Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Category:

Неизвестный Петербург. Фарфоровский пост

Возле железной дороги Московского направления, разделяющей два района на юге Санкт-Петербурга ­— Фрунзенский и Невский, находится одно несколько необычное для города место. Это совсем небольшой, но примечательный квартал под названием Фарфоровский пост, рядом с железнодорожной станцией Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский и платформой Фарфоровская. Необычность этого места в застройке: здесь есть деревянные двухэтажки, которых в Питере почти нет, и которые больше ассоциируются с провинциальными городами Севера России (например, Петрозаводск или Архангельск). Тем и интересно, что Фарфоровский пост видят из окна поезда все, кто приезжает в Питер со стороны Москвы.



На Фарфоровский пост мы вдвоём с andrew_rewsr отправились одним зимним апрельским днём. Это, кстати, не шутка. Да, вроде бы весна, и как раз в тот день была Пасха, но в середине апреля в Петербург неожиданно на несколько дней вернулась зима (иногда снег в апреле у нас может пойти, но чтобы он, вместе с минусовой температурой, держался в это время почти неделю, — такое я видел впервые).

Как уже сказано, Фарфоровский пост находится у железной дороги Петербург - Москва (она же Московское направление или Главный ход Октябрьской ЖД), служащей границей Фрунзенского и Невского районов Петербурга. Здесь же проходит по путепроводу связывающая эти два района автомагистраль — улица Белы Куна, переходящая в улицу Цимбалина. От станции метро "Международная" доезжаем на автобусе километр до улицы Софийской, и далее идём пешком.

2. У перекрёстка Белы Куна и Софийской, на круглой Софийской площади, — типичный памятник деиндустриализации. Бывший завод электробытовой аппаратуры НПО "Ленинец", построенный в 1990 году, и просуществовавший меньше десяти лет. Сейчас его здание занимает бизнес-центр.



3. К назначенной цели идём дворами. Застройка здесь типовая, девятиэтажки ленинградской 602-й серии. От этого дома остаётся пройти через двор и спуститься по короткой лестнице возле гаражей.



4. И вот, мы у цели. Выкрашенный вырвиглазным розовым цветом старый домик возвещает нам о близости железной дороги: это типичная для рубежа 19 и 20 веков путейская казарма.



5. А рядом с ней — двухэтажка 1927 года постройки. С этой стороны она такая одна, но дальше мы ещё увидим такие же.



В стороне остался Цимбалинский путепровод, и мы идём вдоль железной дороги. Характерная особенность юга Петербурга — плохая связность между районами: линии метро завязаны на центр (и чтобы на метро доехать, к примеру, от "Московской" до "Обухово", нужно ехать через центр), а сетка улиц, которая могла бы быть сплошной, прерывается железными дорогами (на юг из Питера уходят три магистральных направления, берущие начало на вокзалах в центре города), которые пересекают лишь два-три путепровода. Стальные магистрали наглухо отделяют друг от друга спальные районы, и поэтому местность вдоль железнодорожных путей здесь зачастую выглядит задворками.

6. И Фарфоровский пост тоже такой тихий уголок Северной Столицы. Тишину, однако, нарушают проходящие здесь поезда. Видите за домом железную дорогу?



7. Это старая часть квартала. Кирпичные дома были построены для рабочих Николаевской железной дороги в 1910-11 годах. Слева видна платформа Фарфоровская, где останавливаются электрички, идущие с Московского вокзала. Изначально название "Фарфоровский пост" носила именно она (от близости к Императорскому фарфоровому заводу).



8.



Кстати, название Фарфоровский пост также носит улица, проходящая с другой стороны квартала. Поэтому и дома здесь имеют адреса вида "Фарфоровский пост, дом 4".

9. А дальше — советская часть квартала. Двухэтажные деревянные дома, построенные в 1927-29 годах. Такие часто называют "барачными" (хотя это не совсем верно), и именно про них я говорил, что для Петербурга такая застройка, распространённая во многих других городах, не характерна. Эти дома тоже строились для служащих железной дороги.



10.



11. Здесь же есть два кирпичных трёхэтажных дома 1931 года постройки. Территория в этом обособленном квартале вполне ухоженная.



12. Но порой возникало ощущение попадания куда-то в архангельскую Соломбалу...



13. А чуть дальше — самые поздние, уже послевоенные дома Фарфоровского поста. Это две шлакоблочных двухэтажки 1959-60 годов.



14. На самом деле, место действительно атмосферное. Если не смотреть на мелькающие на заднем плане высотки, то и не подумаешь о близости спального района крупного города. А здесь только маленькие домики, тихая улочка и дворы, и иногда поезда рядом шумят. Будто в железнодорожном рабочем посёлке где-то в провинции.



15. И в самом конце — ещё один дом начала 1930-х, аналогичный уже показанным трёхэтажным. Только здесь четыре этажа. А ещё очень много тарелок "Триколор ТВ".



16. А дальше перед нами предстают совсем другие виды. Это северо-восточная часть района Купчино.



17. Школа:



18. Обратно мы пошли по другой стороне квартала. Собственно, по улице Фарфоровский пост.



19. Есть и тут современные детские площадки:



20. Но от облика домов веет прежними временами. Хоть и порой эту картину нарушают стеклопакеты.



21. Впереди видна очередная электричка. Вообще, движение поездов активное (как-никак, главная магистраль, уходящая из Петербурга, и связывающая его с Москвой), и за время нашей прогулки их проехало немало. Видели мы и волховскую "Ласточку", и поезд Петербург - Кисловодск, и что-то ещё.



22. Продуктовый ларёк и подземный переход:



23. И снова дореволюционные дома:



24. Платформа Фарфоровская, вид на юг — в сторону Обухово, Колпино и, в итоге, Москвы. Левее находится огромная сортировочная станция Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский, растянутая на 12 километров. В кадре виден пешеходный мост, ведущий в Невский район — в окрестности станции метро "Ломоносовская".



25. Вид в сторону Московского вокзала. Виден автомобильный Цимбалинский путепровод.



26. Вокзал. Он дореволюционный, в одном стиле с глядящими на него домами.



27. Бросив последний взгляд на железную дорогу и уютный квартал возле неё, идём обратно. Назад к Софийской площади мы шли уже не через двор, а по улице Белы Куна. Вот так выглядит спуск в Купчино с Цимбалинского путепровода.



В общем, необычное для современного Петербурга место. До недавнего времени жилой квартал Фарфоровский пост находился на балансе Октябрьской железной дороги, затем был выкуплен в собственность города, и сейчас его планируется расселить. А там глядишь и построят на его месте какой-нибудь новый жилой комплекс. Так что, кому это будет интересно, — торопитесь посмотреть Фарфоровский пост. Или хотя бы просто обратите на него внимание, глядя в окно поезда.
Tags: Россия, Санкт-Петербург, Северо-Запад
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →