Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Коноша

Найдёте ли вы на карте посёлок Коноша? Он на просторах Русского Севера, в южной части Архангельской области. Простая такая железнодорожно-лесопильная провинция. Да, здесь не тот старинный Русский Север с бревенчатыми избами и деревянными церковными погостами. Здесь рельсы, поезда, лесопилки. Но и это, однако, не менее интересно. Коноша стала для меня следующим пунктом зимнего путешествия после Вологды. Приехал я в посёлок на поезде поздним вечером, в крепкий мороз, а на следующий день гулял по нему при очень сильной метели.



Итак, Коноша (ударение на первый слог) — это посёлок городского типа в 11 тысяч жителей, возникший в 1890-е годы благодаря строительству железной дороги Вологда - Архангельск. И именно по ней я туда и приехал.

2. В шесть часов вечера, когда уже стемнело, погуляв напоследок по центру Вологды, я пришёл на вокзал, где меня ждал поезд Москва - Архангельск. Ехать от Вологды до Коноши всего три с половиной часа, благо в этом поезде есть сидячий вагон, на котором я и поехал.



В вечерней темноте промелькнули сначала окраины Вологды и Спасо-Прилуцкий монастырь, мимо которого проходит железная дорога, а дальше — просторы России. Станции одна за другой — Сухона и мост через одноимённую реку в городе Сокол, потом Семигородняя, Харовская, Вожега, Ерцево... Началась Архангельская область. После десяти вечера — Коноша. Мне выходить! Мороз 25 градусов, ясное звёздное небо над головой. А между прочим, за три недели до моего приезда здесь было минус сорок. Вскоре добрался до гостиницы, в которой ночевал. Она дешёвая, и открылась совсем недавно, — всего полгода назад. Засыпая, подумал о том, что впервые приехал зимой в такой северный регион...

3. А за ночь погода сильно изменилась. Мороз отступил, и потеплело до -13 градусов. Небо с утра было пасмурным, и завывала лютая метель.



4. Коноша после Вологды оставляла впечатление тихой глубинки. Конец января, сугробы здесь в течение зимы намело уже едва ли не выше человеческого роста. И продолжает наметать. Прячу лицо от зарядов снежной пурги.



5. Только дома выделяются в картине белого безмолвия Русского Севера.



6. По первым фотографиям, наверное, Коноша могла произвести впечатление какой-то Богом забытой глуши. Но нет. Просто гостиница в стороне от главных улиц. Я же вскоре вышел почти в центр посёлка, где идёт довольно активная, хотя и неспешная жизнь небольшого райцентра.



Как уже сказано, Коноша порождена железной дорогой. До революции эти места входили не в Архангельскую губернию, а в Вологодскую (причём я так и не разобрался, в какой уезд — Вельский или Кадниковский, так как сведения на этот счёт противоречивы), а запад современного Коношского района входил даже в Белозерский уезд Новгородской губернии. Коношский район был образован в 1929 году, а спустя восемь лет включён в Архангельскую область. Однако до Вологды отсюда в два раза ближе. И поэтому Коноша, как и соседний Вельск, тяготеет больше к Вологде, а не к своему областному центру.

7. Администрация Коношского района:



8. Это не у снимка плохая резкость. Это пелена метели была настолько плотной.



9. По соседству с администрацией строится новое здание для районного отделения полиции. Которое сейчас ютится в довольно ветхой одноэтажной постройке ещё, наверное, довоенного времени.



10. И как и в любом райцентре Русского Севера, в Коноше есть барачные двухэтажки. Но их с каждым годом становится меньше, поскольку они расселяются как ветхое жильё.



11. Причём встречаются и довольно оригинальные:



12. А вот и самый центр. Юбилейная площадь. Иначе говоря, перекрёсток двух главных улиц — Советской и Октябрьского проспекта. Даже светофор есть.



13. Именно эта площадь с прилегающими кварталами — и есть средоточие жизни в Коноше. С одной стороны площади — сталинский ДК с памятником Ильичу. Оцените высоту сугробов!



14. Напротив — памятник жителям Коноши, погибшим на Великой Отечественной войне:



На Юбилейной площади большая концентрация магазинов. А ещё она выполняет роль автостанции (которой, как таковой, в Коноше нет), — с неё отправляются ПАЗики и Газели по сёлам Коношского района (автобуса в Архангельск нету, — железная дорога удобнее).

15. К площади прилегает микрорайон пятиэтажек, выходящий другой стороной к железной дороге. В "Магнит" я зашёл на несколько минут отдохнуть от метели и отряхнуть снег, который лежал у меня едва ли не в карманах куртки.



16. Есть и немало новых домов, которые строят для переселения из ветхих. Между прочим, хотя бы внешне похоже, что в Коноше программа расселения ветхого жилья выполняется куда более исправно, чем в Архангельске. На глаз этих социальных новостроек уже едва ли не больше, чем барачных домов, и такими темпами уже года через три бараков в посёлке не останется.



Как видно на карте, железная дорога делит Коношу на две части, и при этом единственный в посёлке железнодорожный переезд находится на южной окраине, да ещё и часто закрывается из-за интенсивного движения поездов. Заметная проблема Коноши — затруднённость автомобильного сообщения двух сторон посёлка.



17. Октябрьский проспект продолжается западнее Юбилейной площади, но почти сразу упирается в железную дорогу.



18. Районный краеведческий музей в дореволюционном доме:



19. Магазин в красивом деревянном здании. Не знаю, какого оно времени, — может быть и новодел.



20. Октябрьский проспект, как уже сказано, упирается в железную дорогу. Вокзал находится за путями, то есть обращён к залинейной стороне посёлка. Таким образом, чтобы попасть к вокзалу из центра посёлка на машине, надо сделать огромный крюк, а пешком надо переходить над путями по пешеходному мосту. Ситуация сильно напоминает Котлас. Да и вообще Коноша мне запомнилась как "Котлас в уменьшенном виде", — только реки большой не хватает.



21. Итак, железная дорога. В Коноше это ни что иное, как градообразующее предприятие. Станция в Коноше крупная, и жизнь тут на железной дороге кипит в любое время года. Всё время слышны манёвры, свистки локомотивов и эхо от голоса диспетчера. То очередной грузовой поезд придёт, гремя колёсами и сцепками вагонов, то пассажирский на несколько минут остановится.



Магистраль Вологда - Архангельск была открыта в 1898 году, впервые огласив этот северный край гудком паровоза. Изначально она была узкоколейной, но в 1914 году колея была заменена на широкую. Изначально Коноша была рядовой станцией Архангельской магистрали, но значимость её возросла в 1934 году, когда было построено ответвление на город Вельск, ставшее через несколько лет Печорской магистралью, ведущей в заполярную Воркуту. С того момента Коноша — важный железнодорожный узел, и одна из крупнейших станций в области. Здесь расположено оборотное локомотивное депо, вагонное депо (ВЧД-9 Северной железной дороги) и путевая машинная станция (ПМС-65). И именно отсюда начинается длинная Печорская магистраль.

22. Это вид в северном направлении. Впереди находится развилка, где прямо железная дорога идёт на Архангельск, а направо — на Котлас, и дальше, на Воркуту. В кадре грузовой отправляется на север; слева — видимо, рабочий поезд в сторону Вельска. А справа видна "поликлиника на колёсах" «Хирург Николай Пирогов»: летом я этот поезд-поликлинику видел в Котласе и Обозерской.



Электрификация железной дороги пришла сюда в 1987 году из Вологды, а спустя 10 лет её повели дальше на север. Печорская магистраль при этом так и осталась тепловозной. Поэтому поездам, идущим в сторону Воркуты, именно здесь меняют электровоз на тепловоз.

23. Вокзал в Коноше послевоенной постройки. Простой, но симпатичный. И при этом малолюдный и очень просторный внутри. Есть комнаты отдыха на втором этаже. Часовенка у вокзала — почему-то характерная особенность именно в этих краях.



24. Это залинейная часть Коноши — более тихая, чем центр. Вход в вокзал с улицы почему-то закрыт, и попасть в него можно только с перрона.



25. Снег продолжает идти, и к звуковому фону добавляется шорох лопаты по платформе. Это снова вид на север — на Архангельск и Воркуту. Виден пешеходный мост, связывающий две стороны посёлка.



Здесь я просто записал окружающий звук:



26. Один домик на станции сохранился с 1898 года:



27. Залинейная часть Коноши выглядит примерно так, но её осмотрим ближе к концу.



28. Вернёмся на Октябрьский проспект. Рядом с Юбилейной площадью есть деревянная церковь Серафима Саровского. Это старый дом (возможно, дореволюционный), переделанный в церковь в начале 2000-х годов.



29. Ещё один вид на церковь. Это уже ближе к вечеру, когда утихла метель.



30. По фотографиям, наверное, заметённая снегом Коноша может оставить мрачноватое впечатление. Но при нахождении там всё не так. Вполне уютный посёлок (можно даже сказать, городок) с приятными и спокойными жителями. Причём выглядит Коноша как-то зажиточнее многих других райцентров Архангельской области, хотя и является в регионе лидером по убыли населения: из 17 тысяч в конце 80-х годов в наше время осталось только 11, но почти вся убыль пришлась на 90-е годы.



Октябрьский проспект — главная улица Коноши, и за пределы посёлка он продолжается в автодорогу на город Вельск, до которого 120 километров на восток. Исторически эта улица и звалась Вельским трактом.

31. На Октябрьском есть ещё один перекрёсток со светофором. Рядом новодельный торговый центр.



Ещё по соседству есть улица Кубинская. Нет, с островом Свободы это название никак не связано, и вообще ударение в нём падает на первый слог. Просто на окраине Коноши находится исток реки Кубены (старое написание — Кубина), которая течёт на юг, в Вологодчину, где впадает в озеро Кубенское, из которого начинается река Сухона.

32.



В течение дня, проведённого в Коноше, я успел выбраться в район, съездив в село Тавреньга в 45 километрах к юго-востоку от райцентра. Из-за сильной метели я опасался, что ехать придётся долго, но, как оказалось, дорогу вполне оперативно успели расчистить. О Тавреньге, где меня по-прежнему сопровождала метель, я расскажу отдельно. Ближе к вечеру, когда я вернулся в Коношу, метель закончилась.

33. И Октябрьский проспект стал выглядеть вот так. На объективе фотоаппарата от тающего снега появилось "бельмо".



34. Панельные двухэтажки. Вдалеке, за краем посёлка, сразу начинается лес.



35. Новый дом:



36. На восточной окраине посёлка находится районная больница:



37. Когда уже начинало темнеть, я прогулялся по залинейной стороне.



38. Судя по тому, что вокзал обращён к залинейной стороне, можно предположить, что она старше, чем центр, или просто раньше именно она была главной. Действительно, — здесь есть несколько кирпичных сталинских двухэтажек, каких нет в центре.



39. Деревянные дома местами тоже интересны.



40. Особенно вот этот магазин запомнился. Наверное, этой постройке уже лет 80.



Уезжать из Коноши мне предстояло только в полночь, и когда стемнело я сперва пошёл коротать время на вокзал. В просторном зале ожидания народу не много. Примерно половину зала занимает буфет, где громко работал телевизор с архангельским областным телеканалом, по которому в тот момент шёл какой-то документальный фильм про освоение богатств этого северного края в первые десятилетия советской власти. Потом, уже затемно, я сходил ещё прогуляться по центру.

41. Октябрьский проспект:



42. Юбилейная площадь. Особенно интересно смотрятся огни светофоров.



43. А это тупик Октябрьского проспекта перед железной дорогой (слева — уже знакомый краеведческий музей).



44. Потом я снова вернулся на вокзал. Ярко горят фонари, а вдалеке на втором пути стоит одинокий вагон, — это пригородный поезд до станции Вожега в Вологодской области.



45. Вокзал. До полуночи он стал моей "базой" в Коноше.



46. А это зал ожидания. На стене виден буккроссинг (почему-то это особенно распространено именно на Северной железной дороге), правда, интересных книжек там не было. Правее кадра находится буфет, а между ними дверь к дежурному по вокзалу и комнатам отдыха.



На оставшиеся несколько часов я отправился именно туда, не захотев сидеть или лежать на скамейках в зале ожидания, так как устал после зимнего дня с метелью, а впереди была почти бессонная ночь в поезде. И в комнате отдыха на втором этаже я успел подремать, слыша железнодорожный звуковой фон за окном. Уезжал я из Коноши в 23-52 на поезде Котлас - Архангельск, и ехал совсем недалеко — до Плесецка, где я уже был за полгода до этого, летом. На станции Плесецкая поезд высадил меня уже после четырёх утра. Но прежде зимнего Плесецка и его окрестностей я расскажу ещё про Тавреньгу — старинное село в Коношском районе, куда я съездил в течение дня.
Tags: Архангельская область, Железная дорога, Путешествия, Россия, Русский Север
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →