Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Category:

Кирово-Чепецк. Вятка индустриальная

В самом центре Кировской области, в том числе и в самом Кирове, сосредоточена основная часть населения и промышленного потенциала этого региона. Здесь же и второй по величине город области (75 тысяч жителей) — индустриальный Кирово-Чепецк, расположенный в тридцати километрах от областного центра. Полностью советский город с внушительным химическим комбинатом на западной окраине, и, вместе с тем, с довольно уютной и зелёной городской средой. В своём роде, индустриальное олицетворение Вятского края.



Надо сказать, что транспортное сообщение Кирова с Кирово-Чепецком довольно неудобное. Автобусы ходят регулярно, но дорога при этом непрямая и делает довольно большой крюк, попутно ещё и пересекая Транссибирскую магистраль по переезду (второй раз уже по мосту). В итоге, несмотря на то, что по прямой от центра Кирова до Кирово-Чепецка около 20 километров, и трубы химкомбината видны с кировской набережной Вятки, на автобусе ехать не меньше часа. В какой-то момент начинает уже казаться, будто автобус едет куда-то далеко, — вокруг появляются поля, лес, деревни, и исчезают признаки близости большого города. Но потом впереди вырастают дымящие трубы, автобус сворачивает, и едет напрямую в центр города.

2. Выглядит центр примерно так. Это проспект Мира — вроде как, главная улица города. Классический сталинский соцгород 1950-х годов.



Кирово-Чепецк — хоть и второй по величине, но при этом самый молодой вятский город. Ещё сто лет назад на его месте было лишь село Усть-Чепца (здесь река Чепца впадает в Вятку). А потом была индустриализация, с постепенным формированием градообразующего химкомбината. Комбинат был основан в 1938 году, продолжая активно развиваться и после войны, а вместе с ним рос и рабочий посёлок.

3. Статус города Кирово-Чепецк получил в 1955 году, поэтому уже не застал времён мощной сталинской архитектуры.



И поныне Кирово-Чепецкий химический комбинат (КЧХК) — это мощное предприятие с весьма сложными циклами производства и крайне разнообразным спектром продукции, — будь то зубная паста и хладагенты, или различные пластмассы, органические соединения для производства медицинских препаратов и многое другое. С 1970-х годов в рамках комбината действует завод минеральных удобрений, ныне входящий в состав "Уралхима". А в советские времена КЧХК даже участвовал в советской ядерной программе, производя радиоактивные изотопы лития.

4. Боковые улочки, спускающиеся к берегу Вятки:



5. Городской рынок по соседству:



6. В конце проспекта Мира — небольшая площадь с очень красивым сталинским ДК "Дружба" и памятником Ильичу:



7. Выходящие к ней дома:



8. На той же площади — очень странный памятник. Во-первых, просто камень, а во-вторых, поставлен гораздо позже события, которому посвящён, да ещё и не в круглую дату.



9. Скромный автовокзал:



10. А так выглядит Заводская улица — дорога к комбинату и выезд в сторону Кирова:



11. Вернёмся снова на проспект Мира:



12. Интереснейший советский артефакт на одном из домов:



13. Дальше идёт уже более поздняя застройка. Видно, в какую сторону рос город. Появляются хрущёвки, и всё больше деревьев. Бросается в глаза то, насколько Кирово-Чепецк зелёный город.



14. А дальше уже многоэтажные позднесоветские микрорайоны. Надо сказать, что, при своём довольно немаленьком населении, Кирово-Чепецк совсем невелик по площади. Частного сектора нет, и в целом город весьма многоэтажен. Тем самым он сильно напомнил мне Кириши под Питером.



15. Продолжение проспекта Мира на восток. За городом он переходит в трассу, ведущую в Удмуртию, — в Глазов и Ижевск.



16. Ещё одна центральная площадь утопает в зелени. В тот день было дождливо и прохладно, а в более приятную погоду это, наверное, одно из любимых мест прогулок горожан.



17. Городская администрация с большим гербом РСФСР на фасаде:



18. А совсем рядом... Обрыв?



19. Точно! Это Вятка. Чепецк, как и Киров, стоит только на одном её берегу, а потому соприкасается с природой очень близко. Даже трудно поверить, что этот кадр я сделал, стоя спиной к многоэтажкам.



Чуть выше по течению Вятка сливается с Чепцой (при этом надо сказать, что в месте слияния Чепца едва ли не больше Вятки), но в туманную погоду было не видно. Вроде, именно от устья Чепцы отсчитывается среднее течение Вятки (и до устья Кильмези на юге области). Моста через Вятку здесь нет, поэтому до некоторых деревень на другом берегу, а также до города Слободского можно доехать, лишь сделав огромный крюк через Киров. На другом берегу Чепцы находится посёлок Каринторф — официально микрорайон Кирово-Чепецка, куда ведёт узкоколейная железная дорога (об этом я расскажу в следующий раз).

20. Высокий берег. Здесь нет, как в Кирове, благоустроенной набережной с беседками и плиткой, но по-моему, так даже интереснее.



21. Идём дальше по городу. Попробуйте угадать, как называется этот проспект — одна из главных городских магистралей Кирово-Чепецка.



22. Я думаю, что не угадали! Я теперь могу говорить, что прошёл пешком всю Россию.



23. Кирово-Чепецк в его более новой части можно отнести к тем городам, которые varandej как-то назвал "лебединой песней советского градостроительства". Это города в основном 1970-х-80-х годов, либо на Севере, либо наукограды или города при наукоёмких производствах. В них просторные многоэтажные проспекты, много зелени, а иногда и просто лес внутри микрорайонов.



И планировка тоже вполне классическая для городов этой категории:



24. Девятиэтажки:



25. Кирово-Чепецк мне постоянно напоминал атомоград Сосновый Бор в Ленинградской области. Не только внешне, но и тем, что, надо сказать, в Кирово-Чепецке заметно интеллигентные жители. Видимо, благодаря тому, что размещённая здесь высокотехнологичная промышленность требует большого количества учёных и просто специалистов с высшим образованием, которые составляют заметную долю населения города.



Разумеется, кадры на КЧХК приезжали из разных уголков страны, поэтому в Чепецке достаточно много приезжего населения из других регионов, и характерный вятский говор здесь не заметен.

26. Новостройки:



Ещё один город, который мне сильно напоминал Кирово-Чепецк, — это Апатиты в Мурманской области. Только там город не такой многоэтажный.

27. Сосновый лес во дворах:



Есть, конечно, и минусы. Нетрудно догадаться, что химкомбинат далеко не лучшим образом влияет на экологию (хотя системы очистки совершенствуются), да ещё и расположен он западнее жилой части города, а преобладающее направление ветров ведь именно западное... Кроме того, нельзя сказать, что благоустройство в городе на высоте. Разбитых тротуаров и улиц хватает (а в дождливую погоду это были ещё и лужи). Довольно странно, если учесть, что город не бедный.

28.



29. Южная окраина города. Проспект Россия здесь переходит в улицу Алексея Некрасова, названную так совсем недавно в честь местного героя Чеченской войны.



30. Зелень городских улиц. По Кирово-Чепецку приятно гулять.



31. Где-то здесь и закончим прогулку по городу...



32. И в одном из уголков Кирово-Чепецка находится крайне своеобразная его достопримечательность, привлекающая в этот город множество путешественников, интересующихся транспортной тематикой. Видите, как в траве мелькают две странные полоски?



Это Каринская узкоколейная железная дорога — одна из тех немногих узкоколеек России, на которых существует пассажирское движение. Каринская УЖД изначально предназначалась для вывоза торфа с обширных торфоразработок на болотах за рекой Чепцой и снабжения им городской ТЭЦ. Последняя теперь перешла на газ, добыча торфа уже не ведётся, и узкоколейка только связывает город с заречным посёлком Каринторф (официально микрорайон Кирово-Чепецка). Таким образом, Кирово-Чепецк — город уникальный тем, что в нём, при одновременном наличии железных дорог широкой и узкой колеи, пассажирское движение есть только по узкой (стандартной колеи здесь ответвление от Транссиба — подъездной путь к химкомбинату).

Узкоколейка и Каринторф интересны сами по себе, и заслуживают отдельного внимания. Так что про них будет отдельный пост.

Отдельно напоследок покажу пару видов на Кирово-Чепецкий химический комбинат с противоположного берега Вятки, из маленького, но имеющего богатую историю села Никульчино (о котором я ещё расскажу отдельно). Снимки делались с расстояния 5 километров, но, опять же, путь в Никульчино из Чепецка по автодороге занимает... 55 километров!

33.



34. Пейзаж комбината по-своему впечатляет:



В следующем рассказе отправимся за Чепцу — по узкоколейке в посёлок Каринторф, входящий в состав Кирово-Чепецка, но так на него не похожий. Поездка в Каринторф оставляет впечатление настоящего погружения в прошлое.
Tags: Вятский край, Путешествия, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments