Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Category:

Каринторф и его узкоколейка

Железнодорожный мир нашей страны разнообразен. Бывают железные дороги магистральные, а бывают малодеятельные, которые затеряны в глухих лесах. А бывают ещё и железные дороги узкой колеи, широко распространённые в местах, богатых лесом или торфом. Много узкоколеек и в Кировской области, и одна из них — Каринская, связывающая город Кирово-Чепецк с заречным посёлком Каринторф, который официально является его микрорайоном. Это одна из тех редких узкоколеек, где до сих пор сохранилось пассажирское сообщение. Поезд из нескольких маленьких вагончиков под маневровым тепловозом ходит здесь пять раз в день (что для узкоколеек является рекордом).



2. На Каринскую УЖД мы ездили вдвоём с кировским приятелем Димой. С утра приехав в Кирово-Чепецк, мы погуляли по городу, дойдя в итоге вот до этого загадочного места. Вроде, просто трава, но в ней отчётливо что-то виднеется.



3. Рельсы! Надо сказать, что феномен узкоколейных железных дорог сам по себе довольно малоизвестен: кроме тех, кто с ними сталкивался, немногие люди вообще знают, что такие бывают. Однако явление это не такое уж и редкое. Впрочем, гораздо чаще узкоколейки встречаются в глубинке, среди леса, болот и глухих деревень. И соседство узкоколейки с многоэтажными домами, как в Кирово-Чепецке, — действительно редкость (если не считать детские железные дороги).



Собственно, что это вообще за узкоколейка, и для чего она существует? Построена она была в начале войны, в 1942 году, когда в будущем городе, а тогда ещё рабочем посёлке Кирово-Чепецком, где строился химкомбинат, была построена ТЭЦ, топливом для которой стал торф. Добывали его на болотах за рекой Чепцой. Там вырос рабочий посёлок Каринторф, получивший название от старинного татарского села Карино, расположенного поблизости. В последующие десятилетия объёмы добычи торфа росли, была построена разветвлённая сеть узкоколеек, проходивших по разным торфоучасткам. В настоящее время предприятие "ВяткаТорф" продолжает вести добычу, однако на Каринском участке добыча прекратилась в 2012 году, после того, как ТЭЦ в Кирово-Чепецке окончательно перешла на газ. Большая часть путей на Каринской УЖД была разобрана, и теперь она остаётся исключительно пассажирской, и возит людей между Чепецком и Каринторфом, который с 1990 года входит в состав города в качестве микрорайона.

Подъездной путь к ТЭЦ теперь разобран, и конечной (или начальной) станцией узкоколейки теперь является разъезд Новый, расположенный среди многоэтажных микрорайонов Кирово-Чепецка. Мы пришли сюда за полчаса до поезда, и, пока людей, кроме нас, не было, разъезд казался полностью заброшенным, — уж таково здесь состояние путей и самой станции.

4. Однако потом люди стали появляться. С каждой минутой всё больше. Кто-то возвращается домой в посёлок из города, кто-то едет в гости.



5. И вдруг на кривых и полузаросших рельсах появляется Поезд! Тепловоз ТУ7 и несколько вагончиков.



6. Поскрипывая и раскачиваясь, он замедляет свой и без того неспешный ход и постепенно тормозит у платформы. Некоторые пассажиры спрыгивают на перрон до полной остановки. Узкоколейный поезд кажется будто бы чем-то игрушечным, и даже не верится, что это для местных жителей повседневный и привычный транспорт.



Поезд приезжает и сразу отправляется обратно. На стоянку со сменой направления движения (перецепка тепловоза с обратной стороны) и посадкой пассажиров уходит всего пять минут.

7. Интерьер поезда. Это стандартный для узкоколеек пассажирский вагон ПВ40 (такие же, кстати, используются и на детских железных дорогах).



8. В углу вагона даже есть печка. В сравнении с "большими" железными дорогами всё какое-то миниатюрное, и это только добавляет интереса.



9. На стене висит вот такая схема за авторством широко известного в узких кругах Сергея Болашенко (вроде, он сам и повесил), где узкоколейка гордо названа "метрополитеном", а также приведены крайне странные транслитерации вроде "DOBblcha" и "White Kholunitsa". Впрочем, на ней можно и увидеть, как теперь устроена эта дорога. Поезд идёт до станции Техническая, а дальше пути разобраны.



По расписанию трогаемся. Впереди у нас 10 километров пути, которые поезд идёт почти 40 минут, то есть его скорость близка к скорости человеческого бега. Проезд до конечной станции стоит 20 рублей, и кондукторша внезапно даёт нам автобусные билеты Кирово-Чепецкого ПАТП. Видимо, других просто нету.

10. Примерно треть пути поезд идёт по городу. Вокруг городские улицы и девятиэтажки, но их почти не видно, потому что железная дорога проходит в основном по выемке. За окном дождь. Поезд медленно тарахтит и раскачивается вправо-влево, из-за чего, даже сидя на лавочке, приходится за что-нибудь держаться. В вагоне многолюдно и прохладно, — печку летом не топят, а из тамбура поддувает.



11. Кроме Нового, ещё две остановки расположены в черте города. Первая из них носит необычное название Вернисаж. Садятся ещё пассажиры.



12. Церковь Александра Невского, построенная в 2012 году:



13. Остановочный пункт (бывший разъезд) Боёво:



14. Дождь льёт всё сильнее, а наш поезд выезжает на железнодорожный мост через Чепцу, где заканчивается город. Двумя километрами ниже Чепца впадает в Вятку, хотя по размеру обе реки здесь практически одинаковы. А этот мост — вероятно, один из самых длинных узкоколейных мостов России (если не самый).



Собственно, именно река, отделяющая Каринторф от города, и является причиной того удивительного обстоятельства, что узкоколейка до сих пор действует. Дело в том, что автодорожное сообщение Кирово-Чепецка с Каринторфом осуществляется только через понтонный мост (и то построенный лишь в 2012 году, а до этого была лишь паромная переправа), который не является круглогодичным. С закрытием узкоколейки Каринторф просто лишился бы пассажирского транспорта, поэтому её и решено было оставить. Перевозки торфа были прекращены в 2012 году, и это едва ли не единственная в стране исключительно пассажирская УЖД.

15. Чепца разделяет город и заречный мир лесов и болот. И именно там — Каринторф, который, как порой кажется, находится будто в другом измерении относительно города.



16. Узкоколейный дождь:



17. За рекой ещё две остановки — Пойма и Бор (названия говорят сами за себя). На какой-то из них высадились пару человек в дождевиках и резиновых сапогах. Наверное, за грибами.



18. Потом лес заканчивается, вокруг нас появляется небольшой лесной посёлок, а также путевое развитие. Прибываем на конечную станцию Техническая! Справа по ходу поезда видно полузаброшенное депо.



Приезжаем. Пассажиры расходятся, а мы ещё минут 15 пережидали ливень под навесом, похожим на автобусную остановку. До обратного отправления почти два часа, и торопиться нам некуда.

19. Примерно так и выглядит станция Техническая. Даже интересно, каких времён табличка.



20. Вагончики и тамбуры:



21. Такая вот узкоколейная идиллия:



22. Вид в сторону города. На соседних путях стоит множество списанных грузовых вагонов. Хотя цистерны в этом кадре похожи на пожарный поезд, который, вероятно, на ходу.



23. А дальше станции — тупик. Следы былой роскоши, ­— ещё в довольно недавнем прошлом узкоколейка продолжалась на многие километры. В некоторых местах по её бывшим линиям теперь проходят грунтовые дороги. В частности, по одной такой, вроде как, можно доехать из Каринторфа в город Слободской.



24. Каринторф... Время то ли остановилось, то ли пошло вспять. В этом тихом и довольно пустынном посёлке возникает ощущение, как будто попадаешь лет так на тридцать назад, а то и больше.



25. Даже один артефакт соответствующей эпохи сохранился возле станции:



26. В наше время в Каринторфе живёт около 2 тысяч человек (в 1950-е годы было больше пяти, а к распаду СССР оставалось около трёх). Полностью остановленная добыча торфа раньше была здесь основной работой. Поэтому теперь посёлок глубоко депрессивен, и жители в основном ездят на работу в город.



27. При всей своей мрачности (пожалуй, в нашем случае она усиливалась погодой), Каринторф удивляет деревянной советской архитектурой. Вроде, эти дома строили пленные немцы в конце 1940-х годов.



28. Есть и кирпичные двухэтажные сталинки. И даже коза у подъезда!



29.



30. Среди домов — высокие берёзы и сосны. Видимо, при строительстве посёлка лес полностью не вырубили, и дома и улицы местами почти в сосновом бору. Наверное, в лучшие годы посёлок был очень нарядным.



31. Асфальта в Каринторфе нет. Главная улица — вроде, Ленинская, являет собой раскисшую от дождя грунтовку. Да и автомобильное сообщение с остальным миром здесь только по грунтовкам, хоть и рукой подать до относительно крупных городов. Впрочем, я уже не раз замечал, что Кировская агломерация вообще полна транспортных парадоксов.



32. Некоторые из домов — настоящие шедевры советского деревянного зодчества.



33. Потом начинается частный сектор. Наверное, есть тут и дачи.



Дальше мы уже не ходили. Дождь снова усиливался, и мы решили возвращаться на станцию, хоть и было ещё довольно много времени до отправления. Впрочем, вагоны в поезде всё равно открыты. Только внутри холодно, — даже жаль, что не топят печки. Мы садимся в пока ещё пустой поезд и слушаем, как ливень барабанит свою странную мелодию по крыше узкоколейного вагона...

А потом снова собрались пассажиры. Став таким же многолюдным, как и на пути сюда, поезд тронулся в обратном направлении. Мы возвращаемся в Кирово-Чепецк.

34. Снова лес за окном, потоки воды по стеклу. И снова шатаются вагоны.



35. И вновь мост через Чепцу:



36. На узкоколейке можно спокойно выйти в тамбур вагона, открыть дверь и столь непосредственным образом обозревать окружающий мир. Была бы погода получше, — я бы провёл здесь всю дорогу.



Кстати, обратите внимание на путепровод. Автомобильный мост над узкоколейкой! А есть ещё один переезд и надземный пешеходный переход.

37. На обратном пути решили ехать до остановки Вернисаж, так как отсюда было ближе до центра города. По-узкоколейному спрыгиваем до полной остановки, после чего возвращаемся в город. Железная дорога, скрытая в выемке, теряется из виду. И кажется, будто её и не было.



Добравшись до центра города, и ещё немного по нему погуляв, мы поехали на автобусе назад в Киров. На следующий день мне предстояла поездка в ещё один интересный вятский город вблизи Кирова — Слободской. Он уже совсем не такой, как Кирово-Чепецк. Но о нём я расскажу в следующий раз.
Tags: Вятский край, Железная дорога, Путешествия, Россия, Узкоколейные железные дороги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments