Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Узловая

Бывают такие города, названия которых говорят сами за себя. Часто в эту категорию попадают города, названные в честь полезных ископаемых. Реже, но встречаются и те, которые получили свои имена от железной дороги. По названию города Узловая в Тульской области легко догадаться о его изначальной сущности. Тепловозный узел железных дорог Москва - Елец и Сызрань - Вязьма, а в недавнем прошлом ещё и шахтёрский город, — это и есть город Узловая, насчитывающий ныне 52 тысячи жителей. При такой численности это лишь шестой по населению город Тульской области — этого довольно необычного для Средней России региона, где сельская глубинка может соседствовать с советскими пролетарскими городами.



До Узловой я ехал прямо из Питера на поезде, шедшем в Волгоград, при этом впервые за долгие годы поехав в купейном вагоне, — по не совсем понятной причине в этом поезде купе стоит лишь чуть-чуть дороже плацкарта, и это была даже не сезонная скидка, а постоянная цена. В общем, я решил, что нельзя таким не воспользоваться. В восемь вечера привычное отправление с Московского вокзала, прямая как стрела магистраль; где-то ночью была Москва, а утром я проснулся, увидев за окном пейзажи юга Средней полосы России и шлейф тепловозного дыма. Поезд шёл по линии Москва - Елец - Старый Оскол. Вскоре среди полей и дубрав Тульской области впереди появилась мощная промзона с дымящими трубами, а потом началось разветвление путей, где поезд стал сбавлять ход. Железнодорожный узел здесь достаточно сложный (ещё бы, с таким названием города!), но при этом сама Узловая в этом месте не основной город. Дело даже не в том, что отсюда лишь полсотни километров до областного центра — Тулы, а в том, что Узловая входит в состав агломерации промышленных городов, ядром которой является Новомосковск. Кроме него, рядом есть и ещё несколько небольших городов — Донской, Северо-Задонск, Кимовск, ряд посёлков. Всё это в сумме образует агломерацию с населением около 350 тысяч человек (почти четверть населения Тульской области). И Узловая для всей этой сущности является железнодорожными воротами.

2. В девять утра волгоградский поезд остановился в Узловой на пять минут, высадив множество пассажиров, из которых, наверное, лишь небольшая часть направлялась в саму Узловую, а многие у вокзала сели на маршрутки до Новомосковска, Донского и других мест.



Понятное дело, что город с таким названием порождён именно железной дорогой. Стальная магистраль пришла сюда в 1874 году. Узловой с большой буквы эта станция стала спустя три года (сначала называлась Хрущёвская), но узловой с маленькой буквы была сразу: здесь прошла Сызрано-Вяземская железная дорога (Сызрань - Пенза - Ряжск - Тула - Вязьма) с ответвлением Узловая - Елец. В 1898 году была открыта линия Узловая - Ожерелье, и узел стал четырёхсторонним. Узловая была обычным железнодорожным посёлком до 1930-х годов, когда в этих местах началось мощное промышленное развитие. По соседству вырос город Сталиногорск (ныне Новомосковск) с его химическим комбинатом, а также начали разрабатываться богатые залежи бурого угля Подмосковного бассейна. Узловая получила статус города в 1938 году и была не только железнодорожным, но и шахтёрским городом. Однако пик добычи пришёлся на 1960-е годы, после чего её объёмы стали снижаться, и последняя шахта в Узловском районе была закрыта в 2000 году.

Примерно так выглядит местный железнодорожный узел на карте. По сути, узловский узел (да, это масло масляное, но что поделать) является только сегментом большого новомосковского узла. Магистральные линии, которые пересекаются в Узловой, обходят Новомосковск мимо, и в 1943 году, когда, во время войны, новомосковский химкомбинат получил новый виток развития, была построена линия, соединяющая станцию Бобрик-Донской (город Донской) с новомосковской промзоной и выходом в сторону Москвы. От неё же было построено ответвление на Северо-Задонск и Сокольники. Сейчас на новомосковской ветке даже есть локальная изолированная электрификация. На карте я подписал красным цветом названия станций. Карта кликабельна.



3. Так выглядит станция Узловая-1 (с двух сторон есть ещё -2 и -3) общим планом. Это — вид в направлении Тулы и Ожерелья. Слева всё ещё стоит мой поезд.



Станция Узловая уже знакома мне по одной из прошлых поездок. В 2011 году я проезжал здесь по дороге из Челябинска из Минск и тогда лицезрел на этой станции реликтовый дизель-поезд Д1 (сейчас их всех здесь уже списали). Также в северной стороне станции находится локомотивное депо ТЧР-35 Московской железной дороги.

4. В этот раз у меня не вышло нормально запечатлеть вокзал, поэтому приведу фото 2011 года. Весьма красивое и необычное здание сталинской постройки.



5. С того времени его перекрасили. К счастью, просто в белый, а не в цвета РЖД.



За вокзалом находится автостанция, с которой почти каждые десять минут отправляются маршрутки в Новомосковск и иногда в другие города агломерации.

6. Паровоз-памятник у вокзала:



Железная дорога делит город на две части, и при этом здание вокзала находится не с основной стороны, а выходит к району Красная Узловая, куда пойдём уже в конце. Поэтому я по пешеходному мосту над путями выхожу на противоположную сторону. Небо хмурится, и на горизонте сверкают молнии, временами слышен гром. Даже странно, — редко гроза бывает прямо с утра.

На другой стороне станции ещё одна привокзальная площадь — довольно многолюдная, но при этом пыльная и разбитая. Два торговых центра и вторая автостанция, с которой уже отправляются автобусы на Тулу и городские маршрутки, у многих из которых конечные называются "Шахта № ...".

7. От вокзала я выхожу на оживлённую Заводскую улицу. Это главная магистраль Узловой, которая затем поворачивает в центр и переходит в сперва в улицу 14 декабря, а затем улицу Беклемищева.



8. Я постепенно углубляюсь в центр. В Узловой бросается в глаза большое количество домов из красного кирпича. Не знаю почему, но таких всегда много именно в угольных городах (я замечал это и в Кемеровской области, и в Воркуте). Интересно, почему так? Особенности почвы в местах залегания угля?



9. Попадаются и кварталы девятиэтажных домов.



10. Небольшой сталинский соцгород — это микрорайон Машзавода, прилегающий, соответственно к машиностроительному заводу "Кран". Некогда крупный завод обслуживал добычу угля, выпуская шахтное оборудование, и закономерно стал угасать вслед за её прекращением. В наше время он, как я понимаю, уже не работает. Узловая в наши дни — экономически депрессивный город, и ещё как-то её спасает близость Новомосковска и, в меньшей степени, Тулы, куда, наверное, многие ездят на работу.



Однако сейчас времена меняются. В Узловском районе с 2014 года строится индустриальный парк "Узловая", который должен стать площадкой для новых высокотехнологичных предприятий, поэтому в жизни города уже в ближайшие годы могут наступить перемены к лучшему.

11. Довольно интересные двухэтажные сталинки. Наверное, в былые времена здесь было весьма уютно.



12. В сквере у угла улиц — довольно странный памятник на индустриальную тематику.



13. Обелиск Защитникам Родины и освободителям Узловой в Великой Отечественной войне:



Узловая находится в 50 километрах от Города-Героя Тулы и сыграла свою роль в её обороне. Поздней осенью и до декабря 1941 года немецким войскам удалось почти окружить Тулу и выйти на её окраины, но город так и не сдался. Одновременно с этим гитлеровцы смогли продвинуться достаточно далеко на восток и даже занять часть Рязанской области. Узловая пробыла в оккупации всего 23 дня — с 21 ноября по 14 декабря 1941 года, когда была освобождена 1-м гвардейским кавалерийским корпусом в ходе контрнаступления Красной армии под Тулой.

14. Продолжаем двигаться в центр города по главной улице. На коротком отрезке она называется улицей 14 декабря, — именно в честь освобождения.



15. ДК Машиностроителей по типовому проекту архитектора Барташевича. Даже не знаю, работает ли он сейчас, — выглядит каким-то запущенным.



16. Фасад ДК:



17. Дома конца 1950-х годов. Что интересно, в те годы население Узловой было таким же, как сейчас, — чуть больше 50 тысяч (наибольшая численность была в 1970-е-80-е годы, когда город насчитывал 63-65 тысяч).



18. В самом центре — сквер имени Завенягина. Здесь всё довольно облагорожено. Кстати, как видно на фото, накрапывал небольшой дождь. Но гроза так и прошла стороной и больше не показывалась.



19. В центре сквера стоит памятник Герою Социалистического труда Авраамию Павловичу Завенягину (1901-1956), который родился в Узловой (тогда ещё посёлке при станции) в семье машиниста паровоза. В историю он вошёл как инженер-металлург, один из кураторов советской металлургии, — в 1930-е годы руководил сначала Магнитогорским металлургическим комбинатом, а затем строительством комбината в Норильске (он до сих пор носит имя Завенягина). После войны был одним из руководителей советского атомного проекта. Завенягину принадлежат слова "Молодость — скорее достоинство, чем недостаток".



20. К скверу прилегает Свиридовский пруд с фонтаном. За домами видна труба котельной.



21. За прудом — военный мемориал с вечным огнём:



22. Прилегающая застройка выглядит примерно так:



23. Или так:



24. Сквер полон тенистых аллей и, наверное, является любимым местом прогулок у горожан. Но погода сейчас не лучшая.



25. А вообще на узловских улицах было довольно многолюдно.



26. Центральная районная больница в красивом сталинском здании:



27. Администрация Узловского района с памятником Ленину и, кажется, гербом РСФСР.



28. Нашёлся даже образец конструктивизма:



29. В самом центре можно лучше всего почувствовать пульс города.



30. Так я снова вышел к железной дороге. Почти у путей стоит осколок дореволюционного прошлого Узловой — Успенская церковь, построенная в 1895-99 годах при станции Узловая, когда города здесь ещё и в помине не было.



31. Дворик. Кстати, панельный дом справа показался мне каким-то необычным. Видимо, в стандартной серии что-то добавили к фасаду.



32. Какая-то обшарпанная скульптура на тему советской юности:



33. Снова железная дорога, — то, без чего этот город, быть может, и появился бы (за счёт угля), но точно не носил бы такое название. Поблизости от вокзала находится пешеходный переход через пути, соединяющий две части города.



34. По площади обе части примерно равны, но район Красная Узловая по восточную сторону от железной дороги — второстепенный.



35. Район этот более тихий и какой-то аутентичный. Здесь тоже много типичных для шахтёрских городов двухэтажных домов.



36. Можно увидеть и необычные топонимы:



37. Улица Завенягина:



38. Есть здесь и немного новостроек:



39. Детский сад:



40. Справа видна железнодорожная больница. Даже с узнаваемым символом на кирпичной ограде.



41. А на панельных домах можно увидеть советские артефакты:



42. Ещё один образец нетривиальной топонимики:



43. Я возвращаюсь к вокзалу. Поблизости от него — парк Железнодорожников со старыми деревьями, которые тихо рассказывают об истории Узловой.



44. Небольшая площадь в центре парка:



На этом месте я закончил осмотр Узловой. Придя обратно к вокзалу, я сел рядом с ним на маршрутку и отправился в Новомосковск — этот индустриальный гигант регионального масштаба, являющийся, как уже сказано, центром агломерации из нескольких городов и посёлков. До Новомосковска всего 7 километров (при наличии желания и времени можно вообще прогуляться пешком), и именно о Новомосковске и будет следующий рассказ.
Tags: Дорогами войны, Железная дорога, Путешествия, Россия, Центральная Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments