Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Киров (Вятка). Часть 2

В первой части рассказа о вятской столице я показывал исторический центр этого старинного города с видами на реку Вятку с высокого берега. Во второй части осмотрим уже в основном советские районы, в том числе, прилегающие к вокзалу. Так что если в прошлый раз была в большей степени Вятка, то теперь больше именно Киров.



Однако для начала ещё немного старой части города. В прошлый раз я остановился на Успенском Трифоновом монастыре, который стоит в низине, у обрыва холма, поблизости от берега Вятки.

Свято-Успенский мужской монастырь основал в 1580 году преподобный Трифон Вятский — уроженец Архангельской земли, скитавшийся по Русскому Северу, и принявший монашеский постриг в Пыскоре (ныне Пермский край). Обитель долгое время была одним из главных духовных центров Вятской земли. В советские годы монастырь был закрыт с 1918 по 1989 год, сейчас снова действует. Мне пейзаж Трифонова монастыря напоминал то Печерский Вознесенский монастырь в Нижнем Новгороде (похоже расположение вблизи берега реки), то Свято-Успенский монастырь в Тихвине.

2. Главный монастырский храм — Успенский собор, построенный в 1684-1689 годах (как я понимаю, это старейшее сохранившееся здание Кирова). Справа видна Благовещенская церковь (1728 год).



3. А это — церковь Трёх Святителей (1714 год):



4. И монастырские ворота с Никольской надвратной церковью (1692-95). Основная часть корпусов монастыря построена уже в 18 веке.



5. Есть здесь ещё и раритетная табличка родом из РСФСР:



6. Поблизости от Трифонова монастыря (южнее центра города) есть некоторое количество дореволюционной застройки.



7. Деревянные дома то ли начала 20 века, то ли 1920-х годов:



8. Встречаются новостройки. Правда, как я уже говорил, мне такие не нравятся. Довольно аляповатые.



9.



10. Собор Серафима Саровского в псевдорусском стиле (1907 год). Автором его был вятский архитектор Иван Чарушин, который, кстати, продолжал творить в городе и после революции в уже советских стилях.



11. Уже показанная в первой части улица Ленина — главная городская магистраль:



12. На ней же находится деревянный дом-музей М. Е. Салтыкова-Щедрина, где писатель жил, отбывая ссылку в Вятской губернии в 1848-55 годах, являвшись при этом чиновником в губернском правлении.



13. Ещё одно очень интересное здание (справа) — построенный в 1911 году особняк Тихона Булычёва, владельца Волго-Камского пароходства. Ныне это — Управление ФСБ России по Кировской области. В советском здании слева — Управление МВД.



14. Южнее застройка улицы Ленина становится вот такой. Магистральная улица затем уходит дальше на юг, ведёт в не посещённый мной окраинный Нововятский район — бывший город Нововятск, присоединённый к Кирову в 1989 году, а за городом раздваивается на трассы, ведущие в Татарстан и Удмуртию.



Также стоит сказать, что у Кирова есть два города-спутника — советский промышленный Кирово-Чепецк (75 тысяч жителей) и старинный уездный Слободской (33 тысячи); я побывал в обоих. Вместе с ними Киров составляет некое подобие агломерации, которая представляет собой дугу, образованную дорогами и вятскими берегами. Что интересно, между Чепецком и Слободским, несмотря на близость, дороги нет. Хотя, вроде, есть грунтовка из Слободского в посёлок Каринторф — заречную часть Чепецка.



15. Вятская филармония и парк имени Гагарина:



16. Вид на улицу Ленина и её оживлённое движение, в сторону центра города. Не могу не сказать (и в кадре это заметно), что в Кирове радует состояние городского общественного транспорта. Если в соседней Костроме концентрация маршруток превышает все мыслимые пределы (за два дня я там только на них и ездил, потому что почти ничего другого нет), то в Кирове их нету вообще. Вполне исправно курсируют троллейбусы, а в парке автобусов почти отсутствуют ПАЗики (которых очень много в Архангельске).



На карте города хорошо заметна прямая регулярная планировка городских улиц. Выбивается из неё диагональная улица Горбачёва, которую такой сделал рельеф, — с южной стороны центр Кирова ограничивает овраг Засора (название, конечно, смешное, но происходит лишь от пересохшей речки Сорки).

17. В одной из частей оврага обустроили парк имени 60-летия СССР со светомузыкальным фонтаном в центре.



18. Кинотеатр "Октябрь" с советскими буквами поблизости от оврага:



19. Улица Маркса — вторая из главных магистралей города. Перспективу замыкает уже знакомая по началу первой части Театральная площадь с портиком драматического театра.



20. Пересекает Маркса улица Воровского, у которой тоже интересная перспектива, — впереди видна уже показанная выше филармония.



21. Городская администрация:



Киров по населению в данный момент приближается к полумиллионной отметке (496 тысяч в этом году), являясь, как и любой областной город, центром притяжения для районов своей области. А область здесь очень разная, в том числе и в плане природы, — благодаря вытянутости с юга на север. Если на севере таёжные дебри и лесопильные посёлки, то на юге области поля и луга. Даже необычно, что один и тот же регион может одновременно граничить с Татарстаном и Архангельской областью. Есть и национальный колорит, — в южных районах области немало татарских и марийских сёл (по сути, от тех мест до Йошкар-Олы ближе, чем до Кирова). В самом Кирове тоже иногда попадаются люди с раскосыми лицами, — скорее всего, приезжие из тех районов. Есть, конечно, на Вятке и говор, который слышен порой и в областном центре. Он не такой певуче-окающий, как на Вологодчине, но тоже довольно своеобразный.

22.



Соседями Кирова в роли центров регионов являются сразу три миллионных города — Нижний Новгород, Казань и Пермь. Однако основным центром притяжения для Кировской области является именно Нижний, до которого отсюда 7 часов на поезде. При этом сам Киров — центр притяжения для соседней северной Республики Коми, которая по площади больше Кировской области почти в четыре раза (зато меньше по населению). В вятских вузах учится много студентов из Печоры, Усинска, Воркуты и других городов Коми. Оттуда же в Киров переезжает немало "северных пенсионеров".

23. Улица Маркса ведёт в сторону вокзала:



24. Ободранное сталинское здание техникума:



25. Ещё старый деревянный дом. И одновременно пример того, насколько уродливо его возможно завесить рекламой.



26. Чувствуется приближение железной дороги. В кадре виден ЖД музей и паровоз-памятник серии Эр, даже с семафором.



27. Улица Комсомольская:



28. Вдалеке видны новостройки микрорайона Южный.



29. ДК железнодорожников:



30. А в этом заведении, судя по людям у входа, в тот день проводилась свадьба.



31. Рядом с вокзалом — такие причудливо-цветастые девятиэтажки:



32. Вот и сам вокзал, уже знакомый мне по многим поездкам в восточном направлении. Так как Киров стоит на северном ходу Транссиба, расписание поездов на этом вокзале очень разнообразное.



33. Вокзал сталинской постройки. Не сказать бы, что выдающийся, но на фоне безликих вокзалов Владимира и Нижнего Новгорода, лежащих на том же маршруте, смотрится хорошо.



Киров является железнодорожным узлом, и история и устройство узла довольно интересны. Железная дорога в Вятку пришла в 1899 году, но не со стороны столицы, а наоборот. Это была Пермь-Котласская железная дорога, связавшая волго-камский бассейн с Северной Двиной, в чём и заключалось её основное назначение — удобство экспорта вятского зерна через архангельский порт. В 1905 году здесь появился узел, когда была открыта Петербургско-Вятская железная дорога.

Ниже показано, как выглядит железнодорожный узел Кирова на карте. Направление на запад — историческая Петербургско-Вятская дорога, а на восток и север — Пермь-Котласская (Вятка была её центром). Историческая цельность последней нарушилась, — западное и восточное направления фактически объединились в северный ход Транссиба, а линия на Котлас стала глубоко второстепенной. Равно как и вокзал Киров-Котласский (он же Киров-2), который был когда-то главным вокзалом города. Сейчас в сторону Котласа дорога не электрифицирована, и ходит туда только два пригородных в день и два дальних поезда (Воркута - Адлер и Воркута - Нижний Новгород). Заметно также, что на кировском узле есть обходные линии, позволяющие грузовым поездам не идти через город и не менять направление движения. На западе находится крупная сортировочная станция Лянгасово.



34. Кассовый зал кировского вокзала с бюстом Сергея Мироновича:



35. Так выглядит привокзальная площадь. Приезжих сразу встречает реклама Вятского кваса. Который, правда, уже и в Питере продаётся.



36. А вывеска "Дом фото" — похоже, ещё советская.



37. А это Октябрьский проспект — ещё одна из главных городских магистралей.



38. За "символом глобализации" виден цирк и парк имени Кирова:



39. Рядом какие-то новостройки:



40. Сталинская архитектура:



41. Памятник Кирову в середине Октябрьского проспекта. Родился Сергей Миронович, настоящая фамилия которого была Костриков, в городе Уржум на юге области, а Вятку в честь него переименовали в декабре 1934 года, то есть сразу после его убийства.



42. Октябрьский проспект с бульваром посередине:



43.



44. А здесь — необычно раскрашенный дом:



На этом и завершим. Примерно такой я увидел столицу Вятского края, лежащего на стыке Поволжья, Приуралья и Русского Севера. Однако о самом этом крае пока ещё не всё. В следующем рассказе отправимся в город Кирово-Чепецк.
Tags: Вятский край, Путешествия, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments