Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Иркутск. Часть 5, левый берег

Река Ангара делит Иркутск на две примерно равных части. На правобережной стороне расположен исторический центр, сосредоточена, как мне показалось, основная деловая активность города, есть там и несколько спальных районов. На левом берегу, куда город перешагнул только в XX веке, — в основном советские районы, а также железная дорога и промзоны. Населения в обеих половинах города живёт приблизительно поровну. В этот раз осмотрим левобережную сторону Иркутска, а точнее, ту её часть, которая расположена в междуречье Ангары и реки Иркут.



На левом берегу я был в разные дни и ходил разными маршрутами, поэтому этот пост можно условно разделить на две части. Начнём с района Глазково — окрестностей железнодорожного вокзала, а затем перенесёмся гораздо южнее, к Иркутской ГЭС, откуда пойдём снова на север, до Академического моста.

Кликабельная карта с локализацией фотографий по их номерам в этом рассказе. Поскольку охват территории большой, пришлось использовать мелкий масштаб.



2. Так выглядит Ангара с Глазковского моста, который соединяет центр города с районом ЖД вокзала. Это вид вверх по течению, то есть центр здесь левее кадра, а справа видна левобережная сторона. Вдалеке виден Академический мост.



3. А вот так выглядит ангарская вода. Прозрачная, холодная, необычного зелёного цвета. Такова река, текущая из Байкала.



4. Вид обратно. Как видим, Транссибирская магистраль здесь проходит прямо вдоль берега реки, причём из поезда это сразу не заметно. Хоть и центр в Иркутске на правом берегу, но как старый почтовый тракт, так и Транссиб проходят через город исключительно по левому. Причина проста: вскоре после Иркутска магистраль доходит до Байкала и огибает его с юга, то есть левее Ангары: поэтому в случае захода в центр города железной дороге пришлось бы возвращаться обратно на левый берег и пересекать реку дважды (либо строить тупиковый вокзал, где поезда меняли бы направление движения). В итоге решено было построить вокзал на левом берегу, максимально близко к центру. Мост был построен уже в 1930-е годы, до него был понтонный (а в ледостав и ледоход с вокзала в город было не попасть!).



5. Кстати, в наше время зимой Ангара в городе не замерзает из-за плотины ГЭС чуть выше по течению. И в сильные морозы от неё обильно клубится пар, создавая туман. Так же, как Енисей в Красноярске.



Всего мостов через Ангару в городе четыре. Сверху вниз по течению: плотина Иркутской ГЭС с дорогой по ней, Академический, Глазковский и Иннокентьевский мосты. Я не видел только последний.

6. Глазковский мост, помимо реки, пересекает и железную дорогу. С него хорошо видна станция Иркутск-Пассажирский. И это вид на восток (строго говоря, на юг, но у Транссиба ведь всего два направления), то есть в сторону Владивостока.



7. И от моста рукой подать до самого вокзала. Он построен вместе с Транссибом в 1897 году, и расширен спустя десять лет. Он низкий и длинный, и тем самым напомнил мне вокзал в Вологде. Из-за этого не вполне удобный, но, надо отдать должное, очень красивый.



8.



9. Есть ещё крыло вокзала, пристроенное в советское время, но его я заснял только внутри.



Иркутск расположен почти на середине Транссиба, лишь немногим дальше её (несколько западнее есть станция с говорящим названием Половина). При взгляде из европейской части России многие места в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке представляются почти одинаково далёкими (вернее, настолько далёкими, что, вроде как, и разницы уже и нет). А на самом деле, расстояние от Иркутска до Москвы и Владивостока почти одинаково. Такие вот масштабы страны.

10.



Хоть и показываю вокзал я уже в пятой части, но именно с этого места для меня началось знакомство с Иркутском: сюда я прихеал из Тайшета тёплым летним вечером, сразу сев в трамвай до хостела в центре города. Кстати, поезда дальнего следования в черте Иркутска делают две остановки (не самое частое явление): кроме главного вокзала, ещё и на станции Иркутск-Сортировочный на севере города, в отдалённом, но немаленьком Ленинском районе. И когда я ехал, на Сортировочном вышло довольно много людей.

11. Привокзальная площадь и стоянка такси и маршруток. Чуть дальше отдельная стоянка есть у маршруток, ездящих в близкие города области (Ангарск, Усолье, Черемхово, Свирск, Зима).



Иркутск, хоть и крупная станция, и центр Восточно-Сибирской железной дороги, узлом не является (не считая наличие грузового обхода города). После вокзала Транссиб ещё три километра идёт вдоль реки, а потом поворачивает на юго-запад, чтобы через 120 километров выйти к озеру Байкал у самой южной его точки. Но так было не всегда: до 1949 года магистраль шла вдоль Ангары до её истока, сворачивая на берег Байкала именно там.

12. А район ЖД вокзала носит историческое название Глазково или Глазковское предместье. Изначально это село, основанное в XVIII веке, и после постройки Транссиба переросшее в пристанционный посёлок, а затем и включённое в состав города. Впрочем, люди в этом месте жили и гораздо раньше: в Глазково была найдена стоянка людей эпохи Неолита, давшая название Глазковской археологической культуре.



13. И хоть и, как уже сказано, город за Ангару перешёл уже в советское время, старые дома есть и здесь. Они сохранились от Глазковского предместья, которое ещё не входило в городскую черту.



14. Поблизости от вокзала есть Николо-Иннокентиевская церковь, построенная в 1858-59 годах. Изначально это была церковь села Глазково, и она старше Транссиба.



15. Но основная застройка здесь советская. Не знаю, как сейчас, но в советские времена в этом районе по-прежнему большой процент населения составляли железнодорожники.



16. Явно советская вывеска на одном из домов:



17. Но местами на тенистых улицах стоят и старые деревянные дома. Некоторые из них тоже вполне могут быть старше Транссиба.



18.



19. Но облик района постепенно изменяется, и в последние годы появляется всё больше новостроек.



20. Причём не только жилых. Вот это, например, управление грузоперевозок Восточно-Сибирской ЖД (управление самой дороги находится в центре, и его я уже показывал).



О Глазково на этом всё, хотя несколько интересных мест я в нём не увидел, равно как и не дошёл до Студгородка. Теперь перенесёмся на несколько километров южнее — к Иркутской ГЭС, и от неё пойдём на север (то есть обратно в направлении Глазково).

21. Итак, Иркутская ГЭС. На неё есть обзор с левого берега с более близкого расстояния, но туда я подойти не догадался, поэтому приведу здесь вид на плотину с Академического моста (на переднем плане виден висячий мост теплотрассы). Это первая ГЭС Ангарского каскада (следующие три — Братская, Усть-Илимская и недавно построенная Богучанская), и она, в масштабах реки и в сравнении с другими ангарскими ГЭС, небольшая. Тем не менее, и её достаточно для снабжения дешёвой электроэнергией Иркутска и агломерации: благодаря ей в городе очень низкие тарифы на электричество, а в соседнем Шелехове смог появиться алюминиевый завод. Планы строительства каскада ГЭС на Ангаре существовали ещё в 1930-е годы, но строительство развернулось уже после войны. Иркутская ГЭС была построена в 1954-59 годах.



22. По плотине проложена дорога (в левом краю кадра), и по совместительству она служит самым верхним по течению мостом через Ангару.



23. Рядом с плотиной стоит памятник Вождю:



24. А выше плотины разлилось Иркутское водохранилище. Кстати, не самый широко известный факт, но оно включает в себя и озеро Байкал, уровень воды в котором после постройки ГЭС поднялся.



Я уже упоминал, что Транссиб изначально шёл берегом Ангары до истока, и вот перед нами причина изменения его маршрута. Бывший участок магистрали просто попал в зону затопления, поэтому ещё до постройки ГЭС, в конце 1940-х, был проложен новый участок от Иркутска до Слюдянки, идущий напрямую, через отроги Восточного Саяна. А от старого маршрута сохранился участок вдоль берега Байкала между истоком Ангары и Слюдянкой, известный ныне как застывшая во времени и очень красивая Кругобайкальская железная дорога. Там я тоже побывал, и ещё расскажу о ней позже.

25. Берега водохранилища живописны. Иркутяне здесь загорают на песчаном пляже. Кстати, это место носит название залив Якоби — в честь известного российского учёного-электротехника (не случайно, поскольку рядом с ГЭС).



26. Рядом с плотиной — управление Иркутской ГЭС, симпатичное сталинское здание 1955 года.



27. При ГЭС сложился небольшой соцгород, состоящий из сталинских малоэтажек.



28.



29. Боковые улочки здесь очень уютны и утопают в зелени:



30. Встречаются и деревянные двухэтажки. Причём некоторые в довольно неплохом состоянии.



31. Есть и более поздние панельные дома.



32. А дальше микрорайон ГЭС заканчивается, и можно увидеть и новые дома. Впрочем, надо сказать, что какой-то цельности в застройке левобережных районов нету, встречаются дома разных времён.



33. А иногда, кстати, и раритетные машины можно увидеть.



34. Идём дальше. Главная магистраль левобережья — улица Академическая, переходящая дальше на север в улицу Лермонтова.



35.



36. В кадре видны автобусы ЛиАЗ-5292. Их в Иркутске довольно много. Как уже говорилось, общественный транспорт в городе довольно неплох.



37. Дальше попадаем в Академгородок. Здесь находится Иркутский научный центр Сибирского отделения РАН, включающий в себя несколько НИИ, и живут его сотрудники.



38. В глубине кварталов Академгородок тоже очень уютный и зелёный. И надо полагать, что это самый интеллигентный район Иркутска.



39.



40. Новостройки в северной оконечности Академгородка:



За этими домами можно выйти на Академический мост через Ангару. Но к мосту вернёмся позже, а пока заглянем в спальные районы, расположенные чуть в стороне.

41. Их здесь несколько, и застраиваться они стали в 1970-е годы. Я осмотрел один из них — микрорайон Университетский. Интересная особенность его планировки — дома, соединённые вплотную, с проездами через арки. Нумерация домов в микрорайоне сквозная.



42. Визитная карточка позднесоветских районов Иркутска — панельные дома 135-й серии.



43.



44. Поблизости проходит Транссиб, уходящий от берега Ангары в сторону Слюдянки; кстати, в районе Иркутска Транссиб трёхпутный на протяжении примерно 150 километров. За железной дорогой видна Кайская роща — участок реликтового хвойного леса, сохранившийся в черте города.



45. А ещё дальше виден соседний микрорайон — Первомайский:



46. Во дворе Университетского:



47. Новые дома:



48. Самое, наверное, оживлённое место Университетского. Это улица Улан-Баторская (кто не знает, она названа в честь столицы Монголии).



49. Вернёмся к Ангаре. Два берега реки здесь соединяет Академический мост, построенный в наше время — в 1999-2013 годах.



50. Вид назад, на левый берег:



51. И вид в сторону правого берега. На переднем плане виден совершенно потрясающий объект — остров Елизовский. Это остров в русле Ангары, на который нет ни моста, ни паромной переправы (то есть попасть можно только на лодке, благо зимой река не замерзает), и на котором при этом есть дачные участки! Ладно бы если такое было за городом (и то необычно), но это место уже давно входит в черту Иркутска. Остров без моста с дачами в окружении шума и многоэтажек крупного города — это отдаёт каким-то сюрреализмом.



52. Дальше мост проходит прямо над островом Конным, на который есть спуск с моста. На нём находится детская железная дорога; изначально в Иркутске она находилась в Рабочем предместье, а сюда была перенесена уже в 1992 году.



53. ДЖД проходит через какие-то заросли, и, пожалуй, если бы не светофор, пейзаж вполне сошёл бы за узкоколейку где-нибудь в глубинке.



54. Под мостом сделали, видимо, декоративный тоннель. Причём похоже, что это вариация на тему тоннелей уже упомянутой Кругобайкальской ЖД, где их очень много.



55. Центр ДЖД — станция Солнечная (две других носят названия Родники и Ангара).



56. Есть тут и перрон с навесом. Я был здесь в день, когда ДЖД не работала.



57. Тепловоз ТУ2 и вагоны ПВ40:



58. Хвостовой вагон — полуоткрытый. Хорошо для жаркой погоды.



59.



60. Депо детской железной дороги:



61. При ДЖД есть и кафе на базе списанного старого вагона:



62. К ДЖД примыкает маленький бесплатный музей под открытым небом, посвящённый уже "большим" железным дорогам (часть музея истории Восточно-Сибирской железной дороги). Вот, например, паровоз серии Л.



63.



64. Участок пути с контактной сетью и стоящая на нём шпалоподбивочная машина ШПМ-02:



65. Узкоколейная дрезина:



66. Образцы рельсов:



67. А это топка от паровоза:



68. И вагонетка, использовавшаяся при строительстве железных дорог:



69. По соседству с Конным островом находится остров Юность и городской парк. С него можно по пешеходному мосту попасть в центр города, к уже показанной в первой части набережной с памятником Александру III.



И на этом пока остановимся. У левобережной стороны Иркутска есть ещё довольно большая северная часть — Ленинский округ, расположенный за рекой Иркут. Удалённый и обособленный район города, живущий несколько своей жизнью. В следующий раз отправимся именно туда — в микрорайон Иркутск-2, являющийся соцгородом авиационного завода, а также спальный район Ново-Ленино, который я тоже немного осмотрел.
Tags: Восточная Сибирь, Железная дорога, Путешествия, Россия, Сибирь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments