?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Медвежьегорск. На краю Онежского озера
nord_ursus
Карелия — это край бесчисленных озёр, где берег какого-нибудь озера есть почти в каждой деревне. Но есть два самых больших озера, которые выделяются на их фоне, — Ладожское и Онежское. Именно на Онежском озере стоит Петрозаводск, а на самом северном его кончике находится Медвежьегорск — небольшой город (14 тысяч жителей), порождённый в XX веке железной дорогой и лесной промышленностью. Довольно типичный для республики райцентр, окружённый водой, лесом и карельскими скалами, среди которых шумят поезда. Впереди — рассказ о городе, каким я увидел его в начале осени 2017 года.



Медвежьегорск стал для меня первым пунктом короткого четырёхдневного сентябрьского путешествия, в котором я совместил, как ни странно, Карелию и Новгородскую область, которые относительно Петербурга расположены в разных направлениях (что стало причиной такой комбинации, я расскажу позднее). Началось это путешествие вечером на Ладожском вокзале, где меня ждал скорый поезд Петербург - Мурманск, который мне предстояло покинуть на рассвете в шесть часов утра на станции Медвежья Гора. В городе Медвежьегорске станция называется именно так.

Верхняя полка плацкартного вагона. Вечером проезжаем Волхов, потом, ближе к ночи, — Лодейное Поле, Подпорожье, Свирь, где нам меняют электровоз. Потом ночь, только немного поспал, а уже приходит время вставать. За окном начинался рассвет, мелькал тёмный карельский лес, потом показались дома небольшого города, и пути довольно крупной железнодорожной станции. Поезд стоит здесь 15 минут: меняются локомотивные бригады. Как ни странно, я оказался единственным в своём вагоне пассажиром, который выходил в Медвежьей Горе, хотя этот поезд пользуется у жителей Карелии популярностью. Из других вагонов людей высаживалось уже побольше.

2. Ранним утром станция выглядела примерно так (лучшего снимка сделать не удалось). Деревянный вокзал, построенный в 1916 году, уже знаком мне по поездке на Кольский полуостров два года назд. Мой поезд вскоре тронулся и поехал дальше на север: уже в 11 вечера сегодня он будет в Мурманске. А я решил дождаться рассвета и остался на вокзале, где успел подремать в зале ожидания. А когда рассвело, отправился гулять по городу.



Кликабельная карта с локализацией фотографий по их номерам в этом рассказе:



Начну рассказ о городе с вокзала. Тем более, что и исторически город берёт исток именно отсюда. Здесь проходит железная дорога Санкт-Петербург - Мурманск, построенная во время Первой мировой войны для связи с незамерзающим Мурманским портом. Движение по ней было открыто в 1916 году. На северном краю Онежского озера раздался гудок паровоза, и открылась станция Медвежья Гора. Выросший при ней пристанционный посёлок стал городом в 1938 году — одновременно с карельскими же Кондопогой и Беломорском.

3. До наших дней здесь сохранился красивый деревянный вокзал с башенкой. Его зелёный цвет очень гармонично смотрится в окружении карельских лесов. Надеюсь, его не додумаются разукрасить в серый с красной полосой.



На самом деле, утром, когда рассвело, я, выйдя из вокзала, почти сразу пошёл в город. Поэтому большинство фотографий станции сделано позже, уже через несколько часов, когда я дважды на неё возвращался.

4. Станция большая. Здесь находится локомотивное депо (ТЧ-25 Октябрьской ЖД), а станция всё время заставлена грузовыми поездами, многие из которых везут уголь в Мурманский порт. Время от времени проезжают пассажирские поезда, как тот, что виден на первом пути.



5. А тут видна электричка. С этим видом транспорта здесь, к сожалению, плохо. Только раз в день ходит электричка в Петрозаводск, а пригородное сообщение на север (маршрут Медвежья Гора - Кемь) действует только в летний период. Причём такая картина здесь уже давно.



6. Кроме действующего транспорта, вспомним и про почётного ветерана. Возле здания вокзала стоит паровоз-памятник серии Эр с вагоном и гидроколонкой. Внутри вагона, кстати, есть небольшой музей, но я его, к сожалению, не посетил, поскольку в момент моего прихода не было смотрителя.



7. К югу от станции находится та самая Медвежья гора, давшая ей название, — покрытая лесом скалистая сопка, которую огибает железная дорога вдоль берега Онежского озера. Топоним этот существует давно, и является калькой с карельского Karhumägi. Медвежьегорск получил существующее "городское" название вместе со статусом города, а станция называется Медвежьей Горой по-прежнему (железная дорога, как известно, консервативна). Впрочем, её сокращённое название Медгора зачастую в обиходе применяется по отношению к самому городу.



На Медвежьей горе, кстати, находится интересная достопримечательность — оборонительные сооружения времён Великой Отечественной войны, построенные финнами во время оккупации Медвежьегорска. Но об этом месте будет отдельный пост.

8. От вокзала направимся в город. Вот Привокзальная площадь со стоянкой таксистов. Правее кадра находится маленькая автостанция и несколько магазинов.



9. Прямо от вокзала уходит улица Кирова. Народу на улицах пасмурным сентябрьским утром было не много, и я погружался в сонную атмосферу северной провинции. Карельские малые города ­выглядят тихими и спокойными.



10. От железной дороги 1916 года в Медвежьегорске сохранился не только оригинальный вокзал, но и несколько домов железнодорожных рабочих поблизости от него. Это узнаваемые дома типового проекта, разработанного именно для Мурманской магистрали: точно такие же я видел даже на заполярной станции Имандра.



11. А это уже советские дома. Вероятно, где-то 1930-х годов постройки.



12. В соседстве с пятиэтажками:



13. Пройдя квартал от вокзала, выхожу на улицу Советскую — главную магистраль города. В кадр попала школа, в которую в этот утренний час шли ученики разных возрастов.



14. Напротив школы (она видна на заднем плане) — парк Воинской Славы и братская могила красноармейцев, погибших в боях за город.



В военной истории страны Медвежьегорск отметился ещё в первые годы своего существования, когда был лишь пристанционным рабочим посёлком. В гражданскую войну здесь были бои Красной армии с британскими интервентами, которые занимали значительную часть Карелии, включая Медгору, в 1919-20 годах. А уже в Великую Отечественную город был оккупирован союзными немцам финскими войсками с 5 декабря 1941 по 23 июня 1944 года. Во время оккупации здесь действовал концлагерь для советских военнопленных. Первую попытку наступления в Карелии советские войска предприняли ещё в январе 1942 года, но она, известная как Медвежьегорская наступательная операция, оказалась неудачной.

15. Кинотеатр "Дружба" типового проекта рядом с мемориалом. Судя по виду, уже не действующий.



16. Идём дальше. Советская улица ведёт в сторону центра города.



Сегодняшний Медвежьегорск — городок с населением 14 тысяч жителей (на момент распада СССР было 20 тысяч). В постсоветские годы он, как и большинство карельских райцентров, к сожалению, пребывает в упадке. Уже почти десять лет, как не действует лесопильно-деревообрабатывающий комбинат, который был в городе самым крупным предприятием. Основным работодателем остаётся железная дорога: благо, хотя бы станция здесь крупная. В этом отношении ситуация напоминает Беломорск.

17. Кто такой "Астрономч к"?



18. А вот пятиэтажные дома 75-й серии, по которым легко узнаётся Карелия.



19.



20. А дальше я перехожу по мосту через реку Кумсу, которая рядом впадает в Онежское озеро...



21. ...и за ней начинается центр города, который в Медвежьегорске довольно чётко выражен. Советская улица переходит в улицу Дзержинского.



Осевая магистраль города пересекает здесь улицу Карла Либкнехта, которая играет роль главного автодорожного выезда из города: уходя дальше на северо-запад, она в итоге приводит к развязке с трассой "Кола" (Петербург - Мурманск). Этим маршрутом я на следующий день уезжал на автобусе в сторону Петрозаводска.

22. Этот главный медвежьегорский перекрёсток образует небольшую площадь с множеством магазинов. Ещё запоминается здесь гостиница "Онежская" с, видимо, советской вывеской. В интернете о ней много отзывов, среди которых я не видел ни одного положительного. Впрочем, сам я ночевал не в ней, поэтому ничего сказать не могу.



23. У этого же перекрёстка есть деревянный Символ города. Куда же без него?



24. А вот эта вывеска на торце пятиэтажки — наверное, родом из девяностых.



25. А ещё по соседству есть пешеходный деревянный мостик через Кумсу. Интересный, но, увы, ветшающий. Скорее всего, ему стоять осталось недолго.



26. Идём дальше по Дзержинского. Центр Медвежьегорска запомнился советскими домами ярко-жёлтого цвета. В этой части город довольно ухоженный. А в целом облик у города типичный для Карелии: мне здесь вспоминались то Питкяранта, то Суоярви, то Олонец, то Беломорск.



27. А на улице Горького мне вспомнилось одно из мест в Петрозаводске.



28. На второстепенных улицах и во дворах с благоустройством уже заметно хуже. Хотя свой уют есть и в таких местах.



Жизнь в городе неторопливая, люди приятные и спокойные. В Медвежьегорском районе я посетил пока что только сам райцентр, а также бывший уездный город, а ныне посёлок Повенец. У Медвежьегорска есть даже свой пригород — посёлок Пиндуши с лесокомбинатом (который, в отличие от Медвежьегорского, действует). Есть и интересные места в районе, которые я ещё планирую посетить. Особенно выделяются два небольших края: Заонежье к югу от города, на вдающемся в Онежское озеро полуострове, изрезанном длинными заливами, а также Сегозерье на северо-западе района — глухие места с лесами и деревнями вдоль побережья Сегозера.

29. Но вернёмся на главную улицу Дзержинского. Это — школа № 3, здание, видимо, ещё довоенное.



30. А это площадь Кирова. И, наверное, самое примечательное здание города, очень нетипичное для городов такого размера — гостиница Беломорканала, построенная в 1930-е годы (когда Медгора ещё не стала городом). Собственно, Беломорско-Балтийский канал начинается из Онежского озера возле посёлка Повенец в 25 километрах к востоку отсюда, и именно Медвежья Гора была базой стройки. Здесь находилось управление Беломорско-Балтийского ИТЛ (Белбалтлага), и отсюда шло руководство строительством. Здание выглядит мрачно — даром, что это была лишь гостиница; впечатление усиливает широко известная история этой стройки. Сейчас, похоже, здание частично пустует, частично занято краеведческим музеем, а также разными магазинами.



31. Возле бывшей гостиницы установлен памятник Кирову, идентичный памятнику в Петрозаводске. Памятника Ленину в Медгоре почему-то нет, как и в Беломорске.



32. Рядом ещё есть якорь на постаменте:



33. Площадь Кирова, хоть и просторная, не выглядит каким-то городским центром притяжения. Народу на ней мало, а из каких-либо заведений запомнился только ларёк "Пудожский хлеб" (где, кстати, продают вкусные карельские калитки). Ещё на площади находится районный дом культуры.



34. Рядом с ним — танк Т-34 на постаменте. Ещё один памятник освободителям города в Великой Отечественной войне. Установлен в 1969 году, в честь 25-летия освобождения.



35. Чуть дальше площади Кирова находится управление Беломорско-Балтийского канала. Оно и сейчас размещается в Медвежьегорске, несмотря на то, что сам канал через город не проходит.



36. Прилегающие пятиэтажные кварталы с тихими дворами. Железные фонарные столбы, как в этом кадре, почему-то есть почти в каждом карельском городе.



37. А вот и Онежское озеро. К нему город выходит дворами и маленькими улочками. Пейзаж озера в тот день был предельно минималистичным.



38. Но также на его берег можно выйти через городской парк.



39. Здесь даже есть песчаный пляж и небольшая прибрежная зона отдыха. В этом кадре хорошо видна самая северная точка Онежского озера: вот она, прямо тут, где береговая линия поворачивает направо. Антипод этого места, то есть самая южная точка, находится в Вытегорском районе Вологодской области, недалеко от села Ошта. По прямой дотуда 235 километров.



Если посмотреть на карту, то северная половина Онежского озера выглядит довольно причудливо. Собственно, основная его часть на севере вытянутая и узкая, но особенно интересно выглядит множество совсем узких и длинных заливов, изрезающих северо-западное побережье.

40. Вот таким я увидел Онего в Медвежьегорске. В тот день здесь был полный штиль (складки на переднем плане — это не рябь на воде, а песчаное дно), а вода, несмотря на конец сентября, была ещё не холодной (я пробовал рукой).



41. Песчаный берег украшают крепкие сосны:



42. Улицы поблизости от городского парка застроены в основном частным сектором.



43. Как и везде в Карелии, немало барачных двухэтажек. Но они постепенно расселяются. Новые дома для их жителей я видел ближе к окраине, когда уже уезжал из города, но не заснял.



44. Дворы этих домов выглядят примерно так:



45. Это снова главная улица города; здесь она уже меняет название с Дзержинского на Ленина. В кадре — вид обратно, в сторону центра. Можно разглядеть обнесённую колючей проволокой тюремную больницу. Кстати, людей в камуфляжной форме ФСИН в городе иногда можно увидеть (порой в качестве обычных прохожих). И наверное, по уровню зарплат это местная элита (возможно, наряду с машинистами в депо).



46. Улица Ленина дальше переходит в Повенецкую, а затем и покидает город в виде автодороги на Пиндуши, Повенец и дальше на Пудож, откуда можно ехать дальше на восток в Архангельскую область — в Каргополь и Няндому.



47. Потом город заканчивается, и в свои права вступает природа. Город окружён сосновыми борами, растущими на каменистой почве среди валунов. Очень типичный для Карелии пейзаж.



На фотографиях можно увидеть присутствие рельефа. Это и сама Медвежья гора, и другие лесистые холмы, мелькающие вдалеке в городском пейзаже. Вдоль северного побережья Онежского озера местность действительно холмистая. Неподалёку от города проходит гряда Масельга — водораздел Балтийского и Белого морей. Северо-запад Медвежьегорского района (упомянутое Сегозерье) находится уже в бассейне Белого моря.

48.



49. Немного пройдя через лес, я вышел к железной дороге. Это всё та же Мурманская магистраль. Вернее, не совсем. Здесь, на коротком участке за Медвежьегорском, она разделяется на две ветки. Причина в том, что изначально путь на этом перегоне был извилистым из-за большого уклона (начинается подъём на вышеупомянутую Масельгу), а потом, когда локомотивы стали мощнее, его спрямили, сократив на несколько километров, но старый путь оставили для грузового движения. И в кадре именно он.



50. Ещё карельский лес:



51.



52. Некоторые деревья выделяются причудливой формой:



53. Ну а вот и главный магистральный ход, по которому идут пассажирские поезда на Мурманск. Он двухпутный. Я тут провёл несколько минут, надеясь запечатлеть какой-нибудь поезд, но ничего не ехало.



Так, дойдя до северо-востока города, и даже выйдя за его черту, я пошёл обратно в центр (на самом деле, часть представленных выше снимков сделана уже на обратном пути), отобедал в кафе в центре, а затем направился на саму Медвежью гору с её наследием войны. Про неё саму я расскажу уже в другой раз, но на пути к ней я немного осмотрел залинейную часть Медвежьегорска, то есть ту, которая за железной дорогой. От вокзала туда ведёт длинный пешеходный мост.

54. Состоит эта часть города почти целиком из частного сектора. В кадре видно, как улица поднимается на склон Медвежьей горы. Но в итоге она проходит мимо неё.



55. На улице Первомайской неожиданно нашёлся квартал сталинских домов. Как оказалось, это бывший военный городок.



56. Ещё одна медвежья скульптура в городе, уже ветхая и побитая. На сей раз это медведица с медвежатами.



57. И среди чьих-то вполне жилых и ухоженных домов стоят руины бывшей военной части. Она была расформирована в 1990-е годы.



58. А дальше снова карельский лес. И грунтовая дорога...



Как уже сказано, на Медвежьей горе сохранился интересный памятник военной истории — укреплённый узел "Кархумяки", оборонительные сооружения финских войск, построенные в 1941-44 годах. Именно туда и отправимся в следующий раз. Там же будут виды на город с горы.

  • 1
Если я не ошибаюсь, он сгорел где-то лет пять-семь назад...

  • 1