?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
На поезде из Постав в Глубокое
nord_ursus
Одна из колоритных деталей запада Витебской области — это малодеятельные железные дороги. Я вообще люблю, когда в тихом провинциальном краю есть какая-нибудь железная дорога местного значения — как правило, однопутная и тепловозная, которая украшает его атмосферу и сосредотачивает жизнь населённых пунктов вдоль неё. И на севере Беларуси самая, наверное, атмосферная из них — тупиковая ветка Крулевщизна - Лынтупы, вместе с ответвлением Воропаево - Друя; оба тупика — Лынтупы и Друя, находятся у границы Беларуси с, соответственно, Литвой и Латвией. В этот раз проедем по этой ветке на пригородном поезде между городами Поставы и Глубокое.



По этой самой железной дороге (и даже в том же вагоне) мы с schelkunov ранним-ранним утром приехали в Поставы, и в утренние часы успели осмотреть этот небольшой город, в итоге вернувшись на вокзал.

2. Вокзал здесь послевоенный, типового проекта:



3. На станции царило оживление. Люди ожидали поезда. Среди пассажиров заметно большое количество железнодорожников.



4. И вот, в восемь сорок утра прибывает наш поезд. Тепловоз М62 и один плацкартный вагон — если для Российских железных дорог это вполне стандартное устройство пригородных поездов в провинции, то для Белорусской ЖД этот поезд почти уникален (вроде бы, второй такой — Осиповичи - Гродзянка в Могилёвской области), так как на не электрифицированных железных дорогах в Беларуси обычно ходят дизель-поезда.



Интересна и схема курсирования этого вагона. Дело в том, что на нём же мы приехали в Поставы. Только тогда это был прицепной вагон дальнего следования Витебск - Лынтупы, а теперь он перевоплотился в пригородный поезд Лынтупы - Крулевщизна. Точно так же он вечером пойдёт назад в Лынтупы, а оттуда снова в Витебск, в качестве дальнего прицепного.

5. Итак, мы садимся, нас даже узнаёт проводница, со словами "Что, уже обратно?". Тепловоз даёт гудок, и мы плавно покидаем Поставы. Солнце всё выше, неторопливый перестук колёс среди лесов и лугов этого Белорусского Севера. Долгое время мы наблюдали дорогу из тамбура, глядя на убегающую назад колею.



Немного о том, что это за железная дорога, и как она появилась. На этом фрагменте карты Белорусской железной дороги легко найти (я специально отметил красным крайние пункты) этот самый куст малодеятельных железных дорог. Правда, данные на карте немного устарели, и ветка на Лынтупы показана не тупиковой, а с продолжением в Литву.



Да, до недавнего времени действительно так и было. Более того — начинала строиться эта железная дорога именно с литовской стороны (впрочем, тогда всё была Российская империя). От станции Свенцяны (ныне Швенчёнеляй в Литве) на Петербургско-Варшавской железной дороге, через Лынтупы и Поставы, в 1895-97 годах была построена узкоколейная ветка до станции Березвечь (ныне Глубокое, куда мы едем). То есть ветка была тупиковой, но с другой стороны. А в Первую мировую войну, когда поблизости отсюда проходила линия фронта, русские войска, во-первых, перешили дорогу на широкую колею, а во-вторых, продлили её до станции Сеславино (ныне Крулевщизна) на Бологое-Седлецкой железной дороге (продолжение Бологое-Полоцкой). Таким образом, ветка стала сквозной. Кроме того, тогда же, но уже немецкими войсками, были построены прифронтовые дороги от Лынтуп до станции Подбродье (ныне Пабраде в Литве) на той же Петербургско-Варшавской, а также тупиковая до станции Кобыльник (позже была продлена до Нарочи, а в 1950-е годы закрыта и разобрана). В 1933 году, когда эти земли входили в состав Польши, была построена ветка Воропаево - Друя, которая была тупиковой изначально: Друя и в довоенной Польше была пограничной с Латвией.

6. А поезд наш едет по белорусской глубинке, среди деревень, исправно останавливаясь у каждого столба. Как, кстати, и по пути туда. Кроме него по этой линии ходит ещё дизель Полоцк - Поставы. А вот на друйской ветке пригородного сообщения нет — только прицепные вагоны из Витебска и Минска. Мы сначала собирались проехать обе ветки целиком и побывать и в Лынтупах и Друе, но я не смог получить пропуск в белорусскую погранзону (там он, в отличие от России, требуется только гражданам других государств). Ближе к Лынтупам есть интересная остановка (бывшая станция) Годутишки, где железная дорога вплотную соприкасается с границей.



В советское время по этой ветке ходил поезд Витебск - Вильнюс (который, постепенно угасая, и "сжался" теперь до прицепного вагона до Лынтуп). А в постсоветские годы своё значение эта линия утратила, будучи разорвана новоявленной государственной границей. И уже в начале 2000-х годов станция Лынтупы стала тупиковой, когда продолжения линии на Пабраде и Швенчёнеляй были закрыты и разобраны, равно как и построенное в 1980 году тупиковое ответвление Годутишки - Диджясалис. В общем, путь по этой ветке в Литву оказался закрыт, а бывший ЖД узел Лынтупы стал медвежьим углом Беларуси.

7.



8. Иногда колея прямая как струна, а иногда извивается, теряясь в поворотах. Попадаются на пути и переезды на местных автодорогах.



9. Остановочный пункт Новосёлки и одноимённая деревня:



Короткое видео в окно тамбура:



10. Ещё одна остановка. На минуту поезд замолкает.



11. Это остановочный пункт Жефарово. Короткая платформа, простенький навес, вышло несколько пассажиров. Вокруг здесь только маленькие деревеньки.



12. А мы едем дальше. Раздаются гудки тепловоза, к которым эти места давно привыкли.



13.



14. Вскоре прибываем на станцию Воропаево. Вот и грузовой стоит. Небольшое грузовое движение здесь есть.



15. Вокзал точно такой же, как в Поставах. Он уже знаком мне по ночной пересадке на этот вагон из вагона Минск - Друя.



16. Сохранился переживший все войны железнодорожный дом времён постройки дороги (увы, фото нечёткое).



Воропаево как деревня известно с середины XIX века, а после постройки железной дороги стало пристанционным посёлком. Ныне живёт здесь 2 с половиной тысячи человек (на момент распада СССР было 4 тысячи).

17. Отправляемся из Воропаево, наблюдая ответвление на Друю. Находится оно со стороны Крулевщизны, поэтому поезд, идущий в Друю, меняет направление движения (а прицепной вагон Минск - Друя делает это трижды за 315 километров пути!).



18. Какие-то старые заброшенные постройки рядом с ЖД:



19. Вскоре Воропаево пропадает из виду, и вокруг нас снова природные пейзажи. А ещё довольно архаичные телеграфные столбы вдоль дороги. Через эти места я проезжал этой же ночью, пока спал.



20. Тепловоз пускает дым, издаёт гудки, похожие на паровозные. В общем, для полноты картины не хватало только чая в подстаканниках.



21. А потом мы приехали в Париж... Да, и это не шутка. Здесь, как и на Южном Урале, есть село с таким названием (по-белорусски Парыж). Причём происхождение его точно не известно, но зато макет Эйфелевой башни в белорусском Париже есть. Остановка на ЖД, впрочем, называется Новодруцк (так же называлось село в 1973-2006 годах). Раньше это была станция, а ныне станционное здание заброшено.



22. Остановка Шарабаи — предпоследняя на нашем пути:



23. И наконец, после почти полутора часов пути, в десять утра мы прибываем в Глубокое (бывшая станция Березвечь, где когда-то заканчивалась эта железная дорога), перед станцией проехав вдоль городской промзоны. Вокзал здесь, видимо, позднесоветский, и самый крупный на этой линии.



24. Мы покидаем поезд, он идёт дальше в Крулевщизну, до которой ему ехать осталось двадцать минут. На фото — взгляд назад, откуда мы приехали. Характерная деталь — много грузовых вагонов с лесом.



Перед нами — Глубокое, город в 19 тысяч жителей, чуть поменьше Постав. Статус города Глубокое получило уже в советское время, но история его вполне соответствует названию. Есть здесь и памятники архитектуры виленского барокко, и ряд других интересных мест. В общем, именно этому городу будет посвящён следующий рассказ.

ЗАПАДНАЯ ВИТЕБЩИНА. АВГУСТ 2017:
Общий обзор
Поставы
На поезде из Постав в Глубокое, и немного истории местных железных дорог
Глубокое
Шарковщина
Ахремовцы и узкоколейка
Браслав. Часть 1
Браслав. Часть 2
Природа и городище в окрестностях Браслава
Слободка и Иказнь
Миоры

  • 1
И как тебе удаётся подобные маршруты находить, поражаюсь! Я вообще не знал, что подобный транспорт где-то ещё встречается.
А рядом с Москвой или в соседних областях что-нибудь такое есть, не знаешь?

Да в общем-то экзотики никакой в таких поездах нет, и они очень распространены в российской провинции (хотя для Белоруссии действительно редкость). Из близкого к Москве — электричкой от Москвы до Савёлово или Шаховской, и оттуда дальше в Тверскую область идут точно такие же поезда (соответственно, Савёлово-Сонково/Углич и Шаховская-Ржев). В той же Тверской — Ржев-Торжок, Бологое-Сонково, Сонково-Весьегонск. Во Владимирской — Владимир-Тумская, Ковров-Иваново (это из того, что я ездил). В общем, много таких

Ух, ты! Я ж как раз в ноябрьский отпуск хотел поехать во Ржев, но протупил в итоге.
А расписание таких поездов общедоступно? Просто когда я смотрел расписание транспорта "Шаховская - Ржев", мне выдали только одну электричку. И та где-то в шесть утра... Так что не вариант :(
Или это вообще отдельный тип электричек, про который надо где-то эксклюзивно узнавать?

Да, общедоступно. На тех же Яндекс-расписаниях.

Не знаю, откуда такая инфа про шесть утра. Я сейчас проверил: с Шаховской во Ржев в 11-48, кроме пт и вс (по пт и вс идёт вечером): https://rasp.yandex.ru/station/9600706?type=suburban&direction=%D0%BD%D0%B0+%D0%A0%D0%B6%D0%B5%D0%B2&span=g18
Для попадания в Шаховскую к 11-48 надо из Москвы ехать вот этой электричкой: https://rasp.yandex.ru/thread/6003_0_2000008_g18_4?tt=suburban&departure=2017-12-10

А, ну в смысле из Москвы надо ни свет ни заря выезжать. Что тоже не вариант.))
Это ж мне - самое позднее - в 6:50 надо из дома выходить.

Edited at 2017-11-28 05:59 pm (UTC)

Тут больше подойдёт вариант доехать до Ржева из Москвы на автобусе. А вечером уехать из Ржева на электричке до Шаховской, а оттуда на автобусе или электричке до Москвы.
Но это, опять же, в пятницу или воскресенье. И то ближе к лету, потому что сейчас придётся ехать в темноте, очень рано темнеет.

  • 1