nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
На поезде из Постав в Глубокое
nord_ursus
Одна из колоритных деталей запада Витебской области — это малодеятельные железные дороги. Я вообще люблю, когда в тихом провинциальном краю есть какая-нибудь железная дорога местного значения — как правило, однопутная и тепловозная, которая украшает его атмосферу и сосредотачивает жизнь населённых пунктов вдоль неё. И на севере Беларуси самая, наверное, атмосферная из них — тупиковая ветка Крулевщизна - Лынтупы, вместе с ответвлением Воропаево - Друя; оба тупика — Лынтупы и Друя, находятся у границы Беларуси с, соответственно, Литвой и Латвией. В этот раз проедем по этой ветке на пригородном поезде между городами Поставы и Глубокое.



По этой самой железной дороге (и даже в том же вагоне) мы с schelkunov ранним-ранним утром приехали в Поставы, и в утренние часы успели осмотреть этот небольшой город, в итоге вернувшись на вокзал.

2. Вокзал здесь послевоенный, типового проекта:



3. На станции царило оживление. Люди ожидали поезда. Среди пассажиров заметно большое количество железнодорожников.



4. И вот, в восемь сорок утра прибывает наш поезд. Тепловоз М62 и один плацкартный вагон — если для Российских железных дорог это вполне стандартное устройство пригородных поездов в провинции, то для Белорусской ЖД этот поезд почти уникален (вроде бы, второй такой — Осиповичи - Гродзянка в Могилёвской области), так как на не электрифицированных железных дорогах в Беларуси обычно ходят дизель-поезда.



Интересна и схема курсирования этого вагона. Дело в том, что на нём же мы приехали в Поставы. Только тогда это был прицепной вагон дальнего следования Витебск - Лынтупы, а теперь он перевоплотился в пригородный поезд Лынтупы - Крулевщизна. Точно так же он вечером пойдёт назад в Лынтупы, а оттуда снова в Витебск, в качестве дальнего прицепного.

5. Итак, мы садимся, нас даже узнаёт проводница, со словами "Что, уже обратно?". Тепловоз даёт гудок, и мы плавно покидаем Поставы. Солнце всё выше, неторопливый перестук колёс среди лесов и лугов этого Белорусского Севера. Долгое время мы наблюдали дорогу из тамбура, глядя на убегающую назад колею.



Немного о том, что это за железная дорога, и как она появилась. На этом фрагменте карты Белорусской железной дороги легко найти (я специально отметил красным крайние пункты) этот самый куст малодеятельных железных дорог. Правда, данные на карте немного устарели, и ветка на Лынтупы показана не тупиковой, а с продолжением в Литву.



Да, до недавнего времени действительно так и было. Более того — начинала строиться эта железная дорога именно с литовской стороны (впрочем, тогда всё была Российская империя). От станции Свенцяны (ныне Швенчёнеляй в Литве) на Петербургско-Варшавской железной дороге, через Лынтупы и Поставы, в 1895-97 годах была построена узкоколейная ветка до станции Березвечь (ныне Глубокое, куда мы едем). То есть ветка была тупиковой, но с другой стороны. А в Первую мировую войну, когда поблизости отсюда проходила линия фронта, русские войска, во-первых, перешили дорогу на широкую колею, а во-вторых, продлили её до станции Сеславино (ныне Крулевщизна) на Бологое-Седлецкой железной дороге (продолжение Бологое-Полоцкой). Таким образом, ветка стала сквозной. Кроме того, тогда же, но уже немецкими войсками, были построены прифронтовые дороги от Лынтуп до станции Подбродье (ныне Пабраде в Литве) на той же Петербургско-Варшавской, а также тупиковая до станции Кобыльник (позже была продлена до Нарочи, а в 1950-е годы закрыта и разобрана). В 1933 году, когда эти земли входили в состав Польши, была построена ветка Воропаево - Друя, которая была тупиковой изначально: Друя и в довоенной Польше была пограничной с Латвией.

6. А поезд наш едет по белорусской глубинке, среди деревень, исправно останавливаясь у каждого столба. Как, кстати, и по пути туда. Кроме него по этой линии ходит ещё дизель Полоцк - Поставы. А вот на друйской ветке пригородного сообщения нет — только прицепные вагоны из Витебска и Минска. Мы сначала собирались проехать обе ветки целиком и побывать и в Лынтупах и Друе, но я не смог получить пропуск в белорусскую погранзону (там он, в отличие от России, требуется только гражданам других государств). Ближе к Лынтупам есть интересная остановка (бывшая станция) Годутишки, где железная дорога вплотную соприкасается с границей.



В советское время по этой ветке ходил поезд Витебск - Вильнюс (который, постепенно угасая, и "сжался" теперь до прицепного вагона до Лынтуп). А в постсоветские годы своё значение эта линия утратила, будучи разорвана новоявленной государственной границей. И уже в начале 2000-х годов станция Лынтупы стала тупиковой, когда продолжения линии на Пабраде и Швенчёнеляй были закрыты и разобраны, равно как и построенное в 1980 году тупиковое ответвление Годутишки - Диджясалис. В общем, путь по этой ветке в Литву оказался закрыт, а бывший ЖД узел Лынтупы стал медвежьим углом Беларуси.

7.



8. Иногда колея прямая как струна, а иногда извивается, теряясь в поворотах. Попадаются на пути и переезды на местных автодорогах.



9. Остановочный пункт Новосёлки и одноимённая деревня:



Короткое видео в окно тамбура:



10. Ещё одна остановка. На минуту поезд замолкает.



11. Это остановочный пункт Жефарово. Короткая платформа, простенький навес, вышло несколько пассажиров. Вокруг здесь только маленькие деревеньки.



12. А мы едем дальше. Раздаются гудки тепловоза, к которым эти места давно привыкли.



13.



14. Вскоре прибываем на станцию Воропаево. Вот и грузовой стоит. Небольшое грузовое движение здесь есть.



15. Вокзал точно такой же, как в Поставах. Он уже знаком мне по ночной пересадке на этот вагон из вагона Минск - Друя.



16. Сохранился переживший все войны железнодорожный дом времён постройки дороги (увы, фото нечёткое).



Воропаево как деревня известно с середины XIX века, а после постройки железной дороги стало пристанционным посёлком. Ныне живёт здесь 2 с половиной тысячи человек (на момент распада СССР было 4 тысячи).

17. Отправляемся из Воропаево, наблюдая ответвление на Друю. Находится оно со стороны Крулевщизны, поэтому поезд, идущий в Друю, меняет направление движения (а прицепной вагон Минск - Друя делает это трижды за 315 километров пути!).



18. Какие-то старые заброшенные постройки рядом с ЖД:



19. Вскоре Воропаево пропадает из виду, и вокруг нас снова природные пейзажи. А ещё довольно архаичные телеграфные столбы вдоль дороги. Через эти места я проезжал этой же ночью, пока спал.



20. Тепловоз пускает дым, издаёт гудки, похожие на паровозные. В общем, для полноты картины не хватало только чая в подстаканниках.



21. А потом мы приехали в Париж... Да, и это не шутка. Здесь, как и на Южном Урале, есть село с таким названием (по-белорусски Парыж). Причём происхождение его точно не известно, но зато макет Эйфелевой башни в белорусском Париже есть. Остановка на ЖД, впрочем, называется Новодруцк (так же называлось село в 1973-2006 годах). Раньше это была станция, а ныне станционное здание заброшено.



22. Остановка Шарабаи — предпоследняя на нашем пути:



23. И наконец, после почти полутора часов пути, в десять утра мы прибываем в Глубокое (бывшая станция Березвечь, где когда-то заканчивалась эта железная дорога), перед станцией проехав вдоль городской промзоны. Вокзал здесь, видимо, позднесоветский, и самый крупный на этой линии.



24. Мы покидаем поезд, он идёт дальше в Крулевщизну, до которой ему ехать осталось двадцать минут. На фото — взгляд назад, откуда мы приехали. Характерная деталь — много грузовых вагонов с лесом.



Перед нами — Глубокое, город в 19 тысяч жителей, чуть поменьше Постав. Статус города Глубокое получило уже в советское время, но история его вполне соответствует названию. Есть здесь и памятники архитектуры виленского барокко, и ряд других интересных мест. В общем, именно этому городу будет посвящён следующий рассказ.

ЗАПАДНАЯ ВИТЕБЩИНА. АВГУСТ 2017:
Общий обзор
Поставы
На поезде из Постав в Глубокое, и немного истории местных железных дорог
Глубокое
Шарковщина
Ахремовцы и узкоколейка
Браслав. Часть 1
Браслав. Часть 2
Природа и городище в окрестностях Браслава
Слободка и Иказнь
Миоры

  • 1
Смотрел на фото и ощущение дежавю - как на железной дороге Киров-Луданка-Подосиновец. Даже столбы похожи. Тоже деревушки, дым от тепловоза, составы с лесом.

Да, есть сходство. Хотя там я только по основному ходу ездил (ты наверняка читал тот отчёт), но, конечно, до Подосиновца тоже хочу съездить

Хорошие места! Так чисто везде.

Хорошие, соглашусь

Какая колоритная линия! Каково, интересно, работать на такой.


Трудно сказать. Я не настолько хорошо знаком с реалиями работы на ЖД)

Интересно зачем гонять целый прожорливый большой тепловоз ради одного вагона. Наверное ситуация та же что и с избыточными вертолетами Ми-8 на мелких перевозках - с советских времен просто не осталось ничего другого.

Ну там, похоже, и пассажиропотока больше, чем на один вагон, не набирается. И потом, как написано в тексте, это один и тот же вагон дважды за сутки оборачивается в качестве ВБСа Витебск-Лынтупы и пригородного Крулевщизна-Лынтупы. С учётом этого, такая ситуация, возможно, и вполне оправданна.

И как тебе удаётся подобные маршруты находить, поражаюсь! Я вообще не знал, что подобный транспорт где-то ещё встречается.
А рядом с Москвой или в соседних областях что-нибудь такое есть, не знаешь?

Да в общем-то экзотики никакой в таких поездах нет, и они очень распространены в российской провинции (хотя для Белоруссии действительно редкость). Из близкого к Москве — электричкой от Москвы до Савёлово или Шаховской, и оттуда дальше в Тверскую область идут точно такие же поезда (соответственно, Савёлово-Сонково/Углич и Шаховская-Ржев). В той же Тверской — Ржев-Торжок, Бологое-Сонково, Сонково-Весьегонск. Во Владимирской — Владимир-Тумская, Ковров-Иваново (это из того, что я ездил). В общем, много таких

Хорошие места! Тоже бы хотелось там покататься)

В районе Постав ты на ЖД не ездила? Там действительно железная дорога атмосферная)

Очень красиво и интересно. Спасибо. А видео вообще вызывает в памяти "Голубой вагон бежит-качается..."

Тем более, что и цвет вагонов на Белорусской ЖД вполне соответствует)

=если для Российских железных дорог это вполне стандартное устройство=
Ну нельзя сравнивать маленькую Беларусь с Россией, сеть ж\д несопоставимы.

Вполне можно сравнивать. Речь же идёт о проценте таких поездов от общего количества подвижного состава на не электрифицированных дорогах, а не об их абсолютном количестве

Помню , тоже посчастливилось прокатиться по части этого маршрута из Полоцке до Глубокого, тогда я , осознавая факт бывшей границы до 1939 года, всматривался в ландшафт и постройки , пытаясь найти отличия ))

А про текст на 6 снимке хотел уточнить , где станция соприкасается с границей . Не понял , на фото она самая ? Заинтересовало само явление. Месяца два назад читал о подобных тупиковых линиях между гродно и Друскининкаем, где тоже разобранная жд, а сама последняя Белорусская станция для дачников в 100 метрах от границы )


Нет, на фото не она (тут, наверное, стоило об этой станции написать отдельно от фото). Это, в общем-то, уже не станция, а остановочный пункт Годутишки. Находится дальше Постав (то есть мы туда в этой поездке не доезжали). Собственно, на вот этой карте её можно увидеть (присмотрись к участку Поставы-Лынтупы, там видно, где ЖД с границей соприкасается). Железная дорога там проходит буквально по линии границы, между пограничными столбами, и вдоль забора, за которым уже территория Литвы, где находится село Адутишкис (те же Годутишки, только по-литовски). До 2000 года это была полноценная станция с путевым развитием, и она была разделена границей (так провели границу Белорусской и Литовской ССР в советское время, но тогда это значения не имело), и за забором на литовской стороне до сих пор заросший путь лежит. От этой станции начиналась тупиковая ветка на маленький литовский городок Диджясалис, ныне разобранная (именно из-за того, что путь туда по ЖД из остальной Литвы теперь получился через Беларусь), хотя на приведённой мной карте она всё ещё обозначена (как и продолжение основной ветки в Литву). Вот как раз видео этого места из окна тамбура, начиная с 1-45 хорошо всё видно https://www.youtube.com/watch?v=Mo-jN26GtH4

Edited at 2017-12-01 09:03 pm (UTC)

Передний край у новой берлинской стены в Европе.
У меня есть виртуальный знакомый из Пабраде. Поляк этнический, уже ему под 60. Не любит Литву, говорит, что "при русских было лучше", что и он мог к родне в соседнюю БССР свободно на велосипеде ездить.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account