?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Нижний Новгород - 2017. Канавинский район
nord_ursus
Погуляв в прошлый раз по центру (Верхней части) Нижнего Новгорода, перенесёмся теперь на левый берег Оки, в Нижнюю часть, названную так из-за расположения на низком берегу реки. Здесь, в левобережном Канавинском районе, когда-то находилась Нижегородская ярмарка, от которой сохранилось главное здание. Здесь же Московский вокзал, стрелка Оки и Волги, и некоторые другие интересные места.




Этот район я осматривал ещё в свой первый приезд в Нижний Новгород в 2013 году, и есть пост того времени, в котором показаны примерно те же места.

Карта с локализацией фотографий по их номерам в этом рассказе:



2. Начнём с видов на эту часть города с правого берега, которые я уже показывал в первой части. На переднем плане — Канавинский мост через Оку, построенный в 1930-е годы. Правее видно впадение Оки в Волгу, а у стрелки двух рек — собор Александра Невского — архитектурная доминанта Нижней части, а за ним виднеется строительство стадиона к ЧМ-2018.



3. Вид левее, то есть выше по течению Оки. В кадре виден метромост, за ним — советская застройка (особенно выделяется высотка управления Нижегородского метрополитена), а вдалеке видны спальные районы с многоэтажными новостройками.



4. Теперь перенесёмся на левый берег и первым делом пойдём к стрелке Оки и Волги. Кстати, ведущая туда улица так и называется — улица Стрелка. Перед нами, теперь уже вблизи, — собор Александра Невского, построенный в 1864-81 годах в память о посещении императором Александром II Нижегородской ярмарки. Надо сказать, вблизи он кажется как будто новоделом.



Нижний — город туристический, особенно в такие длинные выходные. В кадре выше виден отъезжающий от собора экскурсионный автобус. А когда мы шли из собора обратно, рядом с нами остановился ещё один, из которого вышли люди, внешне похожие на индусов. Неужели даже их сюда заносит?

5. Собор, как уже сказано, выходит к стрелке Волги и Оки, однако, к сожалению, выйти на саму стрелку нельзя. До недавнего времени там находился Нижегородский речной порт (в 2013 я его ещё застал), который теперь решили перенести в другое место, ниже по течению Волги. Сейчас место бывшего порта постепенно расчищают, и, хотелось бы верить, что там сделают прогулочную набережную, вроде той, что сделали в аналогичном месте в Ярославле. Но пока территория закрыта, и лишь через забор можно посмотреть на Верхнюю часть и кремль.



6. Впрочем, пока на стрелку пройти нельзя, лучшие виды на Верхнюю часть открываются с Канавинского моста. В кадре хорошо различим и кремль, и Михаило-Архангельский собор внутри него, и Строгановская церковь справа.



А это аналогичный вид летом 2013 года.

7. Волга принимает в себя воды Оки, долго текущей сюда через Центральную Россию. И именно от этого места начинается среднее течение Волги. Но пока зима, и реки спят подо льдом и снегом. Вдалеке можно разглядеть город Бор на левом берегу Волги.



8. Ещё поблизости от Стрелки находится областное Управление ГИБДД, и памятник советской милицейской "Волге" на его территории. Машина, как известно, местного производства. Фото, к сожалению, нечётким вышло.



9. Идём дальше. Вокруг советские пятиэтажки, современные высотки, а где-то рядом строят стадион.



10. Но вдруг в этом пейзаже появляется дореволюционное здание. Именно это и есть центральное здание Нижегородской ярмарки, построенное в конце XIX века. Нижегородская ярмарка была крупнейшей в России и к началу 20 века здесь, на левом берегу Оки, выросла целая ярмарочная слобода, в которой в дни проведения ярмарки проживало до четырёхсот тысяч человек. В советские годы большая часть слободы была, к сожалению, снесена, из-за чего центральное здание ярмарки теперь и окружено советскими домами.



11. С другой стороны бульвара с ярмаркой переглядывается Спасо-Преображенский (Староярмарочный) собор, построенный в 1822 году архитекторами А. А. Бетанкуром и Огюстом Монферраном (который строил Исаакиевский собор в Петербурге). Скульптура ангела перед ним — памятник ликвидаторам чернобыльской аварии.



12. А вот так Ярмарка выглядит с главного фасада, который обращён к берегу Оки. Внутри сейчас торговый центр, то есть хотя бы торговое предназначение здания сохранено.



13. История Нижегородской ярмарки начинается с XVI века. На этом месте она стала проводиться уже с 1817 года. Масштабы её были столь велики, что здесь устанавливались цены на зерно, хлеб, железо и ряд других товаров. Нижний Новгород стал торговой столицей Российской империи и получил прозвище "карман России". В советские годы город, как уже говорилось, переквалифицировался на тяжёлую промышленность.



14. А это Ока (на самом деле, она шире, чем кажется в кадре, — в кадре не другой берег, а остров в русле) и деревянная пристань для речных прогулок с дебаркадером годов так 1950-х.



15. Многоэтажки рядом с ярмаркой:



16. В шутку подумалось, что на этой вывеске между словами "Мир" и "Ковров" не хватает вставки "Россия. Владимирская область".



17. Сталинская застройка:



18. В нескольких минутах ходьбы отсюда находится Московский вокзал. Хоть и вокзал в Нижнем один, но он имеет название. Запечатлел я его только вечером. Что интересно, станция называлась "Горький-Московский" вплоть до 2010 года, когда самому городу вернули историческое название ещё в 1990 году. И в расписаниях указывались маршруты поездов вроде "Санкт-Петербург - Горький".



19. Интерьер вокзала (фото 2013 года):



Нижний Новгород — важный железнодорожный узел. Через него проходит Нижегородский ход Транссиба, который через четыреста километров на северо-восток приходит в вятский город Котельнич, где соединяется с Северным ходом. Магистраль от Москвы до Нижнего была построена в 1862 году, а продлена до Котельнича в 1927. На юг от Нижнего уходит открытая в 1901 году линия на Арзамас и далее на Саранск, Пензу и в южные регионы. На северо-запад, вдоль правого берега Волги, ведёт тупиковая 60-километровая ветка на город Заволжье, построенная в 1934 году; в черте Нижнего у неё есть ответвление в район Сормово с тупиком на платформе Варя, откуда ходят электрички в Заволжье. Устройство Нижегородского ЖД узла достаточно сложное, и отдельные его сегменты вынесены за город на противоположные берега рек: за Волгой есть ветка на город Бор (станция Моховые Горы), а за Окой — разветвление на Павлово (станция Металлист) и на Кстово и верхнюю часть Нижнего. Здесь даже есть такое необычное явление, как городская электричка "Вокзал - Проспект Гагарина", которая идёт из нижней части города в верхнюю, делая огромный крюк по загородной местности.

Для наглядности я для отдельно интересующихся сделал схему всего описанного выше. Красным цветом выделены железные дороги (местами я прорисовал не все заводские подъездные пути). Карта кликабельна и открывается в полном размере.



Через Нижний проходят многие поезда, идущие из Москвы на Урал, в Сибирь и Дальний Восток. Отдельные поезда из Нижнего ходят в Москву, Петербург, Казань, Киров, Воркуту, Адлер и, летом, в Новороссийск. Есть и электрички во все направления узла.

20. Памятник узкоколейному вагону ПВ40 рядом с вокзалом:



К сожалению, надо сказать, что именно привокзальная местность — на мой взгляд, самое неприятное место в городе. С ухоженной привокзальной площадью с блестящими торговыми центрами соседствует мрачный подземный переход, хаотичная торговля, покосившиеся домики и запущенные переулки с маргинальной публикой. Последнее, конечно, не дотягивает до уровня московской площади трёх вокзалов, но первое впечталение о Нижнем Новгороде впервые приехавшему сюда человеку способно испортить. Некоторой мрачности придаёт и нависающий сверху путепровод над железной дорогой.

21. Несколько кварталов рядом с вокзалом выглядит вот так. Даже и не подумаешь, что это миллионный город.



22.



23. Я сильно далёк от преднамеренного выискивания разрухи, но эта часть Нижнего реально удручает. Надеюсь, что городские власти возьмутся привести её в более приглядный вид.



24.



25. В этом месте с 1599 года известна слобода Кунавино. Предположительно это название происходит от денежной единицы куны. К 20 веку слово Кунавино преобразилось в Канавино, дав название и современному Канавинскому району. Ещё рядом с Московским вокзалом есть Канавинская автостанция (центрального автовокзала в Нижнем нет).



26. Есть, впрочем, и более приличные места. Вот, к примеру, городской цирк, который с 1980-х годов стоял долгостроем, но в 2007 году всё-таки был завершён.



27. И снова Ока. Не знаю, почему она здесь не замерзает, — из-за промышленных стоков или сильного течения. У берега зимует ещё одна пристань прогулочных теплоходов, а дальше виден метромост с автомобильным движением по верхнему ярусу.



28. Метромост тоже был долгостроем. Начали его строить на излёте советской эпохи, но потом наступили девяностые. Строительство несколько раз замораживали и возобновляли, и в итоге закончили и открыли мост для автомобильного движения в 2009 году, а поезда метро по нему пошли в 2012, когда была открыта станция Горьковская — первая в верхней части.



29. Вид вверх по течению Оки. Вдалеке виден Молитовский мост, построенный в 1965 году. По нему проходит трамвайная линия, связывающая две стороны города. Ещё дальше есть Мызинский мост (1981). В городе четыре моста через Оку, но, насколько я знаю, и на них в будние дни бывают плотные пробки.



30. Главная улица Канавинского района — Чкалова, переходящая затем в улицу Октябрьской Революции. Там есть ещё советская часть района а дальше Ленинский район, но мы туда не ходили. Так что на этом месте я и закончу рассказ о Канавинском районе.



Однако в ту сторону мы ездили на трамвае. Ещё дальше, примерно в восьми километрах на юг отсюда, находится широко известный Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) — крупное предприятие, при котором вырос свой отдельный соцгород — Автозаводский район. Именно в ту часть Нижнего (а лучше сказать Горького), которую туристы почти никогда не видят, отправимся в следующий раз.

НИЖНИЙ НОВГОРОД — 2017 ГОД:
Центр
Канавинский район
Автозаводский район
Машиностроительный завод и Центр Сормова
Метрополитен

НИЖНИЙ НОВГОРОД — 2013 ГОД:
В общем и целом
Кремль
К западу от кремля
К югу от кремля
К востоку от кремля
Канавинский район
Панорамы

  • 1
При всей твоей любви к Северу, показывать пасмурный заснеженный город не жарким летом, а таким, какое оно есть (у кого и сейчас снег, а у меня +9) -- жестоко))

Мне пора вводить штрафные санкции за упоминание того, что я летом публикую зимние посты))

Так если бы было лето!

...и если бы в НН была нормальная зимняя погода, а не ноль градусов со слякотью)

У меня сегодня ночью на севере Москвы +4 было

в Витебске +5 было рано утром.

ура !! сегодня отопление включили вновь !

надо сказать сложность жд узла, накладывает отпечаток на передвижение по нижней части города на автомобиле и ОТ
кроме того у вас на схеме не показаны бесчисленные пути к заводам. они опутывают весь город и что самое интересное - по ним ходят вагоны.

Например ход в сторону Заволжья весьма насыщен электричками, из-за этого часть города вечером отрезана от остальной части ибо нет эстакад. Переезды закрываются.
Это реальная проблема которую пока никак не решат, нет денег, нет политической воли.


По поводу пробок на автомобильных мостах.
Когда исправно функционируют все 4 моста через Оку и нет никаких ремонтов - то жить можно.
Сейчас стало попроще на Мызинском мосту, потому что раньше через него шёл большой транзитный траффик (это М-7) - теперь с открытием более-менее полноценной объездной, все эти фуры ушли.
Молитовский мост в прошлом году закрывали полностью на капитальный ремонт. Весь удар на себя принял Метромост по нагрузке. Это был ужас-ужас.

Молитовский несколько лет назад реконструировали в плане подходов к нему наверху - срывали холм и расширяли. Ибо раньше там была одна полоса на спуск и приходилось по вечерам делать реверс. Полностью перекрывать на подъём и спускать всех кто скопился наверху. Жесть.


Метромост реально решил хоть как-то проблему доехать снизу вверх. Особенно в плане виадука над жд ходом. Раньше в том районе единственный способ пересечь жд дорогу - это Гордеевский мост, который в перспективе закроют на ремонт (ой что будет)

Ну а про Канавинский особо писать не буду, там сейчас ремонты около стадиона и всё стоит круглый день


Да, у меня там отдельно оговорено, что я все подъездные пути заводские не стал изображать. А какая именно часть города бывает отрезана заволжскими электричками? Как понимаю, север Сормова и Высоково?
Вообще, насколько я понимаю, одна из самых острых проблем города — транспортная связность районов.

всё что к западу от Заволжского хода, всё отрезано.
ну как отрезано - дикие очереди на переездах.

а со связностью районов - беда. если не сказать катастрофа.
при этом чтобы сильно улучшить жизнь людям нужно построить зачастую короткие связки, которые не потребуют миллиардных вложений.

На счет вокзалов - в НН же был ещё Ромодановский вокзал, здание которого под метромостом расположено, кстати.
Потому нынешний вокзал и звался "московским".

Это да. Но сам факт интересен

Помнится, в 2000-х еще ходил поезд Горький-Минск (или он до Бреста был, точно не помню).

А сейчас ходит Новосибирск-Минск и идёт через НН

Раньше он вообще до Иркутска ходил.

Было дело. Удивительно, что даже в нынешнем виде он до сих пор жив. С этими межгостарифами. Видимо, благодаря пассажирам внутри России.

Новосибирск – Брест тоже есть, проходит через НН по воскресеньям (тем же, кажется, расписанием, что и минский).

Да, Канавинский район не самый приглядный и живописный. Радуют разве что Ярмарка и Стрелка.

5. По одной из версий (и по словам одного из вице-губернаторов области), на Стрелке планировалось разбить православный (!) парк победы. При том, что и Парк Победы, и Православный парк в городе уже есть – в верхней части, на Волге.

10. Часть территории Ярмарки была охвачена каналами. С тех пор ландшафт сильно изменился, в том числе, если не ошибаюсь, сдвинулось Мещерское озеро (север Канавинского района).

25. Центральный автовокзал в НН с относительно недавних пор есть. По расположению, правда, он отнюдь не центральный, находится на крайнем юге верхней части. После закрытия автовокзала на пл. Лядова (в районе съезда на Молитовский мост) и до открытия автовокзала в Щербинках функции вокзала были, действительно, разбросаны по автостанциям. Канавинская сейчас обслуживает пригород и частично межгород, Сенная – только пригород.

  • 1