nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Малые Корелы. Музей деревянного зодчества Архангельской области
nord_ursus
Архангельск — это не только большой город у устья Северной Двины. Это ещё и центр большой области, площадью в полтора раза превосходящей Германию (да, европейские страны — это единица измерения российских территорий!). Область Архангельская богата старинными сёлами и деревянным зодчеством, которое представлено в действующем с 1973 года музее под открытым небом в 20 километрах от областного центра. Несмотря на название, деревянное зодчество русское, как и большинство населения региона. Происходит название музея от деревни Малые Карелы, где он расположен (у названия деревни закрепилось написание через А). Впрочем, обо всём по порядку.



Добраться до музея из города можно на автобусе, ходящем от МРВ (морского-речного вокзала). 22 километра по дороге вдоль правого берега Северной Двины через несколько деревень. Дорога эта продолжается далеко на восток, сначала вдоль Двины, потом вдоль Пинеги, и так до самой Мезени (туда её достроили совсем недавно). Но в автобусе, на котором я ехал, деревня Малые Карелы является конечной. Хоть и сама деревня маленькая, но значительная часть пассажиров едет именно до неё, — возможно, музей популярен и просто как хорошее место для прогулок.

2. Сами Малые Карелы выглядят вот так. Несмотря на название, деревня эта русская, как и почти вся Архангельская область. Впрочем, некогда эти края населяли финно-угорские племена, уже много сотен лет назад ассимилированные русскими. В том числе и племя корела (предки современных карел), от которых получила название речка Корелка (Корелы), впадающая здесь в Двину. По соседству есть и деревня Большие Карелы, по размеру, впрочем, примерно такая же.



3. Деревня небольшая, и наверное, многие дома — это дачи архангелогородцев и северодвинцев. Поток машин по дороге довольно оживлённый, и может быть, кто-то из них едет даже в далёкую Мезень...



4. Изба с солнцем под коньком крыши. Это типично северная традиция, которую я наблюдал и в районе Каргополя.



5. А вот так оригинально в Малых Карелах выглядит автобусная остановка. Тоже, однако, деревянное зодчество!



Но направимся теперь в музей. Он достаточно большой (площадь 140 гектар, заметно больше деревни) и насчитывает около ста деревянных построек, свезённых сюда из разных мест Архангельской области. Для приближения обстановки к реальной музей, как это обычно бывает, вписан в окружающую природу, — деревянные постройки стоят под сводами хвойного леса. По географическому делению Архангельской области музей разделён на четыре сектора — Онежско-Каргопольский, Двинской, Пинежский и Мезенский.

6. Первым встречает Онежского-Каргопольский сектор (отражающий западную часть региона) и колокольня Вознесенской церкви из села Кушерека (Онежский район), построенная в середине 19 века.



7. Сама по себе Вознесенская церковь старше — 1699 год. Архитектура типичная для Поонежья — пятиглавие на кубическом объёме, такой же конструкции церковь в селе Архангело.



8. А это уже артефакт гораздо более поздней эпохи — ветряная мельница шатрового типа 1902 года из Кожеозерского Богоявленского монастыря (находится в глуши Онежского района и в наше время возрождается после десятилетий запустения).



9. Внутри мельницы:



10. Другая ветряная мельница — с юго-запада области, из деревни Большая Шалга Каргопольского района. Одно из крыльев, видимо, сняли на реставрацию.



11. А это уже жилая постройка — дом-двор Пухова из села Ошевенск (а точнее, деревни Большой Халуй) Каргопольского района, куда я так и не добрался. Жилые дома на Русском Севере огромны и подчас суровы своим внешним видом. Во-первых, жилая часть делится на зимнюю и летнюю, а во-вторых, она объединяется с хозяйственной. В холодном климате всё под одной крышей!



12. На фоне леса — часовня Илии Пророка (конец 18 века) из ныне опустевшей деревни Мамонов Остров на Кенозере (Плесецкий район).



13. Идём дальше. Между секторами — сохранённый в почти нетронутом виде лес. Такой же, как вокруг деревень, из которых привезли сюда экспонаты.



14. Ландшафт здесь достаточно холмистый. Вроде, чуть дальше музея есть горнолыжные трассы. Впрочем, летом это не было актуально.



15. Это овраг, по дну которого течёт ручей. В Малых Корелах я был 18 июля. Забавно, но уже не первый год подряд я именно в эту дату попадаю в место с длинными деревянными лестницами.



16.



17. Следующий сектор — Двинской. Опять же, несколько собранных в одном месте деревянных построек фактически воссоздают цельный облик деревни.



18. Дом-двор Щеголёва (1826 год) из деревни Ирта на берегу реки Вычегды в Ленском районе (райцентр — село Яренск), недалеко от Котласа. Эта изба уже не пяти-, а шестистенная, с двумя параллельными перерубами.



19. Слева — ветряная мельница второй половины 19 века из деревни Медлеша (Шенкурский район).



20. Другие постройки сельской усадьбы: на переднем плане баня "по-чёрному", а на дальнем справа — амбар-ледник для хранения продовольствия.



21. Ещё два шестистенных жилых дома: дом Туробова (1820-е годы, тоже из деревни Ирта) и дом Цигарева (19 век, деревня Выемково Ленского района).



22. В центре Двинского сектора — церковь Георгия Победоносца (17 век, село Вершино Верхнетоемского района). Это уже шатровая конструкция (как, например, в селе Саунино возле Каргополя).



23. А это дом Шестакова из села Цивозеро Красноборского района (1861 год). Маленький он потому что это лишь часть целой в прошлом избы, разделённой при её перестройке.



24. Крылечко. Дом закрыт, поскольку я был здесь в понедельник, когда интерьерные экспозиции не работают. А вообще в глубинке Русского Севера во многих деревнях даже не принято запирать дома...



25.



26. Окошки в северных избах. как правило, маленькие:



27. А это усадьба Тропинина из деревни Семушинская Устьянского района. Хозяин был зажиточным человеком.



28. Даже конёк крыши двуглавый!



29. Усадьба Ермолина (1880 год, деревня Кривец Холмогорского района). Изба пятистенная, и уже не такая огромная.



30. С обратной стороны к жилой части примыкает амбар:



31. Хозяин усадьбы был кузнецом, поэтому есть на заднем дворе и сельская кузница:



32. А это дом Русинова (19 век, ныне нежилая деревня Кондратовская Верхнетоемского района). Разумеется, деревянные мостки тоже есть.



33. За домом растёт рожь:



34. И снова лес. Следующий сектор — Пинежский. Именно в нём на момент моего посещения было наиболее малолюдно, больше всего комаров, и именно в момент прихода туда солнце скрылось за тучами. Пинежский сектор во всём музее мне показался каким-то особенно отрешённым и загадочным, — как, наверное, и сам Пинежский край в глухих и труднодоступных лесах.



Кстати, возле Архангельска, как и в Северной Карелии, растёт сибирская ель. А вот лиственницы именно здесь нет, потому что климат слегка смягчается Белым морем, — она встречается южнее, в Плесецком районе, и восточнее.

35. На переднем плане — амбар из села Сура Пинежского района (19 век), а слева вдалеке — бани.



36. Несколько амбаров 19 века из Пинежского района. "На курьих ножках" они стоят специально чтобы в них не забирались грызуны.



37. Жилые дома с задней (хозяйственной) части. В данный момент они, видимо,на реставрации.



38. Интерьер бани:



Короткую экскурсию по Пинежскому сектору мне провела сотрудница музея, которая сама родом из Пинежского района (в этнографических музеях, в том числе таких, это довольно частая практика — специально брать на работу людей из соответствующих мест). В её речи я обратил внимание на характерный говор (особенно запомнилось произношение слова "ещё" как "ишшо").

39. У опушки леса стоит Свято-Троицкая часовня (1728 год) из деревни Вальтево Пинежского района.



40. На переднем плане — дом П. П. Филина (1876 год, деревня Городецк Пинежского района), а дальше — дом Дородной (начало 20 века, деревня Шеймогоры Пинежского района).



41. Колодец-"журавль". В деревнях я сейчас такие вижу очень редко, — в основном в музеях и на старых фотографиях.



42. А в лесу — охотничий лабаз:



43. Рядом есть и охотничья избушка:



44. Выйдя из леса, попадаем в Мезенский сектор, посвящённый самому далёкому и трудноступному краю в Архангельской области, куда я ещё обязательно надеюсь добраться (Мезенский и Лешуконский районы). Мезенский сектор расположен у обрыва, — здесь начинается спуск в долину Северной Двины.



45. Дом зажиточного мезенского крестьянина:



46. Другой дом — уже шестистенный. Перерубы расположены рядом.



47. Ещё одна шестистенная мезенская изба:



48. А эта пятистенная. С расписными ставнями и свесами.



49.



50. Рядом есть и амбары:



51.



52. И колодец:



53. В конце Мезенского сектора — ветряная мельница из деревни Азаполье Мезенского района (19 век).



54. И поклонный крест. Для поморов они также служили навигационными знаками и ставились на берегу моря. Если видишь крест прямо с лицевой стороны, значит смотришь на восток.



55. Вокруг расстилаются живописные овраги и леса:



56. А с другой стороны — где-то внизу Северная Двина, поделённая на множество проток (воду, впрочем, не видно из-за деревьев). А на другом берегу — город Новодвинск, спутник Архангельска в 38 тысяч жителей, и его градообразующее предприятие — мрачноватый Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат. Пейзаж этот мне напомнил вид на Кирово-Чепецкий химкомбинат с высокого берега Вятки.



57.



Такое вот музейное отображение сельской Архангелогородчины рядом с её столицей. В музее постоянно ведётся работа в области пополнения его коллекции, сейчас создаются Поморский и Важский сектора. Так что вполне вероятно, в будущем он станет ещё интереснее. На этом и закончим рассказ о музее "Малые Корелы".

  • 1
очень интересно . Любопытно, что когда то, зажиточных владельцев этих изб когда то репрессировали и ссылали, лишая собственности. А теперь , построенные ими дома, бережно собирают и реставрируют ...

Почему репрессировали? Музей создавался в 1960-е-70-е годы, а не в 30-е.

да, репрессировали в 30 е, когда не ценили крепкого мужика крестьянина, умевшего создавать подобные хозяйства и дома. Сейчас их дома стали музеями , а стоны, по поводу заброшенных деревень у каждого блогера , путешествующего по необъятной России.
Ну, это, если смотреть на деревянную архитектуру в свете исторической и социальной ретроспективы.
Хотя, такую традиционную архитектуру можно возрождать, стилизуя современные дачные дома по д старину. Музеи национального зодчества могут помочь, в том числе , и в этой задаче.

Уютный музей под открытым небом, но мне кажется "Костромская слобода" вне конкуренции... там есть вода

А я вот в неё не сходил, хотя и был рядом, в Ипатьевском монастыре.

Спасибо за познавательную экскурсию. Столько интереснейших "экспонатов" на фоне богатой природы! Удивительно, насколько народ был приспособлен к житию в условиях Севера.

Спасибо! Хорошее место.

Очень интересно! Люблю такие места.

Интересно, да. И какая большпя разница между белорусской хаткой и севернорусской изюой. Эти дома-дворы не пяти или шестистенные, а гораздо больше -- сзади ведь тоже там срубы.

Да, но, насколько я знаю, пяти- или шестистенными они называются именно по количеству продольных перерубов (в дополнение к четырём торцевым стенам), а поперечные при этом не учитываются. Во всяком случае, даже на музейных этикетках в таких случаях везде написано "изба 5-стенная", а терминов вроде "7-/8-стенная изба" мне не попадалось.

Как я понимаю, тут есть несколько точек зрения. Иногда считают перерубы только делящие жилую отапливаемую часть дома, собственно избу, независимо от того продольные они или нет. Обычно они продольные, так как поперечные чаще отделяют избу от сеней. Ну все считать, видимо, неправильно, в этом я не прав, да.

http://monuments.karelia.ru/ob-ekty-kul-turnogo-nasledija/katalog-pamjatnikov-narodnogo-derevjannogo-zodchestva-v-pudozhskom-rajone/perechen-ob-ektov/d-pjal-ma/dom-zhiloj-sokolova-a-i-kon-xix-nach-xx-vv/ все же термины семистенок-восьмистенок встречаются. И с различными перерубами и сенями.

Огромные северные избы впечатляют своим внешним видом)
А "ишшо" и у нас в Забайкалье говорят, местные говоры схожи с северорусскими.


Эпичная красота.Суровая природа.Суровые дома.
Спасибо.
У меня в садоводстве есть колодец-журавль.50 километров от Спб.

1) Да, масштабы музея весьма внушительны. Природа и зодчество впечатляют. Однако, я почему-то не совсем уютно чувствую себя в музеях деревянного зодчества. Дома в большинстве своем безжизненны, не хватает того деревенского духа, создаваемого жителями и их бытом. Из музеев деревянного зодчества, где мне посчастливилось побывать (Суздаль, Вологда, Нижний Новгород, Архангельск, мельком Великий Новгород), мне больше всего по душе пришелся музей под Вологдой. Там почти во всех домах воссоздана обстановка, можно покушать блинов с вкусным вологодским сливочным маслом, а работники музея в какой-то степени играют роль жителей домов.

2) Когда увидел в статье фотографию остановки, мне вспомнилось, как я стоял там в 30-градусный мороз и долго ждал автобуса. Внутри остановки в углу был навален мусор, и оттуда доносился шорох и аппетитный хруст :) В общем, все ждали снаружи - под навесом стоять никто так и не решился.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account