Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Сокол. Бумажная столица Вологодчины

Вологодская область богата лесами, а значит и лесной промышленностью. Один из основных центров деревообрабатывающей промышленности Вологодчины — это Сокол, город-спутник Вологды, и просто довольно уютный город в 38 тысяч жителей, стоящий на пересечении Архангельской железной дороги с рекой Сухоной. Этот почти полностью советский город я посетил зимой в ходе путешествия по Русскому Северу.



Сокол, как уже сказано, является спутником Вологды, — до областного центра отсюда всего 35 километров. Но посетил я его не сразу после Вологды, а после того, как съездил в Архангельскую область. Накануне я посетил Липаковскую узкоколейку, откуда вечером вернулся в Плесецк и ночью сел на поезд Архангельск - Москва, который в семь утра высадил меня на станции Сухона. А станция Сухона — это и есть город Сокол. Было ещё темно, да и я в поезде не выспался (от Плесецка ехать всего чуть больше шести часов), поэтому пошёл на вокзал ждать рассвета и досыпать, — спал сидя, головой на рюкзаке и видел какие-то сны. Не помню точно, что снилось, но помню, что какой-то бред.

Кликабельная карта с локализацией фотографий по их номерам в этом рассказе:



2. Вот с этого замечательного места началось моё знакомство с городом. Станция Сухона (ударение на первый слог), названная по одноимённой реке. Железную дорогу здесь проложили в 1898 году (магистраль Вологда - Архангельск), и с тех времён сохранилась водонапорная башня; вторая башня уже более поздняя, и точно такую же я видел на ряде других станций этой линии (например, на Обозерской). Деревянный вокзал того же времени, к сожалению, снесли в 2012 году.



3. А это нынешний вокзал. Маленький и пустынный. Для почти 40-тысячного города станция здесь малолюдная, — видимо, потому что она довольно далеко от центра города.



4. Сохранился деревянный железнодорожный дом времён постройки дороги. Похожий есть на станции Коноша. Улица, идущая вдоль станции, носит официальное название улица Станция Сухона.



Как видно на карте, река Сухона делит Сокол на две половины, которые возникли отдельно друг от друга. На правом берегу был посёлок ЖД станции Сухона, а на левом — рабочий посёлок Сокол при основанной в 1897 году бумажной фабрике, которая в советские времена переросла в Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат. В 1917 году был также основан Сухонский целлюлозно-бумажный комбинат (вопреки названию, он, кстати, находится тоже на левом берегу). А город Сокол был образован в 1932 году путём слияния собственно Сокола и Сухоны и присоединения ряда соседних деревень.

5. А на этом берегу, где станция, находится Сокольский деревообрабатывающий комбинат. Его труба хорошо видна от станции.



В общем, близкий к областному центру 38-тысячный город с деревообрабатывающей и бумажной промышленностью. Возникла мысль, что Сокол — это такая, в своём роде, "вологодская Кондопога". Правда, последняя от Петрозаводска подальше расположена.

6.



7. Сначала я пошёл гулять по правобережной части. Именно это и есть бывший посёлок Сухона. Тихие дворы, сугробы, панельные и деревянные дома.



8. Есть несколько пятиэтажек серии КПД-4570. Значит, где-то в городе есть или была военная часть.



9. Много здесь и деревянных двухэтажек. Это соцгород Сокольского деревообрабатывающего комбината, который был основан во время войны — в апреле 1942 года.



10. Возможно, многие из этих домов тоже строились ещё во время войны, или в конце 1940-х годов.



11. Деревянные двухэтажки, как водится, ветшают и постепенно расселяются.



12. Но пока их ещё много. И надо сказать, что застроенные ими улицы местами смотрятся довольно интересно.



13. В центре соцгорода есть сталинский ДК и небольшая площадь.



14. Напротив — сквер с памятником рабочим ДОКа, погибшим на Великой Отечественной войне:



15. А эта улица ведёт прямо к комбинату. Гуляя по этой части Сокола, я постоянно видел на улицах гружёные лесовозы, которые направлялись в сторону предприятия, а обратно ехали пустыми.



16. Более поздняя часть соцгорода — уже 60-х годов постройки:



17. А тут на деревянном доме виден какой-то советский лозунг. К сожалению, заметил я это уже когда просматривал фотографии.



18. Погуляв по соцгороду ДОКа, я направился в центр города. Улица пересекает железную дорогу по путепроводу, с которого хороший вид на станцию (уже показано выше). В момент, когда я шёл здесь обратно, от станции отправлялся пассажирский поезд Вологда - Мурманск, но его я не запечатлел. Так что вот вам грузовой поезд и частный сектор. Пейзаж кажется морозным, но на самом деле было не холоднее -8 градусов.



19. Подъездные пути к другим предприятиям города — фанерному комбинату и молокозаводу. Последний, кстати, входит в большой комплекс вологодской молочной промышленности, и его продукцию можно купить и в Петербурге.



20. Две стороны города соединяет мост. Построен он, кстати, только в 1995-2000 годах, — до этого был лишь паром, а ближайший автомобильный мост находился в 15 километрах восточнее, на трассе Москва - Архангельск. Постройка этого моста существенно улучшила инфраструктуру города.



21. Рядом Сухону пересекает железнодорожный мост, за которым хорошо виден деревообрабатывающий комбинат. А вот в реку, похоже, что что-то сливают, поскольку она не замерзает.



Пересекая реку, автомобильный мост примыкает к улице Советской, — главной улице города. Железная дорога делит левобережную часть на две половины, в которых расположены Сухонский и Сокольский ЦБК. Я сначала пошёл в сторону первого, то есть налево от моста.

22. Здесь есть и кирпичные сталинки:



23. Есть и новостройки:



24. Некоторые новые дома явно строятся для переселения из ветхих и соседствуют с ними. Деревянный дом слева, кстати, довольно интересен, — много похожих я видел в Архангельске.



25. И в целом город уютен. Такая трудовая провинция на Русском Севере.



26. Вывеска на пятиэтажке с предыдущего кадра. Слева, кстати, герб Сокола, соответствующий названию города. Которое, в свою очередь, возникло от деревни Соколово, находившейся на месте города, и известной с 1615 года.



27. Слева виден Сухонский ДК, а рядом идёт обычная городская жизнь. Гуляют родители с детьми, школьники возвращаются с уроков.



28. А ещё в Соколе есть столь необычное для такого города заведение, как кадетская школа-интернат. Здание явно недавно отремонтировано и выглядит с иголочки.



29. А в целом Сокол сильно напомнил мне советскую часть района Заречье в Вологде, — благо и был я там в примерно такую же погоду четырьмя днями ранее.



30. Ещё тут есть сквер с обелиском, посвящённым рабочим Сухонского целлюлозно-бумажного комбината, погибшим на войне.



31.



32. А дальше виден, собственно, сам Сухонский ЦБК. Основан он в 1917 году, между революциями, то есть в этом году отмечает столетие.



Дальше я уже не пошёл. На близлежащей остановке сел на городской автобус и поехал обратно, в центр города, который тоже расположен на левом берегу, но по другую сторону от ЖД. Именно это и есть бывший рабочий посёлок Сокол, из которого возник город.

33. Вот и центр. Это всё та же улица Советская. Широкая и застроенная пятиэтажками. Кстати, что интересно, при населении почти 40 тысяч в Соколе нету девятиэтажных домов. Даже новые строят не выше пяти этажей.



34. Улица оживлённая и многолюдная. Здесь же — несколько торговых центров.



35. А ещё тут есть какой-то помпезный новодельный ресторан. Впрочем, смотрится, на мой взгляд, безвкусно. Во всяком случае, с советскими пятиэтажками не сочетается никак.



36. Хоть и девятиэтажек нет, но внешне Сокол порой кажется немного больше, чем он есть. И, наверное, на вид я бы дал ему тысяч пятьдесят. Ну а после посещённых накануне глухоманных посёлков на узкоколейке в Архангельской области он и вовсе казался мне чуть ли не мегаполисом.



37. С новодельным ТЦ соседствует администрация Сокольского района Вологодской области. В состав этого района, кстати, входит старинный и бывший уездный город Кадников, который пришёл в упадок после того, как его обошла мимо железная дорога (наверняка и тут не обходится без традиционной легенды о давших взятку ямщиках). Собственно, станция Сухона и служила железнодорожными воротами Кадникова.



38. Идём дальше. Застройка стареет, — появляются хрущёвки 1960-х годов. Слева виден кинотеатр "Сокол" — советское здание того же времени, которое зачем-то испортили сайдинговой "реновацией".



39. Очень приятная для прогулок площадь со сквером, который носит название... Парк советско-финской дружбы!



40. На углу парка установлен соответствующий камень-памятник. Дословно надпись на табличке я не помню, но общий смысл в том, что Сокол — город-побратим финского города Валкеакоски. Историю их взаимоотношений я не знаю, но видимо, связано это было с сотрудничеством по линии бумажной промышленности.



41. Дальше есть несколько красивых сталинских зданий. Это Сокольский лесопромышленный техникум, — здание построено в 1956 году.



42. А это, видимо, его общежитие:



43. А это здание ныне занимает налоговая:



44. Деревянные двухэтажки, разумеется, тоже есть. На лесистом Русском Севере их везде много.



45. Ещё немного уютных зимних городских видов. Это улица Капитана Воронина, названная в честь советского арктического капитана, который первым прошёл Севморпуть за одну навигацию. Родом он был из села Сумский Посад на Белом море, где я тоже был, но чем он отметился здесь, не знаю.



46.



47. Советское деревянное зодчество:



48. И снова река Сухона. В отличие от моста, здесь она замерзает.



49. Застройка первых послевоенных лет. Дома явно стоило бы покрасить.



50. На одном из деревянных домов есть интереснейший советский артефакт. Указ о награждении Сокола орденом "Знак Почёта" в 1982 году.



51. Пройдя через несколько улочек, я вышел к ещё одному градообразующему предприятию. Это Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат, который, как уже говорилось, был основан в 1897 году в виде бумажной фабрики, а в 1920-е годы был преобразован в комбинат за счёт расширения цикла производства. Слева в кадре виден конструктивистский дом культуры, к которому я близко не подходил (а зря).



52. Рядом находится Рабочий парк и памятник теперь уже работникам Сокольского ЦБК, погибшим на войне.



53. Вид в сторону комбината. Впереди видно заводоуправление и проходная.



54. Снег, берёзы и дома.



На этом месте я и завершил осмотр города. Кое-что в Соколе я не увидел, — к примеру, за подъездным путём Сокольского ЦБК есть Вознесенская церковь, построенная в 1990-е годы. А ещё у Сокола довольно интересные окрестности, — и уже упоминавшийся город Кадников, и интересное село Устье Кубенское, и многое другое. В общем, сюда меня наверняка ещё занесёт. А в этот раз я от ЦБК дошёл до автостанции и сел там на автобус до Вологды. Приехав в Вологду, в которой был за четыре дня до этого, я провёл там всего полтора часа, — отобедал в столовой напротив вокзала, потом закупился провизией и теперь уже на вологодском автовокзале сел на автобус (точнее, Газель) и поехал в маленький древний город Белозерск, куда прибыл уже затемно и гулял по городу на следующий день. Именно о Белозерске, ставшем последним пунктом зимнего путешествия, я вскоре и расскажу.
Tags: Вологодская область, Железная дорога, Путешествия, Россия, Русский Север
Subscribe

  • Побелело

    Дождались первого снежного покрова в Петербурге. Выпал сегодня ночью. Метеостанция отметила 6 сантиметров (и минимальную температуру -1.3 градуса,…

  • Для желающих поддержать этот журнал

    Свой блог в ЖЖ я веду уже достаточно давно, и написать про разные путешествия успел уже немало. Нередко доводится получать за это и весьма приятные…

  • Спуск на воду атомного ледокола «Урал»

    25 мая 2019 года в Петербурге со стапеля Балтийского завода был спущен на воду атомный ледокол "Урал" — третий ледокол проекта 22220:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Побелело

    Дождались первого снежного покрова в Петербурге. Выпал сегодня ночью. Метеостанция отметила 6 сантиметров (и минимальную температуру -1.3 градуса,…

  • Для желающих поддержать этот журнал

    Свой блог в ЖЖ я веду уже достаточно давно, и написать про разные путешествия успел уже немало. Нередко доводится получать за это и весьма приятные…

  • Спуск на воду атомного ледокола «Урал»

    25 мая 2019 года в Петербурге со стапеля Балтийского завода был спущен на воду атомный ледокол "Урал" — третий ледокол проекта 22220:…