В Глубоком, о котором я рассказал в прошлый раз, мы с Андреем сели на автобус, шедший на север, в соседний город Браслав. Ехать до Шарковщины — около тридцати километров, и примерно полчаса. Затем нам предстояло ехать дальше на север, и на Шарковщину у нас было пару часов, за которые мы более-менее успели осмотреть посёлок.
Ударение в названии Шарковщина падает на первый слог (что легко проверить по белорусскому написанию Шаркаўшчына). История у посёлка давняя, но не очень яркая. Шарковщина известна с 1503 года. В Российской империи была местечком (образованным путём слияния местечек Старая и Новая Шарковщина). Сегодняшняя Шарковщина — городской посёлок (белорусский аналог статуса "посёлок городского типа"), и живёт здесь 6 с половиной тысяч человек.
2. Автобус высадил нас на местной автостанции, и она довольно быстро опустела. Здание типовое — близнец автостанции в Глубоком.
3. Белорусскоязычный плакат в зале ожидания, посвящённый нелегальным перевозчикам (я думаю, перевод не требуется).
В Шарковщине есть железная дорога. Вокзал находится напротив автостанции, на другой стороне небольшой площади. Но значение этого вида транспорта здесь невелико: через Шарковщину проходит глухая тупиковая малодеятельная ветка Воропаево - Друя — ответвление от тупиковой линии Крулевщизна - Лынтупы, о которой я уже рассказывал. Эта ветка была построена в 1933 году, когда этот край был в составе Польши, и станция до сих пор носит польское название Шарковщизна.
4. Вид в сторону Друи. Пустынная платформа, типовой позднесоветский вокзал. Пассажиры здесь появляются лишь два раза в сутки, когда проходит поезд из двух прицепных вагонов от Витебска и Минска в Друю. Пригородного сообщения нет.
5. Вид в сторону Воропаево и всей остальной железнодорожной сети. Справа от путей виден рынок, где тогда, ближе к вечернему времени, торговля уже свернулась.
Железная дорога атмосферная и с налётом глухоманности. Нам ещё предстояло ехать по ней обратно, спустя два дня, и увидеть Шарковщину ещё раз из окна поезда.
6. А пока осмотрим сам посёлок, с его достопримечательностями. В квартале от автостанции находится безымянная главная площадь. Здесь типовое здание райисполкома (такое же, как в Поставах).
7. Есть здесь и ещё несколько зданий. Вот, например, симпатичная сталинка.
8. В центре площади — братская могила воинов Красной армии, погибших при освобождении Шарковщины в Великую Отечественную войну. Посёлок находился в оккупации с 30 июня 1941 по 1 июля 1944 года.
9. Ещё есть советский универмаг. Тоже красивое здание. В целом, главная площадь Шарковщины напомнила мне таковую в Лепеле.
10. По соседству с площадью — Крестовоздвиженский костёл, построенный в 1999 году.
11. Отсюда можно выйти на берег реки Дисны. Это левый приток Западной Двины. В устье Дисны стоит одноимённый город, который когда-то был главным в этом небольшом краю, являясь центром уезда, который включал в себя почти всю нынешнюю Западную Витебщину (но входил при этом в Виленскую губернию); а ныне это самый маленький город Беларуси, и даже не райцентр. Там я ещё собираюсь побывать.
12. Река довольно живописна. Наверное, место, откуда сделано фото, весной заливает половодьем.
13. Дисна течёт из болот (кстати, исток находится в Литве), что хорошо видно по цвету её воды.
14. Поблизости от реки есть несколько пятиэтажек. Это самые капитальные дома в посёлке.
15. Отсюда рукой подать до деревянной Успенской церкви — самой, пожалуй, яркой местной достопримечательности. Построена она в 1912 году, и облик её довольно необычен. Особенно конструкция колокольни.
16.
17. Небольшое подобие витража:
18. Возле церкви есть ещё один интересный вид на Дисну, её пойму и заречную часть посёлка.
19. Частный сектор. Интересная особенность местных изб — "треугольник" под коньком крыши.
20.
21. И просто быт глубинки:
22. Да, тут не забалуешь...
23. Август. Уже приближался учебный год.
24. Сходив к Успенской церкви, мы вернулись к главной площади и пошли в другую сторону — через мост, на другой берег реки.
25. Рядом с мостом стоит мемориальная доска в честь погибшего здесь в 1944 году лейтенанта Красной армии Минаса Назаретяна.
Заречная, правобережная часть Шарковщины — это бывшее местечко Новая Шарковщина, которое до конца XVIII века было отдельным населённым пунктом.
26. За мостом — позднесоветский кинотеатр. Похоже, он никак не изменился с времён постройки.
27. На небольшой площади — районный дом культуры.
28. А на доске рядом висела забавная афиша. Особенно вызывает улыбку "Властелин села" — как звучит-то! Ну и "освЕщение яблок", конечно.
29. На другой стороне есть дореволюционный домик. По-видимому, заброшенный.
30. Рядом стоит памятник убитому во время гражданской войны священнику Константину Жданову, который причислен к лику святых как священномученик Константин Шарковщинский. Он служил в показанной выше Успенской церкви.
31. Ещё один воинский мемориал:
32. Улица 17 сентября:
В целом, Шарковщина выглядит весьма скромно, и по количеству достопримечательностей заметно уступает соседним райцентрам. Кроме того, посёлок экономически депрессивный. По статистике, в Шарковщинском районе самый низкий уровень зарплат во всей Беларуси (а второе место занимает соседний Миорский район). Промышленного производства почти нет, и район живёт в основном за счёт сельского хозяйства.
33. Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Построена в 1898 году.
34.
35. Частный сектор. Здесь мне понравились вот эти почти одинаковые, но при этом разноцветные дома.
36. Небольшая новостройка:
37. И закончу я рассказ о Шарковщине вот этим местом. Согласно картам, это еврейское кладбище, но никаких его признаков мы в этих зарослях уже не нашли. В общем, ситуация примерно такая же, как в Столбцах.
Затем мы уже знакомой дорогой вернулись к автостанции, где, перекусив в кафе поблизости, поехали дальше. В залинейной части Шарковщины, куда мы не ходили, разветвляются две автодороги: налево в Браслав, а направо в Миоры. Нам путь лежал налево — знакомство с Браславским районом мы начали с села Ахремовцы, что чуть-чуть не доезжая до районного центра. Поблизости оттуда мы и ночевали. И следующий рассказ будет именно про это место.
ЗАПАДНАЯ ВИТЕБЩИНА. АВГУСТ 2017:
Общий обзор
Поставы
На поезде из Постав в Глубокое, и немного истории местных железных дорог
Глубокое
Шарковщина
Ахремовцы и узкоколейка
Браслав. Часть 1
Браслав. Часть 2
Природа и городище в окрестностях Браслава
Слободка и Иказнь
Миоры