?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Беломорск. Часть 1
nord_ursus
В месте, где гранитные карельские скалы омывает северное Белое море, в которое впадает порожистая река Выг, на приполярной 64-й широте, стоит этот небольшой город. 10-тысячный Беломорск — один из двенадцати городов Карелии, и почти самый северный. Хоть и город не отличается большим количеством достопримечательностей, но при этом далеко не лишён колорита и живописности. По площади Беломорск, при своём населении, немаленький, и осмотреть мне его удалось достаточно плотно. Поэтому рассказ о городе будет состоять из двух частей.



В Беломорск я приехал на три дня в гости к Андрею andrew_rewsr, и этот город стал для меня конечным пунктом продолжительного летнего путешествия. Добрался я сюда по железной дороге из Архангельска пригородными поездами с пересадками, о чём рассказал в прошлый раз.

Кликабельная карта с локализацией фотографий по номерам в посте:



То, что Беломорск интересен и даже несколько необычен, можно увидеть уже по его карте. Дельта у моря, острова, множество мостов, — так и тянет сравнить карельский городок с Петербургом. И даже гранитные берега здесь есть. Но только естественного происхождения. Как город, Беломорск молодой, — городской статус он получил в 1938 году. Однако и появился он не на пустом месте, — поморское село с названием Сорока в дельте реки Выг известно с 1419 года. Оно, в общем, и по-прежнему на островах в дельте сохранилось, такой своеобразный исторический центр Беломорска. А Выг — очень живописная карельская река. Шумная, бурная, с прозрачной водой, пеной, порогами и перекатами среди множества скал.

2.



К концу 19 века Сорока была одним из наиболее крупных и зажиточных сёл Поморья. Тогда же стали формироваться и предпосылки для будущего города: в 1870-е годы промышленник Митрофан Беляев основал здесь два лесозавода и морской порт при них, в 1916 году здесь прошла Мурманская железная дорога, и появилась станция, а в 1930-е годы был построен сколь широко, столь и печально известный Беломорско-Балтийский канал, — именно здесь он и заканчивается. Город был образован путём слияния Сороки с рабочими посёлками, и по-прежнему делится на несколько неоднородных частей. Есть острова в дельте Выга, есть Заводская и Портовая стороны на, соответственно, правом и левом берегах реки. Есть ещё отдалённый от центра посёлков Водников при Беломорканале.

3. Начнём с Заводской стороны. Это улица Октябрьская — осевая магистраль города, которая начинается из главного въезда в него (с мурманской трассы) и дальше меняет названия (Октябрьская, Поморская, Пашкова, Строительная и Порт-Шоссе).



4. Здесь, можно сказать, центр. Самое оживлённое и благоустроенное место маленького городка.



5. Здесь же и школа, с ленинским лозунгом на фасаде.



6. В школьном дворе я обратил внимание на фонарный столб. Не знаю, почему, но такие часто встречаются именно в Карелии.



Заводская сторона находится именно на месте посёлка лесозаводов Беляева. В советские времена здесь, чуть в стороне от жилой части города, построили лесопильно-деревообрабатывающий комбинат, который ныне уже десять лет как не работает. Закрылся в постсоветские годы и морской порт. К сожалению, Беломорск с распада СССР потерял почти половину населения — с 19 до 10 тысяч жителей, и в этом отношении является лидером среди райцентров Карелии. Более-менее спасает город железная дорога, — крупную узловую станцию Беломорск ещё увидим во второй части.

7.



8. Пятиэтажная новостройка на главной улице. Её начали строить ещё в 90-х годах, потом надолго забросили и завершили только в 2011 году.



9. А напротив — скромное небольшое здание администрации Беломорского района:



Что интересно, Беломорский район отнесён (а не приравнен) к районам Крайнего Севера, несмотря на то, что климат здесь относительно мягкий (лето прохладное, но зимы не холоднее, чем, к примеру, на Вологодчине). Да и места давно обжитые, так что в целом Беломорск как Крайний Север совсем не воспринимается.

10. Дворы среди пятиэтажек. Неспешная жизнь русской провинции.



В Беломорске, как и в почти всех городах Карелии, процент коренного населения невысок. Конечно, есть тут и потомки поморов, живших в Сороке, и приезжие из деревень района, но всё же многие сюда приехали в советские времена из других краёв работать на комбинате, железной дороге, в порту. В частности, немало здесь и украинцев и белорусов.

11. У берега реки обустроили маленькую набережную, которую ещё планируют расширять. Кстати, туристов в Беломорске немало: во-первых, через него лежит один из маршрутов на Соловки (наряду с Кемью), а во-вторых, рядом с городом есть своя достопримечательность — древние петроглифы. Сам город здесь просто служит перевалочным пунктом.



12. Какой же северный город без барачных деревянных домов? Впрочем, расселяют их довольно активно.



13. А в стороне от главной улицы Беломорск выглядит примерно вот так. Тихие улочки и деревянные дома прямо на гранитных скалах.



14. Частного сектора в городе много. Поэтому он и большой по площади.



15. На одной из улиц даже есть дореволюционная булыжная мостовая — наследие времён лесозаводов Беляева.



16. А где-то даже живность встречается:



17. Ещё забавная деталь. Так жители одного из домов по улице Пушкинской украсили табличку с номером.



18. А вот и Выг. Хоть и виден он в городе далеко не везде, зато шум его воды можно много где услышать. Карельская природа проступает прямо в городском пейзаже Беломорска, составляя отличное украшение этому городу. А река перед своим устьем делится на несколько проток, образующих острова.



Выг (карельское название Uikunjogi) течёт сюда из Пудожского района, что на востоке Карелии. Фактически это даже две реки — Верхний Выг, который впадает в озеро Выгозеро, и Нижний Выг, который из него вытекает (то есть в Беломорске именно он). Нижний Выг почти целиком включён в гидросистему Беломорканала, но поскольку канал выходит в море через самый дальний рукав Выга — реку Шижню, то в городе сохранилось естественное устье реки. Выше по течению, помимо шлюзов ББК, река проходит через каскад малых ГЭС: снизу вверх по течению — Беломорская, Выгостровская, Маткожненская и Палокоргская, а также Ондская ГЭС на реке Онде — притоке Выга. Также есть регулирующие уровень воды плотины, за счёт которых озёра Выгозеро, Линдозеро и Сегозеро частично являются водохранилищами.

19. Пейзажами Выга можно любоваться долго. Чистая вода шумит, ревёт на перекатах, разбивается о "бараньи лбы" — творения прошедшего здесь когда-то ледника.



20. Ветхий старый домик на главной улице. Как гласит табличка, в годы войны в нём находился штаб партизанского движения Карельского фронта. Кстати, в таком состоянии дом, потому что... признан объектом культурного наследия: просто хозяевам из-за бюрократических сложностей не разрешают его ремонтировать самим.



Отдельная страница истории Беломорска — Военная столица Карелии. Малоизвестный факт, но в 1941-44 годах в Беломорске временно находилось правительство Карело-Финской ССР, поскольку Петрозаводск тогда был оккупирован финскими войсками. Сохранилось в Беломорске и несколько связанных с этим памятных мест.

21. Ближе к окраине города есть вот такой пустырь, где в те же годы находился военный аэродром, который был особенно интересен тем, что взлётно-посадочная полоса у него была деревянной. Внешне о нём здесь уже ничего не напоминает.



22. Вернёмся снова в центр, на Октябрьскую улицу. Городок вполне уютен и приятен для прогулок.



23. Местами скалы выходят прямо из тротуаров! Такой в городе своеобразный ландшафт.



24. Здесь же — единственное в городе каменное дореволюционное здание. Один из корпусов всё тех же лесозаводов Беляева.



25.



26. А дальше — Октябрьский мост через правый рукав Выга. Здесь заканчивается Заводская сторона.



27. С моста можно увидеть Белое море. Рукава Выга сливаются здесь воедино, и поток встречается с солёной морской водой.



28. А за мостом почти в цельном виде сохранилось село Сорока, стоящее на островах. Кстати, название села к птицам отношения не имеет: оно восходит к карельскому саари-йоки — "островная река". Несколько островов соединены маленькими деревянными мостами.



29. В селе немало старых домов, иным из которых, наверное, больше ста лет. Всю свою жизнь они смотрят, как бежит мимо них быстрая река.



Самый большой остров так и называется Сорока. Другие — Сорокский, Ковжино и Малое Ковжино, 1-я, 2-я и 3-я Слободки и Больничный.

30. На острове Сорока главная магистраль зовётся уже Поморской улицей:



31. Здесь же — Никольская церковь, перестроенная в 1990-е годы из старой избы — дома капитана Богданова 1907 года постройки.



32. Чуть дальше — типовой почтамт и памятник Василию Солунину — местному революционеру и герою Гражданской войны, погибшему в 1919 году.



33. Это уже левый рукав Выга. Второй мост на главной улице называется Банковский. Ну прямо только грифонов не хватает!



34. Чуть выше по течению — речной порог и церковь Зосимы и Савватия Соловецких (2004 год). Пожалуй, один из самых живописных видов в городе.



Кстати, почти этот же ракурс присутствует на снимке С. М. Прокудина-Горского 1916 года.



35. На другом берегу видна Мурманская железная дорога. Это оживлённая магистраль, — как грузовые, так и пассажирские поезда здесь ходят часто.



36. Вот и церковь. Вполне удачный церковный новодел. Посвящение в честь Зосимы и Савватия не случайно, — это основатели Соловецкого монастыря, который расположен всего в 70 километрах по прямой отсюда. Три инока — Зосима, Савватий, а также Герман, отчалили по Белому морю на тогда ещё не заселённый Соловецкий остров именно отсюда, из Сороки.



37. А это бывшая вторая школа, и ещё один памятник Военной столицы Карелии. В этих стенах находился военный госпиталь.



38. А тут стояло, но, к сожалению, не сохранилось здание, в котором размещалось правительство Карело-Финской ССР. В те годы Карелия была именно отдельной союзной республикой (тоже не самый широко известный факт), то есть с 1941 по 1944 год Беломорск фактически был городом, по статусу равным Еревану или Алма-Ате.



39. Библиотека:



40. А в этом домике во время войны жил не кто иной, как Юрий Владимирович Андропов. С 1940 года он был первым секретарём Комсомола КФССР. И после войны работал в Карелии ещё шесть лет.



41. Беломорский кот:



42. Острова полностью застроены частным сектором. Как уже говорилось, здесь фактически сохранилось село Сорока. При этом немало и новых домов. Дух и атмосфера поморской старины несколько растворились в городской среде, но нельзя сказать, что совсем ушли.



43. Вот так интересно выкрашен один из мостов между островами:



44. Одна из речных проток. Здесь течение поспокойнее.



45. Дом на скале! В городах Карелии (да и, наверное, в соседней Финляндии) это не редкость.



46. Снова булыжная мостовая. Исторически это та же улица, что и на другом берегу. Просто раньше между ними был мост через Выг.



47. Примерно здесь он и находился:



48. На другом берегу хорошо видна Заводская сторона. И кричат чайки над перекатами. Север! Место встречи Карелии с морем.



49. Среди изб встречаются и северные пятистенки. Этот дом уже на соседнем острове Ковжино. Кстати, как видно по номерам домов, улицы здесь прямо по островам и называются, — улица Ковжино, улица Больничный остров, улица 3-я Слободка и т. д.



50. Но вернёмся к Банковскому мосту. За ним просматривается уже левобережная часть города. Там дальше — улица Пашкова, а за ней ЖД вокзал и Портовая сторона.



Та часть города выглядит уже немного иначе. И во второй части отправимся именно туда, а затем в посёлок Водников на другом конце города.


  • 1
Удивительно место для меня. Архитектуры тут нет считай никакой,но меня почему-то туда тянет. Правда и в этом году точно не попаду.

У меня тоже было такое ощущение, когда отчёты других людей читал. Город, вроде, мрачноват и депрессивен, а почему-то всё равно посетить хочется) Хотя надо сказать, мне он особо мрачным не показался, когда я там побывал. Вполне даже приятный городок.

Давно мечтаю попасть туда.Спасибо за пост.

Спасибо за отзыв!

"Везде жизнь" :)

Спасибо за экскурсию, очень жду продолжения!
Несмотря на то, что Беломорск, в некотором роде, маленькая родина - там жили и по сей день живут родственники, и в детстве я бывал там часто, знания о нём у меня весьма скудные и однобокие.
Хотелось бы понять, как в 90-е, из достаточно зажиточного города с морским портом, Базой Гослова - со своим флотом и рыбоперерабатывающими комбинатом, выпускавшим конечную продукцию, о которой до сих пор местные вспоминают с придыханием и лесопильно-деревообрабатывающим комбинатом, поставлявшим какую-то чудесную доску на экспорт, с населением более 20 тыс. человек, превратился в то, что я увидел в прошедшем ноябре.

Карелии, к сожалению, вообще не везёт в постсоветские годы, в том числе с управленцами. А Беломорску-то и особенно (уровень безработицы там один из самых высоких среди райцентров региона). А "превращался" он не только в 90-е (когда почти загнулись ББК и морское судоходство), но и в нулевые, т. к. ЛДК почил примерно 10 лет назад. Правда "больше 20 тысяч" — всё же преувеличение. 19 там было.

Я таких стальных решетчатых опор не видел, хотя вроде и моя профессия))

Представляю, как шумит Выг... Наверное, жители и не замечают его уже)

А вот почему-то в Карелии их много. Я видел такие и в Петрозаводске, и в Олонце, и в Кеми, и вот в Беломорске тоже. Обычно такие опоры бывают у контактной сети на ЖД (только прямые, а не сужающиеся кверху), но здесь вот фонарные столбы.

Да, Выг шумит. В принципе, я его за 700 метров за домами слышал)

А ты сам в Беломорске не был? А то я не помню уже)

Вот тоже обратил внимания на булыжные мостовые, когда был там.

Вообще, если брать города без серьезной исторички, и без интересного рельефа - то это будет один из самых приятных городков, на мой вкус.

Да, пожалуй, соглашусь. В отчётах путешественников он нередко фигурирует как очень мрачный и тоскливый, но как-то у меня не сложилось такого впечатления. Для экономически глубоко депрессивного города он выглядит даже вполне неплохо. Правда, я ещё Портовую сторону не показал (по сути, район ЖД вокзала), а она всё же посуровее выглядит.

Маленький городок, но обозначен на всех картах.

Однако! Даже на карте мира, которая у меня дома висит, — и то обозначен)) И Кемь тоже.

Живописный город , замечальный вид гранитных скал на полудеревенских улицах.

Мостовую на 15 снимке возьму себе вновь в альбом , чтобы в будущем ещё пополнить путеводитель по брусчатке , с твоего позволения )))

Прекрасный пост - спасибо большое ))


Да, фото мостовой бери, конечно. Я, вроде, тебе присылал, но только там другой ракурс был)

Да, река красивая! Порожистая. Здорво наверно по такой сплавляться. А городок ничего так, но к сожалению мало старины осталось и древностей(

Центр выглядит живенько, да. Кстати, мы проезжали плотину на Выге. Показалось, что она довольно далеко от города. А получается, что она практически в его черте?

Плотина — это какая? Рядом с Петроглифами, у деревни Выгостров? Это за городом, на довольно приличном расстоянии

николай васильев

Приветствую неленивых доброжелательных путешественников. Родился и вырос в Беломорске. с удовольствием почитал про него. Фотографий у меня много. Писать лень и постов не веду. а потому спаибо, что наисали про город. Сегодня город представляет собой душераздирающее зрелище для тех, кто жил там в благополучную эпоху. Чуть-чуть подправили его в этом году по поводу проведения там дня образования республики. А вот с промышленностью и работой дело по-прежнему швах...

  • 1