Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

В Костромских лесах. Николо-Полома и Парфеньево

Костромская область — самая, наверное, загадочная из традиционно числящихся среднерусскими. Во-первых, она во многом уже тяготеет к Русскому Северу, будучи покрыта густыми лесами, а во-вторых, что ещё интереснее, она выглядит как, своего рода, "модель России в уменьшенном виде", — областной центр находится на юго-западном краю, а множество довольно глухих районов тянется дальше на восток. Костромскую область пронизывает северный ход Транссиба, где многие станции служат воротами для лежащих в стороне районов. Одно из таких затерявшихся в потайной лесной глуши мест — село Парфеньево, райцентр, ворота которого — станция с причудливым названием Николо-Полома. Именно оттуда началось моё 20-дневное летнее путешествие.



На поезд с немного странным маршрутом Санкт-Петербург - Шарья я сел на Ладожском вокзале днём 3 июля в 30-градусную жару, которую с питерской влажностью выносить было совсем тяжко. Вагон, кстати, попался старый, где не было никаких кондиционеров (а ведь лет десять назад их наличие ещё было в диковинку), но я был рад, что имею возможность в жаркую погоду постоять у открытого окна. Уже давно знакомый мне маршрут, — Волхов, Тихвин, Пикалёво, Бабаево. Вечерело, но жара никак не хотела уходить, из-за чего заснуть мне удалось лишь в середине ночи, когда уже светало, а поезд проезжал Вологду.

2. Где-то ранним утром, пока я спал, проехали Буй, потом Галич, где я был прошлой зимой. А в без малого восемь утра поезд остановился на пару минут на станции Николо-Полома, где мне предстояло сойти с магистральной железной дороги и углубиться в лесные края. Одно из моих любимых ощущений — когда на какую-нибудь маленькую станцию в глубинке можно приехать из Петербурга прямым поездом.



3. На станции сохранился красивый вокзал постройки 1906 года, появившийся одновременно с Вологодско-Вятской железной дорогой. А с некоторых пор вслед проезжающим поездам смотрит серебристый Ильич.



Между прочим, при постройке этой железной дороги каменных вокзалов на ней было совсем не много (даже в Галиче был деревянный). Стало быть, Николо-Полома была одной из важнейших станций. Да и сейчас она по-прежнему является конечной для электричек с обеих сторон (Буй и Шарья).

4. Внутри вокзала — чистый и прохладный зал ожидания, а со стороны посёлка стоит памятник местным уроженцам, погибшим на Великой Отечественной войне.



5. Поезд ушёл дальше на восток, пассажиры куда-то разбрелись, а я вышел на утреннюю привокзальную площадь. На часах всего восемь, но солнце уже знойно печёт. И даже спрятаться особенно некуда, — тени от деревьев довольно мало.



6. Поездка только началась, а уже жара! Поэтому я сразу пошёл пить воду из вот этой колонки. Замечаю, что здесь сохранилось довольно много железнодорожных построек начала прошлого века.



7. Водонапорная башня. В первом ярусе теперь, вроде, какой-то магазин.



8. Николо-Полома... Чтобы понять сущность этого места, нужно обязательно произносить это название на местный манер, — чётко выговаривая каждую букву О. В нескольких километрах от железнодорожного посёлка есть ещё одноимённая деревня, когда-то давшая станции название.



9. В посёлке живёт около полутора тысяч человек. Мне, к сожалению, подробно осмотреть Николо-Полому не удалось. Лишь успел немного прогуляться возле станции, как уже подошёл автобус до Парфеньево. Как и большинство посёлков в этих местах, Николо-Полома живёт железной дорогой и лесозаготовками.



10. Удалось издалека увидеть красивую деревянную церковь 2001 года постройки. Как не трудно догадаться, называется она Никольская. Между прочим, кроме Поломы, неподалёку есть ещё Николо-Угол, а к северу от Парфеньево ещё и Николо-Ширь.



Погуляв с полчаса, вернулся к вокзалу. От палящего уже с утра солнца прячусь в тень автобусной остановки, начинают одолевать комары. На пустынной до этого площади собираются люди, и вскоре подъезжает ПАЗик с табличкой "Парфеньево". Ехать до райцентра недолго, — всего 18 километров к северу от железной дороги. Вокруг лес и редкие деревни. Бабушки в автобусе сетуют, что даже ночью от жары спать невозможно, говоря с надеждой "ну, вроде, к вечеру грозу обещают", потом начинают обсуждать урожай на огородах, а одна из них говорит "А вот в четверг ИванОв день, так пОди дождик-тО прОйдёт". Вот она, настоящая русская глубинка!

11. А вот и Парфеньево. Официально — село, причём крупное (без малого три тысячи жителей), но старинные каменные дома выдают в нём бывший город.



Действительно, город Парфеньев известен с 1523 года, когда он был крепостью, прикрывавшей город Галич. Официально городской статус Парфеньев утратил ещё в 1797 году, когда стал посадом в составе Кологривского уезда, а статус села и окончание "-о" появились уже в советское время. В Костромской области довольно немало таких мест, которые, имея богатую историю, утратили своё значение с постройкой в 1906 году железной дороги, прошедшей мимо них, и породившей на своём пути новые города. Теперь все эти Солигалич, Парфеньево, Кологрив — малоизвестные и весьма атмосферные места, которые скрываются в Костромских лесах где-то к северу от стальной магистрали.

12. Это самый центр Парфеньева. Собор Ризоположения Богородицы постройки 1848 года стоит у обрыва холма, на котором когда-то и была Парфеньевская крепость. Внешне, кстати, сильно напоминает Никольский собор в Галиче.



13. Теперь холм получил название Соборная горка. Одним фасадом собор обращён к обрыву, а другим — к центральной площади села.



14. По соседству стоит второй храм — собор Воскресения Словущего 1790 года. В паре они образуют красивый ансамбль.



15. На дорожке между соборами до сих пор сохранилась старинная брусчатка. Здесь всё дышит историей!



16. А так выглядит Соборная горка с холма напротив. Парфеньево — место не только с историей, но ещё и с весьма живописным расположением. Внизу, вдоль склона, течёт еле заметная речка Нея, ниже по течению давшая название железнодорожной станции и выросшему из неё городу.



17. Домики, деревья, огороды, а вдалеке простирается лес!



18.



19. Военный мемориал возле соборов:



20. Возвращаюсь на центральную улицу. Насколько глухим местом кажется Парфеньево при взгляде на карту, настолько же и оживлённым оно оказалось, когда я сам туда приехал. На улицах в летний день многолюдно, народ куда-то ходит по своим делам. В общем, жизнь идёт. Такая крепкая русская провинция. При этом Костромская область более удалена от центральных областей и не затронута массовым туризмом, поэтому и выглядит какой-то "более аутентичной".



21. Памятник Ленину на центральной площади меня весьма позабавил. Во-первых, постамент деревянный...



22. А во-вторых, лицо у вождя больно уж страшноватое.



23. Табло на одном из магазинов показывало +33 градуса, в воздухе пахло летним зноем. Хоть я и жару не люблю, но надо сказать, что здесь с более континентальным сухим воздухом она переносится легче, чем в Питере. Местные, кстати, говорили, что на Рождество в Парфеньево было столько же градусов со знаком минус.



24. Часто попадаются красивые купеческие домики:



25. Боковые улочки:



26. В Парфеньево до сих пор сохранились дощатые тротуары! Впрочем, это вообще характерно для Русского Севера. Ведь лес в этих краях — главное богатство и, конечно, основа экономики.



27. Где-то у этих домов я видел детей, резво игравших в прятки.



28. Много домов с красивой деревянной резьбой.



29.



30. Парфеньево по площади маленькое, поэтому и вскоре закончилось. Главная улица райцентра превратилась в обычную просёлочную грунтовку.



31. Жаркий июльский полдень. С солнечным зноем в воздухе смешиваются запахи каких-то трав, цветов и непрерывно звучащий стрёкот кузнечиков.



32. Парфеньево стоит на возвышенности, а это всегда даёт интересные пейзажи. С высоты видно, как расстилаются безбрежные просторы. Луг сменяется лесом, потом наоборот, и так всё время. Железная дорога проходит отсюда в 18 километрах, но, думаю, в этих тихих местах поезда бывает слышно даже на таком расстоянии.



33. Русь!..



34. Потом вокруг дороги появился лес:



35. Дорога уходит всё куда-то дальше, маня за собой. Так и хочется идти туда, в глушь, в глубинку...



36. Но я свернул в лес, где пахло нагретой солнцем хвоей, и стал увлечённо собирать лесную землянику и чернику, попутно отмахиваясь от комаров. На ягоды лес оказался очень даже щедр, хоть и было всего начало июля. Я слушал лесную тишину, и даже комары здесь не были помехой.



37. А потом, когда я уже в середине дня вернулся в село, погода стала меняться, и я уже начал радоваться за бабушек из автобуса, которые огорчались, что небо никак не даст дождя. Солнце скрылось, сгущались хмурые тучи. Откуда-то издалека всё ярче сверкали вспышки молний, и всё громче раздавались небесные раскаты.



38. Начавшийся затем проливной дождь я пережидал в беседке автобусной остановки, служащей здесь своеобразным залом ожидания (автостанции, как таковой, здесь нет, хотя автобусы на Кострому, до которой почти двести километров, ходят каждый день). Пока пережидал, собирались люди на ПАЗик до села Николо-Ширь, — это ещё севернее.



Дождь постепенно ослабевал, раскаты грома уходили всё куда-то дальше, потом их и вовсе стало не слышно. Погода изменилась, — жара спала, и стало довольно свежо, хотя и не холодно.

39. Так выглядело Парфеньево после дождя. Я спустился в "нижнюю" часть села, и теперь соборы живописно возвышаются над деревянными домиками.



40. Была, кстати, в Парфеньево и третья церковь — Рождества Христова, на сельском кладбище. Но её так и не восстановили, стоит заброшенная. Хотя может быть, возрождение ещё и впереди.



41. Вот так выглядит окраина села. Выезд в сторону Николо-Поломы.



42. Затем я снова вернулся на горку и пошёл гулять по боковым улочкам. Обратите, кстати, внимание, на кирпичный домик справа.



43. Это ни что иное, как администрация Парфеньевского района Костромской области. Вот так вот скромно, однако...



44. Просто приятные глазу сельские виды. Здесь мне, кстати, вспомнилась деревня Городище на реке Лаве под Питером.



45. А это опять вид на Соборную горку:



46. Воскресенский собор. Обратите, кстати, внимание на стройное дерево справа от него. Это не ель, а сибирская пихта! Уже на севере Костромской области начинается её ареал распространения, и её можно встретить здесь и в лесу.



47. Вот здесь ещё две:



48. Деревянный дом, и чья-то "семёрка", превращённая в цветочную клумбу :)



49. Голь на выдумку хитра! Ничего не скажешь.



50. И ещё пару видов в заключение. В Парфеньево я провёл довольно много времени — до обратного автобуса на Николо-Полому. Уже дело шло к вечеру.



51.



В общем, Костромская область — край совершенно чудесной русской глубинки, и я надеюсь приезжать туда снова и снова. Обратно в Николо-Полому по довольно разбитой дороге я ехал на том же самом ПАЗике, который вёз меня утром, с теми же водителем и кондуктором. Через полчаса дороги вновь показались рельсы и двухпутная электрифицированная железная дорога. Пересекаем переезд и заезжаем к вокзалу (в Николо-Поломе он находится с южной стороны). На первом пути меня уже ждёт электричка Николо-Полома - Шарья. Вернее, даже не электричка, а электровоз ЧС4Т с сидячим вагоном.

Ну а Шарья, о которой я расскажу в следующий раз, — это и есть город, порождённый уже в XX веке железнодорожной магистралью.
Tags: Железная дорога, Костромская область, Путешествия, Россия, Русский Север
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →