?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Кругобайкальская железная дорога. Часть 2: Хабартуй - Шарыжалгай
nord_ursus
Рассказ о пешем походе по Кругобайкальской железной дороге я в прошлый раз прервал на мысе Хабартуй, до которого дошёл в середине дня. Идти предстояло ещё до обеда следующего дня, сев в итоге на "мотаню" — местный пригородный поезд, и доехав до конечной станции Байкал (она же Порт-Байкал). Шёл я медленно, потому что хотелось не спеша созерцать окружающие красоты, да и иногда надо было делать привалы для отдыха и приёма пищи; так что за день я прошёл только 16 километров. В этой части дойдём до места, где я встал на вторую ночёвку — чуть дальше посёлка Шаражалгай, и немного не доходя до одноимённого мыса.



2. Первую часть я закончил фотографией отвесной скалы Хабартуй. Место очень красивое, но на скале колония чаек, поэтому хочется побыстрее зайти в тоннель, чтобы хоть там спрятаться от их криков. Это Третий Хабартуйский тоннель (Хабартуй-3).



Он, между прочим, печально известен одним трагическим происшествием. 6 марта 1946 года здесь произошло крушение поездов, когда пассажирский поезд затормозил из-за срыва стоп-крана, а следовавший за ним грузовой врезался в него из-за прохода на запрещающий сигнал. В результате погибло 20 человек.

3. В середине этого тоннеля есть выход наружу вбок. Я даже не знаю, для чего. Видимо, что-то связанное с особенностями эксплуатации.



4. И скалистый берег Байкала. В воды озера опускается Олхинское плато, и всё юго-западное побережье скалистое.



5. Подпорная стенка — ещё одно часто встречающееся на КБЖД искусственное сооружение. При строительстве дороги пришлось не только прорубать множество тоннелей в скалах, но ещё и укреплять скалы для защиты от обвалов и оползней.



Дорогостоящим было не только строительство этой железной дороги, но и её обслуживание. Чего стоит хотя бы то, что до 1956 года (то есть до потери этим участком магистрального значения) здесь охранялись все тоннели. Какой-либо капитальный ремонт или модернизация тоже вылились бы в огромные затраты. Поэтому решение о строительстве нового магистрального хода из-за затопления старого водохранилищем вряд ли вызвало у кого-то сожаление.

6. Впереди — Хабартуйская противооползневая галерея. Сразу после неё — тоннель Хабартуй-2. Место красивое, и запомнилось мне особенно сильно. Причём не только из-за интересного вида.



7. А ещё и вот почему. Навстречу мне из арки галереи вышел туристический поезд под паровозом! Прокатиться на таком — удовольствие не из дешёвых, но ведь изнутри поезда паровоз всё равно не видишь, зато со стороны на него и так можно посмотреть. В кадре он смазался, но так даже лучше передано движение. Двумя днями ранее я видел этот поезд в Слюдянке.



А утром того же дня, рядом с местом первой ночёвки, я видел этот поезд под маневровым тепловозом, когда он шёл в сторону Порт-Байкала. Видимо, туда его перегоняли пустым, там прицепили паровоз, посадили в поезд туристов, и он пошёл обратно в Слюдянку.

8. Порталы галереи и тоннеля в одном кадре. От паровоза ещё долго продолжал висеть дым, поэтому в тоннеле было нечем дышать, и я туда сразу идти не стал.



9. Вид на Байкал. На другом берегу по-прежнему виден Хамар-Дабан.



10. Наконец я пошёл в тоннель. Паровозный дым ещё оставался, и вид наружу смотрелся таинственно.



Этот тоннель довольно длинный (548 метров) и изогнутый. Поэтому идти по нему пришлось с фонарём, а свет в конце тоннеля стал виден не сразу. Прежде этого момента какой-то лучик света пробился справа. Оказалось, здесь тоже есть боковой выход наружу. Вполне, кстати, вероятно, что он сделан как раз для возможности избавиться от паровозного дыма. Чтобы путейцам, работающим в тоннеле, не пришлось там задыхаться.

11. Выглядит он просто как расщелина между скалами с видом на байкальские просторы.



12. Вид внутрь. Видите там рельсы и шпалы?



13. Чайки. В этом месте они повсюду.



14. Вид обратно — на мыс Хабартуй:



15. Иду дальше. Вот и тоннель закончился. Обратите внимание на фактуру скал — такая обычно остаётся после взрывных работ. Как уже говорилось, при строительстве КБЖД в среднем тратился вагон взрывчатки на километр пути.



16. А дальше возвышаются всё новые и новые горы.



17. Но несмотря на свою мощь, они не стали преградой железной дороге. Впереди — тоннель Хабартуй-1, полукруглой формы.



18. Водная гладь Байкала сливается с небом. Почти штиль, лишь лёгкая рябь на воде.



19. Внутри тоннеля:



20. Небольшой распадок между горами:



21. Внизу его — каменный жёлоб для сбора дождевой и талой воды и защиты от размывания железнодорожного полотна.



22.



23. А впереди уже виден мыс Малая Крутая Губа, и просматриваются сразу два тоннеля. Бухта Малая Крутая губа находится уже за мысом, а перед ним — Большая.



24. Громада скалы Хабартуй с колонией чаек осталась позади:



25. Железная дорога огибает бухту Большая Крутая губа, перед этим ныряя в одноимённый ей тоннель. Из него навстречу мне выехал тепловоз 2ТЭ10. Утром я видел его прицеплённым к хвосту туристического поезда.



26. Западный портал. С этой стороны склон более пологий. А ещё в этом месте много берёз.



27. Название Большая Крутая Губа здесь носит даже речка, впадающая в Байкал, и падь, по которой она течёт с гор. Через речку два моста: справа старый каменный, построенный в 1904 году, а слева бетонный, построенный в 1914 при прокладке второго пути (и только он сейчас и используется). Пожалуй, стоило спуститься к берегу, чтобы запечатлеть оба моста снизу, но в целом они выглядят примерно так же, как мосты через Ангасолку из первой части.



28. Ближе к вечеру всё ярче стало светить солнце. В небе рассеивалась висевшая до этого весь день туманная дымка.



29. Где-то правее кадра, за берёзами, стояла лагерем большая группа туристов. Как уже говорилось, КБЖД в тот день была довольно многолюдной (отчасти, наверное, и потому что это были выходные).



30. На смену Большой Крутой губе приходит Малая. Именно так называется вот этот тоннель. Его восточный портал спрятался между скалами, и со стороны озера не виден.



31. К нему пристроена подпорная стена:



32. Идём дальше:



33. Прозрачная байкальская вода. В ней хорошо видно, как быстро увеличивается глубина при отдалении от берега.



34. А пейзаж берега местами украшают деревья.



35. Крутые скалы в лучах солнца обретают красноватый оттенок.



36. Стометровый пикетный столбик. Метр за метром продвигается дорога по берегу великого озера. Напомню, что километраж здесь по-прежнему идёт от Иркутска через Порт-Байкал, то есть по затопленному участку.



37. Мимо по озеру прошёл какой-то катер с туристической группой:



38. На Байкале очень красивы даже настолько минималистичные пейзажи. До того берега примерно 18 километров. А где-то там, у подножия Хамар-Дабана, идёт современный Транссиб, с двумя путями, электрификацией и постоянным движением поездов.



39. Навстречу прошли два маневровых тепловоза. Скорее всего, один из них утром и вёл тот самый туристический поезд. Проезжая мимо меня, локомотивная бригада поприветствовала меня свистком.



40. А дальше на пути у меня маленький посёлок Шаражалгай. Название это с бурятского можно перевести как "Жёлтая падь". По самой пади в Байкал течёт речка Малая Крутая Губа, а несколько домов, из которых состоит посёлок, — почти все дореволюционные, времён постройки дороги.



41. Неспешно идёт жизнь у берега Славного Моря. Домики, грядки, теплицы, а сразу за ними — Байкал.



42. И как же без лодочной пристани. Есть здесь и лодочные гаражи у воды.



43. А вот это нет, это не туалет навес на пассажирской платформе 139 километр. Вокзальный комплекс, оборудованный залом ожидания, так сказать.



44. Чуть дальше находится остановочный пункт Шарыжалгай и, сразу за ним, бывший разъезд 137 километр. Да, существует два варианта написания названия, но официально посёлок пишется через А (Шаражалгай), а остановочный пункт и мыс через Ы (Шарыжалгай).



45. Здесь недавно построили современную базу отдыха. Деревянные дома все новодельные, но в дореволюционном стиле.



46. Также под гостевые домики переделали два списанных купейных вагона (похожее я видел в 2015 году на станции Собь на Полярном Урале).



47. Здесь, прямо через территорию базы отдыха, я спустился к берегу, где устроил привал и трапезу. А погода, тем временем, стала стремительно меняться. Солнце куда-то скрылось, горы на другом берегу стали снова пропадать из виду, и сгущались тучи. Было понятно, что собирается дождь. Поэтому передо мной стояла задача дойти до тоннеля Шарыжалгай-4, там спрятаться и переждать его.



48.



49. Тут находится бывший разъезд, а ныне остановочный пункт 137-й километр, на котором расположен Центр деловых связей Восточно-Сибирской железной дороги. Уже начинало накрапывать, и я торопился, да и свет был уже не очень хорошим, поэтому так и не пофотографировал эту местную достопримечательность. Но выглядит оно примерно так же, как показанная выше база отдыха. Наверное, и строились они одновременно.



До тоннеля дойти я немного не успел, поскольку дождь уже зарядил. Но и промокнуть особо тоже не успел. А пока я стоял в тоннеле, дождь усиливался и перешёл в настоящий ливень, который долгое время не позволял мне идти дальше. А был уже вечер, и одновременно с дождём смеркалось. Стоя у края тоннеля, глядя на пока ещё хмурое небо и горные склоны, пришлось смириться с тем, что сегодня я уже никуда дальше не уйду. В итоге, когда дождь значительно ослаб, продолжая лишь слегка моросить, а потом и вовсе закончился, я уже в сумерках прошёл ещё три километра, уже не фотографируя, и встал на вторую ночёвку перед тоннелем Шарыжалгай-3. Погода улеглась, тучи рассеялись, и над Байкалом было удивительно звёздное небо, а о недавнем дожде напоминала только мокрая трава и ветки деревьев. Где-то вдали опять зажглись ночные огни Слюдянки, а ещё дальше и левее (то есть восточнее) так же светился город Байкальск, до которого 27 километров по прямой. Погода ночью, как и на следующий день, была спокойной. В следующий раз я покажу оставшуюся часть похода до посёлка Баклань, а оттуда — дорогу на поезде до конечного пункта — посёлка Порт-Байкал у истока Ангары.

  • 1
Собь, Слюданка..вспомнила, проезжали...16 км пешком!Я знаю, что это такое!Молодец!Спасибо тебе за пост, зачиталась. Очень и очень интересно. Фото красивы, шедеврально!

Рассчитывал пройти больше, на самом деле. За целый-то день)
Собь вы проезжали? То есть ездили в Лабытнанги?

А эти туннели вообще как-то ремонтируют, чтобы не отвалились?

Думаю, да. Если уж дорога действует, то соответствующие работы по её поддержанию должны проводиться. Просто если бы она осталась магистральной, то это приходилось бы делать гораздо чаще, потому что от объёмов движения износ происходил бы намного быстрее.

Пейзажи напоминают Крым.

Есть такое местами

Красивые тоннели.

>>и встал на вторую ночёвку перед тоннелем

В палатке ночевал?

А боковые выходы из тоннелей эвакуационные, скорее всего. Та катастрофа, которую ты упомянул - там же большинство людей не от столкновения погибло, а от начавшегося пожара. В тоннеле дыму деваться некуда...

Да, вполне вероятно. Я, в общем-то о таком тоже подумал. Причём это может быть не только для экстренных ситуаций, но и для рабочих, находящихся в тоннеле в момент прохода поезда. Чтобы им не пришлось там паровозным дымом задыхаться

Спасибо большое за интересный рассказ о вашем походе. Буду ждать продолжения)

Как здорово, что от ливня всегда можно укрыться в тоннеле :)


В них и от жары можно прятаться)

Даже вокзальный комплекс не покрасили в цвета РЖД :)


Да, хоть бы полоску красную нарисовали)

О, блин. А не стрёмно было вот так в тоннели заходить? Ведь там тебя мог поезд переехать. Или дымом отравить.

Как он там переедет? На фото 19 хорошо видно, какое большое расстояние между рельсами и стенкой тоннеля

  • 1