?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Театр безопасности на транспорте
nord_ursus
Как ни печально, но тенденция к продолжению фейковой "борьбы с терроризмом" при помощи досмотрового оборудования на вокзалах не заканчивается, а постепенно набирает всё новые обороты. Как мы помним, в 2011 году, после теракта в Домодедово, установили рамки на входах в ЖД вокзалы (причём не только крупные, но и вокзалы среднего размера). В 2013 году на вокзалах в самых крупных городах страны, а также на ряде вокзалов в южных и кавказских регионах поставили ещё и интроскопы (ящики с лентами для досмотра багажа), на которые уже всем без исключения пассажирам надо при входе ставить багаж. В Петербурге, как ни странно, они появились только в январе 2017 года.

Понятное дело, что пассажиры, как правило, не задумываются о целесообразности всего этого оборудования. Однако если хоть немного вникнуть и рассудить логически, то несложно понять, что пользы в плане обеспечения безопасности оно не приносит. Для начала о целях, то есть о том, для чего всё это предназначено. Если цель состоит в том, чтобы исключить пронос на поезд взрывного устройства или запрещённых к провозу предметов, то об этом говорить не приходится. Большинство поездов делает остановки и на маленьких станциях, не оборудованных ни рамками, ни, тем более, рентген-аппаратами, давая возможность любому пассажиру, в том числе и злоумышленнику, сесть на поезд уже там, а не в начале пути следования. Более того, — если вспомнить теракт с подрывом поезда "Невский Экспресс" в 2009 году, то легко понять, что террористам для совершения подрыва даже не нужно проникать внутрь поезда, а достаточно положить взрывчатку на рельсы на любом перегоне. Именно в этом заключается принципиальное отличие целесообразности досмотра в аэропортах и на железнодорожных и автовокзалах: во-первых, на самолёт, в сравнении с поездом, важнее не допустить пронос взрывчатки или оружия, — там другой уровень опасности чрезвычаной ситуации на отдельном виде транспорта (подрыв самолёта почти гарантированно ведёт к гибели абсолютно всех, кто в нём находится), а во-вторых, эта задача действительно реальна, так как самолёт летит либо без остановок, либо делает одну-две посадки в других аэропортах, где для прохода к нему также необходим досмотр. Пока самолёт летит, приблизиться к нему, в отличие от поезда, по понятным причинам, невозможно. Реально ли обеспечить досмотр багажа у всех людей, имеющих возможность сесть в поезд/автобус, или хотя бы просто подойти близко к нему на всём пути его следования, а не только на крупных вокзалах? Вопрос риторический. Идём дальше. Если речь идёт о том, чтобы защитить от подобной угрозы сами вокзалы, как места массового скопления людей, то стоит вспомнить печальный пример Волгограда, где террористический акт произошёл на вокзале в декабре 2013 года... в очереди, скопившейся перед зоной досмотра, где и взорвался террорист-смертник. То есть досмотр пассажиров создаёт очередь, зачастую очень даже плотную и многолюдную, которая не только отнимает у людей время, но и, увы, опять-таки становится подходящей целью для террористов, которым для реализации своего преступного замысла даже не нужно проходить досмотр.

Теперь поговорим о практике, то есть о том, как в реальности всё это работает. Именно на стадии реального наблюдения за этим явлением, невольно совершаемого при пользовании железнодорожным транспортом, становится отлично видна его бесполезность. Процедура прохода через рамку чисто формальная, и вне зависимости от звука, который она издаёт, никто из охранников никого не останавливает. Как правило, два охранника просто стоят рядом и непринуждённо беседуют, изредка поглядывая на пассажиров, либо один со скучающим лицом сидит рядом за столом. Останавливать каждого, кто "звенит", и досматривать его отдельно, невозможно, потому что звенят все. При желании, конечно, можно останавливать выборочно, надеясь, что авось так террорист и попадётся, но на последнее нет гарантии, и ошибка может стоить очень дорого. В такой ситуации имеет смысл либо тотальный контроль (который невозможен), либо вообще никакого. На тех вокзалах, где установлены интроскопы, ситуация отличается только обязанностями пассажиров, которые должны снимать с себя весь багаж и ставить его на ленту. У мониторов интроскопа — всё те же охранники с рассеянными взглядами, порой болтающие друг с другом, или сидящие в гаджетах, временами поглядывая на своё прямое рабочее место. Ну и ещё, конечно, пару ретивых охранников, приставленных к рамкам с целью не допустить пронос ни одним из пасажиров ни одной сумки (даже самой маленькой, которую при желании можно просто спрятать под курткой, и тогда уже никто слова не скажет). Не знаю, многие ли из сотрудников вокзалов, работающих на досмотре, задумываются о его целесообразности, но для них (а значит и для пассажиров) это рутинная формальность, при этом доставляющая пассажирам неудобства в виде уменьшения полезной площади вокзала, ограничения возможностей входа и выхода, а также увеличения количества манипуляций со своим багажом. Я бы согласился это терпеть, если бы это реально повышало мою безопасность. Но честно говоря, если в очереди на досмотр собирается толпа, то в ней я себя ощущаю в куда меньшей безопасности, чем на вокзале, не оборудованном аппаратами досмотра. Отдельный вопрос — количество и размер вокзалов, оснащённых этим оборудованием. Если, допустим, я готов с относительным пониманием воспринимать досмотр на вокзалах в Москве и Питере, то кто мог бы объяснить смысл рамок на таких станциях, как Сосногорск, Арзамас, Шарья или Коноша? Последний пример особенно меня добил: станция хоть и крупная и узловая, но находится в 11-тысячном ПГТ, и в зале ожидания вокзала основную часть времени находится не больше десяти человек. Однако на входе есть звенящая рамка и клюющий носом охранник.

Кстати, театр безопасности есть и в российских метрополитенах. Пассажиропоток там совсем иной, нежели на входе в вокзал (если это, конечно, не Нижний Новгород с его пустынным метро), и заставить всех класть багаж на ленты нереально. Поэтому досмотр проводится выборочно. Сотрудник службы контроля высматривает в толпе любого приглянувшегося пассажира (это почти исключительно лица мужского пола любой национальности, имеющие при себе рюкзак или относительно крупную сумку) и просит пройти на досмотр в отдельный павильон рядом с турникетами. Процедура занимает несколько секунд и ограничивается просвечиванием багажа на интроскопе. В питерском метро это сделать порой просят и меня, поскольку я нередко хожу по городу с небольшим рюкзаком. Мне оно, в общем-то, не сложно, но... работники подземки мне пару раз признавались (причём сами, я у них ничего не спрашивал), что делают это лишь для отработки количественного плана, который им даёт начальство. Конечно, как уже написано выше, можно было бы уповать на "авось так и выловим террориста". Но ведь 3 апреля этого года, к большому сожалению, не выловили... Он просто прошёл именно в момент, когда они отвлеклись.

Возвращаясь к сказанному в самом начале. Тенденция не прекращается, а продолжается. То есть неудобства для пассажиров появляются на всё новых вокзалах. Честно говоря, когда всюду стояли только рамки, я почти не обращал на них внимания (ну, разве что заходить в вокзал можно только через одну дверь из двух). Когда появился досмотр с интроскопами при посадке на скоростные поезда, а также на вокзалах Москвы (я на тот момент ещё не знал, что оно уже есть на львиной доле вокзалов Юга России), я отнёсся к этому терпимо, как к неудобным, но всё-таки исключениям, сделанным в специфических местах. Я надеялся, что тенденция этим ограничится. Но нет. Сегодня читаю о том, что она постепенно проникает уже и в обычные областные центры. В данном случае речь идёт о Вологде: http://cherinfo.ru/news/85868-na-zeleznodoroznom-vokzale-vologdy-postavat-introskop-dla-dosmotra-passazirov Вчитайтесь в эту издевательскую формулировку: "Как сообщает пресс-служба Северной железой дороги, интроскоп позволит сократить время проведения досмотра, который сейчас осуществляется с помощью стационарных рамок и ручных металлодетекторов". В реальности очевидно, что никакого ручного контроля там не проводится, и все спокойно идут через рамку, а теперь время только возрастёт. Однако я всё же надеюсь, что дальше тенденция не зайдёт, и областные центры всё-таки станут её "потолком".

В общем, ситуация глупая. Пользы для безопасности практически нет, неудобства пассажиров есть, а деньги потрачены огромные. Зато РЖД имеет возможность отчитаться наверх о том, что меры безопасности принимаются. Сильно огорчает в этой ситуации ещё и то, что, сначала я прихожу, к примеру, на Витебский вокзал и вижу там это дорогостоящее оборудование, на которое деньги нашлись, а потом сажусь на поезд и еду в Псковскую область, где вижу на маленьких станциях закрытые вокзалы, которые раньше действовали, и на них расписания с пустыми строчками отменённых пригородных поездов, на которые денег почему-то не нашлось... Я искренне надеюсь, что на бесполезность всего этого "театра" всё-таки всерьёз обратят внимание сверху, в результате чего зоны досмотра на вокзалах в их существующем виде если не демонтируют, то хотя бы не будут устанавливать на других вокзалах. Только боюсь, что пока тенденция ещё не достигла необходимого для этого градуса абсурда. Я не скажу ничего принципиально нового, если заявлю о том, что борьба с терроризмом эффективна именно на дальних подступах, а предотвращение терактов — на стадии их подготовки. И к счастью, об этом у нас прекрасно знают, и спецслужбы вполне реально работают в этом направлении, — дай Бог им в этом дальнейших успехов и полной победы. Но то, что мы видим на наших вокзалах, к обеспечению безопасности на транспорте имеет очень мало отношения, зато вред пассажирам наносит вполне ощутимый.

P. S. — конечно, я не превозношу важность и возможности своего журнала, но если вдруг этот текст внесёт хотя бы малейший вклад в остановку или поворот вспять описанной здесь тенденции (к примеру, поспособствует донесению описанных здесь фактов и утверждений туда, куда надо), то я буду очень рад.


  • 1
Полностью согласен. Особенно в метро бесит, так как больше тороплюсь, а не отправляли на досмотр меня всего раза 3-4 за последний год (рюкзак+борода+шляпа -> вахаббит?). У нас, кстати, эти рамочки уже и на крошечных Сеятеле (обслуживает 20тыс микрорайон), Бердске (стотысячный город с вокзальчиком размером с вагон) и Черепанове (райцентр с таким же маленьким вокзальчиком, но деревянным)

А на главном вокзале тоже, наверное, интроскопы стоят? (в 2014 не было ещё)

На юге там уже досмотровые павильоны вне вокзала строят и всю территорию вокзала обносят "частоколом") Но на интроскопе были внимательны, надо сказать.

Да, вроде, у Перископа фотографии из Сочи видел. Там они этим знатно изгадили красивый вокзал советской постройки

Edited at 2017-05-29 07:07 pm (UTC)

На московском мцк сейчас досматривают даже рюкзаки через сканер. Интересно , что пока очередей ни разу не видел , за 20 секунд прохожу процедуру


Тут как повезёт. В Питере тоже особо нет очередей. Но вот в Москве на Казанском вокзале я в 2014 году так минут десять шёл от поезда до входа в вокзал (в Москве ведь досмотр ещё и на входе со стороны поездов)

Edited at 2017-05-29 07:22 pm (UTC)

чото вспомнил вокзал в НН, организация работы на котором меня всегда вымораживала

будучи какое-то время постоянным пассажиром утренних сапсанов-стрижей на москву, я знал как пробраться без досмотра через дополнительные входы на вокзале.

ну а на главном входе на этих рамках очень часто сидят ретивые сотрудники - которые толпой проверяют всех - ну в принципе работы они свою делают. тут про этих ничего не скажу.

Ага. Как раз вспомнил, как мы из Нижнего в Питер возвращались. Закупились продуктами в "Магните" напротив вокзала, и я при выходе из магазина решил сразу пакет с продуктами убрать в рюкзак. "А то, — говорю, — потребуют же и пакет с едой на ленту ставить, а это совсем по-идиотски". Особенно меня там добили интроскопы в пригородном павильоне. Типа плевать, что на электричку можно на следующей платформе сесть. А особенно комично было представить себе, как летом туда заходит толпа пенсионеров, которые ставят на досмотр мешки с рассадой))

Тут проблема, на мой взгляд, шире. В принципе все эти орды псевдоохранников, будь то на интроскопах на вокзалах или просто в ближайшей Пятерочке - всего лишь так называемая фиктивная занятость. Абсолютно же бесполезная в нынешнем формате работа. Но она нужна государству, чтобы занять мужичков из деревень и малых городов европейской части России хоть чем-то. А то вдруг они у себя в деревнях - нет, не сопьются (на их здоровье государству похуй), а - полежат, полежат на печи и станут, скажем, за Навального?


Слишком много конспирологии. Скорее тут движуха в том, что конкретные люди хотят потратить куда-то конкретные деньги. И естественно отчитаться о проделанной работе. Эти люди-то не за зарплату охранника в ТЦ работают. И не за 10 его зарплат.

У нас в Ёбурге на ж/д вокзале в дополнение к рамкам и интроскопам сейчас строят наружные досмотровые павильоны (в рамках подготовки к ЧМ). В метро после терракта в Питере мой рюкзак просвечивали каждый раз, даже когда явно было видно, что он пустой, видимо, потому, что у террориста был рюкзак. На станции "Чкаловская" этот порядок дошёл до абсурда - там просвечивали все сумки, даже женские. А так как, по местным условиям, интроскоп стоит на этой станции почти вплотную к дверям, то очередь забивала весь переход. Продолжалось это примерно с месяц, сейчас все вернулось к прежней норме, охранникам стало плевать на мой рюкзак.

Да, в Питере тоже в первые пару дней после теракта проверяли почти абсолютно всех.
Кстати, есть у нас пару станций метро, на которых досмотровый павильон стоит ближе ко входу, чем линейка рамок. То есть "подозрительного" пассажира с рюкзаком сначала ведут на индивидуальный досмотр, а потом он уже проходит через рамки, за которыми уже никто за ним не следит. Зачем так сделано? Просто потому что так удобнее всего ставить. Вот где отлично видно, что делалось это для галочки.

Да у нас все как обычно: цирк и показуха, а по факту полная некомпетентность и беспомощность.
Сегодня я 10 минут пытался выйти с Витебского вокзала тк сам вокзал закрыт в целях безопасности до 6 июля, а ВСЕХ людей выгоняют через ОДИН выход, где даже не хватает мозга открыть турникеты.
А что мешает террористу сесть на той же Боровой и выйти вместе с толпой на платформу?

А досмотры в Аэропорту на ВХОДЕ! Зачем?! Это же толпа людей в одном месте - злоумышленникам даже не надо заходить внутрь.

Ну а про пищащие рамки и охранников пофигистов молчу. Это просто стадо оленей.

Мне только обидно, что деньги потраченные на этот бред могли бы пустить на более полезные вещи (например новые комфортные поезда купить), но нет.

А страдают как всегда пассажиры... Впрочем у РЖД это норма.

А страдают как всегда пассажиры


Платят всегда пассажиры.

Вот так - правильно.


Пассажиры платят за рамки, за дуболомов в форме, за экраны с раздражающей рекламой.


Для нашего же блага, разумеется.

Да всем уже давно понятно, что всё это делается для ИБД - имитации бурной деятельности. Безопасники, типа ФСБ, придумывают и спускают указания: Обеспечить безопасность доступа! - не задумываясь, кк именно она будет обеспечиваться; а те, кому это спустили, устраивают все эти интроскопы, и докладывают: Ваше указание выполнено! И все довольны, все отчитались перед начальством. Главное - отчитаться, остальное - вообще до фонаря.

Вот прям мои мысли. А Волгоград — это просто эталонный пример.

Который, к сожалению, ничему их не научил.

РЖД еще отчитывается о повышении своей эффективности, укорачивая ежегодно на 1 мин длительность переезда Сапсаном... Путь, который преодолевается с учетом мощности сапсана, за 2,5 часа, теперь преодолевается за 3 48! а в прошлом году - за 3 50! а в 2012 за 4 05! Невероятный прогресс!

Ну это ещё ладно. Самое плохое, что из-за Сапсана ломают расписание всех других поездов. Надо уже третий путь для Сапсана строить

Верно. Это имитация для прикрытия провалов в оперативной работе.

Всё правильно сказал. И хорошо бы, конечно, твой пост вывести в топ. Да куда там... Это ж не реклама :(

Согласна. Эти рамки - по-моему, не более чем отмыв денег.

В сочетании с неудобствами для пассажиров. Мне вот, например, печально, что на вокзал спокойно, как раньше, зайти теперь нельзя. Пока это, конечно, касается только вокзалов в крупных городах, но уже, как видим, и в областные центры это приходит. А ну как ещё начнут огораживать, чтобы не перрон только через здание вокзала можно было выходить. Ладно бы если это реально служило безопасности, но по факту нет. Что и показали теракты в Волгограде на вокзале и в питерском метро

  • 1