В Вельск я ехал ночью из Котласа проходящим дополнительным поездом Сосногорск - Новороссийск (и даже, как оказалось при посадке, в одном из прицепных вагонов Котлас - Новороссийск). На часах было 11 вечера, и вагоны наполнялись людьми, едущими на черноморские курорты. Мне же до Вельска ехать всего 5 часов, и билет я взял максимально дешёвый, — на верхнее боковое у туалета и без белья. Спал недолго, и уже в 4 утра меня будит проводница: "Ваша станция через полчаса!". За окнами заря, мелькают сосновые леса и верховые болота, временами и маленькие станции со штабелями готовых к погрузке брёвен. А я, наблюдая всё это, пью утренний чай, пробуждая ещё не до конца проснувшийся разум. Все пассажиры, кроме меня, спят и, возможно, им уже "снится тёплое Чёрное море"... В половину пятого поезд остановился в Вельске. Лишь я один выхожу, а навстречу довольно много людей садится.
2. Стоянка всего 5 минут, и я провожаю взглядом летний курортный поезд. В голове тепловоз ТЭП70 из депо Котлас. Через 117 километров, в Коноше, его сменят на электровоз.
3. В Вельске новый вокзал. Довольно красивый и необычно большой и просторный для города такого размера. Внутри удалось вкусно позавтракать в буфете.
4.
Вельск, как и Котлас, стоит на Печорской магистрали — Коноша - Воркута, построенной в предвоенные годы. Участок Коноша - Вельск — первые 110 километров дороги, — был открыт ещё в 1934 году (а вся магистраль уже в 1941). Особенно интересно, что на стокилометровом участке между Вельском и станцией Валдеево возле Коноши магистраль раздваивается на две параллельные линии, и пассажирское сообщение есть по обеим. Для чего так построили, я так и не понял.
5. Вокзал со стороны города:
6. Покинув вокзал, я отправился гулять по уютному утреннему Вельску.
В Вельске железная дорога пересекается с транспортными путями, идущими на север. Один из них старинный — река Вага и её приток Вель (собственно, у их слияния город и расположен), а второй современный — автомобильная трасса М8 Москва - Архангельск, ныне обходящая мимо города по объездной. Поэтому мне особенно удобно было добираться от Котласа до Каргополя именно через Вельск.
7. Поблизости от вокзала — промзона:
8. Среди пятиэтажек попадаются деревянные железнодорожные домики явно времён постройки Печорской магистрали.
9. Характерные казармы железнодорожников. С типичными для Русского Севера деревянными мостками. Ведь здесь кругом лес...
10. Школа типовой сталинской постройки:
11. На часах ещё нет и шести утра. Городок пока спит.
12. В Вельске много уютного вида деревянных домиков. Вот так может выглядеть одна из главных улиц города (это, вроде, улица Пушкина).
13. Кажется, единственный в городе перекрёсток со светофором:
14. Есть здесь и типично северные барачные дома:
15. И тоже (но гораздо более давнего типа) типично северные пятистенные избы:
16.
17.
18. Даже близко к центру города некоторые улицы могут являть собой грунтовки.
19. Гуляя по Вельску, я порой слышал стук колёс и гудки тепловозов, которые тут, наверное, разносятся на многие километры в леса. А по виду некоторых изб видно, что они помнят времена, когда железной дороги здесь не было...
20. Улочка-грунтовка вывела меня в какие-то кусты. По тропинке мне навстречу прошёл пожилой человек с собакой, а потом я увидел перед собой песчаный пляж и речку Вель, на которой уже заканчивается город, и перед глазами предстаёт природа. Хотя за ближайшим лесом — довольно немало сёл.
21. Вель через три километра впадает в Вагу — один из крупнейших притоков Северной Двины. По мосту Вель пересекает дорога, ведущая из города к архангельской трассе. По нему я потом и выезжал.
22. Постояв у реки, возвращаюсь на городские улицы:
23. Ещё старые дома, из каких, наверное, лет сто назад город состоял почти целиком. В доме слева, как гласит мемориальная доска, в 1919 году проходило первое собрание местного Комсомола.
Как уже говорилось, Вельск известен с 1137 года. Долгое время он был Вельским погостом, затем, с 1550 года, посадом, а с 1780 года — городом — центром Вельского уезда Вологодской губернии. Сейчас он в составе Архангельской области, но к Вологде в два раза ближе (260 километров, против 540 до Архангельска), и, как мне кажется, больше тяготеет именно к ней.
24.
Как и многие города на Севере, Вельск ещё до революции был местом ссылки, которую здесь отбывали некоторые российские революционеры, в том числе, к примеру, организатор Морозовской стачки Пётр Моисеенко. В сталинские годы эти места не обошёл стороной ГУЛАГ, когда здесь шло строительство Печорской магистрали. А в послевоенные годы город продолжал развиваться уже как один из центров лесной промышленности.
25.
26. Хоть и нет в Вельске большого количества достопримечательностей, в этом городе есть своё обаяние.
27. Так я пришёл на пустынную в шесть утра площадь Ленина — главную в городе. Центральное её здание, кстати, не администрация, а суд.
28. Наклонившийся Ленин с кепкой в кармане стоит на фоне школы:
29. Вяло реставрируемый старый домик соседствует с новоделом:
30. Площадь благоустроенная, даже целый фонтан есть. Сохранилось несколько дореволюционных купеческих домов.
31. Другая сторона. В доме на дальнем плане — краеведческий музей.
32.
33. А в этом домике — редакция районной газеты "Вельские вести".
34. А это уже советские барачные дома. В Вельске они обычные, и таких шедевров, как в Шарье, Котласе и Архангельске, мне не попадалось.
35. В Вельске есть Набережная улица, обращённая уже к реке Ваге. Хоть и до реки отсюда полкилометра, но обрыв речной долины уже рядом с улицей, и, наверное, во время весеннего половодья вода доходит и прямо досюда.
На карте Вельск выглядит стоящим на слиянии двух рек, но фактически город больше обращён к Вели, и лишь район Лесобаза находится за Вагой, а к слиянию двух рек город выходит только северной оконечностью, и я дотуда не дошёл. Вага здесь описывает крутую излучину в виде лежащей на боку буквы г, и устье Вели находится в её середине. На Ваге Вельск — самый крупный населённый пункт и один из двух городов (второй — Шенкурск ниже по течению). Течёт она сюда из Вологодской области, где на ней стоит посёлок Верховажье, и почти постоянно параллельно архангельской трассе (точнее, наоборот), а в 250 километрах севернее Вага впадает в Северную Двину.
36. За Вагой — деревня Аргуновская и стройный сосновый лес.
37. И небо северного утра...
38. Дореволюционный деревянный дом:
39. А этот домик, наверное, уже советский:
40. Здесь же, рядом с обрывом важской долины, находится городское кладбище и Успенская церковь (1793-96 годы).
41. А в этом домике приютилась церковная лавка:
42. Вежливая табличка, однако!
43. Ещё один старый дом, ныне занятый школой:
44. А это улица Дзержинского, которую, наверное, можно считать главной в городе. Время неуклонно шло к семи утра, и город просыпался. На этой улице было уже довольно людно.
45. Есть здесь и торговые центры.
46. 7-этажная новостройка в правой части кадра — наверное, самое высокое здание Вельска.
47. А здесь виден корпоративный автобус одного из главных городских предприятий, название которого вызывает желание написать об этих местах "Сказки Вельского леса". Лесозавод находится за мостом через Вагу.
Я вновь пришёл к железной дороге. Переезд уводит в южную, залинейную часть города, но я туда не ходил. Вместо этого уже пошёл обратно к вокзалу.
48.
49. В Парке Победы — мемориал вельчанам, погибшим на Великой Отечественной войне:
50.
51. А также Воинам-Интернационалистам:
52. Улица Гагарина ведёт меня обратно к вокзалу:
Оттуда я и продолжил свой путь в северном направлении. Возле ЖД вокзала находится автостанция (фактически там её нет, просто посадочные площадки с расписанием, от которых отправляются автобусы). Гуляя по Вельску, я видел уезжающий на север автобус Вельск - Северодвинск, который до конечного пункта будет идти целых 10 часов. Я поехал в Каргополь автостопом, для чего мне нужно было добраться до трассы. Сначала думал местным пригородным поездом доехать до первой остановки 100-й километр, которая как раз у трассы расположена, но в итоге сел на ПАЗик и поехал до деревни Филяевской в 8 километрах от города. По пути клевал носом, — всё же мало спал в поезде.
53. Минут через двадцать я доехал до Филяевской. Сама деревня небольшая.
54. Взгляд назад. Слева виден автобус, на котором я приехал. Обратно в сторону города идёт цепочка деревень: Петуховская, Горка Муравьёвская, Вороновская и Лукинская (характерная особенность топонимики Русского Севера — деревни на "-ская").
55. По Филяевской я подробно не гулял. Лишь прошёл её за несколько минут.
56. До трассы ещё три километра. Сейчас я иду по старой трассе, — до постройки объездной она проходила через Вельск.
57. Где-то рядом течёт Вага. Даже можно различить её высокий правый берег.
58. Пройдя бодрым шагом три километра, я вышел на федеральную трассу М8 Москва - Архангельск, именуемую "Холмогоры", и начал стопить (машин, как видно, было довольно мало).
Через несколько минут застопил фуру с номерами Свердловской области. Водитель-дальнобойщик оказался из Нижнего Тагила и вёз грузы в Архангельск. Мне же нужно было ехать не прямо, а лишь 60 километров по трассе до поворота на Каргополь. Погода стала пасмурной, и пару раз прошёл дождь. Уже перед нужным поворотом дорога в одном месте живописно подходит к берегу Ваги. Выхожу у поворота с указателем, гласящим, что налево дорога ведёт в Няндому и Каргополь. До последнего осталось 213 километров.
59. Здесь, кстати, снова распогодилось. Выглянуло солнце.
60. Северный русский лес:
У поворота довольно быстро застопил микроавтобус с вологодскими номерами. Очень приятные вологжане с отчётливым окающим говором, муж с женой лет по 35 на вид, ехали в гости и порыбачить в какую-то деревню у границы Архангельской области с Карелией, а потому до Каргополя мне с ними сразу было по пути. Особенно запомнилось, что в машине у них всю дорогу играл "Наутилус Помпилиус". Двести с лишним километров лесных пейзажей, с холмами, деревнями, иногда озёрами. Проехали без остановки город Няндома (20 тысяч жителей), стоящий на Архангельской железной дороге, и потому служащий воротами в Каргополь с поезда. Качество дороги было разное. После почти идеальной архангельской трассы она поначалу казалась совсем разбитой, в паре мест шёл ремонт. Заметно лучше дорога стала после въезда в Каргопольский район. Уже перед самым Каргополем попали под короткий, но совершенно проливной дождь, успевший закончиться к моменту моего приезда в пункт назначения. Ну а Каргополь, стоящий на реке Онеге, — удивительно красивый маленький город. В следующий раз я расскажу именно о нём.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →