Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Лепель

Небольшой (17.5 тысяч жителей) город Лепель расположен на юге Витебской области — самой северной в Белоруссии. Здесь заканчивается малодеятельная железнодорожная ветка из Орши, по которой на дизеле мы сюда приехали вместе с schelkunov, рядом с городом проходит автодорога Минск - Витебск. Когда-то Лепель был важным транспортным узлом, располагаясь на одном из маршрутов пути "Из варяг в греки", а сейчас являет собой, можно сказать, довольно типичный провинциальный белорусский городок. Вместе с тем, не без истории и достопримечательностей.



2. Город для нас начался с вокзала. В Лепеле это тихая тупиковая станция в конце ветки из Орши, построенной в 1927 году. Вокзал — уже послевоенный, сталинский.



3. На привокзальной площади — братская могила освободителей города с памятником (в оккупации Лепель был с 3 июля 1941 по 28 июня 1944 года).



4. Также поблизости от вокзала сохранилась в заброшенном виде одна из немногих изначальных построек на лепельской железнодорожной ветке — паровозное депо.



5. Возможно, что с того времени сохранилась и водонапорная башня напротив вокзала. Та, что слева, разумеется.



6. Рядом, как водится, расположен и автовокзал, интерьер которого, по-видимому, не изменился с 1980-х годов. Особенно моё внимание привлекла явно ещё советская схема автобусных маршрутов Лепельского района над кассами. Нашей целью после самого Лепеля была деревня Волова Гора, куда мы уезжали именно с автовокзала.



Автовокзал довольно оживлённый: вблизи города проходит автодорога Минск - Витебск — одна из главных автомагистралей страны, и рядом с Лепелем находится её ответвление на Полоцк. Именно эта трасса связывает Минск с Петербургом. Поэтому на маленький лепельский автовокзал можно прямым автобусом приехать из Питера.

7. Типично железнодорожный дом рядом с вокзалом:



8. А тут, видимо, половину деревянного дома обложили кирпичом:



9. Новодельная Спасо-Преображенская церковь:



10. Улица Чуйкова, идущая вдоль железной дороги. В целом Лепель устроен просто, — город стоит между железной дорогой и берегом Лепельского озера, а сетка улиц прямоугольная.



11. Городской рынок. По-видимому, в тот день он почти не работал, а обычно именно на рынке в малых городах больше всего народу.



12. Лепель позднесоветский. Как уже сказано, в Лепеле проживает 17 с половиной тысяч человек (на момент распада СССР было почти 20 тысяч), но он мне почему-то казался меньше, чем он есть. И трудно было поверить, что это город одного размера, например, с Сортавалой.



13. В общем-то городская застройка здесь в основном состоит из частного сектора. По тихим улочкам мы пошли углубляться в центр города — в направлении озера.



14. Зашли в краеведческий музей, укромно расположившийся в этом деревянном доме, и даже обороняемый пушкой ЗИС-3. Интерьер и экспозиция там тоже мало изменились с советских времён, как это часто бывает в уютных провинциальных музеях.



Лепель впервые упоминается в 1439 году, но расположен он был тогда не там, где сейчас, а в 5 километрах, на другом берегу озера, где до сих пор сохранилась деревня Старый Лепель. В состав России Лепель вошёл при втором разделе Речи Посполитой в 1793 году, став затем уездным городом Витебской губернии.

15. В Лепеле довольно интересная цельная деревянная застройка. Наверняка не всем этим домам так уж много лет, но сохранился сам принцип застройки.



16. Так мы пришли на площадь Свободы — главную площадь города. С одной стороны стоит лепельский райисполком (да, в Беларуси это до сих пор именно так называется).



17. По соседству — дом культуры, тоже сталинской постройки.



18. И школа искусств:



19. В центре площади — Ильич с каким-то недовольным лицом и рукой в кармане. Да и ещё и с автографом на постаменте.



20. Есть ещё одна скульптура — памятник лепельчанину. Сидит житель города почему-то верхом на овце, а монета больше его головы. Кстати, из-за 5-копеечной монеты я быстро окрестил этот монумент "памятником белорусской деноминации" (поскольку сам в тот день впервые имел дело с новыми белорусскими деньгами).



21. Идём дальше. В Лепеле немного сохранилась и каменная старая застройка.



22.



23. А это костёл святого Казимира, построенный в 1870-е годы. Католический приход в Лепеле был основан ещё в начале XVII века.



24. Вид с другой стороны. На территории храма видна скульптура Девы Марии и традиционный для белорусских костёлов типовой памятник Иоанну Павлу II (в кадр не попал).



25. Напротив костёла, у края городского парка — памятник литовскому магнату Льву Сапеге, который владел лепельскими землями в конце 16-начале 17 веков, и инициировал перенос Лепеля на нынешнее место. Кстати, в шутку я издалека принял его за маленький памятник Ленину :)



26. Небольшим парком центр города обращён к Лепельскому озеру. Камень на переднем плане посвящён первому упоминанию города. Еле заметными буквами на граните высечено "1439. Першы ўспамiн пра Лепель".



27. Витебская область, вместе с югом Псковской, — это озёрный край, и многие города и посёлки здесь расположены на берегах озёр. Лепель тоже в их числе — стоит на берегу Лепельского озера, в которое впадает река Эсса, и вытекает Улла (приток Западной Двины). А совсем близко к городу проходит водораздел Двины и Днепра (а значит, Балтики и Чёрного моря).



С древних времён здесь проходил один из маршрутов пути "Из варяг в греки" (другой маршрут предполагал волок из Днепра в Ловать). А в начале XIX века была построена Березинская водная система, соединяющая бассейны двух морей каналами. Входило в неё и Лепельское озеро.

28. Есть в парке и скульптуры. Русалка:



29. А это Цмок (обычно это слово переводят с белорусского как "дракон") — существо из белорусских сказок. Вроде как в Лепеле его для туристического бренда считают местным и продвигают идею, что мифологический персонаж зародился именно в этих местах.



30. Чуть дальше от парка — пляж с живописным сосновым бором.



31. Здесь же из озера начинается река Улла (странное на слух название, кажущееся будто бы каким-то тюркским, на деле имеет балтское происхождение). В истоке реки множество уток и понтонный пешеходный мостик, с которого активно рыбачат местные жители.



32. Совсем рядом с озером на Улле стоит Лепельская ГЭС, построенная в 1958 году. Поскольку Улла из озера вытекает, то порождённое плотиной поднятие воды на три метра затронуло и озеро, сделав его отчасти водохранилищем.



33. Взгляд на Уллу вниз по течению. Пешеходных мостов в Лепеле на обеих реках достаточно много. Прямо как в Олонце.



34. От истока Уллы мы направились к устью реки Эссы. Поблизости от берега озера — вот такие довольно колоритные улочки с деревянными домиками и раскидистыми деревьями. Здесь мне вспоминались Невель и Себеж, с которыми у Лепеля довольно много сходств. Кстати, судя по номерам стоявших здесь машин, многие из этих домов покупают иногородние как дачи, — встречались даже питерские номера.



35.



36. Есть несколько советских двухэтажек с палисадниками.



37. Есть, конечно, и коты.



38. Ещё один костёл:



39. На некоторых деревянных домах довольно интересные резные наличники. А здесь бросился в глаза элемент, похожий на оленьи рога с национальных орнаментов Югры и Ямала (сразу вспоминались частные дома в Ханты-Мансийске). Интересно, что это значит?



40. Иногда приглядевшись к обычному, вроде, деревянному дому, можно увидеть немало интересных деталей.



41. А здесь какой-то погреб с жестяной имитацией черепицы.



42. Деревянная церковь Параскевы Пятницы 1841-44 годов:



43. А это речка Эсса. Если быть точнее, то Эсса по факту впадает в озеро Проша, а здесь уже короткая протока между ним и Лепельским озером.



Здесь накрапывал небольшой дождик, от которого мы прятались под ветвями деревьев, сидя на ступеньках спуска к чьей-то лодочной пристани. Которую мы заодно успели испытать на прочность, — она забавно пружинила под ногами.

44. В этом месте мы завершили осмотр Лепеля, не спеша выдвинувшись обратно к вокзалу по городским улочкам.



45. Напоследок — ещё одно старое кирпичное здание. Надстроенное в более поздние годы.



Как уже говорилось, Лепель долгое время являлся транспортным узлом водных путей, вблизи водораздела двух морей. Последнее привело в 19 веке к строительству соединяющей их Березинской водной системы. Хоть она и уже сто лет как не используется, но каналы и часть их сооружений сохранились по-прежнему. И в следующий раз я покажу интересное место в окрестностях Лепеля — деревню Волова Гора и Березинский канал.

Орша
На дизеле из Орши в Лепель
Лепель
Волова Гора и Березинский канал
Tags: Беларусь, Витебская область, Путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments