Чтобы попасть в музей, надо доехать до деревни Семёнково. И тут очень важно не перепутать. Потому что деревни с таким названием в окрестностях Вологды две, и обе расположены к северо-западу от города! Одна находится у городской объездной на трассе М8, чуть дальше показанного в заключительной части района Прилуки. Но нам не туда. Нам в то Семёнково, которое на дороге А119 Вологда - Вытегра.
Итак, от центра Вологды до Семёнково 14 километров, и попасть туда можно на автобусе номер 37, идущем от ЖД вокзала в посёлок Молочное — историческую родину и ныне процветающей вологодской молочной промышленности. Я хотел отдельно посетить и Молочное, но времени не хватило, — оставил на будущий приезд в Вологду.
2. Как раз чуть-чуть не доезжая до Молочного, я вышел из автобуса (он виден в кадре на заднем плане). Вот оно, Семёнково! Впереди находится мост через реку Вологду, а чуть дальше как раз и Молочное. Я поехал сюда уже ближе к вечеру третьего дня в Вологде, когда было солнечно, скрипел снег, и столбик термометра опустился до отметки в двадцать градусов ниже нуля.
3. И в такой морозный день на закате здесь было особенно красиво. В музее фактически воссоздан облик деревни на Русском Севере, — здесь две улицы, и расставленные вдоль них избы. Музей отображает сельскую архитектуру в основном востока Вологодчины, — почти все постройки сюда привезены из Тотемского, Бабушкинского, Нюксенского и Тарногского районов.
4. На переднем плане — ветряная мельница крестьянина А. П. Дурова из деревни Борок Тотемского района. Её привезли сюда уже в 2011 году. Постройки, что подальше, стоят здесь с 1980-х годов. Лучше всего здесь виден дом И. И. Кочкина из деревни Андреевская Тарногского района. Слева от него — зерновой амбар А. С. Никулиной (деревня Якининская Тарногского района). Прямо за мельницей — два амбара: амбар Г. В. Трухина (деревня Перевоз Тотемского района) и амбар Чадромцева из деревни Королевская (оцените название!) Нюксенского района.
5. А вот эта церковь — уже новодел, построенный специально для музея. Это копия церкви Георгия Победоносца из села Поча Тарногского района. Оригинал Георгиевской церкви Поцкого погоста был построен в 1700 году и до наших дней не сохранился, а музейная церковь построена уже в 1995 году.
6. Перейдём теперь ближе к домам. Здесь это — суровые бревенчатые пятистенки, где и жилая, и хозяйственная части объединены под одной крышей, как обычно делалось на Русском Севере. Большинство домов имеет также интерьерные экспозиции (как правило, это воссоздание обстановки в доме), но зимой открыты, вроде, только четыре или пять из них. В целом музей, как уже говорилось, маленький, но постепенно расширяется. По части финансов этому значительно способствуют пожертвования от "Северстали", с которой Вологодчине вообще повезло.
7. Дом В. В. Храпова конца XIX века (деревня Бор Нюксенского района). Внутри есть экспозиция, в которой воссоздан интерьер сельской школы начала 20 столетия.
8. Там, правда, я снимал только на телефон. Потому что фотоаппарат с мороза запотевал. Так что качество плохое.
9.
10.
11. "Сеi домъ Василiя Копылова" — гласит надпись на фасаде этой избы. Дом построен в 1881 году в деревне Коростелево Сямженского района. Это тоже пятистенок, только переруб делит дом на неравные части. В музей дом перевезён в 2009 году и открыт для посетителей спустя три года. Между прочим, потомки хозяина этого дома ныне живут в США, и специально приезжали сюда, на Вологодчину, на его открытие.
12. Следующая изба — дом У. Е. Пудовой из деревни Мальчевская Нюксенского района.
Кстати, улицы северной деревни здесь воссозданы даже с учётом мелких деталей. К примеру, хоть и зимой этого не видно, но вдоль домов выложены традиционные для Русского Севера деревянные мостки. В морозную погоду при хождении по ним снег скрипит особенно громко.
13. Крайняя с этой стороны изба — дом Л. Г. Жукова (конец 19 века, деревня Калинино Тотемского района) — тоже пятистенок, но при этом с карнизным членением фасада. Правее видна опушка леса, а также амбар Н. Т. Теребовой (деревня Верхняя Горка Нюксенского района).
14. Конёк крыши:
15. МОрОзнО на ВОлОгОдчине. Когда долго гуляешь на морозе, губы подмерзают, и из-за этого невольно сам начинаешь окать. В шутку подумалось о происхождении окающего говора в северных краях, причём эта мысль пришла ко мне именно в Семёнково (хотя путешествовать зимой и при сильных морозах я вообще люблю). Впрочем, как знать — может быть, доля правды в этом есть.
16. Вид на те же дома с другой стороны:
17. Справа, у опушки, стоит дом А. И. Уланова (деревня Заречье Нюксенского района), а слева — дом А. И. Поповой (деревня Внуково Тотемского района).
Как известно, особенность северной избы в делении, во-первых, на жилую и хозяйственную части, а во-вторых, на зимнюю и летнюю, которые отличаются, соответственно, наличием и отсутствием отопления. И в избах, привезённых в музей, это исправно соблюдается: в зимнюю часть избы, где жарко натоплено (поленницы возле домов используются вполне по назначению), очень приятно заходить с мороза, когда при переходе в летнюю снова обдаёт холодом.
18. Больше всех мне запомнился шестистенный дом Н. М. Юрова конца 19 века из деревни Криуля Тарногского района. В музей он перевезён в 1993 году.
19. Крыльцо:
В интерьере этого дома, в хозяйственной части, есть экспозиция, посвящённая Русской Америке, а точнее — истории русского поселения Форт-Росс в Калифорнии, основанного Российско-Американской компанией в 1812 году, и проданного в 1841 году предпринимателю Джону Саттеру. Разумеется, не случайно здесь затронута эта тематика. Форт-Росс основал выходец из Вологодчины — русский географ Иван Кусков, уроженец города Тотьма. Ныне на месте бывшего русского поселения в Америке устроен музей, ведущий сотрудничество с музеями Вологодчины, благодаря чему часть работ в музее "Семёнково" была сделана на американские гранты. Надеюсь, некоторые любители конспирологических идей об этом не узнают :)
20. За околицей "музейной деревни" — лес. И несколько деревянных амбаров на его фоне.
21. Уже показанный дом Уланова:
22. Такое вот музейное отражение сельской Вологодчины. Музей, хоть и маленький, но не стоит на месте и развивается. Пока что он, как уже сказано, отражает только восток Вологодской области, который как раз исторически и входил в Вологодскую губернию. Быть может, в дальнейшем, по мере развития музея, мы увидим в нём избы и другие постройки и из Кирилловского, Белозерского, Бабаевского, Вытегорского, Устюженского и прочих пока не показанных здесь районов области.
А пока что я вышел из музея перед самым его вечерним закрытием, отправившись к остановке на обратный автобус Молочное - Вологда, расписание которого мне любезно подсказала одна из сотрудниц музея ("а то чего на такОм мОрОзе ждать-тО дОлгО будете?"), и поехал назад в город. Пока ехал, успело стемнеть. Сытно поев в центре города, я отправился на вокзал, попутно купив продуктов в супермаркете. Пока что вокруг меня был большой и многолюдный город с многоэтажками, троллейбусами и множеством машин, но совсем скоро меня ждала глубинка, и уже соседняя область — Архангельская.
23. Было по-прежнему минус двадцать градусов. После шести вечера я приехал на вокзал, где стоял на первом пути поезд Москва - Архангельск.
В спокойном и тихом сидячем вагоне этого поезда я три с половиной часа ехал до станции Коноша, где был уже к десяти часам. А Коноша после Вологды казалась совершенной глубинкой. Именно об этом довольно уютном лесопильно-железнодорожном посёлке на юге Архангельской области я и расскажу в следующий раз.