Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Январские Великие Луки и Мороз

Великие Луки на берегах реки Ловать — это южная столица Псковщины и центр особенного и по-своему интересного края на стыке Псковской, Тверской и Новгородской областей. В этом городе я был уже дважды. Третья моя поездка в Луки, в январе 2017 года, была связана с назначением разового дополнительного поезда через Бологое (нестандартный маршрут сам по себе интересен). Поезд этот отправлялся в три часа дня (и поездка на нём стала в итоге отдельным приключением), а постоянный поезд из Петербурга, идущий прямым путём, приходит в Луки ранним утром. На прогулку по городу у меня было полдня, и именно в день моего приезда стоял крепкий мороз (чему я, на самом деле, был только рад).



После Нового года европейскую часть России обдало дыханием Арктики. Причём с небывалой мощностью, — даже в недалёкой от Питера Вологодчине температура местами опускалась ниже 40 градусов мороза. Петербург аномальные холода в целом обошли стороной, — морозы были, но в пределах обычного, а на Рождество уже стали отступать. Однако ещё ожидали меня на юге Псковщины.

2. Таким был вечер 7 января на Витебском вокзале. 17 градусов ниже нуля, метёт снег, пахнет вагонной угольной топкой. И стоит хорошо знакомый мне ночной пассажирский поезд на Великие Луки. Снова в путь!



Любимое мной с детства Витебское направление. За окном был ночной лес, укрытый снегом, маленькие провинциальные станции. Чем мне это направление особенно нравится, — здесь провинция начинается почти сразу после Питера. А на въезде в Новгородскую область ещё и заканчивается электрификация. Остановки в ночи одна за другой — Уторгош, Сольцы, Леменка, потом узловая станция Дно. Я долго не спал, лишь временами проваливаясь в дрёму. Окончательно заснул только в середине ночи. А после семи утра за окном вдалеке показались Великие Луки. Окраины города, мост через Ловать, вагонный парк, вокзал... Одеваюсь потеплее и выхожу.

3. Восемь утра. На январском небе ни облака, и пока ещё не рассвело. Всё тот же запах угольной топки, свистки локомотивов и голос диспетчера в динамиках. И среди этого морозный воздух и хруст снега. Градусов 25, не меньше.



В первый раз я приезжал в Великие Луки по Бологое-Полоцкой железной дороге, по которой в этот раз буду уезжать. Тогда я видел город тёплым летним вечером после жаркого дня, а теперь наоборот, — морозным зимним утром.

4. Вокзал в Луках островного типа (то есть между путей), с двумя сторонами — Балтийской и Октябрьской. На него вернёмся в конце рассказа, а теперь направимся в центр города. Большинство людей ждали автобус или маршрутку, а решил пойти по проспекту Гагарина пешком. Времени ведь много!



5. Восьмое января, последний день праздников. Ранним утром улицы пустынны, на горизонте брезжит рассвет. Мороз усиливается, и скрип снега под моими ногами настолько громкий, что, кажется, его слышно на соседних улицах.



Великие Луки — город, с одной стороны промышленный и советский, с другой — вполне даже древнерусский. Впервые Луки-на-Ловати упоминаются в 1166 году. Необычное название города означает излучины на реке Ловать (при этом эпитет "Великие" относится к городу, а не к излучинам). В 13 веке здесь была построена крепость, ставшая западным форпостом Руси у границы с Литвой; во время Ливонской войны и Смуты город захватывали поляки. В Российской империи Великие Луки — уездный город Псковской губернии. В общем, история у города солидная и непростая, но увидеть её в городском пейзаже трудно. Великие Луки стоят в краю, сильно опустошённом войной, и поэтому историческая часть города практически не сохранилась, — в 1943 году её разрушили ожесточённые уличные бои. В советские времена город стал довольно важным промышленным центром и сильно разросся: сейчас здесь 95 тысяч жителей, а в лучше времена доходило почти до 120. В общем, хоть и не областной центр, но локальный центр цивилизации.

6. Побелели деревья... Холод окрасил Великие Луки в настоящую зимнюю сказку.



7. Минут через двадцать неспешной ходьбы от вокзала попадаешь в самый центр города и на его главную улицу — проспект Ленина. На небе, тем временем, становится всё светлее, а столбик термометра приближается к тридцати градусам. Всё-таки интересно посещать одно и то же место в разные времена года: я вспомнил июль 2013 года, когда я в этом же месте ел мороженое под зелёной листвой и видел гуляющих местных жителей.



8. Центральный проспект в Луках застроен красивой сталинской архитектурой вполне уровня областного центра. И это не случайно, — в 1944-1957 годах город действительно был центром Великолукской области, разделённой потом между Псковской, Тверской и Новгородской.



9. Наступает новый день. На центральных улицах постепенно появляется народ, и к морозному воздуху добавляется колокольный звон. Звонят на Вознесенском соборе. Этот храм — видимо, старейшее сохранившееся здание города. Построен он в 1752-68 годах в составе Вознесенского женского монастыря, постройки которого были разрушены в войну. Теперь собор стоит во дворе среди жилых домов, но, благодаря высоте, хорошо виден с соседних улиц.



10. Это площадь Ленина — главная в городе. Справа городская администрация, а поближе видна живая украшенная ёлка, — гораздо приятнее того недоразумения, которое ставят в Питере на Дворцовой площади. Памятника Ленину здесь, несмотря на название, нет (и никогда не было), — он стоит на вокзале. Зато есть обелиск города воинской славы.



Военная история Великих Лук давняя и действительно славная. Как уже сказано, город брали поляки и в Ливонскую войну, и в Смуту (но оба раза он по итогам войн оставался в России). А в Великую Отечественную войну Луки и вовсе стали "Малым Сталинградом": город был оккупирован немецкими войсками с августа 1941 по 17 января 1943 года, и освобождён Красной армией в ходе Великолукской наступательной операции, происходившей одновременно со Сталинградской битвой. Здесь, как и в Сталинграде, группировка немецких войск была окружена. А город и железнодорожный узел Новосокольники в 30 километрах западнее освободили уже на год позже — в январе 1944 года.

11. Совсем рядом с площадью — мост через замёрзшую Ловать и заречная часть города за ним.



12. Взгляд назад. Восход сияет всё более яркими красками. В центр я вернусь уже после полудня. А теперь направляюсь в места, где в первый приезд не был.



13. Проспект Ленина продолжается в заречный район, и здесь застроен послевоенными двухэтажками. Местами дома облезлые, но в целом всё выглядит уютно. И тридцатиградусный мороз лишь усиливает это впечатление.



14. Боковые улочки:



15. Сворачиваю в сторону от центрального проспекта, углубляясь в городские кварталы. На переднем плане видна больница, а вдалеке — многоэтажные новостройки на окраине.



16. Рядом сохранилось редкое для города дореволюционное здание. Купеческий домик конца 18 века.



17. А дальше город фактически заканчивается. На северо-западной окраине — включённые в состав города деревни Веснинское и Рыканово. Характерно для этих мест дома стоят боковым фасадом к дороге, — здесь такое можно видеть почти везде.



18. Настоящая русская зима! Пахнет печным дымом, который густо валит из труб на крышах домиков. Где-то за домами дымит котельная. Скрипит под ногами снег, где-то лают собаки.



19. Около десяти утра показалось солнце, когда я вышел за пределы города. Температура опустилась ниже тридцати градусов, но холодно совсем не было. Такая зима нравится мне гораздо больше, чем зелёная трава на Новый год.



20.



21. Почти сразу за городом — деревня Майкино, фактически пригород Лук. Раньше в ней действовал Великолукский торфобрикетный завод.



22. И даже есть пятиэтажный дом — видимо, для работников завода и построенный.



23.



24. В ближайших окрестностях города нету лесов, — сплошь луга.



25. Мороз... Добавить тут больше нечего. 32 градуса ниже нуля стали для меня пока что рекордом холода в путешествиях. В соседних Куньинском и Усвятском районах в то утро, вроде, доходило до -35.



26. Немного погуляв возле Майкино, возвращаюсь в город.



27.



28. Обратно в центр я решил идти другой дорогой. Ловать перешёл по Северному мосту. Передо мной — микрорайон новостроек, которых в городе довольно немало. Возможно, строятся дома при участии Великолукского мясокомбината, который здесь, пожалуй, наиболее успешное предприятие (его сетевые магазины, полагаю, многие знают).



29. Вдоль правого берега Ловати идёт улица Холмская, названная в честь маленького города Холма, расположенного недалеко, ниже по течению Ловати, уже в Новгородской области.



30. А на Ловати стоит плотина водозабора. Ниже неё река не замерзает.



31. И в мороз сильно парит, украшая деревья изморозью.



32.



33.



34. Это северная часть города, где я раньше тоже не бывал. Главная улица здесь — Третьей Ударной армии (в честь освободителей города). Уютный спальный район.



35. А на северном краю — промзона, с несколькими заводами небольшого размера.



Мороз стал отступать. К полудню потеплело уже до -25 (звучит странно, но что поделать), а к середине дня уже до 18 градусов.

36. Дворы:



37. Есть и советские девятиэтажки. Ещё больше их в соседнем микрорайоне Дружба, построенном в 1980-е годы, но туда я не ходил.



Я вернулся к автовокзалу, мимо которого проходил утром. В 12 часов на автобусе из Витебска приехал Андрей schelkunov, с которым мы уже вдвоём продолжили прогулку по городу и потом уезжали в Питер на поезде. По словам Андрея, в витебском автобусе в мороз сломалась печка, и ехать пришлось при слегка минусовой температуре внутри.

38. Пообедав в кафе, мы направились в центр (для меня уже второй раз за день), где теперь уже стало многолюдно. В час дня проспект Ленина, где я проходил перед рассветом, выглядел уже вот так.



39. На площади в самом начале проспекта — мемориал 40-летию освобождения Великих Лук.



40. И снова проспект. И сталинский ансамбль центра Великолукской области.



41. Уже знакомый по утреннем снимку угловой дом с башенкой. Одно из самых запоминающихся зданий города.



42. На самом деле, днём в центре Лук вполне может показаться, что находишься в небольшом областном центре, уровня соседних Новгорода и Пскова.



43. А это драмтеатр (1947-48 годы) и памятник маршалу Рокоссовскому. Долгое время считалось, что он родился в Великих Луках (хотя на самом деле, в Варшаве).



44.



45. Миновав уже показанные Вознесенский собор и площадь Ленина, выходим снова к Ловати. На льду сидят рыбаки, а на другом берегу виден вал новой крепости, построенной по указу Петра I в начале 18 века. На валу — обелиск освободителям города в ВОВ.



46. Граффити на строительном заборе:



47. На другом берегу — парк культуры и отдыха и краеведческий музей (1971 год).



Скованную льдом реку мы бодрым шагом перешли пешком на другой берег и поднялись на крепостной вал.

48. Обелиск Славы на валу построен в 1960 году. И в народе его называют "памятником эстонцам", — потому что в освобождении Великих Лук особенно отличился 8-й Эстонский стрелковый корпус, и автором обелиска был народный архитектор СССР эстонец Март Порт, особенно известный как архитектор спальных районов Таллина.



49. Надпись в центре памятника даже продублирована на эстонском языке. В общем, вспоминайте про это место, когда где-то слышите, что "все прибалты воевали за фашистов".



50. С вала — интересный вид на реку и мост.



51. На правом берегу — дома и Вознесенский собор:



52. Мороз и солнце...



53. И крепость. Новая крепость была построена по указу Петра I и по плану математика Леонтия Магницкого во время Северной войны — в 1704-08 годах, и стала одной из первых бастионных крепостей России.



54. Здесь видны Западные ворота. Несколько лет назад они были отреставрированы.



55. На западной стороне вала стоит танк Т-34 — ещё один памятник освободителям города.



56. За крепостью видна какая-то старая промзона.



Осмотрев крепость, мы выдвинулись к вокзалу — уже немного времени оставалось до поезда. Прошли через парк и мимо музея с памятником Александру Матросову, и затем на мост.

57. У моста — сельскохозяйственная академия. Тоже довольно интересная сталинка.



Дальше мы снова пошли по проспекту Ленина. Той же дорогой к вокзалу, по пути зайдя в магазин купить провизии.

58. И снова вокзал. Железная дорога — одно из главных предприятий города. Здесь почти классический "тепловозный узел" — пересечение Московско-Рижской железной дороги (построена в 1901 году) и малодеятельной Бологое-Полоцкой (1907). На фото — вид на восток, в сторону Ржева и Бологого.



59. А это вид в сторону Новосокольников и Невеля, и послевоенный вокзал, перестроенный из дореволюционного (тот же ракурс, что и ранним утром). На первом пути Октябрьской стороны стоит тот самый пассажирский поезд №690 Великие Луки - Петербург, — дополнительный, и шедший необычным маршрутом, по Бологое-Полоцкой дороге, где пассажирское сообщение обычно лишь пригородное. Нестандартные маршруты довольно часто появляются в праздники, особенно в их первые и последние дни.



По плану, этот поезд должен был отправиться, вроде, в 15-20, и после долгой дороги окольным путём прибыть в Питер в без малого шесть утра (обычный поезд идёт только 9 часов). Но что-то пошло не так... Единственный раз назначили поезд по такому маршруту, и в этот самый раз у него сломался тепловоз, вынудив поезд застрять вечером среди морозных лесов Тверской области и прийти в Питер с 4-часовым опозданием. Но это история отдельная. В следующий раз немного расскажу про путь из Великих Лук нестандартным маршрутом.
Tags: Железная дорога, Псковская область, Путешествия, Россия, Северо-Запад
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments