?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Слюдянка. Встреча Транссиба с Байкалом
nord_ursus
Слюдянка — один из четырёх городов на берегу озера Байкал. Районный центр с населением 18 тысяч жителей, место, где Транссибирская магистраль впервые выходит на берег Байкала (но так было не всегда), и просто довольно тихий и уютный городок, лежащий между берегом Байкала и подножием горного хребта Хамар-Дабан. Для меня Слюдянка стала местом первого знакомства с великим озером.



В Слюдянку я приехал на поезде из Иркутска, впервые увидев ярко-голубую гладь байкальской воды где-то далеко внизу. На подходе к Слюдянке железная дорога пересекает Андриановский перевал, с которого спускается сложнейшим серпантином с двумя тоннелями и несколькими петлями, и выходит к станции Слюдянка, откуда и началась моя прогулка по городу.

Карта с локализацией фотографий по их номерам в этом рассказе:



2. Итак, станция Слюдянка-1. Это вид на восток — в сторону Улан-Удэ, Читы, и, в итоге, Владивостока. На станции кипит жизнь. Пути заставлены грузовыми поездами, справа видно локомотивное депо, а слева вокзал. Центр города расположен справа, а берег Байкала — слева.



3. Вокзал в Слюдянке красив и уникален — это единственный в мире вокзал, построенный полностью из мрамора. Разумеется, местного, добытого здесь же. Здание сохранилось с 1905 года, когда была открыта железная дорога.



Слюдянка — это центр так называемой Кругобайкальской железной дороги (КБЖД, не путать с КВЖД — Китайско-Восточной) — того участка Транссиба, который огибает побережье Байкала с южной стороны. И в наше время лишь вторая половина КБЖД — 200-километровый участок к востоку от Слюдянки, входит в состав действующей магистрали. Потому что изначально Транссиб выходил к берегу Байкала у истока Ангары, где была построена станция Байкал, но тот старый участок — от Иркутска до станции Байкал, попал в зону затопления при строительстве Иркутской ГЭС, и с 1949 года поезда идут напрямую из Иркутска в Слюдянку через горный перевал. Кроме того, если движение по Транссибу в этих местах было открыто в 1900 году, то Кругобайкалка открылась только в 1905, а до этого пять лет Славное Море было преградой стальной магистрали — поезда переправлялись через озеро от истока Ангары к станции Мысовая на паромах, а зимой по льду прокладывались рельсы.

4. Сейчас, конечно, это уже давно сплошная магистраль, но старый вокзал напоминает об истории, украшая город и железную дорогу.



5. Народу на станции было не много, да и чуть ли не половину привокзальной публики составляли туристы с большими рюкзаками. А движение здесь оживлённое: часто проходят и грузовые, и пассажирские поезда. Все поезда дальнего следования здесь останавливаются. Есть и немного электричек.



6. У вокзала стоит бюст министра путей сообщения Российской империи Михаила Хилкова, при котором строилась Транссибирская магистраль и, в частности, Кругобайкальская ЖД и станция Слюдянка.



7. Паровоз! И даже два. Я наблюдал, как он привёз в Слюдянку туристический поезд, курсирующий по старому участку Кругобайкалки, который идёт вдоль юго-западного побережья к истоку Ангары, и к магистрали ныне не относится.



Осмотрел станцию, перекусил в вокзальном буфете. Теперь пора и к Байкалу идти. Как уже сказано, современный центр города находится по другую сторону от ЖД, а вокзал обращён к второстепенному району. Причина проста — город, тогда ещё в виде пристанционного посёлка, начинался именно оттуда. И именно со стороны вокзала находится байкальский берег. Название Слюдянка взято от одноимённой речки, текущей сюда с гор, а она, как нетрудно догадаться, названа из-за месторождений слюды, которую добывали здесь, с небольшими перерывами, с XVII века и вплоть до 1970-х годов. До железной дороги здесь было лишь Слюдянское зимовье, а уже после появления станции стал расти посёлок, который в 1936 году получил статус города.

8. Кварталы между железной дорогой и берегом. И повседневная жизнь провинциального сибирского городка. Выглядит всё весьма по-простому. И нет, девушка из компании на переднем плане не специально мне позировала. Ну, я так думаю :)



Люди в Слюдянке простые и доброжелательные. К туристам здесь привыкли — порой могут спросить "Нравится вам у нас здесь?". На меня произвело впечатление то, что люди живут возле гор и берега Байкала, и для них это совершенно обыденный и привычный пейзаж.

9. Новая деревянная церковь Николая Чудотворца рядом с вокзалом — воссоздание снесённой в советские годы церкви 1915 года постройки. Сзади видна байкальская вода.



10. Много дореволюционных деревянных домиков со ставнями. Из таких и состояла Слюдянка сто лет назад.



11. Небольшой советский памятник, посвящённый, видимо, горнякам и добыче полезных ископаемых:



12. Ну вот и Байкал. Я наконец-то вышел на его берег, и он для меня стал не только видимым, но и осязаемым: первое, что я сделал, спустившись к воде — символически окунул в воду руки.



13. И долго стоял, любуясь байкальской далью, в которой прозрачная вода сливается с небом и горами. Где горизонт? Где облака, небо и вода? И есть ли дно у озера?



14. Слюдянка находится на берегу Култукского залива — юго-западной оконечности Байкала (при этом самая южная точка озера находится не здесь, а восточнее, возле станции Выдрино). Из Слюдянки просматривается посёлок Култук, до которого по прямой 7 километров. Он гораздо старше Слюдянки (основан в 1647 году, и является старейшим русским поселением на берегу Байкала), но сейчас фактически её пригород. Чуть выше посёлка можно разглядеть идущий по склону Транссиб и портал Нижнего Прибайкальского тоннеля (который я из поезда не заснял).



15. Возле Слюдянки соединяются две горные системы. С запада это Саяны (кстати, и на этой фотографии можно разглядеть портал ЖД тоннеля — в виде белой точки).



16. А с востока — хребет Хамар-Дабан, у отрогов которого стоит и сама Слюдянка. Он тянется вдоль южного побережья озера.



17. Туда — вдоль берега на восток, идёт Транссиб. Уйдёт он от байкальского берега лишь в Бурятии, в 200 километрах восточнее.



18. Набережная в Слюдянке, к сожалению, не ремонтировалась, наверное, лет тридцать, если не больше. Хотя вполне возможно, что скоро её приведут в нормальный вид. В мой приезд на площадке у набережной был какой-то городской праздник.



19. И если бы не горы и Байкал, то пейзаж этой части Слюдянки вполне можно принять за какой-нибудь городок в Архангельской области или Карелии.



20. Эффектный вид в сторону железной дороги:



21. У берега я провёл достаточно много времени, и в центр пошёл, когда уже вечерело. На станции теперь стоял туристический поезд Иркутск - Порт-Байкал (который тоже идёт на старую часть Кругобайкалки, куда затем направлялся и я). От Иркутска до Слюдянки электричка идёт своим ходом, а по КБЖД, из-за отсутствия контактной сети — под тепловозом.



22. Вид на станцию в западном направлении. Слева находится основная часть города, где видны пятиэтажные дома. Теперь пойдём туда.



23. Почти сразу со станции попадаем на безымянную главную городскую площадь.



В Слюдянке я ночевал, и частично осматривал город уже утром следующего дня, когда была довольно жаркая солнечная погода (при том, что ночью прошёл ливень). Поэтому дальше буду показывать фотографии сделанные и вечером, и на следующий день.

24. Администрация Слюдянского района Иркутской области. Видимо, сталинское здание. В состав района, помимо самой Слюдянки, входит также город Байкальск, где я не был.



25. Напротив находится ДК Железнодорожников, построенный в 1930-е годы. В центре площади, как видим, фонтан, в котором на следующий день купались дети.



26. А ещё рядом есть паровоз-памятник с семафором и гидроколонкой. За ним видна водонапорная башня, построенная в 1900 году. Ей бы тоже не помешал ремонт.



27. Рядом с ней стоит немного странный Ленин:



В основном город живёт железной дорогой, а также добычей различного природного камня — крупнейшим карьером в окрестностях является мраморный карьер "Перевал". Добыча слюды, давшей городу название, с 1970-х годов не ведётся. Город приятный. Выглядит, в общем, небогато, но ухоженно.

28. Улица Ленина — главная в городе. Это не что иное, как часть федеральной трассы, связывающей Москву и Владивосток. Как и в Усолье-Сибирском, здесь нет объездной, но уже просто потому что построить её здесь негде. И плотный поток машин, включая фуры, едет через город.



29. Ещё одна небольшая площадь для отдыха и прогулок. Как вечером, так и на следующий день центр Слюдянки был довольно многолюден.



30. Окружающая застройка. Встречаются сталинские послевоенные дома.



31. Хрущёвки. Обратите внимание на контрфорсы — они не дают нам забыть, что город расположен в сейсмоопасной зоне.



32. А тут виден новый дом:



33. Интересно бывает заглянуть и во дворы:



34. Ещё послевоенный домик:



35. Хрущёвка какой-то интересной серии. Я, вроде, ни разу не видел такого остекления подъездов.



36. А в лестницу рядом вписан 1966 год...



37.



38. Ближе к Транссибу — типичные железнодорожные дома начала прошлого столетия:



39. Значительная часть слюдянских домов построена из дерева.



40.



41. А ещё в центре города я видел вот такой забавный клон одной известной сети фастфуда.



Слюдянка — город, в силу своего расположения сильно ограниченный в возможностях территориального расширения. С одной стороны находится Байкал, с другой горы, да и железная дорога отнимает много места. На карте хорошо видно, как город вдаётся вытянутыми отростками вглубь межгорных распадков.

42. И вот как это выглядит. Улочки постепенно поднимаются наверх, в итоге сходятся в одну дорогу, которая ведёт дальше вверх по горной долине. В кадре — улица Школьная, и в одном из домов справа, в обычной двухкомнатной квартире находится хостел, где я ночевал. Весьма приятное, кстати, место — в первую очередь, благодаря очень душевным хозяевам.



Надо сказать, туристическая инфраструктура в Слюдянке не особо развита, в отличие от насквозь курортной Листвянки. Дело, думаю, в том, что Слюдянку посещают в основном непритязательные походники, поскольку отсюда начинаются пешие маршруты на горы Хамар-Дабана, наиболее популярным из которых является довольно несложное восхождение на Пик Черского (2090 метров над уровнем моря, или порядка 1650 над Байкалом). Тем и интереснее для меня — можно лучше увидеть обычную жизнь городка на берегу Байкала. И здесь мне понравилось больше, чем в Листвянке.

43. Деревянная школа, построенная, видимо, в 1940-е годы. Здание ветшает, и, наверное, стоять ему недолго осталось, и скоро построят новое.



Кстати, поблизости отсюда, под окнами жилого дома, я увидел лежащие на земле кусочки бумаги, в которых чётко угадывались обрывки школьной тетради, с поставленными красной ручкой оценками. Надо полагать, кто-то на летних каникулах совершил ритуал избавления от груза своей души. :)

44. Да, Слюдянка не была бы Слюдянкой ещё и без пейзажа горных склонов и суровых скал.



45.



46. Вдалеке от ЖД иногда встречаются избы архаичного вида. Может быть, они остались даже от Слюдянского зимовья.



47. Вид в сторону Байкала. Его вода небесного цвета видна вдалеке.



48. И вид обратно — наверх, в сторону царства гор и тайги.



49.



50. На некоторых слюдянских улочках кажется, что попал на сто лет назад. А на иных можно найти и советские артефакты.



51. Ещё одна школа. Теперь уже кирпичная.



52. Рядом есть новый детский сад:



53. Ещё немного красивых старых домов:



54. Некоторые дома ветхие, иные отремонтированы. Нередко встречаются и новые. В общем, частный сектор в городе разнообразен.



И на этом про Слюдянку всё. Кое-что я в городе не увидел — например, микрорайон Квартал на северной окраине. Но в целом впечатление от города осталось приятное. Дальше мне путь лежал на Кругобайкальскую железную дорогу (в смысле, старый, не магистральный её участок — просто в наше время под этим термином часто понимают только его), которую я частично прошёл пешком.

55. Завершу я рассказ про Слюдянку ещё одним видом на Байкал с набережной.



А теперь впереди — рассказы про Кругобайкальскую железную дорогу.

  • 1
Как много интересного в малом))))))

Соглашусь. Так часто бывает

  • 1