nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Медвежья гора и финский укрепрайон
nord_ursus
Город Медвежьегорск, что в Карелии, на северной оконечности Онежского озера, своё название получил, посредством железнодорожной станции, от расположенной рядом Медвежьей горы. Эта скалистая сопка главенствует в окружающем город природном пейзаже, и при этом интересна она не только благодаря живописной природе и видам на город и окрестности, но и как памятник военной истории. Здесь находится комплекс оборонительных сооружений Финской армии, построенных во время оккупации города в 1941-1944 годах.



Высота Медвежьей Горы — 138 метров над уровнем моря, либо же около ста метров над Онежским озером и городом. Расположена она близко к озеру, с неё просматривается местность на очень дальнее расстояние. В общем, потенциальная естественная крепость. Потому и выбор её для строительства оборонительных сооружений вполне понятен.

2. Вот так выглядит Медвежья гора с одноимённой железнодорожной станции (которая, в свою очередь, породила ныне существующий город).



На самом деле, идти на гору можно коротким путём. От вокзала вдоль ЖД путей по улице 23 июня (которая, кстати, названа в честь даты освобождения города в 1944 году), откуда можно подняться по её склону и сразу попасть к финским дотам. Но мне хотелось побольше прогуляться, и этим путём я решил идти обратно, а заходил на гору "с тыла", по более пологому склону.

3. Пройдя мимо кварталов частного сектора и заброшенной военной части, я выхожу из города и попадаю в лес, по которому меня ведёт грунтовая дорога. Она ещё немного поднимается вверх, но основную часть подъёма я преодолел ещё на городских улицах. Фактически, юго-западная окраина Медвежьегорска уже находится на горе.



4. Вокруг живописный карельский лес. И начало золотой осени.



5. За стройными соснами мелькает лесное озеро.



6. Это озеро Китайское. Откуда здесь, в Карелии, столь неожиданное название? Всё дело в строителях Мурманской железной дороги. Как уже сказано, строилась она во время Первой мировой войны, и рабочей силой стройки были австро-венгерские военнопленные, а также наёмные финны и китайцы из Маньчжурии. И посёлок китайских рабочих возле станции Медвежья Гора находился именно здесь, на самой горе. Название озера напоминает об этом по-прежнему.



7. Природный пейзаж здесь истинно карельский. Мох, сосны, гранитные скалы.



Теперь стоит рассказать о военно-исторической роли этого места. Как уже говорилось в рассказе про сам город, 5 декабря 1941 года Медвежьегорск был оккупирован финскими войсками, союзными гитлеровцам. На два с половиной года в руках финнов оказалась примерно половина Карелии. И поблизости отсюда линия фронта прошла рядом с посёлком Повенец, что в 25 километрах восточнее. Попытка наступления советских войск в январе 1942 года провалилась, и город был освобождён только 23 июня 1944 года. На стратегически важном перешейке между Онежским озером и Сегозером (иногда он называется Масельским перешейком) финны построили оборонительную Масельскую линию, главным узлом которой стал укрепрайон Кархумяки: именно так по-фински называется Медвежьегорск (буквально Karhumäki обозначает то же самое). И именно на Медвежьей горе сохранился его главный опорный пункт. В строительстве участвовали как сами войска, так и советские военнопленные. В июне 1942 года Медвежьегорск посещал Маннергейм и, кроме прочего, инспектировал строительство укрепрайона.

8. Как уже сказано, на укрепрайон я заходил с тыла, и первым его сооружением на моём пути стал вот этот выбитый в скале грот.



9. Освещая дорогу фонарём, захожу внутрь (на фото вид обратно). В пробитом тоннеле — скалистые своды, прохлада, темнота (без мощного фонаря туда заходить нет смысла) и сырость. Было слышно, как откуда-то капает вода.



10. Внутри есть несколько помещений, где стены и потолок сложены из бетона. Сверху видна вентиляционная решётка. Скорее всего, здесь была либо казарма, либо арсенал. А может быть и то, и другое.



11.



Выхожу обратно наружу и щурюсь от яркого дневного света (при том, что погода была пасмурная).

12. Дорога дальше переходит в тропинку (поэтому если вы на машине, то её можно оставить как раз возле грота).



13.



14. Среди деревьев я увидел эту бетонную постройку и подумал было, что она тоже относится к финскому укрепрайону. Но судя по написанному году, нет.



15. И вот, наконец, я выхожу из леса, и со склона сопки передо мной открывается живописная панорама. Слева виден город, а справа — Онежское озеро.



16. Город отсюда как на ладони. К сожалению, из-за пасмурной погоды не удавалось делать хорошие фотографии.



17. Вид на станцию и прилегающие к ней кварталы. Левее, за берёзами, находится локомотивное депо. А вдалеке можно увидеть продолжение железной дороги. Причём, как уже упоминалось в рассказе о городе, из-за большого уклона железная дорога на коротком участке раздваивается (где более длинная ветка предназначена для тяжёлых грузовых составов). И здесь можно разглядеть главный ход, а чуть ниже — грузовой поезд из цистерн, идущий по второй ветке.



18. Станция поближе. Она отсюда отлично просматривается.



19. Правее городских кварталов можно увидеть заброшенный лесокомбинат, который, к сожалению, прекратил работу в конце 2000-х годов. А вдалеке виден дым действующего лесокомбината в посёлке Пиндуши. На переднем плане, вдоль склона горы, проходит железная дорога, но её не видно.



20. Ещё правее. Здесь уже видна ЖД. Но преобладает в пейзаже, конечно, Онежское озеро. Это Повенецкая губа — его самая северная часть.



21. И вид на юг. Можно разглядеть железную дорогу, идущую берегом озера. Через несколько километров она от него отклоняется и уходит в леса, в сторону Кондопоги и Петрозаводска.



22. Отсюда начинается Заонежский полуостров.



23. Посмотрев на окружающие просторы, можно воочию оценить значение этой горы как господствующей высоты. Так что вернёмся к военной истории. В скалах здесь выбиты доты, позволявшие простреливать местность на многие километры.



24. Местами входы в них даже не сразу заметны издалека среди гранита.



25. Люк в "крыше" дота. Видимо, здесь был наблюдательный пункт.



26. В скалистой земле прорыты траншеи:



27.



28. А вот ещё один дот. Глядит из скалы амбразурами. Это единственный здесь артиллерийский дот.



29. Так выглядит вход в него с тыловой стороны:



30. А внутри дот выглядит так:



31. Ну а ЖД станция с горы не только просматривается, но, конечно, и простреливается. И сквозь амбразуру дота это хорошо видно.



32. А это ход к ещё одной амбразуре, которая чуть выше:



33. Траншеи в скалах. Под горой видны кварталы частного сектора, называемые в городе Южным посёлком.



34. Спуск в ещё один дот:



35. И его интерьер:



36. Вход во второе помещение дота. Как я понял, там был каземат.



37. А это, видимо, вентиляция:



38. И, конечно, амбразура. Она обращена уже в сторону Онежского озера.



39. Она же снаружи:



Ещё поблизости в лесу есть бронеколпаки, но я их, к сожалению, не нашёл. Также часть сооружений укрепрайона расположена в другой стороне от города. В общем, финны построили возле Медвежьегорска, своего рода, крепость. Однако преградой для советских войск это в итоге не стало. 23 июня 1944 года Красная армия с боями вошла в Медвежьегорск, продолжив затем наступление на запад.



Советские военные осматривают финский дот в Медвежьегорске. Судя по зданиям на заднем плане, это не тут, а где-то в другой части города.



40. Ну и про финский укрепрайон на этом всё. Обратно я уже напрямик спустился на городские улицы и пошёл обратно к вокзалу.



Купив у вокзала пудожских калиток, и перекусив ими, я вскоре сел на пригородный автобус и поехал в Повенец — посёлок городского типа, бывший город, в 25 километрах восточнее. Надо сказать, что съездил я туда не очень удачно, но место само по себе исторически интересное. Так что в следующий раз я расскажу про Повенец, уделив значительное внимание его истории.

  • 1
В этом гроте раньше проводили музыкальные фестивали MEDGORAve. Потом запретили - опасно.

Видимо, от них осталась надпись на 11-м фото.

фото 28 как раз артиллерийский, амбразура Л-17

Хм, а я бы, кстати, не подумал. Мне амбразура показалась маловата

Ооо, вот эта часть про Медвежьегорск поинтереснее будет! Я, честно говоря, сначала и не понял, что там в этом Медвежьегорске делать...
Но теперь признаю: гора просто шикарная! Все эти карельские пейзажи, скальная порода, северная растительность, - всё такое знакомое и завораживающее! Мурманские сопки напомнило.))

Ну а доты - это просто вишенка на торте! Так здорово сохранились. Я вообще поражаюсь, как их так филигранно строили. Как вообще это было возможно в столь сжатые сроки во время войны??? Вон стены белые, гладкие.

Ну, для меня, надо сказать, нет такого понятия "что там делать?", потому как считаю потенциально интересным любое место на карте.

Живописный край. И укрепления интересные.

Впервые, благодаря тебе , посмотрел военные укрепления ) в это место стоит приехать ради сопки и самой природы )

Спасибо за пост


В Ленинградской области, кстати, очень много различной фортификации, в том числе и 20 века. Причём и советской, и финской. Наверное, даже наивысшая концентрация такого рода сооружений среди всех регионов России

Удивительно, как вокзальчик деревянный сохранился при таком раскладе.

Это да. На Мурманской магистрали, возможно, единственный сохранившийся из попавших в зону оккупации

Спасибо!
Было интересно!

Удивительно, как вокзальчик деревянный сохранился при таком раскладе.

Ааааааа, всё хочу! И туда хочу! Можно мне, пожалста, № 1, 4, 6 и 21?
И про вокзальчик не упомянула в прошлый раз. Необычный (для меня) и очень уютный. Тут, на дальних снимках, он даже ещё больше привлекает взгляд.
Спасибо за экскурсию!

Пудожские калитки - это что? Никогда раньше про них не слышал.
А гора крутая. И виды, и доты. Понравилось, нечасто про военные укрепления читаю :)


Калитки — это карельские пироги. Слово "пудожские" указывает лишь на город производства (Пудож). Просто у вокзала был магазин Пудожского хлебозавода

  • 1
?

Log in

No account? Create an account