Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Зайцево (Инкиля). Сентябрь 2016

Зайцево — это посёлок в густых лесах севера Карельского перешейка, на северо-востоке Выборгского района, где всего 25 километров по прямой до границы с Финляндией. Разумеется, как и вся северная половина Карельского перешейка, этот посёлок до 1940 года находился по другую сторону границы с соседней страной, пока эта земля не отошла к СССР в результате Советско-финской войны. До 1948 года Зайцево носило финское название Инкиля, которое до наших дней сохранилось за железнодорожной платформой на проходящей здесь ветке Выборг - Хийтола. В общем-то, место не то чтобы очень примечательное, но я ездил сюда с ночёвкой, имея конкретную цель — испытать палатку и спальник в условиях температур ранней осени. А раз так, то стоило и прогуляться, чтобы посмотреть посёлок. Было это ещё год назад, в сентябре 2016 года.



Загадочное место под названием Инкиля (ударение на первый слог) находится, как уже сказано, на северо-востоке Выборгского района, на 65-м километре железнодорожной ветки Выборг - Хийтола. Таким образом, чтобы попасть сюда из Питера, надо сначала доехать до Выборга, а там пересесть с электрички на дизель-поезд до станции Хийтола; она, кстати, находится уже в Карелии.

2. Сказано — сделано. В середине дня из Питера в Выборг еду на "Ласточке". Эти скоростные электрички распространяются всё больше, и в Ленинградской области уже курсируют в качестве ускоренных пригородных (кроме Выборга, они ходят в Лугу, Любань, Мельничный Ручей и Волховстрой). От Финляндского вокзала до Выборга "Ласточка" домчит меня чуть больше, чем за час.



3. Интерьер "Ласточки", фото уже при прибытии в Выборг. Дорога от Питера до Выборга давно и хорошо мне знакома.



4. Выборгский вокзал. Ласточка длинная, двухсоставная, и значительную долю её пассажиров составляют туристы. Это как раз были выходные. На часах половина пятого, а в шесть вечера пойдёт мой поезд на Хийтолу.



5. Привокзальная площадь. Слева видно одно из очень немногих в этом городе (как и сам вокзал) сталинских зданий. До поезда на Хийтолу у меня было примерно полтора часа, но по городу я практически не гулял. Во-первых, Выборг я знаю слишком хорошо, и за такое время никакие новые места посетить точно не успел бы, а во-вторых, не очень повезло с погодой: именно в те полтора часа был, хоть и не сильный, но всё-таки дождь.



6. Выборгский замок на острове в Защитной бухте. Можно даже различить людей на смотровой площадке башни Олафа. Которая сейчас, кстати, реставрируется.



7. А это уже исторический кадр. У берега пришвартован теплоход "Короленко", на котором до 2014 года действовала плавучая гостиница. Её затем закрыли из-за плохого состояния судна. После этого три года теплоход стоял заброшенным, и летом 2017 года, к сожалению, сгорел. Сейчас его обгоревший остов затонул, и, торча из воды, продолжает там лежать, но наверное, скоро будет поднят и вывезен на металлолом.



8. Впрочем, уже по этим снимкам видно, что теплоход был в плачевном состоянии. Для меня "Короленко" был особенно примечателен тем, что это систершип теплоходов "Родина" и "Механик Калашников", на которых мы с varandej в августе 2015 года путешествовали по Иртышу, Оби и Обской губе. Жаль, что не успел я его изнутри увидеть. Впрочем, гостиницу на нём ещё до нашего путешествия закрыли.



В шесть часов возвращаюсь на вокзал, чтобы продолжить свой путь. Да, редко кто из посещающих Выборг туристов задумывается, что ехать отсюда дальше по железной дороге можно ещё куда-либо, кроме Финляндии. А между тем, устройство Выборгского ЖД узла довольно интересное: с юго-западной стороны примыкает ветка Зеленогорск - Приморск - Выборг, идущая вдоль берега Финского залива, а на восток уходит линия на Каменногорск и дальше, в Карелию, где на станции Хийтола она соединяется с линией Петербург - Приозерск - Сортавала. Туда как раз я и поеду.

9. Вот на этом поезде, который ждёт меня у платформы слева. Это дизель-поезд РА2 ("рельсовый автобус") сообщением Выборг - Хийтола, правее видна электричка, которая идёт до Питера со всеми остановками, а вдалеке — "Ласточка", на которой я приехал.



Сажусь, и вскоре поезд трогается. Народу совсем немного, значительная часть пассажиров знает друг друга. Сначала поезд едет в ту же сторону, откуда я приехал, то есть в направлении Петербурга, однако довольно быстро уходит с магистрали, поворачивая на восток. Наступает ощущение погружения в "тепловозную провинцию", похожее на то, которое чувствуешь, уезжая дальше от станций Луга, Оредеж или Кузнечное. Вокруг меня тишина вагона, гудение двигателя, стук колёс и лес за окном. Атмосфера малодеятельной железной дороги располагает к погружению в различные размышления.

10.



На самом деле, я здесь не в первый раз. В 2014 году, причём тоже в сентябре, я проехал эту ветку целиком, до самой Хийтолы. Причём ещё успел застать здесь более старый подвижной состав — тепловоз М62 с сидячими вагонами. Замена его на РА2 произошла спустя два месяца. И, кстати, расписание у этого поезда тогда было другим: шёл он на пару часов раньше, позволяя осмотреть всю линию в светлое время суток, и пересесть в Хийтоле на поезд Сортавала - Кузнечное (с которого можно пересесть на электричку Кузнечное - Петербург, закольцевав маршрут по Карельскому перешейку за один день). В этот раз же я ехал в наступающих сумерках, ожидая прибытия в пункт назначения уже в темноте. От Выборга до платформы Инкиля ехать два часа, то есть дольше, чем я ехал на Ласточке из Питера (даром, что в два раза ближе). Одна за другой идут остановки — Таммисуо, Гвардейское, Возрождение, Каменногорск, Боровинка, Красный Сокол... А после восьми вечера — Инкиля. Покидаю поезд, провожая его взглядом. Через сорок минут он прибудет на станцию Хийтола.

11. Вечернее Зайцево. Это единственный кадр, сделанный мной вечером. И возле места, где горел самый яркий фонарь. Слева виден типичный для этих мест финский сельский довоенный домик, а справа — типовая советская деревянная двухэтажка.



Поскольку это был субботний вечер, когда приехало много дачников из Питера и Выборга, люди в посёлке были. То есть на улицах, конечно, никого, но почти в каждом доме в окнах горел свет, и доносились голоса. Надо было выбрать точное место для ночлега, — это, конечно, за пределами посёлка. Немного погуляв по посёлку, и полюбовавшись звёздным небом, иду в лес ставить палатку. Спрашивается, конечно, зачем я поехал в такую даль, если с этого же поезда мог бы сойти раньше и подыскать место ещё засветло? Ответ банально скрывался в наличии иррационального желания отъехать подальше. Тем не менее, здесь-то я и понял, что даже осенью, когда темнеет довольно рано, и может быть жалко времени, искать место надо до наступления темноты. Если не успеть, то потом это сделать будет сложно. Потому что даже мощным фонариком в лесу далеко не посветишь, — работает эффект гардины, при котором тени от веток переплетаются и накладываются друг на друга. Да и устанавливать палатку в темноте наощупь, либо одной рукой придерживая фонарик, — тоже неудобно. Тем не менее, я с этой задачей успешно справился, поставил палатку под сводами елей, и лёг спать. Испытание снаряжения в сентябрьских условиях прошло хорошо, — спать было вполне тепло. А проснулся я утром от... взрыва, раздавшегося неподалёку. Первое, что мне пришло в голову, — "финская армия вероломно и без объявления..." "неужели гроза в конце сентября?". Решил, что надо быстро собраться и идти на станцию (благо, далеко от посёлка я не ушёл), однако потом до меня дошло, что это всего лишь взрывные работы на гранитном карьере поблизости отсюда. Я, впрочем, всё равно встал, но спешить было не нужно.

12. Вот примерно так выглядело место моей ночёвки. Только чуть левее кадра.



13. А это лесная грунтовка, по которой я сюда и пришёл. Такой очень типичный для Карельского перешейка пейзаж.



14. Другая грунтовка — более важная.



15. А вот и Зайцево. Хоть это и Выборгский район, но атмосфера здесь уже заметно другая, нежели вдоль железной дороги Петербург - Выборг. Близость ко второму городу страны уже почти не чувствуется, и эти места скорее напоминают карельское Северное Приладожье. В памяти у меня здесь всплывали посёлки Хийтола и Куркиёки.



16. Впереди видна главная для посёлка автодорога. Она приходит в Зайцево со стороны Выборга, продолжаясь в северо-восточном направлении, во всё более и более глухие приграничные места, через Дымово, в посёлок Ринтала, расположенный уже в Карелии, в пяти километрах от Финляндии, где поворачивает на юго-восток, в уже упомянутую Хийтолу. В районе границы Ленобласти с Карелией дорога проходит через погранзону.



17. В Зайцево, как и в почти всех окрестных посёлках, сохранилось много довоенных финских домов, у которых узнаваемый характерный облик. Наиболее масштабные бои как в Советско-финскую войну, так и в Великую Отечественную, проходили в стороне отсюда, поэтому сельская застройка сохранилась значительно лучше, чем на юге и западе Выборгского района.



18. В Финляндии деревня Инкиля (Inkilä) входила в состав волости Кирву (её центр — нынешний посёлок Свободное в 10 километрах). В составе СССР в 1948 году (во время массовой замены топонимики Карельского перешейка) была переименована в Зайцево в честь погибшего в 1944 году под Нарвой генерал-майора Красной армии Пантелеймона Зайцева.



19.



20. В центре посёлка — железнодорожный переезд на пересечении с веткой Выборг - Хийтола, по которой я накануне приехал. На заднем плане видны скалистые холмы, украшающие зайцевскую панораму.



21. За переездом. Справа виден ещё один финский домик — тот же, который я заснял накануне в темноте.



22. А за домами видно живописное вытянутое озеро Зайцево. Это проточное озеро в реке Дымовке, которая начинается в Финляндии под названием Куунйоки, а впадает в Приозерском районе в Вуоксу.



23. В посёлке неспешная жизнь. Где-то дачники собирают осенний урожай, где-то из-за забора на меня лает собака. А иногда попадаются интересные объекты. Вот, например, какая-то не работающая лесопилка.



24. А это явно финский дом. Тоже, к сожалению, заброшенный.



25. А здесь обратите внимание на крепкую старую сосну справа.



26. Ещё один вид на озеро. Оно находится в низине, и берега у него болотистые.



27. Если в этом году период зелёной листвы затянулся, и золотая осень запоздала, то в прошлом — наоборот, началась раньше времени, и во второй половине сентября была уже почти в разгаре.



28. Речка Дымовка перед началом своего разлива в озеро Зайцево. Течение сильное, речка шумит и, наверное, зимой в этом месте не замерзает.



29.



30.



31. В лесу из земли проступают гранитные скалы. Камни, на которых растут деревья. Здесь такие же ландшафты, как в Карелии.



32. В основном на скалах растёт светлый сосновый бор, наполняющий воздух ароматом хвои.



33. Лесной ручей. Он течёт сюда из озера Бурного (бывшее Кирвунъярви), впадая в Зайцево.



34. Золотая осень в лесах Карельского перешейка:



35.



36. Ну а затем пришло время ехать обратно. Всё точно так же — на дизеле до Выборга, а оттуда в Питер на скоростной "Ласточке". Остановочный пункт (в недавнем прошлом станция) Инкиля выглядит вот так. Рельсы, одинокая платформа и переезд впереди. Это вид в сторону Выборга.



37. Вид в обратную сторону. Народ собирается в ожидании поезда на Выборг. Правее, кстати, можно увидеть остатки бывшего путевого развития. Там лежали ещё два пути, но сейчас всё заросло травой.



В современных реалиях это малодеятельная "перемычка", соединяющая Выборг с железной дорогой Петербург - Приозерск - Сортавала. Но на момент её строительства всё было иначе. Единым целым тогда было направление Выборг - Хийтола - Сортавала, с продолжением в городок Йоэнсуу, который остался в составе Финляндии. Тогда все эти места входили в Выборгскую губернию Великого княжества Финляндского (автономия в составе Российской империи), и железная дорога соединила с Выборгом обширные территории на востоке губернии. Построена она была в 1890-93 годах. Уже в 1916 году появился участок Петроград - Хийтола, который после Зимней войны, из-за метаморфоз государственной границы, слился в магистральный ход с участком Хийтола - Сортавала.

38. Вокзал в Инкиля, кстати, сохранился с времён постройки железной дороги. Впрочем, сейчас он уже не используется по назначению. Это обычный жилой дом на две семьи. Надо же, — кто-то живёт в бывшем вокзале.



39. А кроме того, на нём сохранилась ещё явно советская табличка с названием станции.



40. А потом пришёл мой поезд Хийтола - Выборг. Надо сказать, в такой обстановке РА2 выглядит очень футуристично. Здесь ведь, кстати, и перрон сохранился с 1893 года, — вымощен булыжником.



41. Немного поснимал на обратном пути. Это — станция Боровинка. Характерная черта железных дорог Карельского перешейка — много грузовых поездов с щебнем. Сказывается большое количество добычи камня.



42. А это Каменногорск — узловая станция, от которой начинается железная дорога на Светогорск и дальше в Финляндию. А на юг уходит построенная совсем недавно, и пока ещё не открытая ветка до станции Лосево на Приозерском направлении. В последние несколько лет от Выборга до Каменногорска дотянули контактную сеть, но, вроде бы, пока не подали на неё напряжение.



43. Именно поэтому участок от Выборга до Каменногорска уже не выглядит таким аутентичным, как дальше в сторону Хийтолы. Но несколько старых вокзалов сохранилось и здесь. Вот, например, станция Гвардейское (бывшее Карисалми).



Дальше я вернулся в Выборг и, как и накануне, но теперь уже в обратную сторону, вскоре сделал пересадку — на "Ласточку" до Петербурга. И рассказ о поездке в Зайцево я на этом завершаю.
Tags: Бывшая Финляндия, Выборг, Железная дорога, Карельский перешеек, Ленинградская область, Природа, Путешествия, Россия, Северо-Запад
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments