nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Черёмушки и Саяно-Шушенская ГЭС
nord_ursus
В Хакасии, на великой сибирской реке Енисей, в сотне километров южнее Абакана, стоит самая мощная гидроэлектростанция России — Саяно-Шушенская. Это настоящее чудо технической мысли, впечатляющее своими масштабами. Енисей в этом месте спускается с Саян в хакасскую степь, но ГЭС стоит ещё в горной долине реки. Так что это, наверное, одно из самых красивых мест, что я вообще видел, — впечатление производит и сама ГЭС, и её природное окружение. Рядом с ней, слегка ниже по течению, находится посёлок городского типа Черёмушки, для которого она является градообразующим предприятием, а с самой электростанцией его связывает трамвайная линия — самая, наверное, необычная в России. В общем, место интересное во всех отношениях.



Сюда я съездил за один день из Абакана. Первым делом добрался до Саяногорска — города при алюминиевых заводах (которые, к слову, и есть основные потребители энергии ГЭС), а погуляв по нему, сел на автобус до Черёмушек. Ходят эти пригородные автобусы примерно каждые полчаса, и на остановках висят расписания. Расстояние от города до Черёмушек — около тридцати километров, ехать полчаса. Дорога идёт левым берегом Енисея. И если Саяногорск находится ещё у подножия Саян, в предгорье, на границе степной и горной Хакасии, то выехав за пределы города, быстро попадаешь в горную долину, где высокие скалы нависают над Енисеем с обеих сторон. По пути проезжаем посёлок Майна, в котором находится Майнская ГЭС — контррегулятор Саяно-Шушенской, но её я в окно автобуса не заснял.

2. А вот и Черёмушки. Из автобуса я вышел вот здесь, на конечной остановке. Проезд водителю здесь оплачивают при выходе. Природа уже совсем другая, нежели вокруг Абакана, — благодаря высотной поясности и микроклимату, здесь есть лес!



От окружившего меня пейзажа непроизвольно начал открываться рот. К сожалению, фотографиями это передать трудно. Скалы потрясают своей красотой. А ещё видна разница в микроклимате, ­— ещё по пути в Саяногорск я заметил, как над горами ходят тучи, а над степью в это время солнечно; в городе земля была сухая, а здесь, в Черёмушках, — мокрый асфальт и лужи. Видимо, где-то за час до моего приезда прошёл приличный дождь.

3. Черёмушки — очень живописный и уютный посёлок, где мне понравилось ещё больше, чем в Саяногорске. Стандартные пятиэтажки с советского вида дворами, в которых при этом растут сосны. А вокруг — саянские скалы.



Население Черёмушек — около восьми тысяч жителей. Административно посёлок относится к Саяногорскому городскому округу, а своим появлением обязан Саяно-Шушенской ГЭС, строительство которой началось в 1963 году, и он был основан тогда же. Статус ПГТ Черёмушки получили в 1974 году. Сперва здесь жили гидростроители, а ныне, соответственно, энергетики — сотрудники крупнейшей в России ГЭС. Название посёлок получил по Черёмуховому ручью, который здесь впадает в Енисей.

4. Здесь действительно приятно находиться. Запах хвойного леса после дождя, ветерок от Енисея, пейзажи вокруг, и, как и в Саяногорске, интеллигентные жители.



Своими пейзажами Черёмушки напомнили мне Дивногорск, что недалеко от Красноярска. Впрочем, их сходства этим не ограничиваются, — ведь они оба на берегу Енисея, и рождены крупными ГЭС, стоящими на нём. Да и горы одни и те же, — и здесь, и там Саяны, поэтому и пейзажи так похожи. Только Дивногорск крупнее, и является городом.

5. Детский сад под сводами сосен:



6. И рядом школа. Новое здание.



Что интересно, в Черёмушках есть филиал Сибирского федерального университета (который находится в Красноярске), где готовят на специальности, связанные с гидроэнергетикой. Высшее учебное заведение в посёлке городского типа (даже филиал) — крайне редкое явление.

7. А это благоустроенная Центральная площадь, где гуляют местные жители. Спустившись направо, можно выйти к берегу Енисея. Но туда я не ходил.



8. Эти скалы уже на правом берегу реки, то есть в Красноярском крае, а не в Хакасии.



9. "Видишь, там на горе возвышается крест..."



10. А пейзажи великолепны. Согласитесь, — некоторые ракурсы вполне ведь можно принять за какой-нибудь курортный посёлок в Крыму?



11. На этой площади сосредоточена жизнь этого небольшого посёлка. Есть много разных магазинов и кафе. Здесь же рядом и администрация.



12. Пятиэтажки здесь — в основном блочные, серии 1-467. Как уже говорилось, можно позавидовать их жителям, — с такими-то видами из окна.



13. Здесь легко об этом забыть, но мы в Хакасии! И дублирование на хакасском языке здесь тоже присутствует, причём в этом примере русская надпись на втором месте. Что интересно, здесь упоминается только Саяногорск (которому Черёмушки подчиняются административно).



14. Но Черёмушки живут своей жизнью. И если в Саяногорске главный работодатель, плакаты которого можно увидеть в городе, — это "РУСАЛ", то в Черёмушках, соответственно, "РусГидро", которому принадлежит СШГЭС. Такой плакат висит на ДК "Энергетик".



15. Скромный памятник Великой Отечественной войне. В её время Черёмушек ещё не было, так что перечисленные на плите имена — видимо, жители села, которое находилось на месте нынешнего посёлка.



16. Основная улица посёлка — это автодорога из Саяногорска на СШГЭС.



17. В рассказе про Саяногорск я упоминал, что номера домов там присваиваются по микрорайонам, а не по улицам. В Черёмушках всё ещё интереснее, — здесь вообще сквозная нумерация домов. Несмотря на то, что есть несколько улиц, адреса выглядят как "Черёмушки, дом 20".



Ещё здесь есть несколько девятиэтажных домов (что необычно для населённого пункта такого размера), но я до них не доходил, — только издалека видел.

18. Вдоль главной улицы проложены рельсы с опорами контактной сети. Интересно, что это? Выглядит как то ли железная дорога, то ли трамвайная линия, но при этом однопутная.



19. Так и есть! Это действительно трамвай. Пожалуй, это наиболее необычная трамвайная система в России. Начиная уже хотя бы с того, что Черёмушки — самый маленький в стране, и единственный, не имеющий статуса города населённый пункт с трамваем. Также это единственная трамвайная система в Хакасии (и при этом не в центре региона).



Его рельсы — это бывшая временная железная дорога, которую проложили сюда в 1960-е годы из Абакана для подвоза материалов и рабочих к строящейся ГЭС. После окончания строительства почти вся ЖД была разобрана, однако последний 5-километровый участок решили сохранить и пустить по нему трамвай, который подвозит к гидроэлектростанции её работников, живущих в Черёмушках. Трамвайная система была открыта в 1991 году.

20. Линия полностью однопутная. Поэтому по ней курсируют двухкабинные трамваи, которым на конечной нужно просто менять направление. По идее, трамвайная система существует для перевозки сотрудников ГЭС, но проезд при этом доступен для всех, а кроме того, он ещё и бесплатный! У трамвая есть чёткое расписание, и ходит он раз в час, и только по будням.



21. Вот так выглядит конечная (или начальная) остановка ветки Черёмушкинского трамвая. Называется она "Вторая терраса". В кадре хорошо видно устройство самого трамвая, — и кабины две, и двери с обеих сторон.



Обычно здесь ходит один трамвай, но в пиковые часы добавляется ещё один двухвагонный. Так как разъездов нигде нет, то идти одновременно навстречу друг другу они не могут.

22. Это ленинградский трамвай ЛМ-68М. А точнее, его двухкабинная модификация, сделанная специально для Черёмушек.



23. Заросший тупик. Туда дальше рельсы продолжались в то время, когда это была железная дорога.



24. А это вид в сторону ГЭС:



25. А это в центре посёлка. Остановка "Центральная". Собственно, своё знакомство с Черёмушкинским трамваем я начал именно отсюда, доехав от Центральной до ГЭС, а потом обратно уже до Второй Террасы.



26. Ещё одна уникальная черта этой трамвайной системы, кроме всего вышеперечисленного, — это ещё и природное окружение. Трамвая среди таких пейзажей, наверное, нигде в стране больше нет.



27. Едем на ГЭС. Внутри я сразу же узнал интерьер родных питерских трамваев.



Несколько трамвайных остановок находится в черте посёлка, так что трамвай можно использовать ещё и для бесплатного передвижения в его пределах.

28. За окнами деревья. Их ветки едва ли не скребут по стеклу.



29. Выезжаем за пределы посёлка. Вокруг разного рода хозяйственные постройки. Это — вроде, трамвайное депо.



30. А фоном постоянно служат скалы.



31.



32. Параллельно трамвайной линии идёт автодорога. Здесь также видны плакаты "РусГидро".



33. Горные пейзажи завораживают. Вдалеке показался покрытый облаками хребет Борус, высота которого превышает 2 тысячи метров над уровнем моря.



34. Трамвай выходит на берег Енисея, а вон впереди уже показалась грандиозная плотина ГЭС. Видите?



35. Вот мне и пора выходить. Трамвай идёт дальше, но конечная находится уже на территории ГЭС, куда простым смертным доступ закрыт. Разумеется, не все приезжающие сюда туристы (а их тут, кстати, немало, — только при мне было две или три компании) об этом знают, и иногда уезжают, куда не положено, откуда их в итоге выпроваживает охрана, которая, вроде, даже спокойно к этому относится, потому как происходит такое нередко.



36. Вид в обратную сторону. Кстати, здесь мне вспомнилось, что от Дивногорска к Красноярской ГЭС тоже была временная железная дорога, которая даже частично сохранилась. Жаль, что там трамвай не пустили.



37. От остановки выхожу к берегу. Передо мной — холодный, быстрый и глубокий Енисей. И она — Саяно-Шушенская гидроэлектростанция. Это крупнейшая в России и девятая в мире ГЭС: мощность её составляет 6400 МВт, а высота плотины — 242 метра. Для сравнения — это в два раза выше шпиля Петропавловского собора в Петербурге, примерно равно главному корпусу МГУ, ну или, как более универсальная мера длины, — это как 80-этажный дом. Между прочим, расстояние от места съёмки до плотины — полтора километра, а сначала навязчиво кажется, что ближе, потому что масштаб сооружения осознаётся не сразу.



38. Десять лет назад здесь обустроили смотровую площадку с памятником покорителям Енисея. Что радует, — здесь нормально относятся к фотосъёмке ГЭС. И даже возят сюда организованные туристические группы.



39. Я, впрочем, приехал в не очень удачное время — в начале вечера, когда мне почти в объектив светило солнце. Лучше всего здесь, наверное, утром.



Саяно-Шушенская ГЭС начала строиться в 1963 году, и продолжалось её строительство до окончательно принятия в постоянную эксплуатацию целых 37 лет. Собственно, плотина была сооружена в 1968-75 годах. В 1978 был введён в эксплуатацию первый гидроагрегат. Всего их десять (каждый по 640 МВт), и последний был введён в 1985 году. Станция строилась в сложнейших геологических условиях, — река глубокая и быстрая, вокруг горы, в которых зажато её русло (а значит и водохранилище выше плотины). Из-за совокупности этих факторов в процессе строительства постоянно возникали проблемы в виде повреждений конструкции, и, хоть и в основном ГЭС была достроена в конце 1980-х, окончательно строительство завершилось только в 2000 году. Стоит сказать и о названии электростанции: возможно, её бы назвали просто Саянской, но поблизости находится посёлок Шушенское — выдающееся ленинское место (где Ильич был в ссылке), которое решили почтить в названии ГЭС.

40. Конструкция плотины по-своему уникальна. Это арочно-гравитационная плотина, в плане представляющая собой дугу, обращённую выпуклой стороной вверх по течению, и рассчитанная на сильный напор воды. Слева виден эксплуатационный водосброс (вот бы увидеть его в работе!), правее, за решётками, — гидроагрегаты с турбинами. Шлюза в Саяно-Шушенской ГЭС нету, поэтому сквозное судоходство невозможно.



41. Водосброс более крупным планом:



42. Немного отвлечёмся и взглянем на великую реку. Напомню, по ней проходит граница регионов, а значит правый берег уже в Красноярском крае (а плотина, выходит, разделена пополам, хотя администрация ГЭС всё равно в Хакасии). Вдалеке виден бывший железнодорожный, а ныне автомобильный мост. Изначально по нему тоже проходила временная ЖД для строительства ГЭС, а сейчас техническая автодорога для её обслуживания.



43. А вот такие крутые скалы — непосредственно рядом со мной:



44. На другой стороне реки виден береговой водосброс. На спуске он представляет собой жёлоб, а выше плотины начинается в виде тоннеля. Он был построен уже в 2005-2011 годах и служит для дополнительного сброса воды в обход плотины с целью снижения нагрузки на неё. Причина такой необходимости в том, что размеры плотины сильно ограничены естественными условиями (скалы). В качестве похожего примера я видел малые ГЭС Выгского каскада в Карелии, где собственно ГЭС стоит на канале, искусственно отведённом из русла, а на старом русле стоит отдельная водосбросная плотина (одну из них довелось увидеть в действии). Только там масштабы, разумеется, не те.



В 20 километрах ниже по течению на Енисее стоит ещё одна ГЭС — Майнская. Её я видел из окна автобуса, но не фотографировал, да и в сравнении с Саяно-Шушенской она совсем не впечатляет. Она служит контррегулятором Саяно-Шушенской, то есть сглаживает колебания уровня воды в Енисее при изменениях интенсивности её работы (а изменения эти связаны не только с паводком или долгими дождями, но и с постоянной сменой времени суток). О ней вы можете почитать вот здесь.

45. Памятник на фоне плотины:



Нельзя не вспомнить и трагическую страницу истории станции, произошедшую не так давно. 17 августа 2009 года на ГЭС произошла авария, когда напором воды был разрушен гидроагрегат №2, и вода стала поступать внутрь. Повреждения тогда получили все агрегаты, и полное восстановление станции после аварии было завершено только осенью 2014 года. Но к сожалению, в этом происшествии было много жертв, — погибли 75 человек.

46. В память о жертвах аварии возле администрации ГЭС построили часовню. В этом же кадре, кстати, виден трамвай на своей конечной остановке.



47.



Жаль, что у меня была возможность посмотреть на ГЭС только снизу. Очень здорово было бы увидеть её с вершины какой-нибудь из окрестных скал, — посмотреть на огромный перепад высот воды и на начало водохранилища. Да и даже с земли увидеть верхний бьеф плотины тоже интересно, — оттуда, наверное, трудно представить, какая махина скрывается внизу. Поскольку Енисей течёт по горному каньону, где у реки нет больших возможностей для разлива в ширину, то Саяно-Шушенское водохранилище вытянуто на сотни километров выше по течению, и доходит до центральных районов Тувы, где из-за затопления пришлось переносить на новое место город Шагонар. Водохранилище было заполнено в 1990 году, то есть через 15 лет после окончания строительства плотины.

48.



В общем, я смотрел на Саяно-Шушенскую ГЭС лишь с общедоступной территории, а вот Алексей cr2 побывал в рамках блог-тура внутри станции, о чём написал очень интересный отчёт.

49. А я взглянул последний раз на отвесные скалы:



50. И сел на обратный трамвай. В правой части кадра, кстати, виден КПП въезда на территорию ГЭС. А ещё, разумеется, ЛЭП, идущие от электростанции. В трамвае видел ехавших со смены сотрудников ГЭС и обратил внимание на молодой возраст многих из них.



На обратном пути поснимал видео из окна трамвая:



51. Трамвай на конечной "Вторая терраса":



52. А в этом месте я сел на обратный автобус до Саяногорска. Сходство в автодорогой Красноярск - Дивногорск - КГЭС продолжает впечатлять.



Вернувшись в Саяногорск, я напоследок ещё немного по нему погулял, а затем пошёл на автовокзал, где поел в столовой и сел на обратный автобус в Абакан, наблюдая затем в его окно, как удаляются от меня Саяны. Следующий рассказ будет посвящён ещё одному месту в окрестностях Абакана. Это посёлок Усть-Абакан на берегу Енисея, а также небольшая гора (точнее, даже сопка), на которую я из него поднимался.

Локненский троллейбус приятно порадовал. А из реального электротранспорта не в облцентре - Череповец раньше Вологды, Орск - Оренбурга, Новокузнецк - Кемерова.

Раньше — да. Но на данный момент ситуация отличается

Уникальное место... Причём, сразу по многим факторам.

А что за белая куча в нижнем левом углу на фото №3? Похоже на снег ...

Там какие-то камни (или кирпичи) лежали. Не помню уже, для чего. Снег в начале июля — это всё-таки странно было бы)

потрясающе.

не было мысли поднятся по скалам чтобы сверху снять?
не думаю что там везде непроходимо

Я думаю, это возможно. Но на это нужно побольше времени, а я приехал туда уже вечером. Тем более, место надо выведать заранее, — всё-таки в непосредственной близости от ГЭС скалы совершенно неприступные, то есть, скорее всего, нужно далеко обходить

Очень классно! Спасибо, что показал такую невероятную красоту.
В этом городе завораживает всё: в первую очередь скалы, но также и обилие зелени, красивые дворы с соснами, благоустроенные бульварчики, симпатичные дома... Ну а трамвай - это вообще нечто!
Такое уникальное место, а как-то его не пиарили совсем.(( Вот только благодаря тебе и узнал о Черёмушках.

Ну вообще говоря, Саяно-Шушенская ГЭС вполне даже широко известна) Просто Черёмушки идут уже "при ней", и обычно посёлок проезжают мимо по пути на ГЭС

Трамвай интересный. Чем-то напомнил систему Карлсруэ. Там тоже некоторые маршруты в горы забираются.

Здесь, наверное, лучше уже с Златоустом сравнивать. Там-то есть перепады высот в трамвайной системе. А в Черёмушках он просто по долине Енисея идёт. Другое дело, что пейзажи вокруг всё равно намного круче

Интересное место и трамвай тоже. Интересно, почему для волгоградского метротрама не построили вагоны с дверями с двух сторон, а предпочли придумывать перекрещивающиеся тоннели. Правда, я вижу, что у черёмушкинского трамвая только одни двери с другой стороны.

Да, только одни.
Но сейчас в Волгограде, вроде, тоже ведь есть двусторонние?

насчёт окружения трамвая ты точно подметил)
И да, они как в Питере)

Да, такое было напоминание о родных краях)

большое спасибо за познавательный и информативный пост. у самого возникло желание туда поехать, легендарное место. Сам городок очень живым смотрится, ещё на фоне гор те же пятиэтажки смотрятся стильно.
очень красивое место от природы, соснового леса с многоэтажками, трамвая и ГЭС )

Вот, вроде, ПГТ как ПГТ (хотя футбольный мяч на детской площадке доставил), а тут бац - и ГЭС, необычно, конечно :) И да, совсем не ожидал увидеть трамвай, никогда не слышал, что он там есть! Очень необычно!

Я ходил на вершину хребта Борус (2300 м). Там маршрут технически очень простой, но набор высоты почти 2000 м. Дорога-тропа начинается от того самого технического моста ниже плотины, который попал на фото. Я думаю, что без ночевки сходить на вершину и вернуться в долину очень напряжно. Виды на плотину и на заливы водохранилища открываются великолепные. Можно не идти на вершинный гребень хребта (путь на Большой Борус идет через Малый Борус по крупным камням) а ограничиться высоким склоном хребта, с которого открываются виды, тогда без ночевки ходится маршрут, но стартовать надо все пораньше утром.

Ну, это понятно. У меня друг туда поднимался, тоже рассказывал. Но если иметь в виду комменты выше, то я скорее имел в виду возможность не ходить так далеко, а хотя бы на одну их ближних скал подняться, чтобы просто плотину вблизи сверху увидеть

Вообще, РусГидро - очень контактная и адекватная организация, поэтому не удивилась, что они к ГЭС проводят экскурсии. В этом вопросе они - молодцы.
Про трамвай понравилось, очень необычно. А пейзажи очень напомнили Дивногорск, где находится Красноярская ГЭС. Иногда можно было даже перепутать)

Ну так у меня ведь упомянуто про сходства с Дивногорском)
Да, РусГидро молодцы. Правда, табличка "фотосъёмка запрещена" на Майнской ГЭС меня неприятно удивила. В то время как Саяно-Шушенскую — "снимай не хочу", даже площадку сделали специальную

Красота какая!!!
На Крым совсем не похоже, но некоторые ракурсы очень похожи на Кавказ:)
У меня теперь мечта покататься на этом трамвае))

Ну может быть. Я в Крыму был только два раза, и давно. Но всё равно веет местами чем-то южным, курортным)

Спасибо за красоту! Ну и трамвай, конечно, эксклюзив, жаль, далековато :)
(Офф-топ ЗЫ: кстати о трамваях - по Вашей наводке прокатилась в Нижнем Новгороде на 417 в автозаводской р-н. Спасибо за красивый экскурсионный маршрут!)

Всегда пожалуйста!

Здорово, как будто снова там побывал) с 2015 года так и не дошли руки до отчетов(

?

Log in

No account? Create an account