Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Вологда. Часть 3

Продолжаем прогулку по живописной зимней Вологде. В этот раз начнём с вокзала и его ближних окрестностей, а затем осмотрим ту часть города, которая исторически зовётся Верхним посадом.



Кликабельная карта с локализацией фотографий по их номерам в рассказе:



2. Итак, железнодорожный вокзал. В Вологде он длинный и приземистый. Построен в 1907 году. Именно сюда я приезжал в Вологду ночным поездом из Петербурга, и отсюда потом уезжал на станцию Коноша в Архангельской области.



Гудок паровоза Вологда впервые услышала в 1872 году, когда сюда пришла стальная магистраль со стороны Москвы и Ярославля. В 1898 году железная дорога была продлена до Архангельска, причём к северу от Вологды она была узкоколейной до начала Первой мировой войны. В 1906 году была построена железная дорога Петербург - Вологда - Вятка, и здесь образовался железнодорожный узел, в связи с чем и построили новый вокзал. По-прежнему через Вологду проходят поезда из Петербурга в сторону Урала, и все поезда, идущие откуда-либо в Архангельск. А из самой Вологды в ту сторону есть поезд до Мурманска.

3.



Устройство Вологодского железнодорожного узла интересно тем, что направления к центру страны и дальним регионам на его сторонах рассогласованы. То есть направления на Москву и на Урал, а также на Петербург и на Архангельск находятся с одной стороны. Поезда из Москвы и Питера прибывают в Вологду с разных сторон, а поезда, идущие из Питера в сторону Архангельска, из-за этого идут мимо вокзала, вообще не останавливаясь в черте города (заходя на вокзал, им пришлось бы менять направление). Подробнее это видно на карте (кликабельна):



4. Вид на станцию с путепровода. Слева виден вокзал, а правее кадра расположено локомотивное депо ТЧ-11 Лоста (название от станции Лоста, расположенной чуть дальше). В депо много грузовых электровозов ВЛ80, но совсем нет пассажирских.



К вокзалу прилегает площадь Бабушкина, названная в честь Ивана Бабушкина — участника революции 1905 года. Родом он был из-под Вологды, из села Леденгского, которое ныне в его честь называется селом имени Бабушкина (сейчас это районный центр), и был расстрелян в 1906 году в Восточной Сибири (сейчас там в честь него назван город Бабушкин на Байкале).

5. На площади Бабушкина находится и автовокзал. В него зачем-то закрыт вход с площади, и приходится огибать его и заходить с посадочной платформы.



6. На автовокзале есть интересное советское панно.



7. А на другой стороне площади — главпочтамт (1973 год) с советским лозунгом на фасаде.



8. Путепровод над железной дорогой ведёт в спальные районы в южной части города и затем на выезд (на фото — вид обратно).



9. Рядом — собор Рождества Богородицы (1838), не закрывавшийся в советские времена.



10. Новостройки и заводы:



11. А это Пошехонское шоссе. Завокзальная часть города выглядит примерно так, но я в неё не углублялся.



12. А это австрийский троллейбус Gräf & Stift NGE152. В некоторых российских городах есть б/ушные автобусы из стран Европы (обычно из Германии и Швеции), а в Вологде есть даже пара таких троллейбусов!



13. Теперь направимся снова в центр. На исторический Верхний Посад от вокзала ведёт улица Мира. Ближе к вокзалу в основном хрущёвки и новостройки, стеклянные торговые центры.



14. Соседние улицы. В одном из таких домов находится хостел, где я останавливался. Тут, несмотря на близость к центру, почти что спальный район: дома, школы, детские сады, магазины. Кстати, в Вологде даже в крупных торговых сетях немало местных продуктов. Особенно молочных, которыми славится Вологодчина.



15. На улице Мира стоит Никольская церковь, построенная в конце 17 века. Она помнит времена, когда вокруг и в помине не было многоэтажек и шумных улиц, а Вологда выглядела совсем по-другому.



16. Танк Т-34 — памятник сформированной в Вологде в 1943 году танковой колонне "Вологодский колхозник", дошедшей в 1945 году до Берлина и Праги. На заднем плане видно уже показанное в прошлой части правительство области.



17. Идём дальше. Это уже центр.



18. Вечером первого дня в Вологде начался сильный снегопад, и к утру второго дня город стал ещё более белым.



19. Памятник "Милицейская звонница" (1996 год), посвящённый погибшим при исполнении сотрудникам правоохранительных органов. Поставлен поблизости от УМВД России по Вологодской области.



20. Театр в здании "Пушкинского народного дома" 1906 года постройки.



21. Красивая сталинка 1950-х годов. Это улица Октябрьская.



22. Памятник космонавту Павлу Беляеву, который был родом с Вологодчины — из села Челищево, ныне Бабушкинского района.



23. А этот памятник посвящён десяти героям войны, которые, будучи советскими военнопленными, совершили побег из нацистского концлагеря на острове Узедом 8 февраля 1945 года. Десять узников лагеря захватили немецкий самолёт и, скрывшись от преследования, добрались до своих. Пилотировал самолёт лётчик-истребитель Михаил Девятаев, а в экипаже был и один вологжанин — Владимир Соколов.



24. Памятник воинам-интернационалистам по соседству:



25. Деревянный домик городского головы Николая Волкова, построенный в конце 19 века; ныне в нём музыкальная школа. За ним видна церковь Владимирской иконы Божией Матери (конец 17 века). А справа советская сталинка. Такое переплетение эпох.



26. Ещё один сталинский дом. Построен перед самой войной, в 1941 году.



27. А вот и снова река Вологда, она же зимняя пешеходная улица или, если хотите, лыжная трасса. Впереди видны, вероятно, элитные новостройки.



28. У берега Вологды, совсем рядом с Архиерейским двором, откуда я начал первую часть, стоит памятник 800-летию Вологды. Как уже говорилось, история города традиционно отсчитывается с 1147 года. А в этом месте находится Вологодское городище, где изначально возник город.



29. Этот уголок Верхнего Посада выглядит совершенно патриархально, прямо как сто лет назад. Снова ведь и не подумаешь, что это центр крупного города. Вологда довольно контрастный город, хотя и не так, как Нижний Новгород.



30. Церковь Иоанна Богослова середины 18 века. К сожалению, заброшена.



31. А чуть дальше есть бывший Горний Успенский женский монастырь. Основан он был в 1590 году и действовал до 1918 года. В постсоветские годы обитель не была возрождена, но главный храм — Успенский собор постройки конца 17 века, снова действует.



32. А это бывшая церковь святого Алексия, человека Божия (1714). До наших дней она сохранилась в руинах, но сейчас видны следы медленной реставрации.



33. Ещё есть бывший монастырский приют (1873 год). Не знаю, что в нём сейчас, но похоже, что жилой дом.



34. От монастыря я, не найдя тропинки, и проваливаясь в снег, вышел к железной дороге и поднялся на путепровод. Это северный сегмент Вологодского ЖД узла, то есть начало линии на Архангельск. На фото — вид обратно, на юг. Прямо идёт основной ход, к вокзалу, а направо начинается соединительная ветка, которая связывает Архангельское направление с Петербургским. Именно по ней и идут через Вологду поезда из Питера на Архангельск и Воркуту.



Здесь я был вечером, на закате, поэтому качество снимков страдает. Я надеялся увидеть и заснять проезжающий внизу поезд, и уже приготовился, заслышав гудок. Но это оказался всего лишь тепловоз М62, шедший резервом.

35. Ещё недавно здесь был ЖД переезд, а путепровод был построен только в 2011-13 годах (хотя планы были ещё едва ли не в советские времена). За путепровод уходит Белозерское шоссе (которое на самом деле ведёт в Кириллов, Липин Бор и Вытегру), и за железкой виден район новостроек. Туда я уже не ходил.



36. Обратно в центр я возвращался через Железнодорожный микрорайон с послевоенными двухэтажками и раритетными грузовиками.



37. Детали:



38. Есть и тут свои новостройки:



39. Советский артефакт. Видимо, этот дом был построен в 1980 году.



40. Пятиэтажки. По бокам — дома серии 1-467. Вообще-то серия вполне массовая, но почему-то именно в Вологде встречается особенно часто.



И на этом пока остановимся. Основную историческую часть Вологды на правом берегу одноимённой городу реки я уже в целом показал. В следующей, заключительной части, отправимся на её левый берег — сначала в исторический район Заречье, а затем в бывшее село Прилуки, где находится старинный Спасо-Прилуцкий монастырь.
Tags: Вологодская область, Железная дорога, Путешествия, Россия, Русский Север
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments