?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Иркутск. Часть 6, Иркутск-2 и Ново-Ленино
nord_ursus
На северо-западе Иркутска, по левую сторону и от Ангары, и от Иркута, находится заметно обособленная часть города — Ленинский округ (да, Иркутск делится не на районы, как большинство городов, а на округа). Это отдалённый район, куда довольно долго приходится ехать на автобусе из центра города, и где даже есть свой железнодорожный вокзал. При этом численность населения Ленинского округа составляет 150 тысяч жителей (то есть, почти каждый четвёртый иркутянин живёт именно там). И состоит он из двух частей, довольно заметно отличающихся друг от друга: к востоку от железной дороги расположен район Иркутск-2 (также Второй Иркутск) — сталинский соцгород Иркутского авиационного завода, а к западу — выросший в позднесоветские годы спальный район Ново-Ленино. Эти места и осмотрим в этом рассказе.



Изначально у меня был план осмотреть этот район в один день с посещением Ангарска, вернувшись на электричке в Иркутск до станции Иркутск-Сортировочный, которая находится именно здесь. Но в итоге я совместил Ангарск в один день с Усольем-Сибирским, а во Второй Иркутск и Ново-Ленино ездил в другой день на городском автобусе из центра города. Ехать пришлось достаточно долго: автобус проезжает через показанное в прошлой части Глазково (район вокзала), затем пересекает по мосту реку Иркут, попадает в кварталы частного сектора, и уже кажется, что город заканчивается, но вскоре после разявзки снова появляется капитальная застройка со сталинской архитектурой. Именно это и есть Второй Иркутск — соцгород Иркутского авиационного завода (ИАЗ).

2. Итак, Иркутск-2. Если я правильно понимаю, первые годы своего существования соцгород ИАЗа официально являлся отдельным населённым пунктом, от чего и получил такое название. В любом случае, такому району оно подходит: он действительно воспринимается как будто отдельный городок (подобно соцгороду автозавода в Нижнем Новгороде или нефтезавода в Омске).



3. Во многом такое ощущение создаётся благодаря сталинской архитектуре: хоть и географически этот район расположен на окраине, но застройка здесь старше многих мест, более близких к центру. Пожалуй, это наиболее цельный район со сталинской архитектурой в Иркутске.



Иркутский авиационный завод был построен в 1931-1934 годах. В советские годы он производил почти исключительно военные самолёты (в основном бомбардировщики), а в наше время строит также и гражданские. В постсоветскую эпоху завод (а значит и порождённый им жилой район) довольно длительное время пребывал в упадке, но в последние годы снова оживает и развивается.

4. Главная улица соцгорода — улица Сибирских Партизан (название связано с гражданской войной). Оживлённая, многолюдная и утопающая в зелени (с чем вообще в Иркутске неплохо):



На самом деле, сразу скажу, что мой рассказ о Втором Иркутске несколько неполный. Дело в том, что я почему-то не догадался дойти до самого завода и запечатлеть его управление с памятником самолёту Як-28 (хотя и был почти рядом). Однако и без этого мой отчёт представляет собой редкость: туристы во Второй Иркутск не добираются практически никогда, и отчётов про этот район я если и видел, то единицы.

5. Парадная улица района застроена приятными послевоенными сталинками. Несколько напоминает центр Северодвинска.



6. Архитектурные элементы:



7. И явно советская вывеска:



8. Интересно бывает и заглянуть во дворы:



9.



10. А вот этот дом ещё довоенный — построен в 1939 году:



11. Парадный фасад дома:



12. Особенно впечатляют лоджии:



13. На боковой улице по соседству стоит ещё один довоенный дом:



14. Найдите кота!



15. Есть тут и квартал деревянных барачных домов, построенных, вероятно, во времена строительства авиазавода. Скорее всего, они подлежат расселению, и осталось им недолго.



16. Причём есть среди них и довольно интересные с архитектурной точки зрения.



17. Второстепенные улицы, соседние с улицей Сибирских Партизан. Здесь застройка уже поскромнее, и до многих домов пока не дошёл ремонт.



18. Люблю сталинскую архитектуру. В ней даже простые двухэтажные дома бывают вполне изящными.



19. Ещё одна советская вывеска. На фоне такой архитектуры они смотрятся очень гармонично.



20. Двухэтажные домики. Без таких, наверное, ни один сталинский соцгород не обходится.



21. Интересное название улицы:



22. За жилым кварталом — парк и стадион авиазавода. С советскими мозаиками на воротах.



23. Впереди виден стадион "Зенит", а перед ним — памятник Ильичу:



24. Который, как оказалось, в эпоху забвения коммунистических идеалов уже очень давно не ремонтировался.



25. Зато спортивная площадка рядом новая, и вполне пользуется популярностью у местных.



26. А поблизости есть многолюдный Комсомольский парк с аттракционами и громкой музыкой:



27. При этом, посмотрев на него с другой стороны, об этом сразу и не догадаешься. От улицы парк отделён ещё советской оградой, за которой тень от старых деревьев.



В общем, как уже сказано, Иркутск-2 я осмотрел не полностью, не дойдя до самого завода, а также до места одного трагического события — катастрофы самолёта Ан-124, произошедшей 6 декабря 1997 года, когда самолёт, взлетая с заводского аэродрома, из-за отказа двигателей упал на жилые дома. Сейчас на этом месте построена церковь и мемориал.

28. Более поздняя часть соцгорода, по другую сторону от улицы Сибирских Партизан, застраивалась уже начиная с 1960-х.



29. Красивый плакат на торцевой стене дома:



30. А это маленькая иллюстрация к восточно-сибирским реалиям. Китайская валюта здесь одна из основных иностранных.



31. Улица Мира. Здесь есть и немного частного сектора.



32. Есть и позднесоветская застройка. В том числе и девятиэтажки 135-й серии.



33. А дальше начинаются новостройки. На фотографиях Иркутска в кадр мне часто попадает магазин "Слата". Для Иркутска это почти местный аналог "Магнита" и "Пятёрочки" в европейской части России (хотя и без такого размаха).



34. Забавная вывеска. Речь идёт о сочетании владельцев здания с названием улицы в его адресе.



35. Через пару кварталов от оживлённых улиц авиазаводского соцгорода можно выйти в частный сектор, в котором есть даже явно дореволюционные дома. Это осколки посёлка Иннокентьевский, который находился здесь до появления авиазавода.



36. Что это был за посёлок — очень легко догадаться по характерному облику некоторых из этих домов. В них легко узнаются железнодорожные путейские казармы. Ну а в этом кадре легко различить характерную тень от пешеходного моста над железнодорожными путями.



37. И вот передо мной Транссиб и станция Иркутск-Сортировочный, с вокзалом в стиле позднесоветского модернизма. Несмотря на название, она имеет и большое пассажирское значение. Именно это и есть собственный ЖД вокзал для Ленинского округа Иркутска. Здесь останавливаются поезда дальнего следования, тем самым существенно облегчая жизнь местным жителям: люди, живущие во Втором Иркутске или Ново-Ленино, могут сразу попасть в свой район, а не ехать 7 километров обратно от главного вокзала.



Станция была открыта в 1899 году под названием Иннокентиевская (в честь святого Иннокентия Иркутского, который похоронен в Знаменском монастыре), дав название и пристанционному посёлку. В наше время сортировочная станция в Иркутске большая. Здесь же расположены два локомотивных депо — ТЧЭ-5 и моторвагонное ТЧ-35.

38. Сохранилось дореволюционное здание депо (сейчас не знаю, для чего используется). Это вид в восточном направлении, то есть в сторону главного вокзала. Вдалеке просматривается и центр города (на фото даже можно разглядеть Крестовоздвиженскую церковь), и спальные районы на юге и востоке.



39. Привокзальная площадь. По эту сторону от Транссиба начинается район Ново-Ленино. Своё название, как и Ленинский округ, он получил от посёлка Ленино, — так был переименован посёлок Иннокентьевский в 1920 году.



40. К железной дороге прилегает лесопарк под названием Молодёжная роща. Вероятно, это сохранённый и несколько облагороженный участок леса.



41.



42. Пройдя рощу насквозь, попадаем на улицу Розы Люксембург. Именно это и есть главная магистраль Ново-Ленино, которое здесь представляет собой кварталы послевоенных сталинок: эта часть Ново-Ленино — район железнодорожников.



43. От рощи я пару километров проехал на автобусе, добравшись в итоге вот сюда. Именно так Ново-Ленино выглядит в большей своей части. Это спальный район, который начал застраиваться уже в 1960-е годы. Народу здесь живёт немало, но район наиболее отдалённый и труднодоступный. Кстати, как уже говорилось, ПАЗиков в парке городских автобусов Иркутска не много, но, по-моему, ходят они исключительно в этот район (будто нарочно в самый отдалённый район отправляют самые плохие автобусы). Впрочем, и новые МАЗы сюда тоже ездят.



В своём нынешнем виде район Ново-Ленино сложился благодаря построенному здесь машиностроительному заводу "Радиан", который производил резисторы и конденсаторы. В середине 1990-х годов завод потерпел почти полный развал, оставив до нашего времени руины своих цехов, хотя в сильно сокращённом виде всё-таки сохранился, сменив профиль на электроэнергетику, и продолжая работать по нему и сейчас. Разумеется, упадок завода сильно ударил и по Ново-Ленино. В постсоветские годы район долго имел репутацию криминального. Да и сейчас он считается наименее престижным, и цены на жильё здесь самые низкие в Иркутске (хотя, конечно, тут больше отдалённость сказывается). Впрочем, чисто внешне — нормальный обычный спальный район, даже вполне современный.

44. В последние годы он и развивается. Вот, например, новый торговый центр.



45. Дворы:



46. Дома довольно ухоженные, многие прошли капремонт. Впрочем, ходил я в Ново-Ленино лишь по главной улице Розы Люксембург. Может быть, на других ситуация похуже.



47. В общем, надо сказать, что, по крайней мере, в центральной своей части район произвёл на меня вполне неплохое впечатление.



48. "Ну, заяц, погоди!"



49. Дальше хрущёвки сменяются девятиэтажками уже знакомой нам 135-й серии и новостройками:



50. И вот на этом месте и закончу я рассказ о Ново-Ленино.



Да и не только о Ново-Ленино. На этом уже почти всё и об Иркутске. Следующий пост будет заключительным, эпилогом рассказа об Иркутске, где я покажу несколько вечерних видов, запечатлённых мной в центре города, где я ходил гулять почти каждый вечер.

  • 1

Странно, но я даже не рассматривал Ленинский район как место для прогулок в познавательных целях. И зря! Соцгород авиазавода интересный, почти не уступает любимому мной сталинскому центру Ангарска.


Ну да. Ново-Ленино особенно ничем не примечательно, а вот Иркутск-2 посетить стоит

О, сталинская архитектура и обилие зелени - то, что доктор прописал :)
Довольно приятные виды.

Да, согласен. Уютный район там

14 -- я в первую очередь его и увидел :)

16 -- как сильно в культурный слой дом ушёл. Вроде и лет не так много.

Edited at 2017-11-12 08:13 pm (UTC)

Да, видимо, улицу с тех пор несколько раз реконструировали

21. В принципе, ничего особенного и нет. В нашей области ещё с царских времён немало украинцев(3 или даже 2 по численности народ в области), как и поляков с немцами. Только если последние-в основном ссыльные и так до конца и не  обрусевшие, то хохлы в основном - переселенцы, и очень быстро смешались с местными. Так что если кто хочет увидеть какого-нибудь Пилипчука с монгольским лицом-милости просим:)


Скорее, украинцы по численности - второй народ в здешних краях. Даже фамилии губернаторов Приангарья - Ерощенко, Левченко... сплошь украинство))

Нет, вторые всё-таки буряты

Такой спокойный и тихий район , сталинская архитектура здесь придаёт и столичность, но и одновременно вместе с зеленью особый уют .

Спасибо за пост !


Да, нетривиальное место для прогулок. Вплоть до 2010-х годов я старался Новолягу стороной объезжать и без лишней надобности туда вообще не соваться. Хотя да, Иркутск-Сортировочный делает здесь неплохую транспортную доступность для поездов и электричек, помню раньше поезда пассажирские стояли сначала минут 20-25 в Ирк-сорт., затем еще минут 20 уже на главном вокзале. А многие с южных окраин Иркутска (Синюшина гора, Первомайский) добирались в НЛО и вовсе на электричке, так быстрее. А Пазики - это вообще извечная головная боль Иркутска в целом и НЛО в особенности. Малая вместимость, некомфортная езда через центр с пробками, длительные интервалы, в час пик фиг уедешь. Из-за транспортных проблем мне Иркутск не нравился никогда.
Во втором Иркутске не был лет 10, там раньше еще мемориальная доска была, что в одном из домов по улице Мира гостил Высоцкий и пел песни с балкона) А еще в Новоленино интересно посмотреть на 17 Советских переулков и над сад Томсона (сад с уникальными для Сибири растениями, созданный в свое время простым любителем-селекционером). Правда, сад нынче в запустении, но что-то там стараются благоустроить и расчистить.

  • 1