nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Северодвинск. Город северных корабелов
nord_ursus
В сорока километрах западнее Архангельска, у берега Белого моря, расположен Северодвинск — второй город в области (185 тысяч жителей); город полностью советский, выросший при оборонной промышленности, и центр российского атомного судостроения. Само по себе это уже звучит внушительно. Город солидный, и во многом, на мой взгляд, опережающий Архангельск.



Северодвинск воспринимается и как спутник Архангельска (из-за близкого расположения), и как, в то же время, самодостаточный город. Автобусным сообщением с Архангельском он связан примерно каждые полчаса. Идёт автобус около часа, по шоссе вдоль Северной Двины, через сёла с причудливыми названиями вроде Лайский Док и Малая Тойнокурья. Стоимость проезда, кстати, различается в зависимости от того, до какой остановки в городе ехать (так же, как из Кирова в Кирово-Чепецк и Слободской). Здесь я должен сразу сказать, что, к сожалению, посетил Северодвинск довольно-таки бестолково, так как увидел лишь совсем небольшую часть города — только его исторический центр, не побывав ни на острове Ягры у берега моря, ни в позднесоветских многоэтажных районах на западе. Виной тому то, что я поехал сюда зачем-то в середине дня, хотя город немаленький, и ехать стоило с утра. Но всё же покажу то, что я успел увидеть.

2. Вот примерно так меня встретил Северодвинск, — я вышел из автобуса на почти первой же остановке в жилой части города. Как и в Архангельске, здесь была жаркая погода. И оживлённые улицы вокруг.



Если Архангельск возник как морские ворота России, то Северодвинск — как кузница кораблей военно-морского флота. Город достаточно молодой — основан он был в 1936 году как рабочий посёлок Судострой. Спустя два года он получил статус города и имя Молотовск (в честь Вячеслава Молотова, при жизни), а в 1957 году стал Северодвинском и в последующие годы рос как один из флагманов оборонной промышленности страны. И поныне главные предприятия Северодвинска — это "Севмаш", где строят не что-нибудь, а атомные подводные лодки, а также судоремонтный завод "Звёздочка".

3.



4. Из автобуса я вышел рядом с вокзалом, за которым виднеется труба ТЭЦ-1. Железная дорога в Северодвинск пришла во время войны — в 1942 году, а нынешний вокзал уже, видимо, позднесоветской постройки.



5. Не под стать городу вокзал здесь маленький, тихий и пустынный, зато аж с высокой платформой и навесом (что вообще большая редкость). Это не случайно, поскольку пассажиропоток здесь совсем небольшой, и большинство людей ездит через Архангельск.



Дело в том, что Северодвинск стоит не на основной железнодорожной магистрали, а на тупиковом ответвлении, которое начинается от станции Исакогорка (немного не доезжая до Архангельска). И если большинство поездов идёт в Архангельск, то до Северодвинска лишь раз в два дня ходит один поезд из Москвы (причём фирменный). Кроме него, есть здесь и пригородное сообщение: в сторону Архангельска — до маленькой станции Лайская, а на запад — до села Нёнокса, где железная дорога заканчивается тупиком. Ветка туда идёт вдоль берега моря и, судя по снимкам, довольно живописна, но при этом Нёнокса — закрытый военный городок, куда просто так не съездить.

6. Вид в сторону Архангельска:



7. А плакат на фасаде вокзала напоминает о том, почему он выкрашен в такой синий морской цвет. Северодвинск — действительно, город не только корабелов, но и моряков: здесь расположена Беломорская база Северного флота.



8. Направимся теперь в центр города. Здесь, как и в Архангельске, очень много тополей. Пожалуй, что даже ещё больше. Весь город в тополином пуху, жаркая погода, и не слишком северный облик самого города, — в общем, снова трудно было в тот момент поверить, что я нахожусь на 64 параллели рядом с Белым морем. Впрочем, жаркая погода здесь бывает нечасто, — обычно город продувают морские ветра с брызгами солёной воды, и погода бывает прохладной даже в середине лета.



Кстати, название Северодвинск не очень вяжется с географическим расположением этого города. Дело в том, что к самой Северной Двине он почти не выходит, — лишь к одной из проток (так называемое Никольское устье).

9. Пятиэтажка без балконов — явление типично северное. Правда, здесь таких совсем мало.



10. В нескольких минутах ходьбы от вокзала я попадаю в северодвинский "Старый город", который, по большей части, деревянный.



11. Когда-то таким был почти весь город Молотовск. Зелёные улицы с высокими тополями и берёзами, а среди них — деревянные дома. В былые времена, до того, как дома обветшали, эта часть города была, наверное, очень уютной.



12. Как и в Архангельске, это настоящее "сталинское деревянное зодчество". Здесь много оригинальных и интересных проектов.



13. Это ведь прямо деревянный конструктивизм какой-то!



14. Но увы, как, опять же, и в областном центре, в Северодвинске состояние большинства этих домов плачевное. Возможно, причина кроется в местной болотистой почве, из-за которой у них оседают фундаменты. В любом случае, во многих домах, имеющих вот такой вид, всё ещё живут люди.



15. Но проблема постепенно решается. Ветхие дома расселяют и сносят, и строят новые для их жителей.



16. В одном кадре — как выглядит прежнее и будущее место жительства одних и тех же людей.



17. В общем, когда-то эти деревянные кварталы были, наверное, уютными и привлекательными, но сейчас время их прошло. Красота "деревянных сталинок" постепенно уходит, и, возможно, даже некоторые дома, попавшие мне в кадр, сейчас, когда я пишу, уже расселены.



18. Не знаю точно, когда эти дома строились. Возможно, в конце 1930-х годов, а может быть даже и во время войны.



19. Тихая улица Советская:



20. Вокруг уже всё больше кирпичных домов:



21. И снова деревянные. Скоро этой изрядно обветшавшей красоты уже не будет.



22. А людей переселят в вот такие дома:



23. А вот уже расселённые дома. Вполне вероятно, что сейчас их уже снесли.



24. Из некогда уютного, а ныне ставшего мрачноватыми трущобами деревянного района я попадаю в послевоенный центр города, застроенный сталинским ампиром. Здесь всё уже гораздо более прилично и красиво. Особенно понравились дома, выкрашенные в разные цвета.



В советские времена Северодвинск был закрытым городом (да и сейчас официально закрыт для иностранных граждан, хотя на деле никакого контроля нет), а кроме того, одним из наиболее престижных для жизни городов Советского Союза. Тут и оборонка, и северные надбавки. Точно не знаю, но наверняка и снабжение здесь было лучше, чем в Архангельске. К моменту распада СССР население Северодвинска достигло 250 тысяч жителей, но потом наступил всеобщий развал оборонки, и девяностые годы промышленность города переживала с трудом. Население Северодвинска из-за этого сократилось на четверть за постсоветские годы (до 185 тысяч в наше время), однако город по-прежнему один из наиболее передовых в Архангельской области.

25.



Северодвинск — второй центр притяжения для районов области, что выражается даже в транспортной связи: не только из Архангельска, но и отсюда ходят отдельные автобусы в далёкие райцентры на юге области — Котлас, Каргополь, Вельск. Что особенно интересно, Северодвинск официально отнесён к Крайнему Северу, тогда как Архангельск лишь приравнен (при практически одинаковом климате): скорее всего, во многих отраслях зарплаты в Северодвинске выше, чем в областном центре. И даже жильё здесь стоит дороже.

26. Круглая площадь Ломоносова с памятником самому Михаилу Васильевичу:



27. А это проспект Ленина. Хоть и Северодвинск — целиком советский город, и старины здесь не может быть по определению, но архитектурный облик у него гораздо более цельный, чем у Архангельска. Эти кварталы возводились в начале и середине 1950-х годов.



Да и в целом, ощущения от города несколько иные. Хоть и с благоустройством здесь тоже немало проблем, в городе вполне чисто, и состояние общественного транспорта не в пример лучше (хотя электротранспорта в Северодвинске, увы, так и не появилось). Чувствуется, что город работает на оборонку, и здесь "всё серьёзно": город мне показался организованным, строгим и суровым.

28.



29. Ансамбль сталинской архитектуры здесь совершенно великолепен и достоин, пожалуй, едва ли не Минска.



30. Кинотеатр "Родина":



31. На проспекте Ленина мне действительно порой казалось, будто я гуляю по белорусской столице. Иногда не мог отделаться от ощущения, что на каком-нибудь доме сейчас увижу табличку вроде "вул. Камунiстычная". Кроме того, ещё один город, который у меня здесь всё время всплывал в памяти, — это Череповец.



С одной стороны, Северодвинск видится таким "индустриальным воплощением Поморья", с другой — большинство населения здесь не коренное. По уже названным выше причинам, люди здесь приезжие со всех уголков бывшего СССР.

32.



33. А вот и просторная площадь Победы — по сути, главная в городе. В центре памятник Ильичу, а за ним — не администрация, а ДК Ленинского Комсомола, ныне известный как Дом Корабела. Построен он в 1964 году, и название его посвящено не столько ВЛКСМ, сколько атомной подводной лодке К-3 "Ленинский Комсомол", построенной в 1957 году, и ставшей первой АПЛ в Советском Союзе (и третьей в мире).



34. Другая сторона площади. И всё тот же по-северному яркий солнечный свет на монументальных советских домах.



35. Рядом с площадью — дом инженерно-технических работников завода "Севмаш". Он же — "Дом Техника".



36. Проспект Ленина продолжается дальше. Хоть и город большой, но именно главные улицы мне показались довольно тихими. Может быть, потому что был я здесь вечером в воскресенье.



37. В Северодвинске сохранилось довольно немало советских артефактов (хотя, конечно, и не так, как в Воркуте):



38. С северной стороны центр замыкает круглая площадь Егорова, названная в честь одного из директоров "Севмаша". В центре площади на постаменте — якорь АПЛ "Акула", установленный в 2008 году.



39.



40. А вон впереди и сам "Севмаш". На переднем плане — Аллея Героев, с мемориальными плитами выдающимся сотрудникам предприятия.



41. Рядом — довольно приятный лесопарк:



Северодвинск, как уже сказано, стоит на берегу Белого моря. Однако чтобы его увидеть, надо ехать на остров Ягры — северную окраину, либо к одному из заливов на западной окраине. А основная часть города плотно загорожена от моря промзонами "Севмаша" и "Звёздочки".

42. Вот, собственно, и заводоуправление "Севмаша" с ещё одним памятником Ленину, глядящему на проспект имени себя. Насколько я знаю, с вышеупомянутого острова Ягры открываются довольно интересные виды и на саму заводскую промзону, где даже можно увидеть боевые корабли.



На "Севмаше" в данный момент работает около 25 тысяч человек, то есть примерно каждый седьмой житель города. За всю историю завода (с момента основания в 1939 году) на нём было выпущено 128 атомных и 35 дизельных подводных лодок, а также 45 надводных боевых кораблей (в основном эскадренных миноносцев). В данный момент на предприятии строятся АПЛ четвёртого поколения.

43. Одна из проходных завода:



44. Вдоль промзоны "Севмаша" идёт шумное Архангельское шоссе — фактически, северный обвод города.



Идя дальше, можно попасть в многоэтажные позднесоветские микрорайоны. Но я туда не добрался, так как времени оставалось у меня мало (а съездить в Северодвинск ещё раз на следующий день мне почему-то в голову не пришло).

45. В итоге, через упомянутый лесопарк, я вернулся на центральные улицы города.



46. Здесь уже в основном хрущёвки.



47. Во дворах закатное солнце. Скоро снова будет белая ночь.



48. И где-то на этом месте я и завершил прогулку по городу.



В общем, как уже сказано, мой отчёт про Северодвинск получился весьма куцым, и по показанному здесь не стоит судить обо всём городе. Он, на самом деле, ещё более разнообразен: ведь я не увидел ни позднесоветских микрорайонов, ни современных новостроек, ни, в конце концов, моря. В общем, я надеюсь ещё обязательно побывать в этом городе, тем более, что и хороший повод для этого есть: на южной окраине Северодвинска начинается Кудемская узкоколейная железная дорога в посёлок Белое Озеро, и на ней есть пассажирское движение.

Об Архангельской области на этом всё. Ну, почти всё. Впереди меня ждал завершающий этап летнего путешествия по северным областям. А именно — Северная Карелия и город Беломорск (где я таки увидел море!). В следующем рассказе проедем волной пригородных поездов от Архангельска до Беломорска с несколькими пересадками.

Очень похож на Петрозаводск.

Что интересно, вы уже второй человек, кто об этом сказал. Однако мне, честно говоря, совсем так не показалось.

Красиво. И жалко деревянные дома, при несомненной художественной ценности их почти всюду (даже в богатом на деревянную дореволюционку Томске), считают чем-то нуждающемся в искоренении, "неправильным".

Жаль, но что поделать. Дома настолько пришли в ветхость, что нельзя уже дальше вынуждать людей в них жить. Хотя, конечно, когда речь идёт о таких оригинальных домах, как здесь, то можно было бы их расселить, и приспособить под что-либо, перед этим отремонтировав (хотя учитывая просадку фундамента, тут, наверное, придётся дом заново собирать).

безлюдно, нет мест, где бы люди собирались в уютной обстановке /дворики, скверы, кофейни , пешеходные улицы ..../.Или, тами так и живут : с завода домой по казенным улицам , не чувствуется атмосферы города, может, ее нет ?

Не так уж и безлюдно, если приглядеться к фотографиям. Хотя в целом народу было действительно не много, но, как сказано в тексте, Северодвинск официально отнесён к Крайнему Северу (в отличие от Архангельска), а значит отпуск там у людей длится 56 дней. И для городов Крайнего Севера летняя пустынность вообще характерно. Скажем, зимой там, скорее всего, гораздо более людно.
Насчёт скверов/кофеен/пешеходных улиц: скверы есть (один, большой сквер Ветеранов находится за Домом корабелов, но я туда не сходил), рестораны/кофейни, скорее всего, тоже (на фото 25, например, вполне неплохое кафе, — я туда заходил даже). Пешеходных улиц не помню. Атмосфера города очень даже есть, и, пожалуй, получше, чем в Архангельске. Город мне действительно запомнился суровым, — как ни крути, оборонная промышленность. Но видите ли, не следует одним мерилом мерить все города, как они должны выглядеть. Не может городская инфраструктура быть одинаковой в европейских столицах и в промышленном городе на Севере России (где, не забываем, летом обычно холодно). Насчёт "с завода домой" — отчасти, может быть, и правда. Но я, если честно, не вижу в этом ничего плохого.

А разве в Северодвинске нельзя увидеть море?

Можно. У меня ведь написано об этом)

Деревянные дома очень интересные.

Да. Правда, в их нынешнем состоянии выглядят уже мрачновато.

Неспешно планирую Архангельск и окрестности на майские праздники.
Кстати-5-этажки без балконов-это отнюдь не только в северных городах. В моём вовсе даже южном городе я живу в такой.

Насчёт той пятиэтажки, которая здесь на фото 9, точно не скажу (тут вообще серия какая-то редкая), но в основном безбалконные пятиэтажки — явление именно северное, и не на Севере встречаются редко. Я имею в виду, например, вот такие https://img-fotki.yandex.ru/get/16185/45838865.fb/0_1cdfc9_3e902677_orig или такие https://img-fotki.yandex.ru/get/6304/45838865.fb/0_1cdfd8_390177a9_orig
(на обеих фотках Мурманск)

Странно, что троллейбус в своё время не пустили. Наверное, это никому не приснилось.

Костя, вы не хотели бы на время отказаться от географического принципа и сделать пост про города, построенные / развившиеся после войны?
Я сам вырос в городке, начавшемся в 1960-е, и никогда не находил его интересным. Но если рассмотреть подобные города вкупе, может получиться любопытный, как мне кажется, обзор.

Может быть и сделаю. У меня на самом деле, довольно много идей для всяких обзорных постов.

Люблю такие сталинские цельные центры) чем-то похож на Ангарск.


Ангарск, если не ошибаюсь, ленинградские архитекторы строили? В принципе, в центре Северодвинска тоже что-то питерское сквозит.

С Днем Рождения! Счастья, здоровья, успехов, удачи и благополучия!

Симпатично, но Петрозаводск лучше)
Хотя в сравнении с Архангельском мне Северодвинск понравился.

Петрозаводск не такой суровый)
Но вообще мне Северодвинск на Птз не кажется похожим, поэтому как-то я их и не сравниваю.

Очень симпатичный город! Всё такое яркое, разноцветное, монументальное. Мне тоже кажется, что Северодвинск благоустроеннее и приятнее на вид, чем Архангельск. И небось нет вздутого асфальта, кривых тротуаров?..
В общем, очень бы хотел там побывать.

Вздутый асфальт и разбитые дороги встречаются иногда. Всё же почвы болотистые.

Ну какой Минск, ребята.. Стерлитамак, Череповец и прочие специально-промышленные послевоенные российские города, без национального окраса - это и есть сравнение.. Провинциальный сталианс в центре и хрущевско-брежневские районы по окраинам.. ТиповО..

Ну я не могу поручиться за то, что мои впечатления совпадут с чужими. Уж извините.

Да и потом сталинский ампир в Северодвинске очень неплохой для 200-тысячного города и опережает иные областные центры. В Череповце, кстати, сталинский ансамбль не такой мощный. А брежневские районы в Северодвинске, судя по снимкам, тоже весьма своеобразные (правда, здесь у меня это не представлено).

Edited at 2017-02-17 07:16 pm (UTC)

Интересно, почему пригородные поезда от Северодвинска ходят только до Лайской, а не до Архангельска или хотя бы до Исакогорки? Глупость какая-то...
А про Нёноксу пишут, что туда можно экскурсию взять в Архангельске, тогда и пропуск легальный будет. Можно прокатиться на поезде, посмотреть на деревянные церкви и берег Белого моря.

Нет особого смысла. Автодорога там гораздо более прямая, чем ЖД, и пригородный поезд от Северодвинска до Архангельска будет идти раза в два дольше, чем автобус, со сменой направления движения в Исакогорке. Ну а маршрут Северодвинск-Исакогорка мало кому будет нужен, т. к. пассажиропоток будет маленький.

". Город солидный, и во многом, на мой взгляд, опережающий Архангельск."

В том числе, по развалу городской инфраструктуры опережающий. В Архангельске хотя бы пока вода из кранов не воняет канализацией. Сбежал оттуда в Архангельск на второй день. Хотел душ принять, думаю откуда так сероводородом запахло? Как будто канализационный сток включил. Администратор гостиницы говорит, а у нас во всём городе так.

Думал пиздит, лохов приезжих разводят. Собрал вещи, поехал в центральную гостиницу города, а таксист в дороге подтвердил - да, вода с запахом канализации идёт по всему городу. Пиздей. Мол, я сам из Питера когда приехал жить - не мог поначалу мыться и пить такую воду. А теперь - вроде, привыкать стал.

Как они детей-то своих в такой воде моют? Терпилы. Живут и моются в воде с запахом канализации и молчат. Детей жалко. Несколько лет назад приезжал, всё нормально было, вода фекалиями не воняла.

горячий ключ, так же в том числе и на улице в некоторых местах сероводородом воняет из за подземных ключей, в новороссийске так вообще с водой проблемы.

?

Log in

No account? Create an account