?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Петрозаводск. Спальные районы
nord_ursus
В Петрозаводске, как и в любом крупном городе, помимо центральной части есть обширные спальные районы, где живёт, наверное, больше половины населения города. Как правило, туристы (а их в Петрозаводске много) ими, по понятным причинам не интересуются, но я решил в осенней поездке по Карелии восполнить этот пробел в своём взгляде на город и прогулялся пешком по трём петрозаводским "спальникам" — Кукковке, Древлянке и Перевалке. От основной части города они отделены железной дорогой, располагаясь к западу от неё, а между собой разделены лесопарками. Районы оказались довольно приятными, причём даже в промозглую осеннюю погоду.



Накануне я приехал в Петрозаводск с северной стороны, на автобусе, шедшем из Медвежьегорска, посетив перед этим деревни Тивдия и Белая Гора. К моему приезду в карельскую столицу уже вечерело, и я остаток дня лишь немного погулял по центру города и не фотографировал (так как уже был там неоднократно), потом ночевал в хостеле, а прогулку по спальным районам оставил на следующий день. С погодой мне не очень повезло: было хмурое низкое небо, из которого моросил мелкий дождик.

Среди всех городов, где я был, Петрозаводск у меня один из лидеров по количеству посещений. Но все места, где я был в предыдущие приезды, я посетил ещё в первый приезд. И лишь в этот раз посмотрел что-то новое.

2. Прежде чем попасть в спальные районы, прогулку я начал с Голиковки и Зареки — небольшого района, который отделён от центра речкой Лососинкой. Здесь я уже был в первый приезд в январе 2013 года.



3. Голиковка и примыкающая к ней Зарека частично застроены сталинками отдельно от центра города — скорее всего, они застраивались как рабочий район при Онежском тракторном заводе. Хотя на полноценный соцгород всё же не тянет.



4. Улица Правды. Справа видно Зарецкое кладбище, а над деревьями возвышается купол Крестовоздвиженского собора (середина 19 века), также знакомого мне по первому приезду в город. Дальше этого места я тогда не ходил.



5. Застройка местами довольно неказиста. Немало старых барачных двухэтажек, которые, правда, постепенно сносятся. Этот пейзаж мне очень напомнил Кондопогу.



6.



7. Улица Правды ныряет под железнодорожный путепровод и переходит в Лыжную. Отсюда начинается Кукковка — просторный многоэтажный район с широкими улицами. Лыжная позже переходит в Карельский, а затем в Лесной проспект: эта магистраль является транспортной осью западной части города.



8. Отмечает въезд в Кукковку часовня апостолов Петра и Павла, построенная в 1990-е годы.



9. Улица Лыжная и конечная остановка троллейбусов. Пейзаж очень типично петрозаводский — железные уличные столбы, а также характерные панельные дома.



Да, обычно спальные районы кажутся однообразными во всех городах. Отчасти это так, и даже региональные серии типовых домов в основном похожи друг на друга. Но карельские "панельки" довольно выразительны. Речь идёт о домах серии 111-75. Она вообще-то не исключительно карельская, а есть в ещё паре регионов, но даже дома одной серии могут внешне различаться в зависимости от производившего их домостроительного комбината. И именно вот эти светло-серые дома, изготовленные Петрозаводским ДСК, весьма узнаваемы.

10.



В советское время они строились во всех городах Карелии, и даже нескольких посёлках. Как правило, по пять этажей, но в нескольких городах (Кондопога, Питкяранта, Сортавала, Сегежа, Костомукша) есть и девятиэтажки.

11. У них довольно интересные узоры балконных оград:



12. У некоторых домов, как, например, у этого, ограды "ёлочкой".



13. Иногда два дома соединены декоративной бетонной решёткой. В общем, если видите такие дома на фотографиях (5- или 9-этажные), то можете не сомневаться, что это в Карелии.



14. Многоэтажная застройка соседствует с лесом, участки которого были сохранены при строительстве районов. На дальнем плане виден огромный лесопарк имени Защитников города, названный в память о Великой Отечественной войне.



15. Также вплотную примыкает Старая Кукковка — микрорайон частного сектора, оставшийся от бывшей деревни Кукковки, включённой в состав города в советское время. Название происходит от расположенной рядом горы Кукковки (по-карельски Kukkoinmägi — "Петушиная гора").



16. Кроме уже показанных "карельских" панельных домов, есть тут ещё несколько высоток серии II-68, распространённой преимущественно в Москве и Подмосковье.



17. Лесопарк "Беличий остров" среди жилых кварталов. Белок я тут видел сразу несколько, но бегают они слишком быстро, и запечатлеть не удалось.



18. Выхожу на улицу Ровио. Названа она в честь финского коммуниста и революционера Густава Ровио, который бежал из Финляндии в Советскую Россию после поражения красных в финской гражданской войне и жил затем в Карелии (как это сделали многие другие коммунисты из страны Суоми). В 1938 году он был репрессирован и расстрелян, а при Хрущёве реабилитирован. Надо сказать, финские большевики и их участие в политической жизни советской Карелии — тема довольно малоизученная, но интересная.



19. Улицы оживлённые, многолюдные. Здесь интересно просто наблюдать за городскими буднями.



20. Некая странная "инсталляция". Как оказалось, скульптура петуха (вспоминаем перевод названия Кукковка), хотя признать птицу в этой конструкции сложновато. Впрочем, для Петрозаводска это нормально, если вспомнить набережную Онежского озера.



21. Адвентистская церковь:



22. Многоэтажные новостройки растворяются в сыром туманном небе:



В этом месте Кукковка заканчивается, и на смену городской застройке опять приходит довольно дремучий лес. На самом деле, лишь большой лесопарк, вдоль которого идёт Лесной проспект, ведущий в следующий жилой район — Древлянку. У меня была мысль прогуляться пешком, но из-за дождя с холодным ветром, да и не очень большого количества времени, проехал пару остановок на автобусе.

23. Древлянка по застройке в целом примерно такая же, как Кукковка. И преобладают здесь те же девятиэтажки 75-й серии. Заметно, что в обоих районах нет хрущёвок, так как застраивались они позже: Кукковка с 1976 года, а Древлянка с 1985. Можно даже считать Древлянку самым молодым петрозаводским районом.



24. Лесной проспект:



25. Население Древлянки составляет около 60 тысяч жителей, то есть почти четверть всего города.



26. Благоустройство петрозаводских спальных районов я бы назвал средним. Без особых изысков, но улицы довольно чистые.



27. Заглянем во дворы:



28. Некоторые детские площадки имеют почти советский облик.



29. А завершает Древлянку гипермаркет с несколькими ТРЦ рядом с ним. Замыкая круг, я отправился отсюда в следующий район — Перевалку, докуда ещё проехал пару остановок на троллейбусе.



Лесной проспект минует Перевалку по касательной, уходя дальше на север города, а главной улицей Перевалки служит улица Чапаева, ведущая меня обратно к вокзалу и к центру.

30. Перевалка сильно отличается от предыдущих двух районов. Если Кукковка и Древлянка выглядят строго и выдержанно, так как застраивались по единому плану, то застройка Перевалки куда как более хаотична и разнокалиберна. Да, конечно, есть тут и всё те же панельки 75-й серии.



31. Но с ними могут чередоваться и странноватые новостройки. В кадре улица Чапаева.



Перевалка значительно старше Древлянки и Новой Кукковки. Она возникла как рабочая окраина в 1930-е годы, когда сюда привозили лес из Машезерского и Лососинского леспромхозов (20-40 км юго-западнее города) и переваливали его на железную дорогу. От последнего факта район и получил своё название.

32. Бывший кинотеатр "Искра" типового проекта (опасное, однако, название для места, куда привозили штабеля леса). Ныне его занимает ресторан.



33. Характерный для Перевалки пейзаж. Новостройки среди ветхих двухэтажек. Визуально убрав высотные дома, можно представить, как выглядела большая часть Перевалки в ещё недавнем прошлом. Здесь есть и частный сектор, причём довольно-таки печального вида. В общем, расположение за ЖД путями относительно центра города, плюс большое количество ветхого жилья — нетрудно догадаться, что Перевалка долго считалась социально неблагополучным районом. Но сейчас район, по мере активной застройки, сильно меняется. И эти виды, где в кадр попадают старые двухэтажные дома, скоро вполне могут стать историей.



34. А тут во дворе стоит домик практически деревенского вида. И в нём, похоже, ещё живут.



35. Приглядимся к этим новостройкам. Это, между прочим, всё та же 75-я серия! Её дома строят в Петрозаводске до сих пор. Но выглядят они уже по-другому, и этой "фишки" в виде балконных узоров теперь нет.



36. А тут ещё есть. Возможно, этот дом построен в 90-е годы.



37. И по-прежнему ещё есть на Перевалке вот такие тихие улочки с барачными домами, и даже без асфальта. Здесь уже и не подумаешь, что находишься близко к центру столицы Карелии. По виду мало чем отличается от того же Медвежьегорска или Суоярви.



38. Долго ли этим домикам осталось стоять?



39. Идя дворами, и потом свернув на какую-то невыразительную тропинку, я выхожу на пешеходный мостик над ЖД путями, и прямо к вокзалу.



Съездив в центр, и пообедав там, я вернулся сюда же, чтобы уезжать из Карелии в Великий Новгород на скоростном электропоезде "Ласточка", который запустили по маршруту Петрозаводск - Новгород за месяц до моей поездки (можно даже сказать, что именно этот новый маршрут стал поводом если не для всего путешествия, то уж точно, для совмещения Карелии с Новгородом). Фотографий я, впрочем, делал в поездке на "Ласточке" мало, но о дороге до Новгорода вкратце в следующий раз расскажу.

  • 1
Зарека - это портовый район, он строился для работников грузового порта и судостроительного завода. Граница между Зарекой и Голиковкой проходит по улице Льва Толстого. На первом фото - Зарека, а не Голиковка.

Edited at 2018-01-08 07:58 am (UTC)

Маленькая поправка: съездов с трассы в сторону города не один, а три: после поста ГИБДД (Пряжинское шоссе), на развязке с Суоярвским шоссе и перед объездом Шуи. Например, машины, идущие со стороны Мурманска, если им надо в северо-восточную часть Петрозаводска, конечно, не поедут через Чапаева, а свернут с трассы у Шуи и въедут в город по Шуйскому шоссе.


Ну кстати, да, тут вы правы. Интересно, зачем тогда медвежьегорский автобус едет через Суоярвское шоссе и Перевалку

Можно предположить, чтобы не создавать лишнего внутригородского трафика и самим не стоять в пробках. Ну, и автовокзал расположен на Чапаева, туда удобнее через Суоярвское шоссе и Лесной проспект добираться.

Спасибо Вам за прекрасный обзор Петрозаводска, как будто путешествовала лично.С большим удовольствием всегда читаю ваши заметки.У вас очень лёгкий и приятный в чтении литературный стиль.

Ой, теперь вы совсем родные мне места сфотографировали, чуть ли не двор мой. Спасибо!) А новый кадетский корпус на Кукковке видели? Про электричку до Новгорода я не знала. И про то, что решётки между домами - фирменный карельский стиль тоже.

Кадетский корпус не видел.
Решётки между домами — это как раз не фирменный карельский стиль (хотя и не очень стандартное явление). Но вот такие дома https://img-fotki.yandex.ru/get/877700/45838865.1e1/0_294a1d_6e71ca53_orig это да, чисто карельские (в любом городе республики от Олонца до Кеми такие есть). Как выяснилось, серия 111-75 есть ещё в Ульяновске и Томске, но там дома лишь конструктивно такие же, а внешне другие, потому что производились другими ДСК.

Чем-то похожи на традиционную карельскую вышивку узоры на балконах.

Кадетский корпус меня прошедшим летом очень удивил. Я год не была в Петрозаводске и для меня оно выросло как в сказке на пустыре. Симпатичное.


Вот что пишет наш знаменитый краевед Ирма Муллонен о происхождении названия Кукковка:

Один из районов Петрозаводска носит название Кукковка. Наверное, многим известна расшифровка этого названия, связанная с карельским и вепсским словом kukko, kukkoi - "петух" (т.е. Кукковка в переводе - Петуховка). На Кукковке даже поставили металлического петуха - своеобразный символ городского района. Это объяснение подтверждается, казалось бы, и тем, что под старой Кукковкой, ближе к берегу Онежского озера располагался небольшой район Петушки. Название его можно рассматривать как перевод на русский язык Кукковки.

Если бы Кукковка была старой деревней, основателем которой был бы человек по имени или прозвищу Kiikkoi - "петух", то такая интерпретация была бы вполне оправданной. Между тем, исторические документы говорят о том, что никакой старой деревни здесь не было. Район стал заселяться только в 30-е годы XX столетия.

Очевидно, история названия складывалась на самом деле несколько иначе. В вепсском языке было слово kuk - "гора, холм, вершина горы". В финском и карельском ему соответствовали kukku, kukkula в том же значении. Это слово в свое время активно использовалось в Карелии в образовании названий гор, возвышенных мест: гора Куккашка в Ладве, Кукселъга в Каршево Пудожского района, Кукова гора в Важинах и в Оште и многие другие. В этом же ряду находится и название горы Кукковка в окрестностях Петрозаводска.

Со временем, однако, первоначальные истоки названия затушевались, поскольку слово kuk исчезло из вепсского языка, а в карельском сохранились только более сложные производные формы kukkula, kukkuia. И тогда ставшее непонятным название Кукковка сблизилось в народном сознании с более понятным, обычным, сходным по звучанию (но не по значению) словом kuk, icukkoi - "петух". Так Горная гора превратилась в Петуховую. Я подозреваю, что с этой народной интерпретацией связано в конечном счёте и появление названия Петушки.

Хехе.))) Я уже подумывал написать удивлённый комментарий по поводу высотки на фото 7. О том, что эти дома я видел только в Москве и Подмосковье.
Но ты к фотографии 16 сам об этом написал.)))
Впрочем, моего удивления это не отменяет.

Очень люблю панельные многоэтажки спальных районов с узорчатыми орнаментами. На такие дома приятно смотреть.

А до Великого Новгорода можно из Петрозаводска на "Ласточке" приехать??? Интересно.

Да, теперь можно. В сентябре запустили как раз. Я сначала тоже удивился, а потом оказалось, что она специально подогнана для возможности "стыковочной" пересадки на Сапсан на ст. Чудово и быстрого добирания от Петрозаводска или Новгорода до Москвы.

Edited at 2018-01-08 10:01 pm (UTC)

Да, интересные получаются маршруты. Надо взять на заметку.

Серия 111-75 отдаленно напоминает иркутскую.
Впечатляет охват троллейбусной сети - есть даже в новых районах.


Да. А вот в Новгороде охват значительно хуже. Там почти нет троллейбуса в центре, а есть именно в спальном районе.

Слышала, что дома московской серии II-68 были построены в Петрозаводске в начале 1980-х, во время правления Юрия Андропова, жившего в юности в этом городе.

Возможно. Но он там не в юности жил, а работал после 1940 года.

Edited at 2018-01-11 12:42 pm (UTC)

А я в Питере живу, а в Петрозаводске ни разу не была. Во Владивостоке была, в Мехико была, а ближайший город пропустила. Но каждый год активно планирую. :)

И здесь сектанты пускают корни, сволота. А город унылый, особенно панельки. Отсюда и социальные проблемы.

Слишком глобальные выводы делаете по одним спальным районам

Хорошо, давайте сравним, сколько процентов населения живёт в условном центре и в спальниках. Цифры несопоставимы совершенно. Плюс я видел фотографии центра, даже там власти умудрились "нагадить" рекламой и плохим ремонтом. Если уезжать из города на озёра каждый день, смысл ехать на пару дней есть. А как местные живут, я даже не представляю.

Я не думаю, что местным есть особое дело до того, представляете ли вы, или нет. Как по мне — вполне приличные спальные районы (только что Перевалка довольно неказистая). Всё же это несопоставимо с муравейниками, которыми сейчас застраивают окраины Питера или Москвы.

Учитывая объёмы инвестиций, я не удивлён.

  • 1