?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Великие Луки - Санкт-Петербург по Бологое-Полоцкой дороге
nord_ursus
В январе 2017 года, в конце новогодних праздников, был назначен разовый дополнительный пассажирский поезд №690 Великие Луки - Санкт-Петербург, который шёл не обычным маршрутом, через Новосокольники и Дно, а по исторической Бологое-Полоцкой железной дороге — через Осташков и Бологое. Хоть и я уже ездил по ней на пригородных поездах, и бывал в Великих Луках, но дополнительные поезда, идущие необычными маршрутами, особенно по таким линиям, интересны сами по себе. Именно ради этого поезда я ездил в Великие Луки 8 января, о чём рассказывал в прошлый раз. Обратная дорога в Питер оказалась увлекательной не только из-за необычного маршрута, но и из-за небольшого приключения, произошедшего с этим поездом.



Приехал я в Великие Луки ранним утром на обычном и давно знакомом мне ночном поезде, который курсирует постоянно. День тот выдался весьма морозным, — с утра температура опускалась ниже тридцати градусов, что вообще для этих мест редкость. К трём часам дня, впрочем, потеплело где-то до -18. После полудня ко мне присоединился Андрей schelkunov, который приехал на автобусе из Витебска. Погуляв по центру города, мы пришли на вокзал примерно за пятнадцать минут до отправления поезда.

2. Вот так выглядела Октябрьская сторона вокзала (вторая называется Балтийской). В Великих Луках Бологое-Полоцкая дорога пересекается с Московско-Рижской. На этом снимке — вид в сторону Москвы и Бологого. То есть наш необычный дополнительный поезд на Питер пойдёт не в ту сторону, в которую отправляется постоянный поезд.



3. А это вид уже в сторону Невеля и Новосокольников. Слева виден вокзал и наш поезд на первом пути. По расписанию до отправления оставалось минут 15, но мы ещё не знали, что на самом деле, не 15, а где-то 45...



Укомплектовали этот поезд всеми типами вагонов. Здесь были и сидячие, и даже один общий. Наш вагон — плацкартный, и полупустой.

4. Оттаиваем в тепле вагона. За окном мороз...



5. И вокзал. Первые минуты объектив фотоаппарата запотевал с мороза, выдавая слегка таинственного вида снимки.



6. Впрочем, вскоре фотоаппарат к теплу привык, и снимки стали более внятными.



На часах 15-18. По громкой связи на вокзале звучит: "пассажирский поезд номер 690 Великие Луки - Санкт-Петербург отправляется с первого пути Октябрьской стороны вокзала", люди на перроне машут руками и постепенно расходятся. Но поезд всё никак не трогается. Мы предположили, что, наверное, наш тепловоз неисправен, и сейчас его меняют на другой. В итоге наша догадка подтвердилась, и ошибкой железнодорожников было то, что они не заменили тепловоз сразу.

7. Но пока что, прошло полчаса, и где-то в 15-45 поезд наконец-то тронулся, с почти получасовым опозданием, и неспешно поехал в северо-восточном направлении. За окном мелькают переплетения рельсов, домики на окраинах города...



8. Через несколько минут после вокзала с правой стороны остаётся магистраль Москва - Рига. Она хоть и тоже тепловозная однопутка, но движение по ней вполне оживлённое. А нам лежит путь в довольно глухие места, на малодеятельную Бологое-Полоцкую.



Железная дорога Бологое - Полоцк - Седлец (Седльце), связавшая Центральную Россию с Польшей, была построена в 1904-07 годах как стратегическая магистраль направления "Центр - Запад", в условиях приближавшейся Первой Мировой войны. Хоть и прошла железная дорога через глухие места на западе Тверской губернии, построили её вполне капитально, и до наших дней она сохранилась как интересный заповедник железнодорожной архитектуры начала 20 века, законсервировавшийся в таком "заповедном" состоянии благодаря малодеятельности этой линии. Ближе к Бологому, куда во время войны не дошла линия фронта, сохранилось несколько деревянных вокзалов. Правда, существование всего этого великолепия под угрозой, — например, на бывшей станции Горовастица не работавший и заброшенный деревянный вокзал недавно варварски сожгли...

Первый раз по Бологое-Полоцкой я ездил летом 2013 года на пригородных поездах, и тогда же впервые побывал в Великих Луках. Тогда вокруг была жаркая погода, зелень и запахи летних лесов и лугов. Сейчас — мороз, снег, низкое январское солнце и дым из печек в деревнях вдоль дороги. Посмотреть на знакомые уже места в другое время года всегда бывает интересно. Впрочем, в этот раз основную часть пути мы проехали уже затемно, поэтому подробно про Бологое-Полоцкую читайте лучше в моих отчётах 2013 года (первая часть и вторая).

А ещё лучше — посмотрите документальный фильм историка Алексея Вульфова про эту дорогу, снятый в 1997 году. Атмосфера этих мест и проходящей через них железной дороги передана здесь очень точно и глубоко.



9. Хоть и вышли мы с опозданием в полчаса, нагнать график не получается. Линия малодеятельная, и ремонтируется редко, из-за чего на ней сильное ограничение скорости, и едем мы медленно. Неспешно проплывает за окном глубинка. Это — вроде, деревня Великополье.



10. На катке ребята играют в хоккей:



11. Едем дальше. Это пока ещё Псковская область. А солнце, тем временем, заходит.



12. Сделав этот кадр, я на автомате произнёс что-то вроде "О, я чувака какого-то сфоткал" :) Нечаянно в кадр попал человек, стоявший у путей, — видимо, один из ЖД-любителей, специально выехавший поснимать дополнительный поезд.



13. Уже начинает темнеть, и за окном — первая на нашем пути станция.



Где-то здесь я снова заметил возле путей уже двоих фотографов, которые стояли со штативом и снимали поезд. Неудивительно, что их снимок я в итоге увидел на "Паровозе", а dennism сказал, что знаком с этими людьми. Кроме того, и tiranozavrrex говорил, что ездил снимать наш поезд, но стоял при этом слева по его ходу (а наше окно выходило направо).

14. Прибываем на станцию Назимово. В посёлке видны железнодорожные дома времён постройки дороги.



15. Старый вокзал здесь, впрочем, не сохранился. Есть только скучное советское здание примерно 1960-х годов.



16. В общем, непривычно было видеть Бологое-Полоцкую дорогу из поезда дальнего следования, — обычно они по ней почти не ходят (благо, в этом году вернули отменённый недавно поезд Петербург - Осташков, который, впрочем, не идёт по этой части линии). Вскоре после Назимово Псковская область сменилась Тверской, леса за окном всё гуще, небо всё темнее. В ясном морозном небе светит луна. Это был последний день январских морозов, — уже ночью в Бологом нас ожидало потепление и снегопад.



17. Малолюдный вагон. Вокруг нас пока что все места свободные, что предоставляет нам больше пространства. Стрелка часов уже миновала цифру пять. По расписанию мы должны уже прибывать в Торопец и стоять там полчаса. Вот там, наверное, и нагоним опоздание. Так думали мы в тот момент.



18.



Стемнело, и я уже перестал фотографировать, полностью отдав своё созерцание окружающих пейзажей лишь собственным глазам. С получасовым опозданием прибываем в Торопец, где на соседнем пути стоит пригородный поезд Бологое - Великие Луки, идущий нам навстречу. По расписанию мы должны были здесь его пропускать и стоять 25 минут, но из-за нашего опоздания он пришёл раньше и, наоборот, пропускал нас. В итоге мы стояли в Торопце только две минуты и отправились дальше, почти нагнав опоздание. Но дальнейший ход событий оказался совсем неожиданным.

Тянул нас тепловоз ТЭП70-0511 из депо ТЧЭ-14 Октябрьской железной дороги Санкт-Петербург-Варшавский (да, Варшавского вокзала давно нет, но депо называется так по-прежнему). До этого он, кстати, работал на Юго-Восточной железной дороге, в ТЧЭ-14 Елец-Северный (Липецкая область), о чём говорит сохранившаяся на его корпусе надпись "Елец-Северный", которая сначала меня удивила (мол, зачем аж оттуда пригнали тепловоз в Великие Луки?). И вот, этот самый тепловоз... действительно, сломался. Ещё из Великих Лук он отправился на полчаса позже, но после Торопца, проехав километров десять, он сдал почти окончательно, встав на перегоне среди снегов и морозного леса, под уже тёмным небом. Прошло несколько минут, поезд тронулся снова и поехал со скоростью пешей ходьбы человека, — километров пять в час, и через минуту снова остановился. И в дальнейшем так было ещё очень много раз, — увлекательная эпопея поезда, застрявшего среди лесов, растянулась более, чем на два часа. Надо сказать, пассажиры, коих и после Торопца было, по-прежнему, мало, были, вроде, совершенно спокойны, — во всяком случае, ничьих недовольных голосов мы не слышали. Ну а сами мы никуда и не торопились (город Торопец ведь позади остался!), и время завтрашнего прибытия в Питер не было для нас критичным, — а если учесть, что по расписанию поезд должен был прибывать в 5-20 утра (на полчаса раньше открытия метро!), то опоздание могло быть нам и на руку.

В общем, поезд практически стоял на месте, время от времени протаскиваясь на несколько сотен метров с черепашьей скоростью, и вновь останавливаясь, — на самом деле, выйдя из вагона, и отправившись вперёд пешком по путям, можно было бы довольно скоро оставить поезд далеко позади. Атмосферы добавляло ещё и нахождение в условном месте "где-то между Торопцем и Андреаполем", где даже не ловила мобильная связь. В вагоне всё было по-прежнему в порядке, — сохранялись и свет, и отопление. "Наш паровоз вперёд летит", — шутили мы, когда поезд в очередной раз трогался с места... "...в коммуне остановка", — когда он так же в очередной раз тормозил. Сложившаяся ситуация нас нисколько не огорчала, а лишь стала поводом для веселья :) Особенно интересно было ходить к открытому окну и выглядывать наружу, в темноту морозного леса. Открывавшееся окно, кстати, имелось только в туалете. "Пойти в туалет подышать свежим воздухом", — как звучит, оцените!

За окном действительно был заснеженный морозный лес, ярко освещённый луной и вагонными окнами. Разглядеть что-либо, происходящее в голове поезда, возможности, впрочем, не было, — темно, и далековато от тепловоза (мы, вроде, в пятом вагоне ехали). У меня, правда, была мысль сходить до первого вагона и выглянуть из туалета уже там. Но попробовав открыть первую на пути дверь из тамбура в другой вагон, и обнаружив её накрепко замёрзшей (шутка ли, перед этим морозы были за тридцать), я решил, что игра не стоит свеч, и вернулся на своё место, указанное в проездном документе. Всё, впрочем, и так было понятно, — тепловоз неисправен, и, скорее всего, из Бологого или Осташкова к нам едет подмога. Подмогой в итоге оказался питерский же ТЭП70БС, который забрал нас где-то в 20 километрах от Андреаполя, и уже в девять часов вечера мы наконец-то поехали дальше, со свойственной Бологое-Полоцкой дороге неторопливой скоростью, которая, однако, теперь казалась нам чуть ли не первой космической. Ура! Наш паровоз, то есть, простите, тепловоз ТЭП70БС, вперёд летит!

В Андреаполь мы пришли в половине десятого, с трёхчасовым опозданием! На самом деле, у меня это был первый подобный случай за всю жизнь, во всей моей практике передвижения на поездах. Последний раз что-то близкое было в 2012 году между Челябинском и Курганом, когда там на одном из путей обесточилась контактная сеть, но и там опоздание составило "всего" час-полтора. А здесь целых три, да ещё и где! Дальше мы ехали уже вполне нормально и без приключений, если только не учитывать, что по расписанию мы уже должны были бы подъезжать к Бологому. Уже в темноте я наблюдал в окно места, которые в 2013 году видел летним днём. Узловая станция Соблаго, от которой начинается ещё более глухая ветка на Кувшиново и Торжок, затем Пено, где мы пересекли ещё совсем не широкую Волгу, а потом, примерно в 23-20, мы прибыли в Осташков — своего рода, "столицу" Бологое-Полоцкой.

19. Вокзал в Осташкове был многолюден. Три часа люди ждали поезда, но всё-таки дождались. После Осташкова вагон был почти заполнен. Да и то, наверняка некоторые люди решили не ждать и поехали в Питер другими способами (например, автобусом до Твери и оттуда в Питер). В общем, поезд с таким маршрутом вполне мог бы быть востребован хотя бы по выходным.



Стук колёс, тёмный лес за окном, пассажиры ложатся спать. Постепенно засыпаем и мы, периодически ещё выглядывая в окно на остановках. Опоздание мы, кстати, не только не нагоняли, но ещё и увеличили его. В Бологое мы должны были прибывать в 23-32, но доехали дотуда лишь в половине четвёртого ночи, то есть опоздание составляло уже четыре часа! В Бологом окончательно отступили морозы, потеплело где-то до -10, и шёл сильный снегопад. Уже и непривычно было видеть за окном большую и оживлённую станцию с электрификацией. Кстати, мы в Бологом не меняли тепловоз на электровоз, потому что в Питер поезд прибывал на Витебский вокзал, где парк поездов дальнего следования не электрифицирован.

В Бологом я окончательно провалился в сон, проснувшись уже на подъезде к Петербургу. Сперва мы были уверены, что после Бологого, на скоростной магистрали, поезд уж точно нагонит опоздание хотя бы до двух часов, и, вместо 5-20 по расписанию, придёт в Питер около семи утра. Каково же было моё удивление, когда, проснувшись утром, я увидел на часах почти девять часов. Опоздание нисколько не сократилось, и составляло всё те же четыре часа, с которыми поезд отправился из Бологого. Проводница перед прибытием раздала пассажирам бланки для составления претензии на денежную компенсацию, которая, впрочем, составляла бы что-то порядка ста рублей (я даже ради шутки не стал этого делать). Хоть поезд и шёл по Московскому направлению, прибывал он в итоге на Витебский вокзал, пройдя к нему через Тосно, Новолисино и Павловск.

Прибыли мы на Витебский вокзал в половине десятого утра. В голове по-прежнему было много странных мыслей два тепловоза, один из которых неисправен. На небе — пасмурный январский рассвет, а погода заметно потеплела. После вчерашнего крепкого мороза даже грустно было приезжать в оттепель и слякоть. Впрочем, главное зимнее путешествие этого года у меня было ещё впереди. И о нём вскоре я и начну рассказывать.

  • 1
ух ты. какое мощное приключение! и рассказ увлекательный)

Да. Надо же было такому случиться. Единственный раз дополнительный поезд назначили, и вот что получилось)

Отрадно, что отопление функционировало. Я всё ждала, что вы напишете, что оно отрубилось(

Это было бы очень зло по отношению ко мне, проведшему всё утро в замерзающем автобусе...

Да уж :) Размер компенсации меня, честно говорю, потряс. А фотографов - конечно, знаю, столько с ними было вместе выпито сфотографировано ;)))

Не удивлюсь, если и выпито тоже :))

Ну, как же без этого :)

Наверняка как-нибудь на размер МРОТ завязано, который для расчета штрафов - 100 рублей.
Авиакомпании вообще платят по 25% МРОТ за час задержки - 25 рублей в час получается.

Там, вроде, какой-то процент от стоимости билета.

Вот это поездка получилась. И приключения, а уж сколько в этом настоящей железнодорожной романтики. Класс!

Да, бывает и такое. Хотя на такие опоздания поезда я ещё не попадал ни разу. Но здесь удалось свои приятные моменты из этого извлечь :)

Интересно. А почему его назначили только на один раз?

Для вывоза пассажиров, возвращающихся с зимних каникул.

Спасибо за ответ!

Когда длинные выходные, в их начале и конце часто назначают всякие дополнительные поезда, потому что пассажиропоток в эти дни возрастает

Да, я об этом как-то не подумал.

На счет фотографов - как-то ехал по Чехии на ретропоезде - так одного фотографа по пути видел минимум трижды. поезд шел небыстро, он фотографировал, обгонял на машине до следующей точки, снова фотографировал...

В Чехии есть хороший обычай назначать на выходные на некоторые линии поезда из музея чешских ЖД, причем можно получить как паровоз с вагонами столетней давности, так и какой-нибудь тепловоз семидесятых годов. Цена билета различается (обычный поезд, допустим, 20 крон, ретротепловоз 30, паровоз - 40).

Великолепный рассказ ))

По ещё более малодеятельной линии Лихославль-Вязьма довелось проехать - интересная ветка ( ехал из Петербурга до смоленска). Причём , до лихославля мы стремительно ехали , а затем часов 5 не торопясь следовали до Вязьмы. Относительно общих вагонов, похоже , что этот класс теперь становится редким, если не исчезающим .


Да, по ней я, кстати, тоже ездил, но только до Старицы)

Отличный рассказ,по мне так душевно вышло

Долго думал, что за поезд такой в Великие Луки. И как ты таким маршрутом поехал.
А потом - бац! - так из Питера же, а не из Москвы! И паззл сразу сложился.))) Я забыл, что ты не в Москве живёшь.

Так обычно и из Питера туда таким маршрутом поезд не ходит. Только через Дно и Новосокольники.
А Москва - Луки идёт через Волоколамск и Ржев

Россия - страна приключений!

Но с таким я, справедливости ради, столкнулся впервые

2 года назад поезд москва-питер опаздал на 2 с лишним часа.

заяву на компенсацию заполнил под смешки купе

месяца через 2 получил на почте 120 р... (60 р за час при стоимости билета купе 1800)

  • 1