nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Браслав. Часть 2
nord_ursus
Вторая часть рассказа про старинный озёрный Браслав — маленький городок (10 тысяч жителей) на западе Витебской области, ставший курортной столицей Беларуси. В этой части увидим Замковую гору и ещё несколько городских достопримечательностей.



Карта с локализацией фотографий по их номерам в этом рассказе:



Первую часть я закончил рядом с городским кладбищем, от которого мы с Андреем вышли к микрорайону в северо-западной части города. Это несколько кварталов с наиболее капитальной во всём городе застройкой, и единственное место в Браславе, где есть пятиэтажные дома. Почти вся остальная застройка в городе являет собой частный сектор.

2. Здесь наиболее компактная застройка, и, возможно, около четверти браславчан проживает именно в микрорайоне.



3. Это и самая, как мне показалось, многолюдная и оживлённая часть города. Даже супермаркет "Евроопт" здесь есть.



4. Есть более ранние двухэтажные дома. Иногда с огородами и красивыми цветниками.



5. В основном микрорайон позднесоветский, но частично строится и сейчас. Вдалеке мы видели пару явно новых домов.



6. Реновированный (не в московском смысле) дом:



7. Вероятно, новое здание банка:



8. А на доме быта, похоже, ещё советская вывеска осталась:



9. БМД-1 — памятник Воинам-Интернационалистам:



10. Есть тут и стадион:



11. "Как прекрасен этот мир...":



Вот так выглядит, условно говоря, "Новый Браслав". За микрорайоном есть ещё маленькая промзона, представленная в основном пищепромом — других производств здесь особо и нет. Туда мы не ходили, повернув обратно в старую часть города по улице Садовой.

12. Типичная застройка браславских улиц, характерная и в целом для этого края. Деревянные дома стоят к улице боком, и у многих пристроена остеклённая веранда.



13. А вот этот красивый дом примечателен не только ярким цветом, но ещё и тем, что это... вокзал без железной дороги! В первой части уже говорилось, что в Браславе железной дороги нет, но так было не всегда. До 1970-х годов здесь (на месте огорода за домом) находился перрон и рельсы: через город проходила узкоколейная железная дорога из городка Дукштас в Литве, на исторической Петербургско-Варшавской ЖД, до посёлка Друя в Браславском районе. Она была построена русскими войсками во время Первой мировой войны, потом, при поляках в 1932 году её колея была расширена с 600 до 750 мм (тогда же был построен этот вокзал), и возила она пассажиров до 1960-х годов, а грузы до 70-х, после чего была разобрана. А вокзал сохранился, и сейчас это просто жилой дом.



Если быть точнее, то изначально УЖД заканчивалась не в Друе, а продолжалась до станции Индра на Риго-Орловской железной дороге (то есть была сквозной), но участок Друя - Индра после революции был отрезан новой государственной границей, оказавшись в Латвии, и вскоре разобран. При этом в Друю железная дорога ведёт по-прежнему, но широкой колеи — ветка от станции Воропаево, о которой я уже упоминал (причём она была построена позже, в 1933 году). Так что в Браславском районе железная дорога есть, но не в райцентре. А с трассой бывшей узкоколейки нам ещё предстояло встретиться во время второй ночёвки в окрестностях Браслава.

Вот так выглядел вокзал, когда действовал. Справа виден поезд. С датировкой фото затрудняюсь.



14. Идём дальше. Это небольшой городской рынок. С мостами через заболоченный пруд.



15. Попадаем теперь в самую старую часть города. В застройке встречаются явно дореволюционные дома, иногда надстроенные.



16. А это здание городской больницы, построенной в начале XX века по инициативе браславского врача Станислава Нарбута. Сейчас больница в городе в другом месте, а это здание с 2006 года занимает Свято-Пантелеймоновский женский монастырь.



17. А перспективу изогнутой Советской улицы замыкает католический храм — костёл Рождества Девы Марии, построенный в 1824 году, и реконструированный до нынешнего вида в 1897.



18. Дворы частных домов здесь довольно атмосферные:



19. Много старых домов с каменным цоколем. А огороды подходят вплотную к Замковой горе.



20. А по другую сторону улицы участки выходят на берег озера Новята — ещё одного из озёр браславского "ожерелья". Пейзажи города в этом месте напоминают российский Себеж в Псковской области (впрочем, до него совсем недалеко, и исторически у него с этими краями много общего).



21. Выходим на площадь к костёлу (извините за засвет неба, но другого кадра нет). Костёл, как видим, сложен из валунной кладки, что довольно характерно для этих краёв.



22. Выглядит сдержанно и красиво. На мой вкус, не менее, чем виленское барокко.



23. Интерьер тоже довольно строгий, без пышности. В центре алтаря находится икона Божьей Матери "Владычица озёр" — почитаемая среди белорусских католиков святыня.



24. В окнах — витражи с изображениями апостолов:



25.



26. Солнечный свет заливает храм сквозь цветные стёкла:



27. Рядом с костёлом ещё есть вот такая сцена в виде Корабля-Церкви:



28. Напротив костёла стоит православная Успенская церковь, построенная тоже в 1897 году.



29.



30. Старая застройка. До революции Браслав был даже не городом, а местечком (в составе Новоалександровского уезда Ковенской губернии), и большого значения не имел.



31. А вот и место, откуда есть пошёл град Браслав, он же Брячиславль, основанный в 1065 году. Это Замковая гора — естественная господствующая высота, где находилось древнее городище, а во времена Великого княжества Литовского — Браславский замок. Сейчас на этом холме, где частично сохранились земляные валы, находится небольшой парк.



32. Мемориальный камень в центре городища напоминает о сущности этого места:



33. С Замковой горы хороший обзор на город и окрестности. Вот озеро Дривяты. На другом берегу дымит торфобрикетный завод в Ахремовцах, где мы были утром того же дня.



34. Уже знакомая нам Успенская церковь. Вдоль озера виден частный сектор весьма зажиточного вида — возможно, дачи жителей Минска. Впрочем, в браславской застройке явно дачные дома встречаются нередко. Надо полагать, в таком курортном городе они стоят недёшево.



35. Костёл. Слева видно озеро Новята. Ещё в городе есть озёра Береже и Святцо, а в окрестностях и ещё много других.



36. Вид на городскую застройку. На переднем плане виден уже показанный монастырь в бывшей больнице.



37. А вдалеке можно увидеть знакомый нам вокзал, а ещё дальше есть какая-то старая водонапорная башня, которую мы вблизи не видели.



38. Примерно так выглядел замок. Это диорама из краеведческого музея.



39. Но сейчас остался лишь земляной вал:



40. Ещё в парке на Замковой горе есть сцена. "Лето, Браслав, рок-н-ролл"...



41. Здесь же находится могила уже упомянутого врача Станислава Нарбута. На вершине обелиска установлен фонарь — вы часто видите такое на могильных памятниках?



42. Покидаем Замковую гору. Рядом есть избы довольно архаичного вида.



43. Ещё один старый кирпичный домик:



44. Время приближалось к вечеру. На обратном пути мы посетили краеведческий музей, а потом, уже показанными в первой части улицами, вернулись к автостанции.



Там мы подзарядили телефоны, сходили в магазин за едой, забрали рюкзаки из камеры хранения и немного отдохнули. А дальше нам предстояло ехать в восточные окрестности Браслава. Набитый пассажирами ПАЗик довёз нас до деревни Шауры примерно в семи километрах от города. Поблизости оттуда нас ожидало древнее городище на берегу озера, вторая ночёвка на природе, и следующий день. О восточных окрестностях Браслава я расскажу позже.

  • 1
Чистенько и аккуратненько.

"Если быть точнее, то изначально УЖД заканчивалась не в Друе, а продолжалась до станции Индра на Риго-Орловской железной дороге (то есть была сквозной), но участок Друя - Индра после революции был отрезан новой государственной границей, оказавшись в Латвии, и вскоре разобран. "
Я вот точного подтверждения, что мост через Двину-Даугаву там был так и не нашёл. Хотя по логике должен был быть. И в Друе жд явно выходила к берегу, но успели ли построить мост? Этот вопрос требует исследований.

Я, вроде, в текстах встречал упоминания, что был деревянный. Не исключено, что он прекратил существование раньше, чем ЖД Индра-Пиедруя.

Сейчсас посмотрел -- на одновёрстной карте 1916 года мост, кстати, в том месте есть. Но железная дорога ещё до него не достроена)

А на польских картах 30-х моста нет, а жд. Индра-Пиедруя обозначена ширококолейной.

Вполне взоможно, что и был мост какое-то непродолжительное время.

Фото 5 - как будто у соседнего с моим домом снято :) Фото 19 - это там польский микроавтобус Ныса времён СЭВ, похоже,

Возможно. Мне трудно сказать. Только 18, а не 19

Да, точно.

А ещё - сколько же осталось вот таких вокзалов без железных дорог, когда-то проходивших мимо них...

Edited at 2018-02-09 05:31 pm (UTC)

Это да. Я из такого видел, например, пос. Мичуринское на Карельском перешейке. Только там как раз вокзал не сохранился, но сохранились другие станционные здания и даже платформа. Ещё хочу на Псковщину в Опочку съездить, там тоже такое есть.

Сложенный из валунов костел, конечно же, нереально крут

Сцена-корабль очень понравилась :)
Виды с замковой горы красивы. Прекрасное сочетание все же - водная гладь и холмы!

Да. Как раз к разговору о плоских и рельефных городах)

Так это ещё и курорт? Любопытненько.

Да, природные условия располагают. Много санаториев и домов отдыха там.

да, почти второй Себеж )
ты и Андрей у меня вчера синхронно вышли друг за другом в ленте ))


Да, интересно совпало)

В Белоруссии эти бывшие польские вокзальчики красят в кислотно-желтый цвет и кроют красной металлочерепицей. А в Польше их аналоги - белые под тёмными крышами.

Всё равно лучше, чем серо-красные цвета РЖД :)

Думаю, раньше или позже РЖД отойдёт от этой якунинской придури.

Хотелось бы верить

  • 1
?

Log in

No account? Create an account