?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Нижегородский метрополитен
nord_ursus
Отдельная и своеобразная достопримечательность Нижнего Новгорода — это метро. Сразу стоит сказать, что нижегородская подземка невелика, станции её не очень интересны, да и, в общем-то, интегрирована она в городское пространство достаточно плохо. То есть во всех смыслах метро в Нижнем не очень яркое. Но зато такая особенность города, как его наличие, присуща только самым крупным городам страны, и Нижний тут — один из немногих. Так что отдельное внимание метрополитену уделить стоит. Впрочем, я сразу скажу, что этот обзор будет кратким, и многие фотографии плохого качества. Причина в том, что в нижегородском метро слишком редко ходят поезда, что усложняет его изучение. Поэтому ни в первый, ни во второй приезд я детально метро не объездил, а некоторые станции я снимал через открытые двери, не выходя из поезда, на телефон (потому что фотоаппарат бы "долго думал"). Так что мой отчёт, наверное, будет не очень интересным, но всё же покажу то, что я успел увидеть. Есть тут и кадры 2013 года (это видно по летней одежде пассажиров).



Метро в Нижнем Новгороде (а тогда ещё в Горьком) было открыто 20 ноября 1985 года. Оно сейчас насчитывает две линии — Автозаводскую и Сормовско-Мещерскую, и 14 станций. Причём, как видно на показанной ниже схеме, вторая линия совсем короткая и являет собой "аппендикс", — пересадочная станция на ней является конечной. Участок от Московской до Пролетарской был открыт в 1985 году, затем в 1987 были открыты станции Автозаводская и Комсомольская, в 1989 — Кировская и Парк Культуры, в 1993 — Канавинская и Бурнаковская, в 2002 — Буревестник, в 2012 — Горьковская. Как видим, в постоветские годы темпы строительства почти сошли на нет.



До открытия в 2012 году станции Горьковская линия была одна, так как по факту две линии просто соприкасались конечными, и делить их не было смысла. Пересадочная станция Московская — одна, с двумя платформами и четырьмя путями в одном зале. Поезд, идущий с Парка Культуры, может как идти до Горьковской, так и на станции Московская уйти на вторую линию до Буревестника (соотношение поездов до Горьковской и Буревестника — 2 к 1). В общем, линии в нижегородском метро вроде бы и две, но по факту одна с вилочным движением, а лучше всего сказать, что полторы.

Теперь о расположении метро в рамках города. Неудобство нижегородского метро в том, что оно охватывает почти исключительно "нижнюю", то есть левобережную часть города. Единственная станция в верхней части и в центре — Горьковская. И даже она открылась совсем недавно. Туда ведёт метромост через Оку, который с перерывами строился ещё с конца 1980-х годов. В нижней части метро довольно плотно охватывает Канавинский, Ленинский и Автозаводский районы, но, к сожалению, не доходит до Сормова.



2. Итак, начнём со станции Московская (она же на заглавном кадре), которая расположена у Московского вокзала, из-за чего большинство приезжающих в город первым делом попадает именно на неё. Если большинство станций в Нижнем однотипные, то эта довольно интересна своей необычной конструкцией. На ней две платформы и четыре пути: два в середине, и ещё два по бокам. Она изначально создавалась как кроссплатформенная пересадочная станция между двумя линиями. Впрочем, пересаживаться нужно только если едешь со станции Горьковская в сторону Буревестника.



3. Оформление соответствует названию, — на стенах изображены стены московского, по идее, кремля. Впрочем, в Нижнем тоже есть свой кремль, и тоже из красного кирпича. В кадре этого не видно, но кроме двух путей между платформами есть и два по краям, — вон у той дальней стены. Пути по краям относятся ко второй линии, и поезда там ждут те пассажиры, кто едет на Буревестник.



4. Переход. Его соорудили уже в 2012 году, после открытия Горьковской, когда линии стало две.



Что интересно, станции Парк Культуры и Буревестник расположены в одном направлении движения относительно Московской. Поэтому поезд, идущий по маршруту Парк Культуры - Буревестник, на Московской меняет направление, из-за чего на второй линии движение левостороннее.

5. На той стороне виден поезд, пришедший с Парка Культуры. Сейчас он тронется в обратном направлении и пойдёт на Буревестник.



6. А вот так выглядит вход на Московскую (их тут два — на обе платформы). За моей спиной — вестибюль, который от платформы отделяет только лестница. Есть короткие эскалаторы, но они не работают. В Нижнем всё метро мелкого заложения. Как, впрочем, и в большинстве городов. Здесь не Питер всё же.



Осмотрим теперь Автозаводскую линию к югу от Московской. Можно сказать, что это и есть основной стержень Нижегородской подземки, так как по участку Московская - Парк Культуры ходят все поезда.

7. Ленинская (1985). Односводчатая станция мелкого заложения.



8. Заречная (1985). Это стандартная колонная станция мелкого заложения вроде московских сороконожек. Прошу прощения за качество, — снималось почти на ходу.



9. Следующая станция с необычным названием Двигатель Революции (1985), такого же типа.



Именно из-за плохой интеграции метро в структуру города здесь низкий пассажиропоток. Станции часто пустынные и почти замирают после ухода поезда (особенно по вечерам). Движение поездов здесь тоже интенсивным не назовёшь, — даже на первой линии их иногда можно ждать восемь минут.

10. Пролетарская (1985). Надо сказать, что с освещением на многих нижегородских станциях тоже плохо. Станции запомнились довольно тусклыми — примерно как на Люблинской линии в Москве.



11. Станция Автозаводская. Находится, как следует из названия, возле ГАЗа. Наверное, наиболее многолюдной она становится во время пересменок на заводе. Трасса Автозаводской линии идёт под проспектом Ленина — главной магистрали нижней части города.



12. Конечная станция Парк Культуры (1989), расположенная в жилой части Автозаводского района.



13. Вход на эту станцию. Большинство вестибюлей в Нижнем расположено в подземных переходах. Кстати, несмотря на низкий пассажиропоток, театр безопасности с рамками и выборочным досмотром пассажиров с багажом есть даже здесь.



Интересная особенность нижегородской подземки — жетоны с дырочкой. Внешне они почти идентичны петербургским (только надпись другая), дабы и чеканятся на петербургском Монетном дворе в Петропавловской крепости. А дырочки в них сделали, потому что... их принимали турникеты в Питере, где проезд стоит значительно дороже. В случае поездки из Питера в Нижний этим можно было воспользоваться, закупившись лишним количеством жетонов, и затем пользуясь ими в петербургской подземке. Различить их внешне можно только по надписи мелкими буквами, и в Питере нижегородские жетоны стали входить в оборот, и в кассе могли попадаться наравне с местными. Впрочем, большинство пассажиров в Питере, покупая жетоны, не замечало этого. В итоге в 2010 году в Нижнем проблему решили в лоб, — во всех жетонах просверлили дырки, чтобы уменьшить их вес.



Итак, теперь отправимся на другой конец первой линии — в верхнюю часть города. На правом берегу Оки находится только станция Горьковская, открытая совсем недавно — в 2012 году. Туда ведёт метромост через Оку. Если точнее, совмещённый с автомобильным. Причём автомобильным он стал раньше, — движение было открыто после постройки моста в 2009 году, а поезда метро пошли уже, соответственно, в 2012.

14. Метромост виден в кадре. Это вид из верхней части. Кстати, чуть дальше него можно увидеть характерную высотку управления Нижегородского метрополитена, рядом с Московским вокзалом.



15. А это вид на него уже из нижней части:



16. Поближе:



17. А вот и станция Горьковская — самая новая в нижегородской подземке.



18. На путевых стенах — рисунки из камня с изображением Нижегородского кремля. Без геральдического оленя тоже не обошлось.



19. А здесь справа изображён собор Александра Невского на стрелке Волги и Оки:



20. Панно с нижегородским пейзажем над спуском на станцию из вестибюля. Это вид из кремля в сторону Стрелки.



21. Максим Горький тоже присутствует:



Отдельно я заснял на видео проезд по метромосту — от Горьковской к Московской. Из окон вагона виден город, замёрзшая Ока. Справа по ходу поезда хорошо виден Канавинский мост и Стрелка с силуэтом собора.



22. Вторую линию — Сормовско-Мещерскую, которая состоит только из трёх станций (не считая Московской), я почти не запечатлел. Только её конечную станцию Буревестник, да и то кадр очень плохим вышел.



На этой станции тоже две платформы (причём движение, напомню, левостороннее). Это единственная станция нижегородского метро, расположенная не под землёй, а на поверхности. Причём изнутри этого не видно, так как окон нет.

23. Рядом со станцией Буревестник. Здание на заднем плане — именно она.



На этом всё. Подробного и добротного отчёта про Нижегородский метрополитен у меня даже после двух поездок в этот город не вышло, но краткий обзор всё же получился. О самом Нижнем Новгороде на этом тоже всё. Однако в февральскую поездку 2017 года мы с andrew_rewsr посетили не только сам Нижний, но и ещё два города в области. Один из них — спутник Нижнего, город Бор на левом берегу Волги. Именно туда и отправимся в следующий раз.

НИЖНИЙ НОВГОРОД — 2017 ГОД:
Центр
Канавинский район
Автозаводский район
Машиностроительный завод и Центр Сормова
Метрополитен

НИЖНИЙ НОВГОРОД — 2013 ГОД:
В общем и целом
Кремль
К западу от кремля
К югу от кремля
К востоку от кремля
Канавинский район
Панорамы

  • 1
Тут про метро писать особо нечего.
на строительство нужно привлекать фед. средства, так как бюджет города это просто не потянет.

Горьковская конечно оживила подземку, потому что основной поток идёт в верхнюю часть по утрам.

Как уже писал Нижегородской подземке нужно еще (помимо Стрелки) - минимум две станции.
Одна в центре Сормово
Другая в районе Сенной площади ( относительно рядом с канатной дорогой)


Да, кроме Сормова надо и на верхнюю часть продлевать.
Касаемо "писать нечего" — в принципе, понятно. Просто если бы удалось сделать фоток побольше и качеством получше, то отчёт был бы уже более полноценным.

Ого! Ездил три года назад, и с тех пор ничего вообще не изменилось. Ни одной новой станции. Правда, перед нашим приездом Горьковскую как раз только-только открыли.

До "Парка Культуры" мы тоже доезжали.)) И даже в сам Парк Культуры заходили, но уже почти под закрытие.

Да тут и с 1993 только две новых станции появилось, чего уж там) В НН метро развивается даже медленнее, чем в Екб и Новосибирске. Уж с чем, а с метро в России в других городах, кроме Москвы, туговато.

Правда, перед нашим приездом Горьковскую как раз только-только открыли.

Если три года назад (т. е. в 2014), то всё-таки нет :) Горьковскую открыли в ноябре 2012. Собственно, я в июле 2013 уже застал её (и фото 17 сделано именно тогда).

Edited at 2017-06-07 10:40 pm (UTC)

Да, понравилось название станции "Двигатель революции" ))

Станция "Московская" как-то в общем даже напомнила "Александровский сад", а это 1935 год открытия :)
Хорошо, что выложил - любое метро - отдельная достопримечательность, не важно, унылые или стоящие станции.

помню, подруга из Донецка рассказывала, как всё детство в 1990-е гг. родители ей говорили, что "вот когда поступишь в институт, Донецк достигнет 1 млн. жителей, ты будешь на учёбу ездить на метро" )) не по теме, первая мысль просто выскочила при словах о малолюдности метро.

Да, выложить в любом случае стоит. Просто фотки в основном плохого качества)

А Двигатель Революции — это да. Конечно, часто советские названия бывают слишком однотипными, но это не тот случай)

Жаль, конечно, что метро в Нижнем практически не развивается. Но у него несомненный плюс, что с ж/д вокзала можно попасть в историческую часть города. Мне как туристу это было очень удобно.

Ну вот, по сути, только две станции и нужны - Московская и Горьковская :)

Да, печально.

А тупики за Московской для Сормовской линии так и не родили?
Обещали же. Чтобы разделить эти линии на отдельные части...

Видимо, сделают уже когда продлят эту линию

Спасибо за рассказ о Нижнем Новгороде. Хоть и бываю там, а многого не видела, очень интересно.
А метро мы ценим, как транспорт, который ЕСТЬ, поскольку каждый приезд едем от Горьковской до Парка Культуры. Хотя конечно, было бы лучше, если бы построили ещё станций...

А, если бы не ЧМ-2018 по футболу, то и Сормовскую линию на север, в район Мещёрского озера, они бы ещё ооочень долго строили. Я смотрю, станция Ярмарка из проекта выпала. А, вообще, без денег региональным метрополитенам - труба.

Интересно, сделают ли что-то в Самарском метро к ЧМ-2018. А то ведь даже станции у вокзала там нет.
Ах, ну да. Рамки же поставят. А то их там до сих пор нет. Уж в этом-то я точно не сомневаюсь...

Пассажиров совсем мало.

Симпатичное ) Эх, была в Нижнем, а в метро не спустилась (

Метро в НН мне запомнилось двумя вещами - там темно и там у меня сдохла симкарта с основным номером. :)

Надеюсь, что взимосвязи тут нет :)

Полноценное метро. Даже целых 2 линии.
В Екатеринбурге одна линия и интервал 10 минут. Правда станции современные и гораздо красивей. А сколько составляет стоимость?

освещение и многое другое

Недавно был в Казани. Так вот: в Нижнем метро более пустое, но работает лучше. А в Казани все станции, кроме наземного Аметьево (а именно Кремлевская, Тукая, Суконная, Победы, Горки) темные настолько, что без вспышки нельзя снять красивые изображения на путевых стенах. А еще в Казани нет интервальных часов! Так что Нижегородская подземка выглядит немного поадекватнее.
По поводу пустоты...отсутствует хорошая интеграция.
Например:
1. Организация специального автобуса м. Парк Культуры-Стригино
2. Открытие длинного подземного перехода (желательно с траволаторами) от ул. Дружаева до м. Комсомольская
3.То же самое с Бусыгина к м. Автозаводская
4.Создание остановки ОТ на Новикова-Прибоя в непосредственной близости от Пролетарской и организация скоростного автобуса "Пролетарская-АО Термаль - Анкудиновка -Мега - Кстово - Автовокзал Кстово" и "Пролетарская - Игарская - 435 км - Костариха - Завод Сокол - Улица Баранова - Циолковского- Центр Сормова- Варя- Буревестник"
5. Организация удобного и понятного перехода между трамвайным кольцом Комсомольская площадь и м. Ленинская
6. Улучшение ТПУ на Московском вокзале- он жесть какой неудобный, думаю, все и так знают, почему.
7. Организация остановки и пешеходного перехода у второго выхода из м. Горьковская (к домам 71 и 142 по ул. М. Горького)
8. Организация пешеходного (мб торгово-пешеходного перехода через Оку) рядом с метромостом (Луначарского-Одесская) длиной 1,7 км.
9. Организация удобного ТПУ на Канавинской с учетом автовокзала
10. Организация выхода к ОКБМ и еще одной остановки ОТ у Бурнаковской.
вроде все.

  • 1