Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Донской

Донской — ещё один город в индустриальной агломерации, сложившейся вокруг Новомосковска. И можно считать, что именно он имеет в ней наиболее давнюю историю. Промышленная добыча бурого угля здесь, в отличие от Узловой, началась ещё до революции, когда поблизости уже сто лет существовало село Бобрик-Гора, получившее название от речки Бобрик — одного из самых верхних притоков Дона. Уже в 1883 году здесь была открыта первая угольная шахта, и возник горняцкий посёлок, получивший название Донской. Городом он стал уже в советские времена — в 1939 году.



Добыча угля здесь, как и во всей Тульской области, уже не ведётся. Однако Донской от этого пострадал не так сильно, как, к примеру, Узловая, так как есть и другие действующие предприятия. Правда, мне он показался довольно мрачноватым, — может быть, на контрасте с вполне благополучным Новомосковском, но всё же это отнюдь не самый депрессивный город в Тульской области. Население Донского официально составляет 64 тысячи жителей (третье место в области), но это за счёт включённых в его состав в 2005 году города Северо-Задонска (15 тысяч жителей) и рабочих посёлков Новоугольный, Комсомольский, Шахтёрский, Задонье, Подлесный и Руднев. Фактически в самом Донском проживает лишь около 30 тысяч человек.

2. Это улица Октябрьская — центральная городская магистраль. Сюда меня привезла маршрутка из Новомосковска.



3. Городской почтамт:



4. Как и в соседних городах, в Донском большое количество красного кирпича и послевоенных двухэтажек.



5. Дальше находится железнодорожный переезд через электрифицированную ветку на Новомосковск, а за ним — самый центр города, который выглядит, в общем, вполне цивильным и оживлённым.



6. Красивое сталинское здание музыкальной школы. На фасаде увековечили П. И. Чайковского.



7. Эти дома могут быть ещё довоенной постройки.



8.



9. Весьма интересное здание универмага. Облицовано почти мод модерн начала 20 века.



10. Напротив — скромные памятники воинам-интернационалистам и ликвидаторам чернобыльской аварии:



11. Во дворах можно найти типовые барачные дома из дранки, которые постепенно расселяются как ветхие.



12. А вот интересный дом, — с контрфорсами. Не видел таких раньше.



Здесь же находится и железнодорожный вокзал (станция Бобрик-Донской), но его осмотрим уже в конце. Пока вернёмся на Октябрьскую улицу и пойдём в восточном направлении — в сторону микрорайона с забавным названием Бобрик-Гора.

13. Школа (или дом детского творчества?) в красивом сталинском здании:



14. Довольно много здесь вот таких домов. Такие же я видел на окраине Узловой из окна маршрутки, а судя по фотографиям, таких много и на Донбассе. Типовые шахтёрские дома?



15. А это новостройка на одной из боковых улиц. Таких здесь довольно много, и строятся они для переселения из ветхих домов.



16. Городская администрация:



17. Рядом — мемориал Великой Отечественной войне:



Во время войны Донской, как и Узловая и Сталиногорск (Новомосковск), находился короткое время в немецкой оккупации во время обороны Тулы. Гитлеровцы вошли в город 26 ноября 1941 года. Но уже спустя 17 дней, он был освобождён советскими войсками, — 13 декабря, на следующий день после Сталиногорска.

18. Памятник погибшим на войне дончанам:



19. Идём дальше:



20. Местами можно встретить и заброшки. В частности, дома, расселённые как ветхое жильё.



21. А это бывший механический завод, производивший шахтное оборудование, и закрывшийся вслед за прекращением добычи угля.



22. Сохранился и заброшенный подъездной путь к нему. Весьма живописно заросший деревцами.



23. Дальше — какой-то развлекательный парк:



24. А вы когда-нибудь видели зелёных медведей?



25. Ещё кирпичные шахтёрские дома:



В этом месте я сел на маршрутку и поехал на Бобрик-Гору — удалённый от центра на 4 километра исторический район города на месте бывшего села, которое возникло возле усадьбы графов Бобринских в конце XVIII века. Бобрик-Гора, как нетрудно догадаться, возвышенное место. Это холм у впадения речки Бобрик в Дон.

26. Бобрик-Гора оказалась запущенным и печальным местом. На Советской площади сохранилось пару дореволюционных домов.



27. Рядом — ещё один военный мемориал:



28. Магазин, облицованный разноцветной плиткой, как универмаг в центре города. Смотрится достаточно красиво.



29. Среди запустения, вдруг, — неожиданно яркая реновированная пятиэтажка:



30. Историческая достопримечательность — Спасо-Преображенская церковь, построенная при усадьбе Бобринских в 1778 году. Это старейшее сохранившееся здание Донского (да и всей Новомосковской агломерации).



Фамилия Бобринские пошла именно от названия речки Бобрик. Родоначальником графской династии стал внебрачный сын Екатерины II и графа Григория Орлова — Алексей Григорьевич Бобринский. Именно ему императрица завещала имение в Епифанском уезде Тульской губернии. Тогда это было, наверное, довольно тихое и уединённое место, и никто, наверное, ещё не предполагал, что в 20 веке здесь вырастет густозаселённая индустриальная агломерация.

31. Сохранившиеся здания усадьбы, построенные в конце 18 века архитектором И. Е Старовым (который довольно много творил в Петербурге), ныне заняты краеведческим музеем и пребывают в постепенной реставрации. Правда, всё же ставить стеклопакеты в постройках двухсотлетнего возраста было, пожалуй, совсем необязательно.



32.



33. На уже современной ограде усадьбы — два бобра, которые изображены даже на современном гербе Донского.



Собственно, герб:



34. Ну а вот так выглядит сейчас Бобрик-Гора. Тихая городская окраина.



35. Некоторые дворы довольно уютны:



36.



37. А чуть свернув в сторону, можно увидеть и тульскую природу. Где-то под этим склоном течёт тихий Дон — пока ещё совсем маленький и незаметный.



И последнее место города, которое я покажу, — это железнодорожный вокзал, или станция Бобрик-Донской. Название её примечательно не только тем, что звучит довольно забавно, но и тем, что образовано от двух рек сразу. Гудок паровоза здесь впервые раздался в 1874 году, когда была открыта Сызрано-Вяземская железная дорога. Станция Бобрик-Донской расположена в 10 километрах восточнее Узловой, а в 1943 году здесь образовался локальный узел после открытия ветки на Новомосковск, обходящей Узловую. Ныне эта ветка электрифицирована (тогда как основная линия тепловозная), и по ней ходят местные электрички с очень короткими маршрутами.

38. В этом кадре путь на Новомосковск виден слева, — заметны и столбы контактной сети, и электричка, готовая к отправлению. Причём платформа ещё и высокая (тогда как основная — низкая).



39. Электричка, кстати, в родной расцветке, а не в цветах РЖД.



40. С другой стороны электрифицированный путь заканчивается:



41. С пешеходного моста можно увидеть какие-то полузаброшенные промзоны рядом с вокзалом. Ещё дальше, уже за городом, есть и закрытые шахты.



42. Вокзал на станции довольно невзрачен снаружи:



43. Зато внутри — приятный сталинский интерьер:



44. На фасаде вокзала — мемориальная доска Владимиру Алексеевичу Бобринскому, внуку вышеупомянутого Алексея Григорьевича. В 1869-71 годах В. А. Бобринский, будучи министром путей сообщения, не мог не посодействовать тому, чтобы стальная магистраль прошла через его малую родину.



Пригородное сообщение по станции Бобрик-Донской довольно активное в направлении Тулы, но почти все поезда идут до станции Урванка в Новомосковске. Дальше на восток, до города Ряжска, ходит только один пригородный поезд в день.

45. Ещё хуже с дальним сообщением. Если через соседнюю Узловую проходит множество поездов, то на Бобрике-Донском дальнее сообщение ограничивается всего одним поездом в неделю, зато каким! Белорусский поезд с вот таким крайне нетривиальным маршрутом. Он же и единственный, который Тулу проходит через Ряжский вокзал.



Кстати, я ездил на нём в 2011 году. Но тогда его маршрут звучал попроще — Челябинск - Минск (но шёл он по той же нитке). Причём именно с таким маршрутом я ехал от начала до конца, и был единственным таким пассажиром в своём вагоне (если не во всём поезде).

46. Приехал дизель-поезд РА2 сообщением Урванка - Тула, принявший меня в один из своих вагонов. Фото, правда, смазанным вышло.



47. Через 15 минут я снова проехал уже знакомую мне Узловую, а дальше понеслись за окном поля и рощи. Поезд вёз меня в Тулу, до которой из Донского полтора часа езды.



Поговорим в следующий раз немного про Тулу, которая, впрочем, давно и хорошо знакомый мне город. Даже почти родной.
Tags: Железная дорога, Путешествия, Россия, Центральная Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments