?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Плесецк
nord_ursus
Из Каргопольского края в Архангельск я добирался через Плесецк — посёлок городского типа, стоящий на Архангельской железной дороге. Плесецк для посёлка довольно крупный, — население его составляет 10 тысяч жителей (при распаде СССР было 14 тысяч). Плесецк, в отличие от старинного Каргополя, не очень примечателен: это почти полностью советский рабочий посёлок и одно из олицетворений другой стороны Русского Севера — промышленной. В Плесецке я провёл несколько часов вечером после очень жаркого дня (днём по ощущениям было не меньше 30 градусов), дожидаясь поезда на Архангельск.



На Русском Севере в эту поездку меня часто сопровождала жаркая погода. В то же время, Север есть Север, — чем дальше, тем ярче солнце (и поэтому восприятие жары усиливается), и тем светлее летом ночи. При въезде в Плесецкий район природный пейзаж как-то "суровеет": лугов почти не остаётся, вокруг уже настоящая тайга, среди деревьев всё чаще встречается лиственница, которой в Каргопольском районе почти нет. Автодорога из Каргополя в Плесецк, кстати, отличного качества, — её не так давно реконструировали. Добрался я в Плесецк автостопом, продолжив путь на север уже по железной дороге.

Название Плесецк у многих на слуху, благодаря космодрому. Но на самом деле, сам Плесецк к Плесецкому космодрому никакого отношения не имеет. Дело лишь в названии: космодром действительно расположен в 45 километрах от Плесецка, но обслуживается он городом Мирный (32 тысячи жителей), до которого отсюда всего 6 километров. Но Мирный — закрытый город, и без пропуска туда не попадёшь. В советские времена этот город даже не обозначали на картах.

А Плесецк породила железная дорога. Магистраль Вологда - Архангельск была открыта в 1897 году и до 1914 года была узкоколейной. Здесь, тогда ещё в Онежском уезде Архангельской губернии, появилась станция Плесецкая, которая называется так и поныне.

2. Железнодорожный вокзал, к сожалению, испортили сайдингом, поэтому теперь он откровенно невзрачен.



3. Вид со стороны путей (снимок сделан уже перед отправлением в Архангельск). Таким видят Плесецк люди, регулярно ездящие дальше в северном направлении.



Несмотря на то, что направление на железной дороге здесь почти одно, расписание на вокзале Плесецка довольно немаленькое. Поезда в Архангельск ходят и из Москвы (два поезда), и из Питера, и из Котласа. Только приехав в Плесецк, я видел на вокзале странно в этих краях смотрящийся белорусский поезд Минск - Архангельск (просто забавно в Архангельской области видеть вагоны с надписями "Беларуская чыгунка"). Есть ещё поезд Москва - Северодвинск, есть Вологда - Мурманск, который, не доходя до Архангельска, сворачивает на станции Обозерская в сторону Карелии. А летом назначают и несколько дополнительных поездов на южные курорты.

4. Хоть и, как уже сказано, к космодрому сам Плесецк не имеет отношения, напоминание о нём в виде ракеты на станции всё-таки есть.



5. Осмотрев вокзал, я пошёл гулять по этому маленькому городку. В центр от вокзала ведёт улица Партизанская.



6. Плесецк — это типичный лесопильный Русский Север. Деревянные мостки вдоль улиц, деревянные сталинские двухэтажки, среди которых встречаются довольно интересные. И над всем этим — зелёная листва... На поселковых улицах слышны гудки электровозов и стук колёс, а за железной дорогой видны штабеля брёвен и лесозавод.



7. Много здесь уютных зелёных дворов:



8. Памятник у одной из привокзальных улиц. Николай Синкевич (1936-1963) — местный герой-милиционер, погибший при задержании преступников в 1963 году.



Я, конечно, не мог не обратить внимание на его польскую фамилию (тем более, что рядом есть ещё и улица Уборевича, названная в честь участника Гражданской войны в Архангельской губернии).

9. Идём дальше. Городок маленький, — несколько минут от вокзала, и уже центр.



10. Ещё один образец советского деревянного зодчества:



11. В городском парке летним вечером гуляли местные жители. Здесь же — мемориал воинам-землякам, погибшим на Великой Отечественной войне.



За мемориалом — стадион, где в тот момент ребята играли в футбол.

12. Этот заметно обветшавший дом уже расселили. Но плакаты повесили именно на него. "7 чудес Плесецкого района" на плакате — это явно почти всё про Кенозерский национальный парк, расположенный неподалёку отсюда.



13. А вот и районная администрация — видимо, самая капитальная сталинка в Плесецке. Между прочим, территория отсюда управляется немаленькая. Территории России, как известно, измеряются европейскими странами: так вот Плесецкий район больше Словении и почти равен Бельгии, но живёт в нём чуть больше сорока тысяч человек. Таковы российские просторы, и тем более, на Севере.



Как уже говорилось, население Плесецка — 10 тысяч жителей, поэтому кажется он скорее маленьким городом, и даже странно, что в своё время статус города ему так и не дали. Кроме него, в районе есть ещё три посёлка городского типа — Североонежск, где добывают бокситы (5 тысяч жителей), лесопильный Савинский (7 тыс.) и железнодорожный Обозерский (3.5 тыс.), где я побывал уже после Архангельска.

14. Почти напротив администрации — школа. Это уже более поздняя постройка.



15. За администрацией — памятник Ленину, рождающемуся из каменной глыбы. Кстати, как оказалось, его в постсоветские годы убрали, а теперь воссоздали буквально несколько лет назад.



Рядом с Лениным есть ещё скульптура лося, которую я почему-то забыл запечатлеть.

16. Некоторые улицы в Плесецке выложены бетонными плитами вместо асфальта. Так на Севере бывает нередко.



17. Ещё советское деревянное зодчество:



18.



19. По-северному неторопливо солнце клонилось к закату. Но ночь будет совсем светлой и недолгой. На этих широтах ещё в середине июля продолжаются белые ночи.



20. Более поздняя застройка — панельные двухэтажки:



21. А это церковь Иоанна Богослова, построенная в 2000 году. Разумеется, в стиле храмов Русского Севера, как в окрестностях Каргополя. Хотя всё же, если бы крышу и главку сделали под лемех, было бы красивее.



22. Боковые улочки порой довольно неприглядны:



23. Есть в Плесецке и пятиэтажки. Причём довольно немало, — а в аналогичном по населению Каргополе их нет от слова "совсем".



24. Эти дома уже вполне в ухоженном состоянии.



25. А здесь какое-то новое здание за деревьями:



26.



27. Копейка и поленница:



28. И типично северные дощатые мостки, характерные для богатых лесом краёв, где, к тому же, в межсезонья и во время дождей земля особенно сильно раскисает из-за болотистой почвы.



Так, погуляв по вечернему Плесецку, я вернулся на вокзал. Солнце почти зашло, был тёплый летний вечер на оживлённой станции и атмосфера железнодорожной романтики. Когда было почти десять часов, вдали засветил прожектор электровоза ЧС4Т, тянувшего собой дополнительный летний поезд Новороссийск - Архангельск, на котором мне до областного центра предстояло ехать четыре часа.

29.



Сидячих вагонов нет, поэтому взял самый дешёвый билет в плацкарт (верхнее боковое у туалета без белья). Правда, нижняя полка подо мной была не занята, и поэтому я занял обе, положив на верхнюю рюкзак. В вагоне ехали домой с Чёрного моря загорелые архангелогородцы, поезд мчался среди лесов, а на небе закат плавно переходил в белую ночь. Расписание у поезда было довольно неудобным, — в Архангельск он приходил в два часа ночи. Я даже успел поспать, — заснул во время стоянки в Обозерской, а проснулся уже когда поезд гремел по мосту через Северную Двину. До своего хостела в Архангельске я шёл пешком по пустынному ночному городу, когда солнце уже начинало вставать.

30. Вот так выглядел вокзал в Архангельске в два часа ночи. Об этом городе — столице Поморья в дельте Северной Двины, я вскоре и расскажу в нескольких частях.


  • 1
Приятный городишко как оказывается. Но только летом наверное? Вечная мерзлота?

Нет, до вечной мерзлоты там ещё весьма далеко. Среднегодовая температура в Плесецке +1.5 (средняя июльская +17, январская -12). Широта довольно высокая, но, поскольку это европейская часть России и даже почти Северо-Запад, там не так уж и холодно. Зона вечной мерзлоты начинается гораздо дальше на северо-восток — на севере Коми и в Ненецком АО.

На пьедестале снесенного памятника вылазит привидение ильича. (Так показалось просто)

В Плесецке была пару раз проездом - тоже автостопом. Дорогу, кстати, строили на средства Единой России и пол личному указанию Путина. А вот в Мирном работают очень многие жители Плесецка и ходят они туда по тропинке через лес и дыру в заборе))) Для местных это - секрет полишинеля.

А зачем через дыру ходят?) Ведь если они туда на работу устраиваются, то, вроде, не должно быть проблемой им для работы пропуска в город оформлять.

А наш человек так устроен))))) Им так ближе, видите ли.

Что значит на средства Единой России? Это как бы наши налоги из нашего бюджета, а не средства Единой России. Вот если бы депутаты продали свои Мерседесы и дома, а на эти деньги построили дорогу-тогда да.
А в данном случае дорога построена на бюджетные деньги.

Спасибо за обзор.

Всегда пожалуйста!

Спасибо, у меня там мама росла, а я ниразу не была. Было интересно. Обратила внимание, что все очень ухожено и чисто

Довольно чисто, да. Правда, разбитых дорог всё же многовато(

Интересно , а будет ли Белорусские ЖД крупнейшими в мире по разветвленности маршрутов . В снг точно они будут лидировать , опережая рейсы ржд из серии Москва-Ницца , Москва -Париж ( хотя Москва -Пекин больше ), но по количеству маршрутов поездов им не будет равных


Не совсем понял) Имеется в виду разветвлённость маршрутов, проходящих по территории Беларуси, или именно маршрутов формирования БЧ?

Маршруты формирования БЧ )

Трудно сказать. Я не помню, есть ли поезда БЧ в Польшу и Литву, и сходу могу вспомнить только в Россию, Украину и один в Казахстан (Барановичи - Караганда).

В Литву есть до Вильнюса и до Калининграда проездом.
В Польшу есть до Тересполя из Бреста

Спасибо за пост. С удивлением узнал что город и космодром настолько не связаны. Правда с фамилией заблуждение. Синкевич - форма фамилии западнорусской (белорусской и украинской) фамилии Сенкевич происходящей от имени Сенька, что было народной формой имени Семён. С "польскими" фамилиями Мицкевич (Митька-Дмитрий), или, например, Ивашкевич (от Ивашка-Иван) итд та же история.

Спасибо, интересный пост.
Давно читаю твой ЖЖ, хотелось бы еще постов про Карелию и Лен. Область)

Карелия скоро будет в виде постов про Беломорск (из этой же поездки)

Отлично)
Есть планы поездок на зиму-весну?

Вообще есть. Но насчёт Ленобласти пока не знаю.

Вокзал , я так понимаю - еще со времен строительства ЖД . На 26 снимке - довольно занятный арболитовый дом . Там какие-то даже наличники на окнах - у нас такого нет , например .

Да, наличники меня тоже удивили. Но вообще, вроде, такие дома (без наличников) есть в Карелии в бывших ПГТ типа Поросозера и Найстенъярви.

класс :) проезжали как-то Плесецк, но не заехали. Спасибо за репортаж! Молодцы, в честь погибшего милиционера улицу назвали, любят своих жителей.

Добрый день! Меня зовут Алексей, тридцати лет я, живу и работаю в Грузии. В своем журнале пишу о своей жизни, а также об окружающей меня стране :)

Предлагаю взаимную дружбу)

Как было сказано выше, городишко приятный! Сам я живу в Мирном, но в виду местного происхождения пишу что из Плесецка. В поселке много частного сектора и дач мирян, из работы только железка, пилорамы, лесозавод да пивзавод (если жив, конечно). Молокозавод, птицефабрика и мясокомбинат пали жертвой спланированного уничтожения советской экономики.
Места отменные- вокруг сосновые бора, ели, лиственницы, чистейшие озера и глухие реки...

Кстати, я в конце января там второй раз побывал. На морозы не попал, в тех числах как раз было тепло (около 2-3 градусов ниже нуля). В Плесецке был только ранним утром и вечером, а в течение дня съездил в Липаково, а оттуда по узкоколейке в посёлки Лужма и Сеза. Тоже места потрясающие. Надо бы как-нибудь на Кенозеро съездить.

  • 1