?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Беломорск. Часть 1
nord_ursus
В месте, где гранитные карельские скалы омывает северное Белое море, в которое впадает порожистая река Выг, на приполярной 64-й широте, стоит этот небольшой город. 10-тысячный Беломорск — один из двенадцати городов Карелии, и почти самый северный. Хоть и город не отличается большим количеством достопримечательностей, но при этом далеко не лишён колорита и живописности. По площади Беломорск, при своём населении, немаленький, и осмотреть мне его удалось достаточно плотно. Поэтому рассказ о городе будет состоять из двух частей.



В Беломорск я приехал на три дня в гости к Андрею andrew_rewsr, и этот город стал для меня конечным пунктом продолжительного летнего путешествия. Добрался я сюда по железной дороге из Архангельска пригородными поездами с пересадками, о чём рассказал в прошлый раз.

Кликабельная карта с локализацией фотографий по номерам в посте:



То, что Беломорск интересен и даже несколько необычен, можно увидеть уже по его карте. Дельта у моря, острова, множество мостов, — так и тянет сравнить карельский городок с Петербургом. И даже гранитные берега здесь есть. Но только естественного происхождения. Как город, Беломорск молодой, — городской статус он получил в 1938 году. Однако и появился он не на пустом месте, — поморское село с названием Сорока в дельте реки Выг известно с 1419 года. Оно, в общем, и по-прежнему на островах в дельте сохранилось, такой своеобразный исторический центр Беломорска. А Выг — очень живописная карельская река. Шумная, бурная, с прозрачной водой, пеной, порогами и перекатами среди множества скал.

2.



К концу 19 века Сорока была одним из наиболее крупных и зажиточных сёл Поморья. Тогда же стали формироваться и предпосылки для будущего города: в 1870-е годы промышленник Митрофан Беляев основал здесь два лесозавода и морской порт при них, в 1916 году здесь прошла Мурманская железная дорога, и появилась станция, а в 1930-е годы был построен сколь широко, столь и печально известный Беломорско-Балтийский канал, — именно здесь он и заканчивается. Город был образован путём слияния Сороки с рабочими посёлками, и по-прежнему делится на несколько неоднородных частей. Есть острова в дельте Выга, есть Заводская и Портовая стороны на, соответственно, правом и левом берегах реки. Есть ещё отдалённый от центра посёлков Водников при Беломорканале.

3. Начнём с Заводской стороны. Это улица Октябрьская — осевая магистраль города, которая начинается из главного въезда в него (с мурманской трассы) и дальше меняет названия (Октябрьская, Поморская, Пашкова, Строительная и Порт-Шоссе).



4. Здесь, можно сказать, центр. Самое оживлённое и благоустроенное место маленького городка.



5. Здесь же и школа, с ленинским лозунгом на фасаде.



6. В школьном дворе я обратил внимание на фонарный столб. Не знаю, почему, но такие часто встречаются именно в Карелии.



Заводская сторона находится именно на месте посёлка лесозаводов Беляева. В советские времена здесь, чуть в стороне от жилой части города, построили лесопильно-деревообрабатывающий комбинат, который ныне уже десять лет как не работает. Закрылся в постсоветские годы и морской порт. К сожалению, Беломорск с распада СССР потерял почти половину населения — с 19 до 10 тысяч жителей, и в этом отношении является лидером среди райцентров Карелии. Более-менее спасает город железная дорога, — крупную узловую станцию Беломорск ещё увидим во второй части.

7.



8. Пятиэтажная новостройка на главной улице. Её начали строить ещё в 90-х годах, потом надолго забросили и завершили только в 2011 году.



9. А напротив — скромное небольшое здание администрации Беломорского района:



Что интересно, Беломорский район отнесён (а не приравнен) к районам Крайнего Севера, несмотря на то, что климат здесь относительно мягкий (лето прохладное, но зимы не холоднее, чем, к примеру, на Вологодчине). Да и места давно обжитые, так что в целом Беломорск как Крайний Север совсем не воспринимается.

10. Дворы среди пятиэтажек. Неспешная жизнь русской провинции.



В Беломорске, как и в почти всех городах Карелии, процент коренного населения невысок. Конечно, есть тут и потомки поморов, живших в Сороке, и приезжие из деревень района, но всё же многие сюда приехали в советские времена из других краёв работать на комбинате, железной дороге, в порту. В частности, немало здесь и украинцев и белорусов.

11. У берега реки обустроили маленькую набережную, которую ещё планируют расширять. Кстати, туристов в Беломорске немало: во-первых, через него лежит один из маршрутов на Соловки (наряду с Кемью), а во-вторых, рядом с городом есть своя достопримечательность — древние петроглифы. Сам город здесь просто служит перевалочным пунктом.



12. Какой же северный город без барачных деревянных домов? Впрочем, расселяют их довольно активно.



13. А в стороне от главной улицы Беломорск выглядит примерно вот так. Тихие улочки и деревянные дома прямо на гранитных скалах.



14. Частного сектора в городе много. Поэтому он и большой по площади.



15. На одной из улиц даже есть дореволюционная булыжная мостовая — наследие времён лесозаводов Беляева.



16. А где-то даже живность встречается:



17. Ещё забавная деталь. Так жители одного из домов по улице Пушкинской украсили табличку с номером.



18. А вот и Выг. Хоть и виден он в городе далеко не везде, зато шум его воды можно много где услышать. Карельская природа проступает прямо в городском пейзаже Беломорска, составляя отличное украшение этому городу. А река перед своим устьем делится на несколько проток, образующих острова.



Выг (карельское название Uikunjogi) течёт сюда из Пудожского района, что на востоке Карелии. Фактически это даже две реки — Верхний Выг, который впадает в озеро Выгозеро, и Нижний Выг, который из него вытекает (то есть в Беломорске именно он). Нижний Выг почти целиком включён в гидросистему Беломорканала, но поскольку канал выходит в море через самый дальний рукав Выга — реку Шижню, то в городе сохранилось естественное устье реки. Выше по течению, помимо шлюзов ББК, река проходит через каскад малых ГЭС: снизу вверх по течению — Беломорская, Выгостровская, Маткожненская и Палокоргская, а также Ондская ГЭС на реке Онде — притоке Выга. Также есть регулирующие уровень воды плотины, за счёт которых озёра Выгозеро, Линдозеро и Сегозеро частично являются водохранилищами.

19. Пейзажами Выга можно любоваться долго. Чистая вода шумит, ревёт на перекатах, разбивается о "бараньи лбы" — творения прошедшего здесь когда-то ледника.



20. Ветхий старый домик на главной улице. Как гласит табличка, в годы войны в нём находился штаб партизанского движения Карельского фронта. Кстати, в таком состоянии дом, потому что... признан объектом культурного наследия: просто хозяевам из-за бюрократических сложностей не разрешают его ремонтировать самим.



Отдельная страница истории Беломорска — Военная столица Карелии. Малоизвестный факт, но в 1941-44 годах в Беломорске временно находилось правительство Карело-Финской ССР, поскольку Петрозаводск тогда был оккупирован финскими войсками. Сохранилось в Беломорске и несколько связанных с этим памятных мест.

21. Ближе к окраине города есть вот такой пустырь, где в те же годы находился военный аэродром, который был особенно интересен тем, что взлётно-посадочная полоса у него была деревянной. Внешне о нём здесь уже ничего не напоминает.



22. Вернёмся снова в центр, на Октябрьскую улицу. Городок вполне уютен и приятен для прогулок.



23. Местами скалы выходят прямо из тротуаров! Такой в городе своеобразный ландшафт.



24. Здесь же — единственное в городе каменное дореволюционное здание. Один из корпусов всё тех же лесозаводов Беляева.



25.



26. А дальше — Октябрьский мост через правый рукав Выга. Здесь заканчивается Заводская сторона.



27. С моста можно увидеть Белое море. Рукава Выга сливаются здесь воедино, и поток встречается с солёной морской водой.



28. А за мостом почти в цельном виде сохранилось село Сорока, стоящее на островах. Кстати, название села к птицам отношения не имеет: оно восходит к карельскому саари-йоки — "островная река". Несколько островов соединены маленькими деревянными мостами.



29. В селе немало старых домов, иным из которых, наверное, больше ста лет. Всю свою жизнь они смотрят, как бежит мимо них быстрая река.



Самый большой остров так и называется Сорока. Другие — Сорокский, Ковжино и Малое Ковжино, 1-я, 2-я и 3-я Слободки и Больничный.

30. На острове Сорока главная магистраль зовётся уже Поморской улицей:



31. Здесь же — Никольская церковь, перестроенная в 1990-е годы из старой избы — дома капитана Богданова 1907 года постройки.



32. Чуть дальше — типовой почтамт и памятник Василию Солунину — местному революционеру и герою Гражданской войны, погибшему в 1919 году.



33. Это уже левый рукав Выга. Второй мост на главной улице называется Банковский. Ну прямо только грифонов не хватает!



34. Чуть выше по течению — речной порог и церковь Зосимы и Савватия Соловецких (2004 год). Пожалуй, один из самых живописных видов в городе.



Кстати, почти этот же ракурс присутствует на снимке С. М. Прокудина-Горского 1916 года.



35. На другом берегу видна Мурманская железная дорога. Это оживлённая магистраль, — как грузовые, так и пассажирские поезда здесь ходят часто.



36. Вот и церковь. Вполне удачный церковный новодел. Посвящение в честь Зосимы и Савватия не случайно, — это основатели Соловецкого монастыря, который расположен всего в 70 километрах по прямой отсюда. Три инока — Зосима, Савватий, а также Герман, отчалили по Белому морю на тогда ещё не заселённый Соловецкий остров именно отсюда, из Сороки.



37. А это бывшая вторая школа, и ещё один памятник Военной столицы Карелии. В этих стенах находился военный госпиталь.



38. А тут стояло, но, к сожалению, не сохранилось здание, в котором размещалось правительство Карело-Финской ССР. В те годы Карелия была именно отдельной союзной республикой (тоже не самый широко известный факт), то есть с 1941 по 1944 год Беломорск фактически был городом, по статусу равным Еревану или Алма-Ате.



39. Библиотека:



40. А в этом домике во время войны жил не кто иной, как Юрий Владимирович Андропов. С 1940 года он был первым секретарём Комсомола КФССР. И после войны работал в Карелии ещё шесть лет.



41. Беломорский кот:



42. Острова полностью застроены частным сектором. Как уже говорилось, здесь фактически сохранилось село Сорока. При этом немало и новых домов. Дух и атмосфера поморской старины несколько растворились в городской среде, но нельзя сказать, что совсем ушли.



43. Вот так интересно выкрашен один из мостов между островами:



44. Одна из речных проток. Здесь течение поспокойнее.



45. Дом на скале! В городах Карелии (да и, наверное, в соседней Финляндии) это не редкость.



46. Снова булыжная мостовая. Исторически это та же улица, что и на другом берегу. Просто раньше между ними был мост через Выг.



47. Примерно здесь он и находился:



48. На другом берегу хорошо видна Заводская сторона. И кричат чайки над перекатами. Север! Место встречи Карелии с морем.



49. Среди изб встречаются и северные пятистенки. Этот дом уже на соседнем острове Ковжино. Кстати, как видно по номерам домов, улицы здесь прямо по островам и называются, — улица Ковжино, улица Больничный остров, улица 3-я Слободка и т. д.



50. Но вернёмся к Банковскому мосту. За ним просматривается уже левобережная часть города. Там дальше — улица Пашкова, а за ней ЖД вокзал и Портовая сторона.



Та часть города выглядит уже немного иначе. И во второй части отправимся именно туда, а затем в посёлок Водников на другом конце города.


  • 1
Да это я по детской памяти: спорили с беломорскими - какой город больше, их, или мой - Оленегорск. Кто-то из взрослых и разрешил спор - больше 20 тысяч.
Базы, ЛДК, по сути - нет, порт - почти не нужен, кроме пассажирского причала, Ж/Д - паровозиком, думаю, тоже не жирует, ББК - ручеек навигации. Чем город жив, чем люди? Дома - рассыпаются: и квартирные и частные - с проваленной крышей, расселенные или покинутые.
Когда поздним вечером въезжали в город, у памятника Солунину меня накрыло - не был тут 36 лет, но узнал или вспомнил всё до мелочей. А за это время особо ничего и не изменилось, хорошо это или плохо. Даже дровник у нужного дома на Пашкова сохранился.
Мемориал появился, пара сетевых магазинов, несколько жилых, церковь, краеведческий музей в бывшем кинотеатре "Выг" поселили.
Ну и на 19-й съездили, со сброшенной водой - впечатляет, правда, заметено было.
Про Карельский фронт, тоже - очень интересно, самый протяженный, от Мурманска, и всё остальное.

Ну, Оленегорск-то больше) Если, во всяком случае, википедии верить, то там было 35 тысяч. Сейчас, правда, только 21, но убыль была в основном в 90-х. Оленегорск-то, насколько я знаю, сейчас довольно благополучный город, хотя и его в 90-е лихорадило. Сейчас, вроде, новый ГОК там построили даже ("Акрон" месторождения разрабатывает).
С домами в Беломорске, вроде, не так уж всё плохо. Во всяком случае, кирпичные/панельные выглядят вполне нормально, в большинстве своём. Барачные расселяются. Правда, Андрей (у которого в гостях я был) говорил, что новые дома для переселения из ветхих — плохого качества.
Сетевых магазинов всё-таки не пара, а даже довольно немало, — ЕМНИП, Магнита и Пятёрочки по три штуки в городе, есть ещё Дикси и Великолукский мясокомбинат, может что ещё вспомню. Правда, и у этого есть минус, — продают там в основном привозные продукты из Питера, а вот хлеб местного производства (хлебокомбинат в Беломорске, слава Богу, жив ещё) купить можно только в магазинах местного значения.
Насчёт того, чем живут, — по сути, железная дорога и есть теперь основное предприятие города. Этим Беломорск схож с соседней Кемью, — там тоже развалились порт и ЛДК. И в обоих этих городах крупные ЖД станции (что ещё как-то спасает ситуацию), — в Беломорске узел и сортировка, а в Кеми депо. На железке люди не жируют, но в принципе, сколь мне известно, зарплаты там в РЖД нормальные (а у машинистов в Кеми даже довольно высокие). Тут помогает ещё и статус районов Крайнего Севера, благодаря которому зарплаты в этих районах в бюджетной сфере и в РЖД выше, чем в среднем по Карелии (несмотря на высокую безработицу), — к примеру, медики в Беломорске получают больше, чем в соседней Сегеже (которая сама, при этом, более благополучный город).
Впрочем, думаю, меня Андрей ещё дополнит и поправит, и расскажет всё это лучше меня, когда увидит ваши комментарии)

Edited at 2017-03-07 11:09 pm (UTC)

Подал заявку , чтобы гидом поехать на валаам в летнюю навигацию . Отказали , сказали , огромное число желающих из Карелии и Петербурга )

Туризм сейчас бы очень помог бы региону


В принципе, подвижки есть в этом направлении. Турпоток в Карелию растёт. Но всё же этого недостаточно для развития региона (по крайней мере, если учесть, что регион депрессивный). Правда, вот Сортавала, по всей видимости, уже вполне реально на туризме зарабатывает.

Ну в целом - да . Основной работодатель - это РЖД . Ну а если так - то кто-то бизнес малый имеет , бюджетная сфера , ну и на туризме часть народа задействовано . Но в целом , конечно ситуация очень сложная . Перспективы очень туманные . Дай Бог , не исчезнет с карты .
Магазинов довольно много открылось сетевых . По мелочи - много чего появилось . Детские площадки , дороги подчинили (не все , но некоторые) , набережная строится немного , кинотеатр появился , дома красят , бараки расселяет . Но это , впрочем , не отменяет выше описанного , увы .

Родня, которая жила в Беломорске в мои сопливые годы, это семья маминого родного брата. И он и супруга были путейские, там вообще династия была - от их родителей пошло, те в Мягреке жили. На дрезине какой-то довелось пару раз с бригадой покататься, по малолетству. Сейчас остались только дочери, мои сестры, одна - в Беломорске, другая - в Петрозаводске.

  • 1