Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Тайшет. Ворота Приангарья

Город Тайшет, порождённый Транссибирской магистралью, встречает всех, кто въезжает с запада в Иркутскую область. Крупный и важный железнодорожный узел, и городок с населением 33 тысячи жителей. Моё знакомство с Иркутской областью началось солнечным летним утром именно с этого места.



2. А знакомство с самим Тайшетом началось, разумеется, с железнодорожного вокзала. Ранним утром на станцию Тайшет меня привёз поезд Красноярск - Северобайкальск. Что интересно, приезжал я сюда не по Транссибирской магистрали, а по Южсибу, а точнее линии Абакан - Тайшет, примыкающей к Транссибу с юго-запада.



В общем-то, Тайшет для меня был пунктом пересадки с одного поезда на другой, и стыковка между ними составляла два часа. Поэтому осмотреть город удалось лишь беглым взглядом. Уже в девять часов мне предстояло уезжать в Иркутск поездом Москва - Владивосток.

3. Вокзал (кадр, к сожалению, солнце засветило). Построен он после войны, а купол сверху пристроили уже в наше время, — получилась стилизация под дореволюционную архитектуру. А вообще это типовой проект, — почти такой же вокзал, например, на станции Коноша в Архангельской области. Раньше рядом ещё был старый деревянный вокзал, но его, к сожалению, снесли.



4. Так вокзал выглядит со стороны города:



Название Тайшет дано станции и городу по одноимённой речке (сейчас она называется Тайшетка), которая поблизости от города впадает в Бирюсу (бассейн Ангары). Топоним происходит из языка коттов — давно вымершего коренного малочисленного народа, и буквально обозначает "Холодная вода". Из того же языка в этих местах происходят и другие похожие названия с окончанием "-шет" или "-чет": Саранчет, Акульшет, Туманшет, и так далее.

5. Интерьер вокзала. Он в хорошем состоянии. Планировка такая же, как в Коноше (жаль, оттуда нет фото с такого ракурса).



6. У вокзала сохранилась дореволюционная водонапорная башня времён постройки Транссиба. Проект интересный, — башня "двойная". Вроде, такая же на станции Иланская в Красноярском крае.



Станция Тайшет возникла при строительстве Транссиба в 1897 году. На тот момент эти места входили не в Иркутскую губернию, а в Енисейскую, — в состав Канского уезда. В 1904 году здесь было открыто паровозное депо. При станции рос посёлок, ставший в 1906 году волостным центром. В 1938 году Тайшет получил статус города. И тогда же здесь образовался железнодорожный узел, когда Тайшет стал отправной точкой Байкало-Амурской магистрали: первый её участок, от Тайшета до Братска и до Усть-Кута, появился ещё задолго до ударной комсомольской стройки, и возводился силами заключённых. Завершён он был уже после войны — в 1951 году, когда прошёл первый поезд от Тайшета до станции Лена (город Усть-Кут). А в 1959-65 годах была построена Трасса Мужества — магистраль Абакан - Тайшет, по которой я сюда и приехал. И тогда Тайшетский узел обрёл существующую форму.

7. Паровоз-памятник на фоне здания путевой машинной станции (ПМС-67 Восточно-Сибирской ЖД). Также в Тайшете действует локомотивное депо (ТЧЭ-1), а станция является сортировочной.



Кроме того, неочевидный факт: Тайшет — это пуп земли Российских железных дорог. Речь идёт о том, что при путешествии через всю Россию в широтном направлении можно использовать разные пути, но Тайшет миновать невозможно (к примеру, если между Алтайским краем и Иркутской областью вы вместо Транссиба поедете по Южсибу, а дальше на восток вместо Транссиба по БАМу, то вы всё равно проедете через Тайшет). В общем-то, Тайшет является единственной такого рода станцией, хотя, строго говоря, обход участков Транссиба в Западной Сибири предполагает вариации маршрута с короткими заездами в Казахстан (впрочем, всё равно по участкам, принадлежащим РЖД, да и выезд с территории России будет незначительным). Однако восточнее Новосибирска Тайшет в любом случае неминуем.

8. Бюст Ленина рядом с вокзалом. Справа видно здание управления Тайшетского региона ВСЖД.



9. Рядом стоит скромный памятник в честь 40-летия начала и 30-летия окончания строительства БАМа (2014 год), который, как уже сказано, начинается в Тайшете, отходя на восток от Транссиба. Впрочем, как это тоже уже говорилось, в Тайшетский регион попадает лишь участок до станции Лена (Усть-Кут), построенный в 1938-51 годах. А магистраль, построенная комсомольцами в 1974-84, которой, собственно, и посвящён памятник, начинается уже там, в Усть-Куте. Однако и отмеченное на этой карте ответвление на Усть-Илимск было построено тогда же.



10. На привокзальной площади стоит небольшой мемориал Великой Отечественной войне:



11. Иду гулять по городу. Было солнечное утро, и город уже проснулся. Улицы оживлённые, люди спешат на работу.



12. Погода хорошая. С утра прохладно, но для восточно-сибирского климата суточные перепады вообще характерны. Судя по лужам, ночью или вчера хороший такой дождь прошёл.



Тайшет, как уже сказано, является порождением железной дороги, которую здесь можно считать градообразующим предприятием. Хотя раньше здесь действовали и другие заводы (например, завод по ремонту дорожных машин), которые не выжили после распада СССР, из-за чего население города сократилось с 43 тысяч в 1991 году до 33 в наше время. В 2007 году здесь началось строительство Тайшетского алюминиевого завода, которое затем было заморожено, хотя планы по возобновлению стройки существуют. Постсоветский упадок в Тайшете заметен: город выглядит бедно. Вместе с тем, однако, наблюдается оживление на железной дороге: из-за строительства вторых путей на Южсибе и БАМе в Тайшете активно расширяют станцию.

13.



14. В окрестностях вокзала — микрорайон позднесоветских пятиэтажек улучшенной планировки, иногда с рисунками на торцах. Причём порой очень оригинальными. Вот, например: л5е0т Тайшету. Неплохо.



Дом, стало быть, построен в 1988 году, поскольку тогда отмечалось л5е0тие присвоения Тайшету статуса города.

15. А тут — "Россия". Наверное, уже в начале 90-х дом построен.



16. А ещё в городе сохранились интересные деревянные двухэтажки. Построены они в 1940-е годы (хотя сначала я подумал на 1920-е), и явно для железнодорожников.



17. Домики очень интересные, но обветшалые. И скоро их не будет: на фасадах висят типовые таблички "Ваш дом будет расселён".



18. Зелени в городе достаточно много.



19. Ещё один старый дом. Балконы особенно интересные.



20. Улица Гагарина. Её в Тайшете можно считать главной.



21. Подальше от вокзала — более старый район. Застроен хрущёвками.



22.



23. Небольшая благоустроенная площадь с фонтаном:



24.



25. Юбилейная площадь и сквер. Наверное, любимое место прогулок горожан. Левее кадра находится администрация Тайшетского района Иркутской области.



26. Здесь же стоит танк Т-34 (установлен в 1980 году, к 35-летию Победы). А дальше, в центре площади — стела л5е0тия 50-летия революции, в честь которого она и названа Юбилейной.



27. К вокзалу я возвращался другими улицами, которые застроены частным сектором. Его в Тайшете тоже много. Особенно в залинейной части (где я не был).



28. Много явно старых и хороших домов. Четырёхскатная крыша — явление, характерное для Сибири.



29. А здесь — патриотично оформленные ворота:



30.



31.



Потом я вернулся на вокзал, где перекусил в буфете и пошёл на свой поезд №100 Москва - Владивосток. Хоть и идёт он от начала до конца семь дней, но мне предстояло ехать лишь 12 часов в плацкартном вагоне до Иркутска. В Сибири расстояния большие: 12 часов на поезде, и всё по одной области. А ведь ехать по Иркутской области можно и гораздо дольше. Тайшет я, как видно, осмотрел бегло. Но, возможно, я ещё окажусь там и посещу также соседний Бирюсинск (это почти город-спутник).

32. В окно поезда я заснял пути локомотивного депо Тайшет. Видел также и начало БАМа, но его не запечатлел.



И напоследок — ещё несколько кадров из дороги в Иркутск.

33. Поезд идёт по Транссибу, который после Тайшета поворачивает строго на юго-восток, плавно огибая с северной стороны Восточный Саян: на самом деле, по пейзажам из окна поезда об этом вряд ли догадаешься, но от Транссиба до гор всего 80-100 километров на запад. На фото — одна из многочисленных станций, где-то в районе Нижнеудинска.



34. Станция Зима с долгой стоянкой и сменой локомотивной бригады. Слева виден мой вагон. Вот такая она — летняя Зима.



35. Сосновый бор где-то в районе Черемхово:



А потом был Иркутск, где я провёл пять дней. Дальше я в нескольких частях расскажу об этом замечательном городе.
Tags: Восточная Сибирь, Железная дорога, Путешествия, Россия, Сибирь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments