Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Category:

Зимний Плесецк

Плесецк — посёлок городского типа среди лесов Архангельской области, на железной дороге Вологда - Архангельск, стал самым северным пунктом моего путешествия на Русский Север в конце января. Отсюда я ездил в посёлок Липаково, что на реке Онеге в 50 километрах южнее, а оттуда — по узкоколейной железной дороге в глухоманные лесные посёлки Лужма и Сеза. Узкоколейка стала отдельным сильным впечатлением, но прежде, чем отправиться туда, я приехал ночью на поезде в Плесецк, где провёл конец ночи и раннее утро. Это уже знакомое мне место, — в Плесецке я уже был летом 2016 года, всего на полгода раньше, и о летнем Плесецке писал отдельно.



Предыдущий день я провёл в посёлке Коноша, где меня настигла сильная метель, не ставшая, однако, помехой ни для прогулки по райцентру, ни для поездки в старинное село Тавреньга в Коношском районе. Вечером, когда уже стемнело, я пришёл на вокзал и до полуночи коротал время в комнате отдыха на втором этаже. А после 11 часов на освещённую фонарями заснеженную станцию Коноша прибыл пассажирский поезд №371 Котлас - Архангельск — поистине культовый поезд для этих мест, который делает остановку на каждой станции, развозя пассажиров по райцентрам и разным глухим посёлкам. В Коноше он меняет направление движения и тепловоз на электровоз. С северной стороны он прибыл на второй путь под тепловозом ТЭП70 из депо Котлас, и после получасовой стоянки тронулся в обратном направлении под электровозом ЧС4Т.

У меня плацкартный вагон где-то в середине состава. Было жарко натоплено, и при входе в вагон меня сильно обдало духотой, из-за которой пришлось резко повысить расход запасов питьевой воды. Впрочем, после отправления включили кондиционер (да, зимой!), и стало заметно свежее. Кондиционеры, однако, бывают уже и в пассажирских поездах регионального значения. Отправление поезда в 23-52, за окном промелькнули пятиэтажки с горящим в окнах светом, а потом посёлок остался позади, и вокруг был только ночной лес и снег. И бодрый стук колёс. Я еду дальше на север! В ночи мелькали фонарями полустанки, где останавливался поезд на минуту-другую. Я то дремал, то просыпался, а полностью провалился в сон только в Няндоме в половину второго. А ехать совсем недолго, — прибытие на станцию Плесецкая уже в 4-13. Я даже бельё не брал, — лёг головой на сложенный свитер. Вроде и только заснул, а уже слышу "Ваша станция через пятнадцать минут!", — протираю глаза, на часах четыре. Стоим на станции Пукса. Вагон в почти полном составе спит, — большинство людей, наверное, едет в Архангельск. Наскоро выпив чаю, и одевшись, я вышел в тамбур, когда поезд в очередной раз тормозил. Вот и станция Плесецкая! Навстречу мне садилось довольно много людей. А погода была совсем не холодная. Градуса 4-5 ниже нуля, и это в январе! А в начале месяца тут было минус сорок.

Итак, через полгода я снова в Плесецке (подробно о нём читайте в летнем отчёте), посёлке порождённом Архангельской магистралью в 1890-е годы. В нём мне предстоит коротать время до половины девятого утра, когда отправляется маршрутка до села Конёво, на которой я поеду в нужное мне место. Некоторое время я дремал, сидя на скамейке на вокзале, потом то просто сидел там, то ходил туда-сюда по станции. После пяти часов ушёл пригородный поезд в Няндому — электровоз с вагонами.

2. Вид на юг, откуда я приехал, и куда вечером поеду обратно. Виден лесовозный грузовой состав. Временами по станции эхом раздавался голос диспетчера и гудки локомотивов. А порой все звуки перекрывал грохот грузовых поездов, которые здесь обычно идут без остановки. Плесецк живёт железной дорогой и лесом.



Вообще Плесецк мне как-то полюбился ещё в первый приезд. Довольно приятный такой северный райцентр, хоть и не имеющий особых достопримечательностей. Пожалуй, недостаток его — слишком маленький железнодорожный вокзал. Внутри ощутимо тесно. Зато есть хороший буфет и платный зал ожидания (то есть дешёвый вариант комнаты отдыха), в котором я отдыхал вечером после возвращения в Плесецк.

3. А ещё на вокзале я увидел вот этот шедевр перевода на английский от РЖД. Летом почему-то не обратил внимания.



Ближе к шести утра пошёл прогуляться по ещё спящему посёлку. Мне уже всё знакомо. Улицы я знаю, — здесь Синкевича, здесь Партизанская, а здесь сквер и стадион возле администрации. Только тогда всё было в зелени, было много народу, и в десять вечера ещё светило солнце, а сейчас зимняя ночь, и лежат сугробы. В сквере я присел отдохнуть на почти занесённую снегом скамейку, в очередной раз подумав, как я мог бы сейчас дома спокойно смотреть сны, как это делают люди в окружающих меня домах, а вместо этого гуляю тут где-то в далёком маленьком райцентре. Но ведь так интереснее!

4. Партизанская — главная улица Плесецка:



5. Соседняя улица — Советская (дублирую заглавный кадр). Что радует, — в Плесецке не экономят на уличном освещении. Ночью городок довольно ярко освещён.



6. В Плесецке есть скульптура лося, который зимой не сбрасывает рога. Летом я его не запечатлел.



7. И, конечно, любимые мной провинциальные афиши ручной работы.



Прошёл мимо районной администрации, где в столь ранний час ещё не горел свет. На расселённом барачном доме напротив всё так же висел плакат "семь чудес Плесецкого района". Вот и памятник Ленину, поставленный недавно... Посёлок потихоньку просыпается, — к семи утра на улицах стали появляться люди.

8. Пошёл я на автостанцию купить билет до Липаково. Автостанция оказалась типа "спичечный коробок" — тусклое крошечное помещение. Пожалуй, даже моя комната по площади больше. Выглядит немного забавно.



9. Двухэтажный дом с сосульками и администрацией городского поселения в центре посёлка.



Наверное, название Плесецк у многих на слуху, благодаря одноимённому космодрому, который расположен в 45 километрах отсюда. Но его обслуживает не сам Плесецк, а закрытый город Мирный, примыкающий к Плесецку почти вплотную. Влияние более благополучного Мирного в Плесецке заметно, — часть жителей райцентра работает именно там (поскольку там с работой значительно лучше), а многие жители Мирного имеют дачи в Плесецке. А я заметил близость этого города весьма своеобразно, — подходя в очередной раз к вокзалу, я увидел впереди на небе довольно яркий отсвет от городских фонарей. Явление вполне обычное, но здесь это было как-то таинственно, — вроде и рядом город Мирный, а просто так не попадёшь туда, вроде и здесь обычный райцентр со станцией и лесом вокруг, а где-то недалеко ракеты запускают...

На вокзале становилось больше народу. Скоро придёт поезд Петербург - Архангельск. На скамейке рядом два железнодорожника с характерным окающим говором обсуждали планы съездить в выходные на рыбалку на озёра. После восьми утра стало светать, и выйдя на улицу, я увидел, что небо здесь даже в облачную погоду совсем не такое, как в Петербурге, — более светлое и яркое. Я уже не раз замечал, что это характерно для северных широт.

А у автостанции я сел в Газель с табличкой "Плесецк - Конёво" и в 8-30 поехал в глубинку, вглубь России... По знакомой мне с лета трассе Плесецк - Каргополь 50 километров на юго-запад. Вокруг сплошной лес, сугробы на обочинах. Проезжаем мост над железной дорогой, потом поворот на посёлок Североонежск, потом село Федово. Через час, когда было уже совсем светло, маршрутка высадила меня у поворота с шоссе, среди заснеженного леса. В двух километрах отсюда — посёлок Липаково, а перед ним надо перейти по льду замёрзшую реку Онегу. Мне — туда, в затерянный мир глухоманной узкоколейки. Там и продолжим в следующий раз.
Tags: Архангельская область, Железная дорога, Путешествия, Россия, Русский Север
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments