотровую площадку под это дело обустроили!).

51. Сначала я поднялся на путепровод над железной дорогой рядом с вокзалом. Но оттуда очень мало что оказалось видно.



52.



А потом шёл от вокзала по улице Сталеваров и увидел девятиэтажку, стоящую на отшибе от остальных домов. И вдруг пришла в голову идея зайти в подъезд, подняться на самый верх и поснимать оттуда в окно.

53. Ракурс оказался действительно довольно неплохим. Но вот снимки получились весьма посредственными. Всему виной — опять же, закат и наступающие сумерки, а также грязное стекло. Окно там, к сожалению, не открывалось. Зато здесь, помимо дыма, в кадр попал даже горящий факел. Видите его?



54.



55. Ну а это Заягорбский район (Заречье). По сути, — обычный многоэтажный спальник.



56. Воскресным вечером проспект Победы был многолюден:



57.



58. Так же, как и дворы:



59. За Ягорбу тоже ходит трамвай (я доехал от аглофабрики без пересадок на трамвае №4). А с большим зумом можно увидеть довольно интересную перспективу проспекта Победы, где комбинат неплохо виден вдалеке.



60. Площадь Химиков:



61. Довольно странный образец советского модернизма 1991 года. Слегка жутковатого вида ДК с не менее жутковатым названием "Аммофос". Спасибо, что не монооксид дигидрогена.



62. Иногда попадаются новостройки (как справа). Правда, больше их не здесь, а в Зашекснинском районе, где я не был.



63. Одна из боковых улиц:



64. Недострой и заброшка:



65. Парк имени Гоголя у проспекта Победы, рядом с Ягорбским мостом:



И на этом всё. Завершу я рассказ о Череповце ещё парой снимков, которые я сделал поздним вечером, по дороге на вокзал.

66. Проспект Победы в центре города. С комбината идёт очередной трамвай.



67. Ну и железнодорожный вокзал. На нём я сел на ночной поезд Вологда - Санкт-Петербург, и поехал домой.



Вот таким я увидел Череповец — в прошлом тихий уездный город среди лесов Русского Севера, а теперь индустриальный гигант, превосходящий по размеру свой же областной центр. Кстати, в самой Вологде я до сих пор не был, и, думаю, эти два города было бы весьма интересно сравнить между собой. Но это, надеюсь, ещё впереди, а пока что ночной поезд утром привёз меня обратно в Питер.
Tags: Вологодская область, Железная дорога, Путешествия, Россия, Русский Север, Северо-Запад
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments