nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Западная Витебщина. Август 2017
nord_ursus
В августе 2017 года, традиционно проводя время на своей даче в Беларуси, я на три дня съездил в Витебскую область, совершив это путешествие совместно с жителем Витебска Андреем schelkunov. Охватывала наша поездка районы на западе области, расположенные в озёрном краю поблизости от границы Беларуси со странами Прибалтики — Литвой и Латвией. Край этот тихий, провинциальный, в стороне от больших дорог. Мы видели несколько малых городов, сельскую глубинку, природу с лесами, полями и озёрами и глухоманные железные дороги. Довольно подробный обзор, посвящённый истории и географии самого этого края вы можете прочитать у Андрея вот здесь (к тому же, посетил он там и ещё несколько мест вне этой поездки). Я же пока ограничусь кратким обзором самого путешествия.



Я не случайно упомянул про глухоманные железные дороги. Дело в том, что именно они и стали поводом для этой поездки. И несколько комичная, хотя и неприятная сама по себе, особенность путешествия на стадии его планирования была в том, что из-за бюрократических сложностей мы не посетили те два места, ради которых, по идее, всё и задумывалось. Речь идёт о посёлках Лынтупы и Друя, расположенных в тупиках двух смежных железнодорожных линий, у границы Беларуси с, соответственно, Литвой и Латвией. Причина в том, что эти места входят в погранзону, и мне, как гражданину другого государства, туда надо было получить пропуск, с целью чего я в день приезда из Питера в Минск направился в Пограничный комитет Беларуси, где получил отказ из-за отсутствия документов, подтверждающих цель поездки в погранзону (строго всё, однако). Впрочем, мне попадалась информация, что так дело обстоит именно в Минске, тогда как ближе к месту (вроде, в Полоцке) пропуск получить проще, но этим заниматься было уже поздно. Поэтому нам пришлось в срочном порядке переделывать маршрут поездки. И если изначально мы планировали съездить в Лынтупы и Друю, присовокупив к ним всё остальное, то теперь именно "остальное" и оставалось, а две названные крайние точки от маршрута пришлось отсечь.

Кликабельная карта нашего маршрута. Здесь же видна конфигурация этого куста малодеятельных железных дорог: от станции Крулевщизна на магистральном ходу Полоцк - Молодечно отходит тупиковая ветка на Лынтупы, от середины которой (станция Воропаево) идёт такая же тупиковая ветка на Друю. Впрочем, мы в ходе поездки перемещались в основном на автобусах. Цифры на карте обозначают не номера фотографий в этом посте, а последовательность пунктов нашего перемещения.



Но именно по железной дороге, ночными поездами, мы осуществляли заброску (в Поставы) и выброску (из Миор). Почти одновременно поздним вечером из Минска и Витебска отправляются два встречных поезда, которые идут через Молодечно и Полоцк и проходят через станцию Крулевщизна, где они встречаются друг с другом и лишаются прицепных вагонов до Лынтуп и Друи: из Витебска есть по одному вагону и в Лынтупы, и в Друю, а из Минска только в Друю. В Крулевщизне эти вагоны, прибывшие с разных сторон, объединяются в один трёхвагонный состав и едут дальше, расцепляясь на станции Воропаево (причём в Крулевщизне одновременно происходит и обратный процесс с такими же вагонами, идущими назад). Таким образом, мы с Андреем выехали из разных городов, но ночью после Крулевщизны оказались в соседних вагонах одного поезда. А поскольку ехали мы в Поставы, а из Минска нет прямого вагона до Лынтуп, мне пришлось в четыре утра в Воропаево пересаживаться в витебский вагон, где ехал Андрей.

2. Город Поставы и стал первым пунктом поездки. И он же — самый крупный (20 тысяч жителей) населённый пункт на всём нашем маршруте, да и, в общем-то, во всей Западной Витебщине, а также самый западный райцентр Витебской области.



3. Дворец Тизенгаузов (конец 18 века) в Поставах:



4. И дома тоже 18 века, времён заката Речи Посполитой:



5. Железная дорога. Та самая тупиковая тепловозная ветка Крулевщизна - Лынтупы. Тупиковой она, кстати, стала не так давно: раньше она продолжалась в Литву, и, более того, — её появление начиналось именно оттуда.



По железке мы ехали в обратную сторону от Постав до Глубокого, далее перемещаясь по автодорогам на автобусах и даже немного пешком, и вернувшись к стальной колее уже на обратной дороге до Минска и Витебска.

6. Город Глубокое (18 тысяч жителей), особенно известный благодаря двум памятникам архитектуры в стиле виленского барокко (на фото — один из них, костёл Святой Троицы).



В Российской империи этот край входил в состав не Витебской губернии, а Виленской и Ковенской (центры которых, города Вильно и Ковно — не что иное, как нынешние Вильнюс и Каунас). А после революции эти районы Витебщины оказались в составе Польши (до похода Красной армии в Западную Белоруссию и Западную Украину в 1939 году), и Андрей в своём обзоре именно по этому критерию и выделил Западную Витебщину как историко-географический регион. На севере советско-польская граница уходила заметно на восток, поэтому здесь польскими были даже земли, расположенные прилично восточнее Минска.

7. И в каждом райцентре (на фото — Глубокое) временами попадаются характерные польские постройки тех лет, какие вообще можно видеть по всей Западной Беларуси.



8. И столь же часто на кладбищах встречаются братские захоронения солдат польской армии, погибших в Советско-польскую войну 1919-1920 годов, по итогам которой, собственно, и вошли эти земли в состав Польши.



9. Следующим пунктом после Глубокого был посёлок Шарковщина, где мы увидели реку Дисну (приток Западной Двины).



Больше всего времени мы провели в Браславском районе, где у нас были обе ночёвки (а ночевали мы на природе в палатках). Пожалуй, на Западной Витебщине именно этот район наиболее посещаем туристами, благодаря своим озёрам.

10. Город Браслав (10 тысяч жителей). Мне он немного напомнил российский Себеж в Псковской области, но покрупнее. Впрочем, здесь ведь и недалеко.



11. Узкоколейка возле села Ахремовцы рядом с Браславом. Это место мы посетили ещё до Браслава, и поблизости отсюда была первая ночёвка.



12. Это тоже рядом с Браславом, но по другую сторону. Вдалеке видны башни костёла в селе Слободка.



13. Браслав находится в живописном озёрном ожерелье. На берегу одного из таких озёр мы ночевали второй раз за поездку.



14. День третий. Село Иказнь (Браславский район) и костёл начала 20 века.



15. Последним пунктом путешествия был тихий городок Миоры (8 тысяч жителей).



16. Впереди виден костёл Вознесения Девы Марии (1907):



Миоры находятся на железной дороге — на ответвлении Воропаево - Друя. И на станции Миоры активная часть нашей поездки была завершена, и мы поехали обратно в разных вагонах (Андрей в Витебск, а я в Минск).

17. В общем, места интересные. Такая тихая и немного отрешённая белорусская провинция, после которой несколько странно было попадать в двухмиллионный Минск. Этот край, вместе с севером Витебской области, мне хочется назвать "Белорусским Севером" — по аналогии с Русским. И даже без посещения погранзоны мы почти всё время были рядом с границей, порой приближаясь к ней почти на десять километров.



Как уже сказано, это край на периферии Белоруссии, и в стороне от больших дорог. В советское время крупного промышленного развития здесь не было, да и война многое уничтожила. Сейчас эти районы живут в основном сельским хозяйством и пищевой промышленностью. Поэтому и старый уклад жизни здесь лучше сохранился, и облик глубинки достаточно аутентичный. Впрочем, к сожалению, всё это сопутствует и тому, что люди здесь живут бедно, а молодёжь в основном уезжает.

18.



19. И заброшенные деревни тоже иногда встречаются.



20. Но жизнь идёт! Размеренно и неспешно.



21.



И пока что на этом прервёмся. Следующий рассказ будет про город Поставы, который, как уже говорилось, стал первым пунктом путешествия, куда мы приехали поездом рано-рано утром на рассвете.

ЗАПАДНАЯ ВИТЕБЩИНА. АВГУСТ 2017:
Общий обзор
Поставы
На поезде из Постав в Глубокое, и немного истории местных железных дорог
Глубокое
Шарковщина
Ахремовцы и узкоколейка
Браслав. Часть 1
Браслав. Часть 2
Природа и городище в окрестностях Браслава
Слободка и Иказнь
Миоры

  • 1
О, прикольно почитать о ранее виденных на фотографиях местах глазами другого участника экспедиции.))
А у тебя даже дача в Беларуси, ничего себе.

Дача моих минских родственников, куда мы всегда ездим, потому что своей под Питером никогда не было (в детстве я вообще всё лето там проводил). Кстати, в недавнем посте про Столбцы я упоминал про это)
Но вообще на вопрос о том, почему у меня дача в Беларуси, мне здесь, в ЖЖ, отвечать приходится очень регулярно. Хоть в заглавном посте пиши про это))

Да я чёт пропустил этот момент. Или просто уже забыл детали.
Но вообще помню, ты говорил, что у тебя родственники там. Но не ожидал, что ты прям регулярно туда ездишь.

Я до определённого времени (примерно лет до 16-ти) за пределами Питера и Ленобласти в Беларуси бывал больше, чем в каких-либо других регионах России, и на поездах Беларускай чыгунки ездил чаще, чем на поездах РЖД))

Прикольно. А я наоборот ещё ни разу там не был. Но вырос на Украине, считай.))

А где конкретно, если не секрет?)

Edited at 2017-11-18 10:07 pm (UTC)

В Севастополе.))) Но бывал также в Харькове и Запорожье.

Тогда Украина, да )

Тогда была да.)))
Но в Москву почти каждый год прилетал. На Новый год, как правило.

А я в детстве ездил каждый год - но по строго определённому маршруту, к родственникам в Тулу, Липецк и Ессентуки (ну иногда на море выезжали, аж два раза - в Анапу и в Евпаторию). А в Челябинске я не был практически до поступления в институт :)

>>А в Челябинске я не был практически до поступления в институт :)

Я в Москве первый раз побывал в 22 года:)

И там и остался? Нет, через Москву я не по разу проезжал ежегодно с самого детства. Да что там, я и родился-то в 200 км от Кремля :)

Не, через 2 года только переехал:)

"Белорусским Севером" я бы все-таки север Витебской области назвал. Правда, беден он на достопримечательности, в отличие от Русского.

Да, я пожалуй, дополню, что так лучше назвать более обширный регион

По собственным ощущениям, я бы границу Белорусского севера провел бы по линии Браслав-Миоры и дальше по Двине.

Какие красивые костелы!
А вообще здорово, что белорусские дороги сохраняют прицепные вагоны. Российские их постепенно отменяют :(


Это да, на БелЖД ситуация в целом, конечно, лучше. По крайней мере, с внутренним сообщением. Там и билеты внутри Беларуси очень дешёвые

Костёлы красивые. А линия на Друю была тупиковой?

Да, но на другом берегу Двины в Пиедруе начиналась ветка до Индры на Риго-Орловской дороге. А ещё в Друе узкоколейка из Дукштов (Дукштаса) заканчивалась. То есть, к Друе с трёх сторон подходили три железные дороги, которые никогда не соединялись между собой.

Я и смотрю - вроде как, на картах там следов железнодорожных мостов не видно.

о, Поставы! Как мне там понравилось в свое время!

Вот следующий пост про них и будет)

Да, регион бедненький (Шарковщинский район в Беларуси занимает почетной первое место с конца по средней зп, Миорский - на призовом третьем, Браславский тоже где-то в десятке), но очень интересен.

В Глубоком, жалко, никогда ещё не был, остальные точки мне знакомы.

А на ветке на Лынтупы вроде (если ничего не путаю) есть даже участок, где к белорусской железке примыкает участок уже неиспользуемой литовской дороги - так и стоят они друг напротив друга через пограничный забор (с белорусской стороны там даже глухой о.п. есть), это наверное как раз в Адутишках, если опять же, ничего не путаю.

Да, есть такое место. И это действительно Годутишки (Адутишкес). Туда я, впрочем, не доезжал (в отличие от моего напарника по поездке)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account