nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Иркутск - Слюдянка. На поезде к Байкалу
nord_ursus
После подробного осмотра Иркутска и прилегающих к нему промышленных городов настал долгожданный день, когда я отправился к озеру Байкал. И первым посещённым мной местом на Байкале стал маленький город Слюдянка на южном берегу озера, до которого от Иркутска я за два с половиной часа доехал на поезде. Предстояло проехать интересный участок Транссибирской магистрали, где она поднимается на отроги Восточного Саяна, затем спускаясь к Байкалу крутым серпантином, и где голубая байкальская вода становится видна из окна поезда ещё с высоты и издалека. Я отснял путь в Слюдянку не так подробно, как хотелось бы, но надеюсь наверстать это в другой раз. Да и первое впечатление, в любом случае, очень ценное. Так что — вперёд!



Оптимальным способом добраться до Слюдянки была электричка отправлением в девять утра, но её я проспал (это с учётом, что нужно было ещё собраться и доехать от хостела до вокзала, то есть вставать прилично заранее). Теперь наиболее логичным способом была бы маршрутка от ЖД вокзала, но я слишком люблю железную дорогу, и поэтому для такого значимого этапа путешественнической жизни, как первый приезд на Байкал, решительно выбрал именно этот вид транспорта. Потому было решено, даже потеряв немного времени, ехать уже в обед в сидячем вагоне поезда дальнего следования Иркутск - Улан-Удэ. После полудня я выселился из хостела и, находясь пока ещё на шумных улицах крупного города, сел на трамвай до железнодорожного вокзала. Там купил билет на поезд и успел пообедать: времени было ещё довольно много.

2. Итак, вокзал Иркутска. Дорога на Байкал начинается!



Дневной поезд до Улан-Удэ оказался коротким, и преимущественно из сидячих вагонов. Его, кстати, пустили совсем недавно. После двух часов сажусь в поезд и продолжаю ехать на восток по Транссибу. До Слюдянки 127 километров стальной магистрали через горы. Первые минуты поезд едет по Иркутску, среди уже знакомых мне пейзажей. Когда областной центр пропадает из виду, на смену ему приходит Шелехов: снова многоэтажки, алюминиевый завод, и станция Гончарово, где поезд на минуту делает остановку.

3. После Гончарово природный пейзаж за окном меняется. Местность становится всё более рельефной. Лесистые холмы довольно быстро переходят в саянские предгорья.



4. Мой сидячий вагон. Большинство пассажиров едет в Бурятию.



5. Забавным оказалось оформление вагона, посвящённое фильмам Леонида Гайдая, который был выходцем из Иркутска. Тем более, ещё и жил в железнодорожном районе Глазково.



6. А за окном тем временем вырастают горы. Это, как уже сказано, отроги Восточного Саяна, с которыми я уже знаком и по Красноярску, и по стальной Трассе Мужества Абакан - Тайшет: своим восточным краем эта горная система выходит к Байкалу.



7. Транссиб идёт по долине речки Олхи, которая течёт с гор и возле Шелехова впадает в Иркут. Вдоль железной дороги тянется цепочка дачных садоводств, которую замыкает крупный посёлок Большой Луг.



Между прочим, именно этот участок Транссиба — от Иркутска до Слюдянки, является хронологически самым новым. Дело в том, что в конце 1940-х годов магистраль изменила свой маршрут в связи с постройкой Иркутской ГЭС. Раньше от Иркутска железная дорога шла вдоль берега Ангары до её истока и выходила к Байкалу именно там — у станции Байкал, поворачивая оттуда на берег озера, и затем огибая его с южной стороны (причём дорогу вдоль Байкала построили тоже не сразу: первые годы магистраль прерывалась Великим Озером, и действовала переправа через него). Но проект строительства ГЭС в Иркутске предполагал создание водохранилища с затоплением участка Транссиба от Иркутска до истока Ангары, как оно в итоге и получилось. Поэтому ещё до строительства плотины был сооружён железнодорожный обход через горы напрямую в Слюдянку: начал он строиться в 1941 году, но из-за войны строительство шло медленно, и достроена эта железная дорога была уже в 1949 году. Спустя семь лет этот участок стал главным ходом Транссиба, когда старый был закрыт. Вскоре ГЭС была построена, водохранилище заполнено, а от старой трассы остался тупиковый участок Слюдянка - Порт-Байкал, который отпал от магистрали и утратил своё значение. Он идёт вдоль байкальского берега и известен как Кругобайкальская железная дорога (хотя изначально так назывался весь участок вдоль берега, включая и ныне действующий к востоку от Слюдянки).



А поезд едет дальше, петляя по горной долине, и постепенно набирая высоту: впереди — Андриановский перевал. Скорость из-за подъёма небольшая, прямо в вагоне чувствуется движение вверх. 650, потом 700 метров над уровнем моря... За каждым поворотом новые пейзажи, от подъёма закладывает уши. Волнительный момент встречи с Байкалом приближается.



На видео обратите внимание на грузовой электровоз, прошедший навстречу резервом. Это толкач, который возвращается с перевала: здесь, как и на Трассе Мужества в районе Козинского перевала, грузовые поезда поднимаются на перевал при помощи второго локомотива. Причём с обеих сторон.

8.



9. Станция Глубокая:



Вскоре после Глубокой проехали станцию Андриановская (которую я, к сожалению, не заснял). Она расположена на высшей точке перевала, которая насчитывает 880 метров над уровнем моря (или же 423 метра над уровнем Байкала). После Андриановской начинается спуск. Теперь мы уже едем вниз, и скорость становится больше. И в какой-то момент буквально на несколько секунд вдалеке за горным распадком показалась голубая вода... Ну вот и Байкал. Сперва он показался на совсем короткое время, и запечатлеть этот вид я не успел.

10. До Слюдянки осталось чуть больше тридцати километров, и спуск с перевала к Байкалу гораздо более крутой и захватывающий, чем оставшийся позади подъём. Стальная магистраль идёт террасой горного склона по краю глубокой пропасти. А вдали и внизу всё чаще показывается Славное Море, которое становится всё ближе.



11. Вдалеке синеют силуэты горного хребта. Это Хамар-Дабан, который приходит на смену Саянам и тянется на восток, в Бурятию.



12. Внизу расстилается Тёмная Падь — долина, по дну которой в Байкал течёт речка Правая Ангасолка. Словом "падь" в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке называется вот такая наклонная долина (то же, что в Западной Сибири и Красноярском крае называют словом "лог").



Здесь один из самых красивых и, одновременно, самых сложных участков Транссиба — Ангасольская петля. Крутым серпантином, трижды разворачиваясь на 180 градусов, железная дорога спускается к Байкалу, снижаясь примерно на 350 метров за всего 25 километров пути. Конфигурация путей на карте напоминает Джебскую петлю на магистрали Абакан - Тайшет, но тут даже сложнее.



13.



14. Проезжаем станцию Ангасолка и одноимённый посёлок, рядом с которым находится щебёночный карьер. Приглядитесь: внизу видна железная дорога.



15. Вид с приближением. Там параллельно нам проехал грузовой поезд, который через несколько минут оказался встречным. А потом и мой поезд оказался там же, внизу.



После Тёмной пади проезжаем Верхний Прибайкальский тоннель, который я решил заснять на видео. Тоннель, кстати, двухпутный, но этого здесь не видно, поскольку поезд шёл по левому пути. В тоннеле железная дорога делает разворот: обратите внимание, что после выезда из него солнце светит уже с другой стороны.



16. После тоннеля Байкал уже совсем близко. У берега видна старая железная дорога.



17. Внизу появляется посёлок Култук. Фактически это уже пригород Слюдянки. Хотя вообще-то он её гораздо старше: это первое русское село на Байкале, основанное в 1647 году (раньше даже Иркутска).



18. Из поезда Култук отлично просматривается.



Хоть и Байкал совсем рядом, но уклон ещё довольно большой, и железная дорога снова уходит от посёлка на три километра, делает крутой разворот и возвращается. Там она проходит через второй тоннель — Нижний Прибайкальский, который я не заснял.

19. Горы остались позади, но постоянно видны в пейзаже. С севера (фактически с востока, но у Транссиба свои стороны света) примыкает старая железная дорога: мы воссоединяемся с первоначальным маршрутом Транссиба. А вдалеке можно разглядеть участок, по которому мы ехали несколько минут назад.



20. Теперь мы едем по берегу Байкала, и постепенно за окном начинается небольшой город.



21. Тёплый солнечный день. Рядом с городом довольно многолюдные пляжи. При этом мало кто купается, потому что вода в Байкале холодная.



Поезд на минуту остановился на станции Слюдянка. Платформа где-то далеко от вокзала, среди товарняков. Из моего вагона вышел только я, да и из других не много. Платформа быстро опустела, и последним с неё ушёл молодой полицейский, который внимательным взглядом проводил уходящий поезд.

22. Вид на станцию с пешеходного моста. Станция, как видим, крупная. Пути заставлены грузовыми поездами, справа локомотивное депо. Слева виден вокзал, в той же стороне берег Байкала. При этом основная часть города расположена справа.



Что интересно, в восточном направлении от Иркутска до Слюдянки я в этом путешествии проезжал ещё раз — через десять дней, когда ехал в Улан-Удэ. И потом ещё обратно, в западном направлении.

23. По мосту выхожу к первой платформе. Здесь всё чисто и аккуратно.



24. Вокзал сохранился с времён постройки дороги. Он очень красивый и уникальный в своём роде — построен из добытого поблизости отсюда мрамора.



25. У вокзала стоит бюст министра путей сообщения М. И. Хилкова, при котором строился Транссиб, и, в частности, станция Слюдянка.



26. Вид на восток. Пейзаж с этой стороны украшают отроги уже не Саян, а Хамар-Дабана.



27. Вокзал со стороны города:



28. Через несколько минут железная дорога преподнесла мне сюрприз в виде действующего паровоза. С Кругобайкалки он привёз сюда туристический поезд.



29. Если точнее, паровозов тут даже два, и они сцеплены противоположными сторонами. Как я понимаю, это вынужденная мера из-за отсутствия поворотного круга или треугольника.



Итак, я приехал на Байкал. Этого дня я ждал давно. А значит — впереди рассказы про Великое Озеро. И начну я именно со Слюдянки — маленького железнодорожного города с населением 18 тысяч жителей.

  • 1
Красивейшие места! Лично меня нынешний участок Иркутск - Слюдянка всегда интересовал даже больше, чем Кругобайкалка - из-за своей сложности. На первом видео на 0:18 - неужели опоры надземного перехода?

Честно говоря, не знаю. Я и сам задался этим вопросом. Точно локализовать видео на карте сложновато.

Вот и на Бологое-Осташков надо так паровозы сцеплять. А то одна из причин незапуска поезда под паровозом там -- отсутствие круга или треугольника в Осташкове. Но треугольник, вроде бы, собираются строить или уже.

Да там уже почти год собираются, и всё что-то никак

Сейчас понял, что уже лет 10-12 не ездил на поезде (электричке) до Слюдянки. В самой Слюдянке бываю часто, но все время на служебной машине по автодороге.

Кстати, что интересно: в Красноярском крае, где на юге региона (Минусинск-Абакан) находится Западный Саян, горы называют единственным числом (так и звучит - Западный Саян), а в Иркутской области горную цепь называют множественным числом (Восточные Саяны).

Сколько раз я проезжал этот участок на поезде - не устаю восхищаться его красотой! Всегда жду тоннелей, едешь и раз - внезапно темнота :) Правда, сейчас уже свет включают.


Да, на линии Абакан-Тайшет свет зажигают даже в самых коротких тоннелях

О! Теперь понятно, что означает топоним Бобровый лог в Красноярске :)

Прикольно мы с тобой почти одновременно вспоминаем Байкал. Я ещё вчера хотел опубликовать свои фотки и прочитать твой пост, но рано упоролся и заснул носом в ноут.)))

А вокзал в Слюдянке очень красивый. Будет интересно посмотреть на сам город и его архитектурный облик.

Да, там слово лог часто встречается. В Хакасии тоже.

Кстати, изначально вместо своего байкало-амурского тура я планировал именно покатушки по Кругобайкалке. Но в холодные месяцы там поезд не ходит, вместо него курсирует рельсовый автобус. Наподобие такси на рельсах в Туле, про которое Жижитель писал.
Но выяснилось, что это только для туристических групп :( И готовой группы, к которой я мог бы присоединиться, тоже в те дни не было.

Рельсовый автобус — это вообще-то тоже поезд, подвид дизельных поездов. Просто название дурацкое, потому что вводит людей в заблуждение) И ходит он по Кругобайкалке круглый год) И зимой, и летом четыре раза в неделю.

Спасибо за рассказ !
Вокзал станции Слюдянка напоминает Галич,даже та же возвышенность на заднем плане, ощущение лёгкого дежавю ))

А мне, кстати, не показалось похожим) В Галиче всё же вокзал современный

Вокзал прекрасен. Даже в Ваших репортажах я подобного ещё не видела. И действующий паровоз - это потрясающе! А картинка 16 вообще сказочная, так и кажется, что с неё должно начинаться "жили-были" :)
Спасибо!

Это так интересно, когда записи пересекаются. Можно увидеть те же места глазами другого человека. Правда, я в самой Слюдянке не была.

В Слюдянку я ехал на электричке. Там, кстати, впервые познакомился с остановкой по требованию на электричках, машинст говорил периодически "если надо где-то остановиться - предупреждайте заранее".
А вот обратно ехал на маршрутке - это раза в полтора быстрее оказалось. Да и чаще они ходят.

Маршруткой всё-таки не то было бы в моём случае. По ЖД интереснее. Тем более, тут сам участок ЖД заслуживает внимания. А обратно я из Слюдянки не ехал, так как замкнул круг по КБЖД и Листвянке (а оттуда уже в Иркутск)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account