Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Медвежья гора и финский укрепрайон

Город Медвежьегорск, что в Карелии, на северной оконечности Онежского озера, своё название получил, посредством железнодорожной станции, от расположенной рядом Медвежьей горы. Эта скалистая сопка главенствует в окружающем город природном пейзаже, и при этом интересна она не только благодаря живописной природе и видам на город и окрестности, но и как памятник военной истории. Здесь находится комплекс оборонительных сооружений Финской армии, построенных во время оккупации города в 1941-1944 годах.



Высота Медвежьей Горы — 138 метров над уровнем моря, либо же около ста метров над Онежским озером и городом. Расположена она близко к озеру, с неё просматривается местность на очень дальнее расстояние. В общем, потенциальная естественная крепость. Потому и выбор её для строительства оборонительных сооружений вполне понятен.

2. Вот так выглядит Медвежья гора с одноимённой железнодорожной станции (которая, в свою очередь, породила ныне существующий город).



На самом деле, идти на гору можно коротким путём. От вокзала вдоль ЖД путей по улице 23 июня (которая, кстати, названа в честь даты освобождения города в 1944 году), откуда можно подняться по её склону и сразу попасть к финским дотам. Но мне хотелось побольше прогуляться, и этим путём я решил идти обратно, а заходил на гору "с тыла", по более пологому склону.

3. Пройдя мимо кварталов частного сектора и заброшенной военной части, я выхожу из города и попадаю в лес, по которому меня ведёт грунтовая дорога. Она ещё немного поднимается вверх, но основную часть подъёма я преодолел ещё на городских улицах. Фактически, юго-западная окраина Медвежьегорска уже находится на горе.



4. Вокруг живописный карельский лес. И начало золотой осени.



5. За стройными соснами мелькает лесное озеро.



6. Это озеро Китайское. Откуда здесь, в Карелии, столь неожиданное название? Всё дело в строителях Мурманской железной дороги. Как уже сказано, строилась она во время Первой мировой войны, и рабочей силой стройки были австро-венгерские военнопленные, а также наёмные финны и китайцы из Маньчжурии. И посёлок китайских рабочих возле станции Медвежья Гора находился именно здесь, на самой горе. Название озера напоминает об этом по-прежнему.



7. Природный пейзаж здесь истинно карельский. Мох, сосны, гранитные скалы.



Теперь стоит рассказать о военно-исторической роли этого места. Как уже говорилось в рассказе про сам город, 5 декабря 1941 года Медвежьегорск был оккупирован финскими войсками, союзными гитлеровцам. На два с половиной года в руках финнов оказалась примерно половина Карелии. И поблизости отсюда линия фронта прошла рядом с посёлком Повенец, что в 25 километрах восточнее. Попытка наступления советских войск в январе 1942 года провалилась, и город был освобождён только 23 июня 1944 года. На стратегически важном перешейке между Онежским озером и Сегозером (иногда он называется Масельским перешейком) финны построили оборонительную Масельскую линию, главным узлом которой стал укрепрайон Кархумяки: именно так по-фински называется Медвежьегорск (буквально Karhumäki обозначает то же самое). И именно на Медвежьей горе сохранился его главный опорный пункт. В строительстве участвовали как сами войска, так и советские военнопленные. В июне 1942 года Медвежьегорск посещал Маннергейм и, кроме прочего, инспектировал строительство укрепрайона.

8. Как уже сказано, на укрепрайон я заходил с тыла, и первым его сооружением на моём пути стал вот этот выбитый в скале грот.



9. Освещая дорогу фонарём, захожу внутрь (на фото вид обратно). В пробитом тоннеле — скалистые своды, прохлада, темнота (без мощного фонаря туда заходить нет смысла) и сырость. Было слышно, как откуда-то капает вода.



10. Внутри есть несколько помещений, где стены и потолок сложены из бетона. Сверху видна вентиляционная решётка. Скорее всего, здесь была либо казарма, либо арсенал. А может быть и то, и другое.



11.



Выхожу обратно наружу и щурюсь от яркого дневного света (при том, что погода была пасмурная).

12. Дорога дальше переходит в тропинку (поэтому если вы на машине, то её можно оставить как раз возле грота).



13.



14. Среди деревьев я увидел эту бетонную постройку и подумал было, что она тоже относится к финскому укрепрайону. Но судя по написанному году, нет.



15. И вот, наконец, я выхожу из леса, и со склона сопки передо мной открывается живописная панорама. Слева виден город, а справа — Онежское озеро.



16. Город отсюда как на ладони. К сожалению, из-за пасмурной погоды не удавалось делать хорошие фотографии.



17. Вид на станцию и прилегающие к ней кварталы. Левее, за берёзами, находится локомотивное депо. А вдалеке можно увидеть продолжение железной дороги. Причём, как уже упоминалось в рассказе о городе, из-за большого уклона железная дорога на коротком участке раздваивается (где более длинная ветка предназначена для тяжёлых грузовых составов). И здесь можно разглядеть главный ход, а чуть ниже — грузовой поезд из цистерн, идущий по второй ветке.



18. Станция поближе. Она отсюда отлично просматривается.



19. Правее городских кварталов можно увидеть заброшенный лесокомбинат, который, к сожалению, прекратил работу в конце 2000-х годов. А вдалеке виден дым действующего лесокомбината в посёлке Пиндуши. На переднем плане, вдоль склона горы, проходит железная дорога, но её не видно.



20. Ещё правее. Здесь уже видна ЖД. Но преобладает в пейзаже, конечно, Онежское озеро. Это Повенецкая губа — его самая северная часть.



21. И вид на юг. Можно разглядеть железную дорогу, идущую берегом озера. Через несколько километров она от него отклоняется и уходит в леса, в сторону Кондопоги и Петрозаводска.



22. Отсюда начинается Заонежский полуостров.



23. Посмотрев на окружающие просторы, можно воочию оценить значение этой горы как господствующей высоты. Так что вернёмся к военной истории. В скалах здесь выбиты доты, позволявшие простреливать местность на многие километры.



24. Местами входы в них даже не сразу заметны издалека среди гранита.



25. Люк в "крыше" дота. Видимо, здесь был наблюдательный пункт.



26. В скалистой земле прорыты траншеи:



27.



28. А вот ещё один дот. Глядит из скалы амбразурами. Это единственный здесь артиллерийский дот.



29. Так выглядит вход в него с тыловой стороны:



30. А внутри дот выглядит так:



31. Ну а ЖД станция с горы не только просматривается, но, конечно, и простреливается. И сквозь амбразуру дота это хорошо видно.



32. А это ход к ещё одной амбразуре, которая чуть выше:



33. Траншеи в скалах. Под горой видны кварталы частного сектора, называемые в городе Южным посёлком.



34. Спуск в ещё один дот:



35. И его интерьер:



36. Вход во второе помещение дота. Как я понял, там был каземат.



37. А это, видимо, вентиляция:



38. И, конечно, амбразура. Она обращена уже в сторону Онежского озера.



39. Она же снаружи:



Ещё поблизости в лесу есть бронеколпаки, но я их, к сожалению, не нашёл. Также часть сооружений укрепрайона расположена в другой стороне от города. В общем, финны построили возле Медвежьегорска, своего рода, крепость. Однако преградой для советских войск это в итоге не стало. 23 июня 1944 года Красная армия с боями вошла в Медвежьегорск, продолжив затем наступление на запад.



Советские военные осматривают финский дот в Медвежьегорске. Судя по зданиям на заднем плане, это не тут, а где-то в другой части города.



40. Ну и про финский укрепрайон на этом всё. Обратно я уже напрямик спустился на городские улицы и пошёл обратно к вокзалу.



Купив у вокзала пудожских калиток, и перекусив ими, я вскоре сел на пригородный автобус и поехал в Повенец — посёлок городского типа, бывший город, в 25 километрах восточнее. Надо сказать, что съездил я туда не очень удачно, но место само по себе исторически интересное. Так что в следующий раз я расскажу про Повенец, уделив значительное внимание его истории.
Tags: Дорогами войны, Карелия, Природа, Путешествия, Россия, Русский Север, Северо-Запад, Фортификация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments