Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Кругобайкальская железная дорога. Часть 3: Шарыжалгай - Порт Байкал

Заключительная часть рассказа о Кругобайкальской железной дороге — про оставшиеся несколько километров пешего похода до посёлка Баклань, где, на остановочном пункте 129-й километр, я сел на "мотаню" — пригородный поезд до конечной станции Байкал. Из окна поезда я уже фотографировал мало, поскольку в основном отдыхал, да и за время пешего похода успел получить более-менее целостное представление об этой железной дороге, но и немного видов в окно поезда здесь тоже будет. В конце я также немного покажу посёлок Байкал, который успел кратко осмотреть.



Прошлую часть я закончил описанием эпизода, когда я вечером пережидал дождь в коротком тоннеле Шарыжалгай-4, а затем, пройдя уже в сумерках ещё пару километров, встал на ночлег, немного не доходя до тоннеля Шарыжалгай-3. С этого места я и начал поход на следующий день.

2. Солнечное утро было вот таким. Хамар-Дабан на другом берегу сегодня виден гораздо лучше, чем вчера. Хоть и облака есть, но само небо при этом ясное, нет никакой туманной дымки. Белые пятна на горных склонах — даже и не знаю, это облака, повисшие в ущельях, или мраморные карьеры в окрестностях Слюдянки. Наверное, всё-таки карьеры.



3. Вид назад. Хорошо видно, как гору огибает железная дорога. Можно даже разглядеть (причём насквозь) вышеупомянутый тоннель Шарыжалгай-4, который вблизи я не заснял.



4. А здесь справа находится Козлиная падь, и пару старых дореволюционных железнодорожных домиков. Населённого пункта тут, по официальным сведениям, нет, но когда я проходил здесь вечером, в домике, который в кадре, горел свет.



5. Сторожевой дом в очень красивом стиле. Судя по висящему белью, тоже явно жилой и сейчас.



6. Посмотрим наверх. А наверху — скалистые кручи.



7. Прозрачная байкальская вода отражает небо, приобретая неповторимый голубой цвет. А вообще, облик Байкала заметно меняется при любых изменениях погоды, что я за эти дни успел заметить не раз.



8. А вот и тоннель Шарыжалгай-3. На отвесной скале, сквозь которую он проходит, как оказалось, тоже гнездятся чайки. Вечером я этого не заметил, потому что они уже затихли, зато утром проснулся раньше запланированного, от их громких криков.



9. Прохожу тоннель насквозь. Слева находится падь Соколовская, по которой в Байкал стекает одноимённая речка (мостик через неё виден в кадре). А дальше — тоннель Шарыжалгай-2. Совсем короткий (94 метра), и просматривается насквозь.



10. Вид обратно. Этот день был ещё жарче, чем вчерашний. Хотя в тени было и не слишком жарко (около +25 градусов), но маршрут пешего похода почти постоянно проходил по солнцу. В общем, прохладные тоннели снова были спасением.



11. Не успел этот тоннель закончиться, как уже виден следующий — Шарыжалгай-1. Где-то в этом месте, рядом с порталом тоннеля, я устроил привал.



12. Выныривая из тоннеля, рельсы подходят почти вплотную к берегу озера. Горы обрываются в озеро крутыми утёсами. Здесь боролись со стихией, взрывали скалы, пробивали тоннели, строили мосты, создавая инженерное произведение искусства.



13. Лиственница на фоне Байкала и гор:



14. И яркая байкальская вода. За этой водной гладью скрываются огромные глубины.



15. Идём дальше. Тишина, Байкал сегодня снова спокоен, а под моими ногами шуршит железнодорожная насыпь.



16. Следующее на моём пути сооружение — тоннель Безымянный.



17. А потом впереди уже показался мыс Столбы с узнаваемыми очертаниями:



18.



19. К отвесной скале пристроена Столбовская противооползневая галерея:



20. Она выглядит совсем не так, как остальные — открытая, и построена из железобетона. Скорее всего, её возвели уже в 1911-14 годах, когда дорогу расширяли под два пути.



21. Подходим к мысу Столбы. Склон его прорезает тоннель Столбы-2.



22. И вид с другой стороны. Над довольно пологим мысом возвышаются каменные останцы. Столбы, конечно, не Красноярские, но выглядит интересно. А воображение пытается увидеть здесь очертания какого-нибудь животного или, например, известного объекта на карте. Мне почему-то в этой скале увиделась голова лошади в профиль.



23. А следующая скала обрывается в Байкал крутым утёсом. Через неё проходит короткий тоннель Столбы-1. Видите — там, где свет в конце тоннеля, видна чья-то фигура?



24. И вот кто это оказался. Да, с лошадью ассоциация не зря возникла. Хотя если честно, увидеть здесь лошадей я не ожидал.



25. А их тут было несколько. Ходят себе спокойно, траву щиплют...



26. А с правой стороны — вода и земля сливаются с небом:



27. И всё новые и новые горы вырастают впереди:



28. Вскоре слева открывается падь Шабартуй (не путать с Хабартуем) с одноимённой речкой. Через речку снова два моста. Действующий путь проходит по бетонному мосту 1914 года.



29. А слева стоит неиспользуемый мост 1904 года. Единственный на КБЖД "перевёрнутый" дугообразный мост.



30. За мостом видна заброшенная электростанция, построенная в 1930-е годы. Одну такую я уже показывал в первой части.



31. Подпорная стена у скалы:



32. А вон впереди маленький посёлок Баклань из нескольких домов. В прошлом одноимённая станция, а ныне остановочный пункт 129-й километр. За ним видна ещё одна галерея.



Там я и закончил пеший поход и сел на пригородный поезд. В общем-то, мог бы пройти и больше, но следующий остановочный пункт находится через 9 километров (посёлок Маритуй), и не факт, что я успел бы до поезда туда дойти. Поезд ходит здесь четыре раза в неделю (понедельник, четверг, пятница и воскресенье), и в народе его называют "мотаня" — мол, мотается туда-обратно.

33. В момент прибытия я "мотаню" не сфотографировал, поэтому приведу кадр уже с конечного пункта. Весь поезд — маневровый тепловоз ТЭМ2 (из депо Зима) и два вагона — один плацкартный и один сидячий (а билеты всё равно одни, поэтому не важно, в какой сядешь). Иногда, впрочем, на маршруте используется дизель РА2 (так называемый "рельсовый автобус"), который я видел накануне (видимо, тогда он был в роли туристического поезда). А конечная станция называется просто Байкал (но в обиходе все говорят Порт Байкал — потому что, само собой, просто Байкал — это озеро)



Я сел в плацкартный вагон. Закинул рюкзак на верхнюю полку, забрался туда сам, и долгое время отдыхал, иногда выглядывая в окно. Фотографировал уже мало, решив, что в целом представление о Кругобайкалке я уже получил во время похода. Хотя пару уникальных объектов я всё же пропустил — Киркерейский комплекс тоннелей с акведуком, пропускающим воду горного ручья над тоннелем (впрочем, это из окна поезда всё равно не увидеть), а также Малая Шумихинская галерея с "итальянской" подпорной стеной. Их вы можете увидеть, например, здесь и здесь.

34. Виды из окна были в основном вот такие. То крутые склоны, за которые еле цепляются редкие деревья, то вот такие мощные скалистые утёсы. На которых, однако, тоже что-то растёт.



35. А с другой стороны всё так же "пред ним расстилался Байкал". Кстати, на Транссибе тоже есть участок, идущий прямо вдоль берега — от Слюдянки до Мысовой (собственно, исторический восточный сегмент КБЖД). Там я в этом путешествии тоже проезжал (по пути в Улан-Удэ и обратно), но оба раза спал.



36. А это посёлок Маритуй. И остановочный пункт 120 километр.



37. Чуть дальше находится одноимённая посёлку станция. Одна из трёх станций на всей КБЖД (наряду с Култуком и Портом Байкал). Раньше их было больше, но после 1956 года все остальные перевели в остановочные пункты, потому что объёмы движения снизились до минимума. Кроме "мотани" здесь ходят ещё туристические поезда (которых летом даже больше), а грузового движения нет. При этом в мотане народу было очень даже много, и большинство пассажиров составляли туристы (местных-то здесь вообще не много).



Здесь можно почувствовать себя пассажиром транссибирского поезда сто лет назад. Благо, скорости с тех времён, видимо, не изменились. Свои 89 километров пути поезд идёт аж пять часов. Ограничения скорости вызваны и тоннелями, и большим количеством кривых. Чтобы повысить скорость, путь нужно было бы реконструировать, что невыгодно при таких объёмах движения. Ну а туристическим поездам высокие скорости, в общем-то, и ни к чему.

38. Остановочный пункт 110-й километр в посёлке Половинная. На платформе идёт торговля байкальскими сувенирами. Видимо, скоро пойдёт туристический поезд, который делает тут длительную остановку.



За посёлком следует мыс Половинный и проходящий через него тоннель Половинный. О происхождении названия догадаться нетрудно — здесь ровно середина дороги. И до Порт-Байкала, и до Слюдянки поровну по 44 с половиной километра. Кроме того, это самый длинный тоннель КБЖД (778 метров).

39. На выезде из Половинного тоннеля. Виден краешек западного портала.



40. Дальше — посёлок Пономарёвка и о. п. 107 км. Тут, как видим, есть даже гусеничный вездеход. В несколько посёлков, стоящих на Кругобайкальской железной дороге, только по ней и можно попасть. Поэтому её и не стали совсем закрывать после изменения магистрального хода Транссиба.



41. Красивый путейский домик. И что-то похожее на борону на его фоне.



42. А это посёлок Шумиха и о. п. 102 км. Здесь находится ещё один центр деловых связей железной дороги.



43. Едем дальше:



44. И снова портал одного из тоннелей. Точно я уже не скажу, какого именно.



Видео. Здесь два фрагмента. За кадром слышны и голоса пассажиров. В первом фрагменте можно услышать, как девушка говорит кому-то про тоннели (видимо, вслух читает путеводитель), а в самом начале второго фрагмента человек говорит своим собеседникам, почему поезд называется "мотаня".



45. Ну вот наконец и показался посёлок Байкал — конечный пункт. Последние метры дороги.



46. Станция Байкал! Дальше дороги нет. Когда-то довольно важная станция на Транссибе (собственно, название ей дано, поскольку тут впервые железная дорога встречалась с великим озером), а ныне тупик — он там, за поворотом возле скалы. В конце станции — паровоз-памятник и гидроколонка. А впереди видна Ангара.



47. И поезд, на котором я приехал. Вся толпа в кадре — это сошедшие с него пассажиры. Ребят из одной компании с рюкзаками почему-то насмешила трафаретная надпись на тепловозе "Машинист работает в одно лицо", и они принялись её фотографировать.



48. Вокзал новый — точное воссоздание вокзала 1900 года, который был утрачен в советское время. Даже табличку сделали с твёрдым знаком! Внутри есть маленький музей (филиал музея Восточно-Сибирской ЖД), но он уже был закрыт, а также хорошая недорогая столовая.



Вот так выглядело оригинальное здание вокзала:



49. Паровоз-памятник спереди. Прямо у берега стоит.



50. А вот так из Байкала начинается Ангара. До другого берега — больше километра. Поскольку объём воды в Байкале огромен, Ангара полноводна сразу же от истока. Впрочем, сейчас исток несколько шире естественного, поскольку это водохранилище Иркутской ГЭС. Которое, между прочим, подняло воду на метр и в самом Байкале. Саму Иркутскую ГЭС, из-за которой Кругобайкалка стала тупиковой дорогой, я показывал вот здесь.



51. На другом берегу начинается Приморский хребет, который тянется дальше на север вдоль западного побережья. Там же просматривается посёлок Листвянка — наиболее близкое к Иркутску, и потому наиболее популярное место на Байкале. Моста нет, и посёлки связывает паромная переправа. Кстати, зимой Ангара в истоке не замерзает, потому что подогревается более тёплой водой из глубинных слоёв Байкала. И поэтому зимой тут, как правило, на порядок теплее, чем в даже близких окрестностях.



52. Прозрачная ангарская вода, которая только что была байкальской:



53. А вот и тупик Кругобайкальской железной дороги:



54. Рядом с тупиком стоят узнаваемые старые путейские домики:



55. И ещё одна явно железнодорожная постройка. Видимо, какой-то погреб.



56. Рельсы заканчиваются. На дне водохранилища их нигде нет — всё было демонтировано перед затоплением. Ангара течёт на северо-запад, через Иркутск, Братск, Усть-Илимск, сливаясь в итоге с Енисеем (причём по факту Ангара крупнее его, но при этом считается его притоком).



57. Вид обратно — на Байкал:



58. И на Листвянку на другом берегу. Вдоль правого берега Ангары идёт автодорога в Иркутск.



59. В Листвянке много всяких новых отелей весьма пафосного вида.



60. Жаль. А так хотелось купить...



61. Порт Байкал с Листвянкой сильно контрастирует и выглядит значительно беднее. Вполне такая обычная глубинка. Но и здесь есть турбазы.



62. Раньше здесь был порт (собственно, Порт Байкал). Но сейчас он почти не используется, и его постройки выглядят в основном вот так.



63. В порту стоит бывший нефтеналивной танкер "Самотлор" (название в честь нефтяных месторождений Западной Сибири), переделанный в судно комплексной переработки отходов с судов.



64. А тут здание вроде бы и заброшено, но крышу положили новую.



65. Ещё есть плавучий док. Не знаю, используется ли он сейчас.



66. "Захвати это!"



В общем, порт смотрится почти заброшенным. А между прочим, именно из него в 1900-1905 годах начиналась железнодорожная переправа через Байкал к станции Мысовая.

67. Основная часть посёлка находится вон там, в отдалении от станции.



68. Причём ещё и на возвышении. И подъём на поселковые улицы довольно изнуряющий. Население Порта Байкал составляет порядка четырёхсот жителей. До 2014 года это был посёлок городского типа.



69. До другого берега Байкала — примерно сорок километров.



70. Из примечательного в посёлке ещё есть Преображенская церковь, пока не до конца достроенная.



71. Вернёмся к станции и причалу. Здесь, покачиваясь на воде, ждёт паром на правый берег Ангары.



Туда и отправимся дальше. О Кругобайкальской железной дороге на этом всё. А следующий рассказ будет про переправу, про Листвянку — посёлок и главный байкальский курорт, и немного про природу возле неё.
Tags: Байкал, Восточная Сибирь, Железная дорога, Малодеятельные железные дороги, Природа, Путешествия, Россия, Сибирь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments