?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Кругобайкальская железная дорога. Часть 3: Шарыжалгай - Порт Байкал
nord_ursus
Заключительная часть рассказа о Кругобайкальской железной дороге — про оставшиеся несколько километров пешего похода до посёлка Баклань, где, на остановочном пункте 129-й километр, я сел на "мотаню" — пригородный поезд до конечной станции Байкал. Из окна поезда я уже фотографировал мало, поскольку в основном отдыхал, да и за время пешего похода успел получить более-менее целостное представление об этой железной дороге, но и немного видов в окно поезда здесь тоже будет. В конце я также немного покажу посёлок Байкал, который успел кратко осмотреть.



Прошлую часть я закончил описанием эпизода, когда я вечером пережидал дождь в коротком тоннеле Шарыжалгай-4, а затем, пройдя уже в сумерках ещё пару километров, встал на ночлег, немного не доходя до тоннеля Шарыжалгай-3. С этого места я и начал поход на следующий день.

2. Солнечное утро было вот таким. Хамар-Дабан на другом берегу сегодня виден гораздо лучше, чем вчера. Хоть и облака есть, но само небо при этом ясное, нет никакой туманной дымки. Белые пятна на горных склонах — даже и не знаю, это облака, повисшие в ущельях, или мраморные карьеры в окрестностях Слюдянки. Наверное, всё-таки карьеры.



3. Вид назад. Хорошо видно, как гору огибает железная дорога. Можно даже разглядеть (причём насквозь) вышеупомянутый тоннель Шарыжалгай-4, который вблизи я не заснял.



4. А здесь справа находится Козлиная падь, и пару старых дореволюционных железнодорожных домиков. Населённого пункта тут, по официальным сведениям, нет, но когда я проходил здесь вечером, в домике, который в кадре, горел свет.



5. Сторожевой дом в очень красивом стиле. Судя по висящему белью, тоже явно жилой и сейчас.



6. Посмотрим наверх. А наверху — скалистые кручи.



7. Прозрачная байкальская вода отражает небо, приобретая неповторимый голубой цвет. А вообще, облик Байкала заметно меняется при любых изменениях погоды, что я за эти дни успел заметить не раз.



8. А вот и тоннель Шарыжалгай-3. На отвесной скале, сквозь которую он проходит, как оказалось, тоже гнездятся чайки. Вечером я этого не заметил, потому что они уже затихли, зато утром проснулся раньше запланированного, от их громких криков.



9. Прохожу тоннель насквозь. Слева находится падь Соколовская, по которой в Байкал стекает одноимённая речка (мостик через неё виден в кадре). А дальше — тоннель Шарыжалгай-2. Совсем короткий (94 метра), и просматривается насквозь.



10. Вид обратно. Этот день был ещё жарче, чем вчерашний. Хотя в тени было и не слишком жарко (около +25 градусов), но маршрут пешего похода почти постоянно проходил по солнцу. В общем, прохладные тоннели снова были спасением.



11. Не успел этот тоннель закончиться, как уже виден следующий — Шарыжалгай-1. Где-то в этом месте, рядом с порталом тоннеля, я устроил привал.



12. Выныривая из тоннеля, рельсы подходят почти вплотную к берегу озера. Горы обрываются в озеро крутыми утёсами. Здесь боролись со стихией, взрывали скалы, пробивали тоннели, строили мосты, создавая инженерное произведение искусства.



13. Лиственница на фоне Байкала и гор:



14. И яркая байкальская вода. За этой водной гладью скрываются огромные глубины.



15. Идём дальше. Тишина, Байкал сегодня снова спокоен, а под моими ногами шуршит железнодорожная насыпь.



16. Следующее на моём пути сооружение — тоннель Безымянный.



17. А потом впереди уже показался мыс Столбы с узнаваемыми очертаниями:



18.



19. К отвесной скале пристроена Столбовская противооползневая галерея:



20. Она выглядит совсем не так, как остальные — открытая, и построена из железобетона. Скорее всего, её возвели уже в 1911-14 годах, когда дорогу расширяли под два пути.



21. Подходим к мысу Столбы. Склон его прорезает тоннель Столбы-2.



22. И вид с другой стороны. Над довольно пологим мысом возвышаются каменные останцы. Столбы, конечно, не Красноярские, но выглядит интересно. А воображение пытается увидеть здесь очертания какого-нибудь животного или, например, известного объекта на карте. Мне почему-то в этой скале увиделась голова лошади в профиль.



23. А следующая скала обрывается в Байкал крутым утёсом. Через неё проходит короткий тоннель Столбы-1. Видите — там, где свет в конце тоннеля, видна чья-то фигура?



24. И вот кто это оказался. Да, с лошадью ассоциация не зря возникла. Хотя если честно, увидеть здесь лошадей я не ожидал.



25. А их тут было несколько. Ходят себе спокойно, траву щиплют...



26. А с правой стороны — вода и земля сливаются с небом:



27. И всё новые и новые горы вырастают впереди:



28. Вскоре слева открывается падь Шабартуй (не путать с Хабартуем) с одноимённой речкой. Через речку снова два моста. Действующий путь проходит по бетонному мосту 1914 года.



29. А слева стоит неиспользуемый мост 1904 года. Единственный на КБЖД "перевёрнутый" дугообразный мост.



30. За мостом видна заброшенная электростанция, построенная в 1930-е годы. Одну такую я уже показывал в первой части.



31. Подпорная стена у скалы:



32. А вон впереди маленький посёлок Баклань из нескольких домов. В прошлом одноимённая станция, а ныне остановочный пункт 129-й километр. За ним видна ещё одна галерея.



Там я и закончил пеший поход и сел на пригородный поезд. В общем-то, мог бы пройти и больше, но следующий остановочный пункт находится через 9 километров (посёлок Маритуй), и не факт, что я успел бы до поезда туда дойти. Поезд ходит здесь четыре раза в неделю (понедельник, четверг, пятница и воскресенье), и в народе его называют "мотаня" — мол, мотается туда-обратно.

33. В момент прибытия я "мотаню" не сфотографировал, поэтому приведу кадр уже с конечного пункта. Весь поезд — маневровый тепловоз ТЭМ2 (из депо Зима) и два вагона — один плацкартный и один сидячий (а билеты всё равно одни, поэтому не важно, в какой сядешь). Иногда, впрочем, на маршруте используется дизель РА2 (так называемый "рельсовый автобус"), который я видел накануне (видимо, тогда он был в роли туристического поезда). А конечная станция называется просто Байкал (но в обиходе все говорят Порт Байкал — потому что, само собой, просто Байкал — это озеро)



Я сел в плацкартный вагон. Закинул рюкзак на верхнюю полку, забрался туда сам, и долгое время отдыхал, иногда выглядывая в окно. Фотографировал уже мало, решив, что в целом представление о Кругобайкалке я уже получил во время похода. Хотя пару уникальных объектов я всё же пропустил — Киркерейский комплекс тоннелей с акведуком, пропускающим воду горного ручья над тоннелем (впрочем, это из окна поезда всё равно не увидеть), а также Малая Шумихинская галерея с "итальянской" подпорной стеной. Их вы можете увидеть, например, здесь и здесь.

34. Виды из окна были в основном вот такие. То крутые склоны, за которые еле цепляются редкие деревья, то вот такие мощные скалистые утёсы. На которых, однако, тоже что-то растёт.



35. А с другой стороны всё так же "пред ним расстилался Байкал". Кстати, на Транссибе тоже есть участок, идущий прямо вдоль берега — от Слюдянки до Мысовой (собственно, исторический восточный сегмент КБЖД). Там я в этом путешествии тоже проезжал (по пути в Улан-Удэ и обратно), но оба раза спал.



36. А это посёлок Маритуй. И остановочный пункт 120 километр.



37. Чуть дальше находится одноимённая посёлку станция. Одна из трёх станций на всей КБЖД (наряду с Култуком и Портом Байкал). Раньше их было больше, но после 1956 года все остальные перевели в остановочные пункты, потому что объёмы движения снизились до минимума. Кроме "мотани" здесь ходят ещё туристические поезда (которых летом даже больше), а грузового движения нет. При этом в мотане народу было очень даже много, и большинство пассажиров составляли туристы (местных-то здесь вообще не много).



Здесь можно почувствовать себя пассажиром транссибирского поезда сто лет назад. Благо, скорости с тех времён, видимо, не изменились. Свои 89 километров пути поезд идёт аж пять часов. Ограничения скорости вызваны и тоннелями, и большим количеством кривых. Чтобы повысить скорость, путь нужно было бы реконструировать, что невыгодно при таких объёмах движения. Ну а туристическим поездам высокие скорости, в общем-то, и ни к чему.

38. Остановочный пункт 110-й километр в посёлке Половинная. На платформе идёт торговля байкальскими сувенирами. Видимо, скоро пойдёт туристический поезд, который делает тут длительную остановку.



За посёлком следует мыс Половинный и проходящий через него тоннель Половинный. О происхождении названия догадаться нетрудно — здесь ровно середина дороги. И до Порт-Байкала, и до Слюдянки поровну по 44 с половиной километра. Кроме того, это самый длинный тоннель КБЖД (778 метров).

39. На выезде из Половинного тоннеля. Виден краешек западного портала.



40. Дальше — посёлок Пономарёвка и о. п. 107 км. Тут, как видим, есть даже гусеничный вездеход. В несколько посёлков, стоящих на Кругобайкальской железной дороге, только по ней и можно попасть. Поэтому её и не стали совсем закрывать после изменения магистрального хода Транссиба.



41. Красивый путейский домик. И что-то похожее на борону на его фоне.



42. А это посёлок Шумиха и о. п. 102 км. Здесь находится ещё один центр деловых связей железной дороги.



43. Едем дальше:



44. И снова портал одного из тоннелей. Точно я уже не скажу, какого именно.



Видео. Здесь два фрагмента. За кадром слышны и голоса пассажиров. В первом фрагменте можно услышать, как девушка говорит кому-то про тоннели (видимо, вслух читает путеводитель), а в самом начале второго фрагмента человек говорит своим собеседникам, почему поезд называется "мотаня".



45. Ну вот наконец и показался посёлок Байкал — конечный пункт. Последние метры дороги.



46. Станция Байкал! Дальше дороги нет. Когда-то довольно важная станция на Транссибе (собственно, название ей дано, поскольку тут впервые железная дорога встречалась с великим озером), а ныне тупик — он там, за поворотом возле скалы. В конце станции — паровоз-памятник и гидроколонка. А впереди видна Ангара.



47. И поезд, на котором я приехал. Вся толпа в кадре — это сошедшие с него пассажиры. Ребят из одной компании с рюкзаками почему-то насмешила трафаретная надпись на тепловозе "Машинист работает в одно лицо", и они принялись её фотографировать.



48. Вокзал новый — точное воссоздание вокзала 1900 года, который был утрачен в советское время. Даже табличку сделали с твёрдым знаком! Внутри есть маленький музей (филиал музея Восточно-Сибирской ЖД), но он уже был закрыт, а также хорошая недорогая столовая.



Вот так выглядело оригинальное здание вокзала:



49. Паровоз-памятник спереди. Прямо у берега стоит.



50. А вот так из Байкала начинается Ангара. До другого берега — больше километра. Поскольку объём воды в Байкале огромен, Ангара полноводна сразу же от истока. Впрочем, сейчас исток несколько шире естественного, поскольку это водохранилище Иркутской ГЭС. Которое, между прочим, подняло воду на метр и в самом Байкале. Саму Иркутскую ГЭС, из-за которой Кругобайкалка стала тупиковой дорогой, я показывал вот здесь.



51. На другом берегу начинается Приморский хребет, который тянется дальше на север вдоль западного побережья. Там же просматривается посёлок Листвянка — наиболее близкое к Иркутску, и потому наиболее популярное место на Байкале. Моста нет, и посёлки связывает паромная переправа. Кстати, зимой Ангара в истоке не замерзает, потому что подогревается более тёплой водой из глубинных слоёв Байкала. И поэтому зимой тут, как правило, на порядок теплее, чем в даже близких окрестностях.



52. Прозрачная ангарская вода, которая только что была байкальской:



53. А вот и тупик Кругобайкальской железной дороги:



54. Рядом с тупиком стоят узнаваемые старые путейские домики:



55. И ещё одна явно железнодорожная постройка. Видимо, какой-то погреб.



56. Рельсы заканчиваются. На дне водохранилища их нигде нет — всё было демонтировано перед затоплением. Ангара течёт на северо-запад, через Иркутск, Братск, Усть-Илимск, сливаясь в итоге с Енисеем (причём по факту Ангара крупнее его, но при этом считается его притоком).



57. Вид обратно — на Байкал:



58. И на Листвянку на другом берегу. Вдоль правого берега Ангары идёт автодорога в Иркутск.



59. В Листвянке много всяких новых отелей весьма пафосного вида.



60. Жаль. А так хотелось купить...



61. Порт Байкал с Листвянкой сильно контрастирует и выглядит значительно беднее. Вполне такая обычная глубинка. Но и здесь есть турбазы.



62. Раньше здесь был порт (собственно, Порт Байкал). Но сейчас он почти не используется, и его постройки выглядят в основном вот так.



63. В порту стоит бывший нефтеналивной танкер "Самотлор" (название в честь нефтяных месторождений Западной Сибири), переделанный в судно комплексной переработки отходов с судов.



64. А тут здание вроде бы и заброшено, но крышу положили новую.



65. Ещё есть плавучий док. Не знаю, используется ли он сейчас.



66. "Захвати это!"



В общем, порт смотрится почти заброшенным. А между прочим, именно из него в 1900-1905 годах начиналась железнодорожная переправа через Байкал к станции Мысовая.

67. Основная часть посёлка находится вон там, в отдалении от станции.



68. Причём ещё и на возвышении. И подъём на поселковые улицы довольно изнуряющий. Население Порта Байкал составляет порядка четырёхсот жителей. До 2014 года это был посёлок городского типа.



69. До другого берега Байкала — примерно сорок километров.



70. Из примечательного в посёлке ещё есть Преображенская церковь, пока не до конца достроенная.



71. Вернёмся к станции и причалу. Здесь, покачиваясь на воде, ждёт паром на правый берег Ангары.



Туда и отправимся дальше. О Кругобайкальской железной дороге на этом всё. А следующий рассказ будет про переправу, про Листвянку — посёлок и главный байкальский курорт, и немного про природу возле неё.

Сторожевой дом в очень красивом стиле. Судя по висящему белью, тоже явно жилой и сейчас.

Если я не ошибаюсь, это станция то ли экологов то ли биологов...

Спасибо за посты про КБЖД

В 2004 я прошёл/проехал эту дорогу в обратном направлении - из Байкала в Слюдянку - пешком, на дрезине, а потом и "мотане". Тогда, в 2004, к нему цепляли "бич-вагон" - теплушку для езды всяких неплатёжеспособных и крупного хлама, не влезающего в пасс.вагон. Ко всему прочему, в Слюдянку этот поезд ходил почему-то ночью, что вызвало некоторые неудобства:)
Цепляют ли сейчас бич-вагон к составу, кстати?

Re: Спасибо за посты про КБЖД

Не видел такого вагона. Но вообще, по идее, там вагон-лавка должен ходить, но при мне не было и его. Видимо, не каждый день цепляют.
В обратную сторону поезд, кстати, и сейчас идёт ночью. Отправление из Порт-Байкала в 2-56. Прибытие в Слюдянку в 7-26

Очень красиво. Ближе к Порт-Байкалу бетонные шпалы кончились?


Да, там, где я пешком ходил, они были только ближе к Слюдянке. Но я пешком меньше половины дороги прошёл, и не знаю, как там дальше.

Видимо, сама сущность такого вагона потеряла актуальность, в конце 90х-начале 2000х они встречались не только на КБЖД, потом вымерли.

Не удержусь и вставлю картинку с той поездки :) Недалеко от п. Байкал


Вагон-лавка всё-таки должен и сейчас быть. Потому что автодороги нет, а продукты в посёлки завозить надо.

Интересно было посмотреть на Порт-Байкал. Как судьба распорядилась - когда-то важная перевалочная база, а теперь лишь маленькая тупиковая станция для обслуживания туристов.


Да, отпадение от магистрали вообще интересное явление

Интересно очень. Насмотрелась фото. Как прошлый век там всё(почти) Огромное озеро конечно, красивое. Спасибо за самый лучший пост!

Спасибо!
Как Вы туда забрались!
Окаянный труд!
Спасибо!

Туда забраться не так уж и сложно. И вообще популярное у туристов место

Вот, наконец-то кто-то за тупик зашёл! :) А то, обычно, народ тупик сфоткает, подпишет - "Здесь кончается Кругобайкалка" - а что там дальше, никто не показывает :)

Осталось дождаться, когда кто-нибудь погрузится в водохранилище с камерой для подводной съёмки и отснимет всю бывшую насыпь ;)

Виды шикарные!
А ты рисковый парень. Я бы наверное на такую прогулку не решился. Там ведь небось ещё звери дикие могут напасть.

Если бы так было, вряд ли бы там пасли лошадей) Уж где-где, а здесь даже чисто природные факторы делают вероятность встречи с диким зверем близкой к нулю. Да и людей много

Красота какая =) Действительно заповедник =) У нас всю эту ЖД архитектуру совсем не ценят, в первую очередь железнодорожники же, но похожих домиков еще можно встретить.

Знакомые места)церковь все еще не достроили... мы остались ночевать в П.Байкал

Здорово, конечно, ты порадовал нас тремя подряд постами за короткий промежуток, после долгого молчания. Как раз пока мы в Краснодаре отдыхали.))) А тут вон сколько всего у тебя.

Да, я и Самару сейчас довольно быстрыми темпами планирую выложить

Спасибо!

По книге "Вперёд к Магадану" a_krotov, в 1996 году в составе "Мотани" был бесплатный вагон-теплушка.

Проснулись от скрипа и скрежета. Это маневровый тепловоз, тронувшись, повлачил за собой наш бич-вагон и два пассажирских. Лёжа на полу теплушки, мы слушали шум и грохот колёс. Наши друзья тоже проснулись и радовались мудрейшему путешествию.

Левая (по ходу поезда) дверь теплушки была открыта. Мы ехали, и в течение пяти часов по левую сторону был Байкал. Дорога была буквально вырублена в прибрежных скалах. Средняя скорость поезда — 20 км/час, и мы вполне успевали радоваться красивым утренним видам. Через каждый километр попадались палатки, прямо на берегу Байкала. Предрассветный туман окутывал их росой и сыростью. Обитатели некоторых уже, однако, проснулись и, зевая, выглядывали из палаток и махали нам рукой. Мы тоже махали им в ответ, высовываясь из теплушки. Другие — в 3-4-5 утра — ещё и не ложились, они жгли костры и пели песни. Эти были активны, и по многочисленным углям костра можно было догадаться, что народ сидел целую ночь. Всего туристов было много, наверное, порядка ста палаток, по одной на километр. Иногда проходили тоннели, они отдавали сыростью. Никакого встречного движения по этой однопутной ж.д. не было — этот поезд был, видимо, единственным, и, кстати, останавливался по требованию пассажиров.

На одной из остановок туристы из Кирова выпрыгнули и подошли к маневровому тепловозу:

— Остановите нам, пожалуйста, перед речкой Шабартуй!

Машинист согласился, и мы поехали дальше. У реки Шабартуй, впадающей в Байкал, поезд остановился, машинист вышел, подошёл к бич-вагону и сказал:

— Вот, ребята, Шабартуй. А я бы вам, мужики, посоветовал лучше стать на мысе Ангасольский, там всегда туристы останавливаются.

Кировцы согласились ехать до Ангасольского, и машинист вернулся в тепловоз и поехал дальше. На мысу кировские друзья и покинули поезд сей.

(Естественно, что все услуги поезда бесплатны. Проезд в теплушке никак не оплачивается и не преследуется. Между тем, некоторые цивильные люди пользуются нормальными вагонами.)

Интересно. Не думал, что уже в середине 90-х там так много туристов было.
Хотя книжку Кротова читал, конечно. Но видимо, этот момент не запомнился

"Вода и земля, сливающиеся с небом..." Кажется, что там остановилось время...

Потрясающая красота! Спасибо.