?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Арзамас. Купола церквей и старые автобусы
nord_ursus
Арзамас — третий (после Нижнего Новгорода и Дзержинска) город Нижегородской области, здесь проживает 105 тысяч жителей. Это локальный центр юга области (сто километров на юг от областного центра), более близкий к Мордовии. Эта часть региона заметно отличается от заволжского Нижегородского Севера, — здесь уже нет густых лесов, и вокруг города широкие поля. Сам же Арзамас — очень интересный старинный город, основанный в XVI веке, при Иване Грозном. До революции он был уездным городом Нижегородской губернии. Пейзаж Арзамаса впечатляет большим количеством церквей, которые в его центре видны почти в любом ракурсе (не как в Суздале, но примерно как в Тобольске). А в наше время ещё одна интересная деталь города (относящаяся, правда, к его инфраструктуре) — это действующие автобусы ЛиАЗ-677, которые когда-то были едва ли не в каждом городе, а сейчас их почти нигде не осталось.



На самом деле, я скажу забавную вещь. Для нас с andrew_rewsr именно эти автобусы стали поводом для посещения Арзамаса. То есть город, конечно, и без того очень интересный, но мы ограничились только его центром ради того, чтобы осталось время покататься на "скотовозах".

Но обо всём по порядку. Ехали мы из Нижнего в Арзамас рано утром на электричке. Ехать чуть больше трёх часов, но дорогу я запомнил плохо, потому как почти всё время спал. До этого я проезжал Арзамас на поезде, но только ночью. Здесь пересекаются две железные дороги: Нижний Новгород - Саранск (построена в 1901 году и изначально заканчивалась в городе Лукоянове) и Москва - Казань (1909 год). Общей узловой станции у них нет, и поэтому в Арзамасе два вокзала.

2. Сперва электричка делает остановку на Арзамасе-1 — станции на линии Нижний Новгород - Саранск - Пенза. Здесь сохранился вокзал 1901 года постройки.



3. Постояв десять минут, электричка меняет направление, возвращается на узел и поворачивает на Казанский ход Транссиба, где и прибывает на станцию Арзамас-2, через которую проезжают некоторые поезда, идущие из Москвы на Урал и в Сибирь. Здесь выходим мы. Оригинальный вокзал тут не сохранился, и нынешний уже советский, довольно приятная сталинка. Из примечательного я обратил внимание, что вокзал стоит далеко от перрона и соединяется с ним надземным пешеходным переходом из второго этажа.



4. Рядом стоит паровоз-памятник:



5. А вот так выглядит вокзал со стороны города:



6. Итак, что же это за автобусы, о которых шла речь с самого начала этого рассказа? А вот. Нам и не пришлось его специально ждать, — первым же автобусом, приехавшим к остановке у вокзала, чтобы ехать в центр города, был именно ЛиАЗ-677. Наверняка многие из вас их помнят. А многие помнят и то, что их ласково называли "скотовозами" или "луноходами". Ещё лет 12 назад они не были редкостью, но потом достаточно быстро везде поисчезали.



7. Садимся и едем в центр города. Интерьер автобуса навевает воспоминания о детстве. В Питере скотовозы ходили до 2005 года, и я даже хорошо помню их на нескольких маршрутах рядом со своим домом. Сейчас такие автобусы выглядят как живая машина времени, — тем и странно видеть в их салоне людей с современными гаджетами.



8. В наше время ЛиАЗ-677 стал раритетом, у которого сохранилось несколько заповедников. Арзамас — один из них, сюда просто попадали подержанные автобусы из Москвы. Ещё в большом количестве они сохранились в Краснокаменске (Забайкальский край) и Амурске (Хабаровский край), — но это слишком далеко, чтобы ездить туда специально ради этого. В общем, как итог, — Арзамас стал настоящим местом паломничества транспортных фанатов.



9. Ну а пока что перед нами городские пейзажи, которые впечатляют белокаменными стенами и куполами храмов. Это Соборная площадь, которую можно считать главной в городе. Справа находится Свято-Николаевский монастырь (основан в 16 веке как мужской, а после возвращения Церкви в постсоветские годы возрождён уже как женский); в нём слева Богоявленская церковь (1810-е годы), а за ней, правее, видна колокольня Никольской церкви (начало XVIII века). На левой стороне площади видно здание городского магистрата (ныне музей истории русского патриаршества) 18 века. А дальше — ещё два собора: справа, с золотистыми куполами, — Благовещенский (1784 год), а слева, с зелёными — Спасо-Преображенский (1638-43 годы). Ну а совсем вдалеке видны многоэтажные микрорайоны, — так старый Арзамас пересекается с советским.



10. А ещё на Соборной площади (правее предыдущего кадра) стоит самый большой храм Арзамаса, ставший символом города, — монументальный Воскресенский собор совсем не уездного масштаба, построенный в 1814-42 годах в стиле классицизма в память о победе в Отечественной войне 1812 года. Архитектором его был Михаил Коринфский, ученик Андрея Воронихина, построившего Казанский собор в Петербурге.



Про "не уездный" размах собора я сказал не просто так. Арзамас ещё до революции заметно выделялся на фоне других уездных городов, будучи особенно развитым: в 1913 году население города составляло 19 тысяч человек, что для уездного города по тем временам немало. Выделяется он и сейчас: если учесть, что, не будучи областным центром, он насчитывает больше ста тысяч жителей, нетрудно догадаться, что город промышленный. В советские времена Арзамас стал одним из центров машиностроения, в том числе работающего на оборонную промышленность. Основные предприятия города — приборостроительный и машиностроительный заводы.

11.



12. Вид на площадь от музея патриаршества. Правее Воскресенского собора видна церковь иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (1794 год). Чуть ближе можно увидеть магазин православной литературы: благодаря большому количеству храмов и монастырей, а также близости Дивеевского монастыря, Арзамас — популярное направление православного паломничества. Поскольку наш приезд пришёлся на выходные дни, это было хорошо заметно.



13. Церковь "Живоносного Источника" вблизи. Образец позднего барокко.



14. Колокольня её обращена к соседней улице. Кстати, здесь можно увидеть и другую интересную деталь.



15. Да-да! Луноходы в Арзамасе сопровождают почти везде, куда бы вы ни шли.



16. А вот тут два ЛиАЗа разных поколений. За луноходом стоит ЛиАЗ-5256. Таких сейчас во всей стране много, но когда-нибудь и они станут раритетом.



17. В целом центр Арзамаса примерно такой. Улочки с дореволюционной купеческой застройкой. Старые домики пестрят разнокалиберными вывесками, на улицах многолюдно. Надо сказать, что в наш приезд центр этого города производил довольно безрадостное впечатление, но надо сделать скидку на время года. Это был конец февраля, когда нагрянула оттепель, и под пасмурным небом потемнел снег, появилась слякоть, от которой бежали ручьи по улицам холмистого города. Думаю, в такую погоду, которая была у нас на следующий день в городе Бор, он смотрелся бы приятнее. Да и я видел в сети немало летних фотографий Арзамаса, на которых он выглядит вполне ухоженным и чистым.



18.



19. Поблизости от Соборной площади находится автостанция. Как видим, луноходы используются и на пригородных маршрутах. Между ними стоят два ЛиАЗа-5256 (причём первой модификации, которая уже тоже становится раритетом) с необычной расцветкой. Есть, как видим, и ПАЗики.



20. Вдалеке слева виден Спасо-Преображенский собор (близко мы к нему не ходили), а справа Входо-Иерусалимская церковь (1777).



21. Типичный арзамасский пейзаж. Здесь друг на друга накладываются купола Свято-Николаевского монастыря и Воскресенского собора. На переднем плане — многочисленные торговые здания, в том числе и новодельные.



22. Церковь Владимирской иконы Божией Матери (1802 год):



23. И то же самое общим планом:



24. А это уже показанный издалека Благовещенский собор (1775-84). Выглядит лёгким и воздушным, — пожалуй, из многочисленных арзамасских храмов он мне понравился больше всего.



25. Вид с пригорка. Слева видна Владимирская церковь, а вдалеке — церковь Смоленской иконы Божией Матери (1803-15), расположенная уже за городом. Низина, которая видна в этом кадре, — долина реки Тёши (приток Оки), протекающей через Арзамас. Наверное, не считая проводов, этот пейзаж мало изменился века с девятнадцатого.



26. Входо-Иерусалимская церковь, уже показанная с дальнего расстояния:



27. А это ансамбль из двух храмов, исторически одного прихода. Справа — тёплая зимняя церковь Рождества Христова (1835-42), слева — более ранняя летняя церковь Смоленской иконы Божией Матери (1792). В наше время обе они составляют подворье Дивеевского монастыря.



28. И старые арзамасские улочки:



Как уже сказано, Арзамас расположен близко к Мордовии, и, по одной из версий, его название восходит к слову "эрзя" — названию одной из двух субэтнических групп мордвы (вторая называется мокша). Хотя по официальной статистике более 90% населения Арзамасского района составляют русские, среди лиц местных жителей нередко встречаются характерные финно-угорские типажи, которые мне доводилось видеть в Саранске. Также Арзамас является центром притяжения для многих других районов юга Нижегородской области, а возможно и севера Мордовии.

29.



30. Житель Арзамаса:



31. И, конечно же, арзамасский автобус!



32. Ещё один вид на Благовещенский собор:



33. И снова колоритные старые улочки. На самом деле, в Арзамасе немало советских районов (как же может быть иначе в городе со стотысячным населением?), то есть далеко не весь город такой. Но мы были почти только в центре.



34. Казанская церковь (1792 год). Барабан купола у неё, похоже, деревянный.



35. А вот очень необычный образец гражданской архитектуры — полукруглый деревянный дом с колоннами:



36.



37. А это здание уездного реального училища (1904 год), которое ныне занимает городская администрация.



38.



39. Рядом ещё один ансамбль из двух церквей. Это — Знаменская (1801 год). Перед ней стоит памятник художнику Александру Ступину (1776-1861) — местному уроженцу, основателю Арзамасской школы живописи.



40. Вид со стороны входа:



41. Пару со Знаменской церковью образует церковь Сошествия Святого Духа, построенная в 1752 году.



42. А на гараже по соседству было вот такое забавное граффити. Конечно, сразу подумалось, что здесь не хватает ЛиАЗа-677.



43. Ещё один интересный деревянный дом — дом купца Попова (начало 19 века), ныне занятый детским садом.



44.



45. Примерно таким до наших дней и сохранился уездный город Арзамас:



46. А это кинотеатр "Искра", построенный в 1917 году, — образец модерна. Между прочим, это здание выполняет своё изначальное предназначение. Построен он был перед революцией на средства купца Геннадия Терентьева, и изначально назывался "ГЕТЕ" — по первым буквам имени и фамилии основателя. Название "Искра" получил в 1927 году.



Прогулявшись по центру города, мы вернулись к Соборной площади, после чего решили совершить вторую поездку на скотовозе. Сделав небольшой круг с одной пересадкой, мы посетили одно единственное место за пределами центра города.

47. Это многоэтажный 11-й микрорайон, построенный в конце 1980-х годов. Частично он застроен уже в наше время, а дальше него находится пока ещё пустырь будущего 12-го микрорайона, который начинает застраиваться сейчас.



В этом месте мы не гуляли — только сделали пересадку с одного автобуса на другой. И на пути обратно в центр вместо лунохода был уже ПАЗик. Кстати, что я успел заметить в арзамасских городских автобусах, — они очень плотно набиваются. Чтобы в выходной день народ в автобусе ехал как сельди в бочке, — такое я редко вижу даже в крупных городах.

48. После возвращения в центр мы дождались третьего скотовоза с кольцевым маршрутом. Он даже выезжает за город, но мы не выходили, — просто сделали достаточно продолжительный круг и приехали вновь к Соборной площади, где и садились.



49. Ностальгический интерьер ЛиАЗа:



И видео. Тарахтит двигатель, автобус скрипит, не хватает только каноничного звука "звенящих пустых бутылок", — видимо, он пропал после капремонта автобуса. А за окном в это время видна поверхность Луны, — это ведь луноход!



Вернувшись на этом же автобусе в центр, мы пошли на автостанцию, рядом с которой перекусили в кафе. а затем уехали обратно в Нижний Новгород на маршрутке.

В общем, как уже говорилось, Арзамас мы осмотрели не очень плотно (хотя исторический центр в основном увидели), да и с погодой не повезло, — хорошо видно, что на всех фотографиях подтаявший снег и лужи. Но в этот город меня, вполне возможно, ещё занесёт. Всё-таки арзамасские храмы никуда не денутся, равно как и советские районы города. А вот старые ЛиАЗы в Арзамасе планируют списать в ближайшие годы, — их и сейчас в городе уже заметно меньше, чем ещё лет пять назад. Так что, любители раритетного транспорта, — торопитесь! Кстати, griphon даже посвятил арзамасским луноходам отдельный пост.

50.



Ну а я на этой ноте завершаю рассказ об Арзамасе и вообще о коротком февральском путешествии на Нижегородскую землю.


проезжая мимо поездом, всегда считаю купола храмов и обещаю себя что когда-нибудь я выйду в Арзамасе. Но все никак

А я мимо только ночью проезжал

надо однозначно посещать город летом и заодно заехать в Дивеево.
Паломничество на выходные туда - большим потоком и так как единственная дорога идёт через Арзамас, на городе это так или иначе сказывается.

А в плане природы Арзамас это уже самый северный край лесостепей. Если ехать в сторону Саранска, то к границе с Мордовией будет некие первые южные ощущения, и запахи другие и ландшафты и почва уже чернозёмы)
И как писал - внезапно, в Пензе которая не намного южнее Саранска уже акации в 5 этажей ростом растут)

Да, это я заметил, когда ехал из Нижнего в Саранск летом 2013 года. А Пенза ведь уже, по сути, полноценное Черноземье. При том, что зима там холоднее, чем в Питере)

В Минске помню "луноходы" на 38-м маршруте.

А я вот в Минске их не помню. В Минске я из старого транспорта хорошо помню РВЗ-6. Но это ещё почти недавно

Ой, какой котик. :)

ЫыыЫЫыы! Скотовозы-луноходы.))) Какая прелесть! Давно их нигде не видел :)

Да. Такой вот заповедник реликтов))

О! У тебя запись в топ-200 вошла.
Ничёссе ты крут!

Я уже не удивляюсь. Это в последнее время нередко происходит)
Хотя чаще только в топ-500, да))

Лиазики в Клинцах исчезли в 2010 году , точно помню , когда приехавшие в мой город вьетнамские друзья спросили меня, "это автобус".

В соседнем с клинками новозыбкове в 2013 сам видел , ещё и сейчас осталось 3 автобуса там, поэтому у тебя есть повод поехать на Брянщину также ))

У нас ещё можно ЛАЗики ещё встретить , остались на пригородных маршрутах


Да, кстати, про Новозыбков я тоже читал, что ещё немного их там осталось. А ЛАЗ на городском маршруте я в этом году видел... в Улан-Удэ. Жаль, сфоткать не успел

Красивый город, шикарные церкви. Но больше всего мне понравился домик на фото 35 :)

Да, необычный!

Спасибо за автобусы.Тысячу лет не видел.

Спасибо за интересный пост.
На самом деле вы видели ЛИАЗ-677М, позднюю модификацию, у истинного ЛИАЗ-677 круглые задние фонари и иная решетка радиатора. Истинные Луноходы можно еще увидеть (наверное и сейчас, я видел неск лет назад) в настоящих заповедниках ЛИАЗов - городах внутри ЗАТО. В Росатомовских ЗАТО ЛИАЗы живут долго, поскольку многие из них ходят не на городских марщрутах весь день, а только по будням утром из селитебельных зон на площадки институтов возят работников, в конце раб. дня-назад. Остальное время отстаиваются в крытых (полутеплых зимой) гаражах. Так ресурс ходовой и корпуса убивается медленнее.



Edited at 2017-09-24 09:57 am (UTC)

Вообще, конечно, малотажный и всё-таки не совсем крохотный исторический центр Арзамаса производит удивительное впечатление: вплоть до фото из спального района совершенно не чувствуется, что это достаточно крупный город с большим количеством жителей. В центре атмосфера, очевидно, совершенно иная)

Ну и да, заповедник, стало бы, ещё в силе, хотя, ты прав, это уже едва ли надолго)

Кстати, забыл ещё сказать о церквях. Вот интересно, а почему их, собственно, в центре так много? Как бы топорно это ни звучало, правильней было бы сказать "зачем" даже? Неужели ещё до революции была такая потребность в храмах в таком количестве? Или это, скажем, отголосок купечества, которое нередко деньги жертвовало в желании построить на них новый храм?

>>ЛиАЗ-677. Наверняка многие из вас их помнят.

Да, и никакой ностальгии не испытываю:)

Зимой в ЛИАЗе тепло, а ещё он очень мягкий. Самое лучшее место - спереди за водителем. На задней площадке хорошо тусоваться кучей и подпрыгивать вместе с подвеской на большой скорости. Я ещё помню когда не было сплошного стекла спереди, только за водителем. Двигатель закрыт дермантином и на нем валяются пятаки.

Арзамас даже успел побывать областным центром с 1954 по 1957 годы.
Летом, конечно, смотрится интереснее. Надо собраться с силами и тоже написать.
Да, ехать в Арзамас, чтобы покататься на автобусе - это надо быть большим фанатом!

Ой, какой родной антиквариат! Спасибо за экскурсию и "машину времени" :)