nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Антониево-Дымский монастырь
nord_ursus
Среди лесов и болот юго-востока Ленинградской области, между городами Тихвином и Бокситогорском, находится Свято-Троицкий Антониево-Дымский мужской монастырь — не самый известный и далеко не самый большой, но один из самых древних православных монастырей Северо-Запада. Хоть и труднодоступным его не назовёшь (стоит он в трёх километрах от автодороги Петербург - Вологда), место, где он находится, оставляет впечатление настоящей глуши. Побывал я там 1 февраля 2018 года — монастырь стал третьим пунктом поездки на юго-восток области, после промышленных городов Пикалёво и Бокситогорска. А чтобы добраться до монастыря, нужно было ещё пройти пешком три километра от шоссе по дороге среди леса.



Ночевал я в ту поездку в Бокситогорске, утром, когда подморозило до минус 16 градусов, осмотрел сам город, а в полдень пришёл на автостанцию и сел в пригородный автобус до Тихвина. Автобус был прилично набит пассажирами, но ехать всё равно недолго. Уже через 25 минут пути я вышел на остановке у деревни с названием Галично.

2. Автобус неторопливо поехал дальше в Тихвин. Передо мной дорога. Это вид обратно, в сторону Бокситогорска. Совсем рядом (левее кадра, за перелеском) проходит и железная дорога. Это ещё Бокситогорский район, но уже у самой границы с Тихвинским.



3. До монастыря, как уже сказано, три километра. Туда автобусы не ходят. Впрочем, это совсем небольшое расстояние. Можно и пешком пройти. Поворот к обители указывает деревянный крест.



4. Мне идти прямо! Оживлённое шоссе остаётся за спиной, и шум его слышен всё меньше. Моя дорога идёт среди зимнего леса. После полудня потеплело где-то до -12, но снег всё так же скрипит и блестит на солнце, вдоль дороги высятся сосны, и слышно, как где-то стучит дятел.



5. Местами какие-то дорожки уходят от обочины в глубину леса:



6. Три километра я прошёл минут за сорок (потому что останавливался для фотографирования и любования природой). За всё это время лишь одна машина проехала мне навстречу. Так же было и на обратном пути.



Монастырь, в который я иду, был основан в середине XIII века преподобным Антонием Дымским — монахом из Великого Новгорода, который принял постриг в Хутынском монастыре, и затем ушёл скитаться по лесным дебрям Русского Севера. В те времена здесь не существовало не то что Бокситогорска, но даже и Тихвина. Название монастыря Дымский, перешедшее в итоге и к самому святому, разумеется, к слову "дым" никакого отношения не имеет, и происходит от Дымского озера, на берегу которого монастырь находится, а также деревни Дыми, что поблизости отсюда; название это финно-угорское.

7.



Святой Антоний жил здесь в уединении. А полноценный монастырь возник уже после его кончины, когда там поселились первые монахи. При всей его древности, от старой обители теперь почти ничего не осталось. Монастырь несколько раз разрушался в ходе русско-шведских войн, затем отстраиваясь заново. Но в 20 веке был разорён после закрытия советской властью, начав возрождение в 1994 году.

8. Хоть и к середине дня потеплело, но ранним утром мороз приближался к двадцати градусам, из-за чего у деревьев побелели ветки.



9. Морозное серебро...



10.



11.



12. Вот я и пришёл. На входе в монастырь — новые кирпичные ворота с иконой преподобного Антония. Дальше видна колокольня со шпилем и несколько зданий, в том числе и заброшенных. Народу — почти никого.



Вообще-то здесь есть населённый пункт. А именно — посёлок с чрезвычайно революционным названием Красный Броневик. Но я даже не нашёл здесь каких-то его признаков, кроме пары деревянных домов рядом с монастырём, а население посёлка по состоянию на 2010 год насчитывало 10 человек. По местному преданию, название Красный Броневик пошло от того, что в 1919 году представители советской власти приехали сюда закрывать монастырь именно на этом виде транспорта. Затем здесь разместилась одноимённая посёлку коммуна по производству кирпича, которое, на самом деле, являло собой разборку на кирпич монастырских построек. В итоге от старого монастыря сохранились только колокольня (частично), один келейный корпус и странноприимный дом. После войны здесь было училище трактористов, потом психиатрическая лечебница, а потом здания были заброшены. В 1994 году монастырь был возрождён, и восстановление его продолжается и в наши дни. Активную финансовую помощь в этом деле оказывал и Бокситогорский глинозёмный завод.

13. Свято-Троицкий собор — главный храм обители. Фактически это новодел, кроме колокольни — она сохранилась с середины XIX века.



14. Двухэтажное здание рядом с собором. Наполовину заброшенное. Как я понимаю, оно построено в советское время, и сейчас тоже принадлежит монастырю. Во дворе штабелями хранится кирпич.



15. Обитаемая половина здания:



Снег, свежий воздух, тишина и спокойствие. Хоть и монастырь маленький, и почти ничего старого тут не сохранилось, но это один из самых атмосферных монастырей, которые я видел. Именно в таком месте и должна обитель находиться. В монастырях, расположенных в крупных городах, среди "житейского моря", атмосфера всё-таки нарушается, и даже трудно представить, как там это сочетается с монашеской жизнью.

16. Вид собора спереди. Хорошо видна граница старой колокольни и нового здания. Перед входом три человека — они приехали на машине минут через десять после меня, и ниже ещё пару раз попадут в кадр.



Внутри собора так же тихо и малолюдно. Впрочем, иногда сюда и паломнические группы приезжают — помогает в этом близость к Тихвину.

17. В кирпичной кладке собора заметил интересную деталь — многие кирпичи подписаны именами жертвователей средств на восстановление обители.



18. Ещё один монастырский храм — церковь Рождества Иоанна Предтечи (кстати, праздник этот — 7 июля, совпадает с днём памяти Антония Дымского). Построена в 2000 году.



19. А это ещё одно сохранившееся старое здание — странноприимный дом (то есть гостиница для паломников). Пока что заброшен.



20. От него идёт дорожка к Дымскому озеру (оно же Святое озеро). По бокам стоят стенды с фотографиями на тему жизни монастыря.



21.



22. У берега часовня Антония Дымского. Построена в 2012 году.



23. Вот и озеро. Лёд, снег, лес. Во времена, когда сюда пришёл монах Антоний, пейзаж, наверное, был таким же. Хотя в наше время совсем близко отсюда находятся торфоразработки на местных болотах.



24. Я немного погулял по льду озера. Между прочим, крест поставлен здесь не на зиму. Он с недавних времён стоит в озере постоянно, летом возвышаясь над водой. Рядом с крестом делали прорубь, видимо, на праздник Крещения.



25. А у берега озера — лес. Тут слова, пожалуй, излишни.



26.



27.



28.



29. Посидев на скамейке, и полюбовавшись озером и лесом, возвращаюсь к монастырю.



30. Ну а потом пришло время идти обратно. Той же дорогой, те же три километра до шоссе.



31.



32. С дороги порой хочется сойти и погулять в лесу, но это сложно — слишком глубокий снег.



Короткое двухдневное путешествие подходило к концу. На уже знакомой остановке у деревни Галично я дождался всё того же автобуса Бокситогорск - Тихвин, чтобы, доехав до Тихвина, пересесть там через некоторое время на автобус в Петербург. На самом деле, я мог бы дождаться пикалёвского автобуса и на нём уехать в Питер прямо отсюда, но во-первых, мне тогда пришлось бы ждать на сорок минут дольше, а во-вторых, банально хотелось есть — в Бокситогорске я не пообедал, а до Питера ехать четыре часа. Так что я поехал в Тихвин (где уже был в октябре 2014 года), и немного погулял там в районе вокзала, найдя там же столовую.

33. Железнодорожный вокзал Тихвина дореволюционной постройки. Автовокзал находится здесь же, левее кадра.



34. Деревянная застройка тихвинских улиц:



35. А здесь виден Спасо-Преображенский собор (построен на рубеже 17 и 18 веков). Дальше находится Тихвинский монастырь, но туда я в этот раз не ходил.



Когда уже начинало темнеть, я дождался автобуса в Питер. Впереди было 4 часа пути с остановкой в Волхове. И в итоге — приезд на автовокзал на Обводном канале, откуда я накануне утром уезжал в Пикалёво, и дорога домой на метро. По приезду обратил внимание на разницу в погоде: если в момент отправления из Тихвина там было ясное небо и -10 градусов, то в Питере было -4 со снегопадом. Заметно климатическое различие между востоком и западом Ленинградской области.

ЮГО-ВОСТОК ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. ЗИМА 2018:
Пикалёво
Бокситогорск
Антониево-Дымский монастырь

  • 1
17. Это именные кирпичи. Грубо говоря, схема выглядит так: платишь в кассу 100 рублей, берёшь кирпич, пишешь на нём своё имя. Потом этот кирпич идёт в стену церкви, а твой стольник - на какие-нибудь монастырские нужды.

24. Под крестом - камень, на котором по легенде молился Антоний Дымский. Сейчас над камнем где-то метр-семьдесят воды, а в старые времена он якобы иногда показывался надо водой...

А, значит, имена жертвователей. Понятно

В Витебске также для Воскресенской церкви можно было пожертвовать на именной кирпич, когда она строилась.

приридные ландшафты эпические..

Тут, вроде, довольно стандартные. Обычная равнина российского Северо-Запада. Но живописно, конечно

Относительно имён меценатов и просто жертвователей , во Вьетнаме во многих местах на скамейках написаны имена тех людей , кто вложился в изготовление , много было имён из России попадалось )

Спасибо за пост !

Российские пожертвования на вьетнамские скамейки? Да, интересно)

14 -- типовая сталинка, вроде.

Да, возможно. Правда, конкретно такого проекта я не помню.

В облике колокольни Свято-Троицкого собора есть что-то прибалтийское.

А я бы, кстати, так не подумал)

Какой чудесный пост!Вокзал -архитектурное искусство!Всё красиво!Спасибо!

Весьма скромный монастырь

Спасибо за красоту!

замечательные зимние заснеженные дороги)

Прекрасные у вас путешествия и рассказы, спасибо.
Интересно, как там внутри - сохранилось ли хоть что-нибудь из старинного (утварь церковная, библиотека, фрески, иконы)?
А сколько монахов и других обитателей?

Утварь внутри старинная если и есть, то переданная из других мест. Фрески — точно нет, потому что им там негде было сохраниться. Про численность насельников не в курсе, но их не много

В связи с кирпичами именными за 100 рублей - вспомнилось: в Бирме возле статуи Будды можно купить кусочек золотой фольги, и прилепить его на статую. Там как бы анонимно присоединяешься к Будде (хотя он ведь всё про всех наверно и сам знает). А у православных - боженька меня лично приметит, по имени.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account