Для нас с schelkunov Глубокое было уже вторым пунктом путешествия по Западной Витебщине, и поэтому приехали мы сюда с северо-запада, а не с юга: ночью мы проезжали Глубокое на поезде по дороге в Поставы, а уже оттуда поехали назад в том же вагоне по глухоманной железнодорожной ветке, о которой я рассказал в прошлый раз.
2. Итак, начнём с вокзала, на который мы приехали. Станция Глубокое открылась в 1897 году под названием Березвечь, и изначально была тупиком (причём тупиковой эта ЖД ветка была со стороны, противоположной нынешней). Вокзал неожиданно большой для маленького города и малодеятельной железной дороги (хотя в советское время движение здесь было более активным), и построен, наверное, в позднесоветские годы.
3. Вид обратно, откуда мы приехали. Одновагонный поезд, погудев, уехал в Крулевщизну. Дальше мы уже почти всю поездку перемещались на автобусах, вернувшись к железной дороге лишь в Миорах, откуда ехали назад.
4. Идём в город. Привокзальные улицы застроены в основном частным сектором вот такого примерно вида:
5. Возле здания ДОСААФ увидели водружённую на импровизированный постамент "Победу". Причём с советскими номерами Минской области.
6. По соседству нашёлся ещё "Форд":
7. Характер местности отчасти оправдывает название города. Заметная его часть (в том числе и часть исторического центра) расположена в низине (хотя происхождение названия, на самом деле, другое).
Глубокое известно с 1414 года в качестве местечка, расположенного на пути из Вильно в Полоцк и Витебск. И прямо через Глубокое проходила граница Виленского и Полоцкого воеводств Великого княжества Литовского, которая делила местечко на две половины между разными владельцами: западной частью владели Зеновичи, а восточной — Корсаки. В Российской империи (в которой эти места оказались в 1793 году) Глубокое было местечком в Дисненском уезде Виленской губернии, а статус города оно получило уже в советское время — в 1940 году.
8. Идём дальше. Примерно 15-20 минут мы шли пешком от вокзала в центр города вот такими улочками.
9. Клумбы у домов:
10. И детский сад:
11. Некоторые дома украшены пусть и простой, но деревянной резьбой, что менее характерно для Западной Беларуси, в отличие от Восточной. В общем-то, Глубокое стоит у исторической границы этих двух частей страны.
12. А вот вдалеке уже видны две главные достопримечательности города, к которым мы ещё подойдём ближе. Два храма разных конфессий напротив друг друга: слева — костёл Святой Троицы, а справа — православный собор Рождества Богородицы (изначально тоже костёл). На переднем плане видно небольшое озеро Кагальное (оно же Глубокое, давшее городу название).
13. Начинается центр города, и застройка становится более капитальной.
14. Новодельная церковь евангельских христиан-баптистов:
15. Отсюда мы попадаем на благоустроенную центральную площадь маленького города, где есть немного дореволюционной застройки. Поблизости ещё была небольшая выставка советских тракторов под открытым небом, нормального снимка которой у меня почему-то не оказалось (но можете увидеть в посте Андрея).
16. "Глыбокаегаз" — довольно забавно звучит.
17. Чуть левее — нетипично большое (7 этажей) для такого города здание исполкома (и городского, и районного). На фасаде виден герб Беларуси (скорее всего, изначально был мало от него отличавшийся герб БССР).
И в целом, хоть и Глубокое чуть меньше Постав, по внешнему виду казалось, что оно больше. Разумеется, сказывалось то, что в Поставах мы гуляли ранним утром, когда народа на улицах было совсем мало, а в Глубокое приехали ближе к полудню, но всё же главная площадь здесь выглядит как-то масштабнее. Да и храмы придают городу солидности.
18. Ещё на площади есть вот такая скульптура, посвящённая молодой семье. На заднем плане видно озеро Кагальное. Главная площадь обращена почти прямо к нему.
19. Доска почёта возле исполкома:
20. Стеклянный торговый центр напротив:
21. И характерные провинциальные афиши ручной работы, которые я люблю (фантастические твари, да):
22.
23. Старая застройка в Глубоком сохранилась фрагментарно. Дома дореволюционной эпохи перемежаются польской застройкой 1920-х-30-х годов. Причём различить их не всегда удаётся.
24. В квартале от центральной площади находится автостанция, с которой мы затем уезжали дальше. Здание, как мне показалось, почти никак не изменилось с советских времён.
25. Но она находится с северной стороны от площади, а мы пошли на восток по улице Ленина. По соседству с площадью находится парк Победы. В центре его — братская могила красноармейцев, погибших при освобождении Глубокого. У скульптур какие-то неестественно кривые ноги.
Глубокое было оккупировано гитлеровцами 2 июля 1941 года, и освобождено 3 июля 1944 (в один день с Минском) силами 145-й стрелковой Витебской дивизии (спустя два дня освободившей Поставы) в ходе Полоцкой наступательной операции.
26. Рядом находится памятник Воинам-интернационалистам:
27. Кроме монумента есть и военная техника (в кадре — БМД-1).
28. Парк выходит к озеру Кагальному (эта его часть заметно заболочена). На другом берегу маленький консервный завод с нетипичным для Беларуси названием (такое скорее ожидаешь увидеть где-нибудь в Ярославле или Нижнем Новгороде).
Но более известен в Глубоком местный молочноконсервный комбинат — один из двух ведущих в Беларуси (наряду с аналогичным предприятием в городе Рогачёве Гомельской области) производителей сгущёнки. Также в городе есть хлебозавод, мясокомбинат, комбикормовый завод.
29. Идём дальше:
Глубокое, пожалуй, можно считать главным транспортным узлом Западной Витебщины. Здесь пересекаются автодороги, соединяющие Витебск и Вильнюс (интересно, насколько маршрут её близок к старинному тракту), а также Минск и Даугавпилс. Что интересно, по официальным данным демографические показатели в Глубоком одни из лучших среди райцентров Витебской области, но внешне так совсем не кажется: на глаз население города в основном пожилое.
30. Здание польской постройки:
31. Попадаем на площадь 17 сентября (о происхождении этого названия я уже рассказывал). На север города отсюда уводит улица Советская, а слева возвышается костёл Святой Троицы, построенный во второй половине XVIII века в стиле виленского барокко.
32. Среди белорусских храмов 18-го столетия этот стиль широко распространён, и яркая его особенность в концентрации на вертикальных формах, а не декоре фасада.
33. Интерьер костёла. Кстати, именно в этой части Белоруссии — на западе Витебской области и севере Гродненской (вблизи границы с Литвой) наибольший в стране процент католического населения.
34. Алтарь:
35. Рядом с костёлом — маленькая Аллея знаменитых земляков с бюстами видных уроженцев Глубокого и окрестностей. Особенно я среди них отметил авиаконструктора Павла Сухого (того, который положил начало самолётам Су), родившегося в Глубоком в 1895 году. Что интересно, этим же летом я посетил ещё одно связанное с ним место — соцгород Иркутского авиационного завода, где Сухой работал и жил несколько лет.
36. Напротив на костёл симметричными двумя башнями смотрит православный собор Рождества Богородицы. Справа видно районное отделение милиции.
37. Православный собор изначально тоже был костёлом. Он был построен в XVII веке в стиле сарматского барокко как Успенский костёл монастыря кармелитов. В 1735 году он получил нынешний вид, когда его в стиле виленского барокко перестроил архитектор Иоганн Глаубиц — тот же, который придал ныне существующий вид Софийскому собору в Полоцке, и вообще создал множество шедевров этого архитектурного стиля. Православным собор стал в 1878 году, снова успев побыть костёлом в польский межвоенный период.
38.
39. Ворота православного храма и костёл вдалеке:
40. Вид с другой стороны. Что интересно, нынешний задний фасад изначально был основным, и при перестройке в 18 веке храм "развернули" на 180 градусов.
41. А в целом, два собора живописно друг с другом перекликаются.
42. Дальше на восток идёт улица Горького, ведущая на выезд в сторону Полоцка и Витебска.
43. Здесь же, за собором, — довольно большой стадион.
44. Автобус КАвЗ-3976. По-видимому, школьный.
45. Чуть дальше, в небольшом скверике, стоит своеобразный памятник Барону Мюнхаузену. Почему его здесь поставили — станет известно чуть ниже.
46. А дальше находится городское кладбище Коптевка.
47. На нём доминирует католическая Ильинская часовня XVIII века. Вроде, не действующая.
48. На кладбище есть братское захоронение польских солдат, погибших в 1920 году в советско-польскую войну. У многих имена не известны, и могилы подписаны "Nieznany żołnierz Wojska Polskiego" (то есть "Неизвестный солдат Польской армии").
49. А это могила солдата, погибшего уже 17 сентября 1939 года. Довольно редкий пример, поскольку боевых столкновений между РККА и Польской армией в 1939 году было мало. Могильная плита явно новая: возможно, родственники из Польши ухаживают, или польские делегации приезжают.
50. А ещё есть колонна в честь конституции Речи Посполитой 1791 года, принятой за четыре года до конца существования этого государства.
51. Но всё это дела давно минувших дней, а ныне на колонне лишь живут аисты. Куда же без них в белорусском пейзаже?
52. И наконец ещё одна необычная достопримечательность глубокского кладбища — могила барона Мюнхаузена. Впрочем, не того самого, который вошёл в историю в качестве литературного персонажа, а лишь его однофамильца. Тем не менее, из этой могилы смогли сделать местную достопримечательность. И именно поэтому и поставили памятник по соседству с кладбищем.
53.
54. С пригорка в центре кладбища хорошо видны Троицкий костёл и собор Рождества Богородицы (этот вид приведён на заглавном кадре). А в другой стороне видны несколько кварталов с советскими пятиэтажками, куда мы не доходили.
Кое-что в Глубоком мы не увидели. Здесь есть ещё бывший базилианский монастырь, ныне занятый тюрьмой, на северной окраине города. Осмотр города мы завершили на кладбище, направившись через центр назад к автостанции. Там было ещё немного времени ожидания автобуса, во время которого, за перекусом, довелось послушать говор местных жителей старшего поколения, весьма, надо сказать, близкий к литературному белорусскому языку.
55.
Сев на автобус сообщением Глубокое - Браслав, коим оказался маленький МАЗ-256, мы поехали на север, в соседний райцентр Шарковщину, что на реке Дисне. Именно об этом месте и будет следующий рассказ.
ЗАПАДНАЯ ВИТЕБЩИНА. АВГУСТ 2017:
Общий обзор
Поставы
На поезде из Постав в Глубокое, и немного истории местных железных дорог
Глубокое
Шарковщина
Ахремовцы и узкоколейка
Браслав. Часть 1
Браслав. Часть 2
Природа и городище в окрестностях Браслава
Слободка и Иказнь
Миоры
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →