?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Самара. Часть 4, Волга
nord_ursus
Самара не была бы Самарой без великой реки Волги, на берегу которой она стоит. Весь город расположен на левом берегу Волги, и при этом на правый берег даже нет моста, и находятся там только несколько деревень, базы отдыха, и заливные луга, сменяющиеся лесом. В этот раз немного пройдём по набережной Волги, а потом по самой реке, с которой на город открываются интересные виды. А потом увидим устье реки Самары и место, откуда город исторически берёт своё начало.



К Волге город спускается довольно плавно. В перспективах улиц исторического центра, прямо между старыми домами, то и дело можно видеть великую реку (которая в моём случае была подо льдом и снегом), а за ней — широкие просторы. С оживлённых центральных улиц видна природа — как будто совсем рядом.

2. Роль набережной Волги выполняет улица Максима Горького (в прошлом она так и называлась — Набережная Волги). Вот так на неё спускается улица Ленинградская. Ворота её — сталинский дом и какая-то элитная новостройка.



3. Здесь небольшая площадь, и фонтан с фигурой ладьи с парусами. Надо полагать, летними вечерами набережная очень многолюдна, но гуляющих горожан здесь можно встретить и в мороз. Особенно часто встречаются любители скандинавской ходьбы.



4. А у ограды и спуска к реке стоит необычная скульптура с изображением картины И. Е. Репина "Бурлаки на Волге". Выходит, для создания её задней стороны пришлось применять фантазию.



5. Рядом стоит памятник соловецким юнгам — участникам Великой Отечественной войны. Напоминание о северных Соловках в довольно далёкой от них Самаре.



6. Вид на улицу Некрасовскую. Смешение стилей: чем ближе к Волге, тем больше новоделов в застройке.



7. Снежная набережная замёрзшей Волги. Мартовское солнце уже греет, но в тени около 15 градусов ниже нуля.



8. А тут видны интересные советские дома довоенного времени. Строились они для сотрудников речного пароходства.



9. А это так называемый Дом водников, построенный в 1936 году — впоследствии (и в наше время) управление пароходства "Волготанкер". Красивое здание.



10. Дальше на набережной стоит приземистый речной вокзал (1971 год). Сейчас он используется в основном для речных прогулок и волжских круизных теплоходов, хотя пару лет назад назначали маршрут Самара - Сызрань на скоростном судне. За речным вокзалом — высотка гостиницы "Россия" (1970).



11. А вот эта стела призвана была сразу сообщать сходящим на куйбышевскую пристань об исторической важности города, в который они прибыли.



12. Теперь посмотрим на Волгу. Она очень широкая — до другого берега примерно полтора километра. Правда, естественная её ширина здесь была немного меньше, и частично воду подняло дошедшее досюда Саратовское водохранилище — подпор плотины Саратовской ГЭС в городе Балаково. Вдалеке виднеется Заволга — так здесь принято называть правобережье. На самом деле, другой берег не пустынный: как уже говорилось, там есть несколько населённых пунктов, а летом Заволга становится популярным у самарцев местом отдыха. Однако на фоне урбанистических пейзажей миллионного города правобережье поначалу выглядит как "полное ничего". Только деревца какие-то виднеются.



13. Спускаемся на лёд реки:



Летом через Волгу ходят паромы. Зимой река замерзает, и люди активно ходят пешком и на лыжах. Это даёт хорошую возможность посмотреть на город со стороны реки, не тратясь на речные прогулки (как, в общем-то, и в любом городе).

14. Примерно вот такой у Самары речной фасад. Самое красивое спрятано в глубине центральных улиц (а доминанты вроде кремля, как в Нижнем Новгороде, здесь нет), поэтому тон задают современные высотки. Надо полагать, лет двадцать назад город с этого ракурса выглядел весьма иначе.



Как уже говорилось, Самара, по моим впечатлениям, такой провинциальный миллионник с амбициями мегаполиса. Причём я слышал мнение, что десять лет назад город выглядел очень современно и богато на общероссийском фоне, но сейчас всё наоборот, поскольку большинство других городов заметно прогрессировало, а Самара не сильно изменилась, и теперь внешнее состояние города далеко не выигрышное. Но, впрочем, с Волги городская изнанка почти не видна.

15. Снежно-ледовые просторы и яркое солнце. От такого количества яркого света приходилось сильно щуриться и фотографировать на самых коротких выдержках.



16. А ещё на Волге много торосов. Другой берег обильно изрезан речными протоками, образующими острова. В кадре один из них — остров Поджабный, куда мы с моим другом Валерой дошли во время прогулки по реке.



17. А вон вдалеке человек тоже куда-то идёт. Вешки из шестов и маленьких сосен отмечают ледовые тропы, проложенные по замёрзшей реке.



18. Вдалеке виднеется фантом Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего завода в городе-спутнике Новокуйбышевске. До него по прямой примерно 14 километров.



19. А у волжского льда очень красивая фактура:



20. Город становится всё дальше. В кадре, кстати, можно увидеть катер на воздушной подушке, который курсирует, видимо, до села Рождествено на другом берегу. Удобная зимняя замена парому — всё-таки пешком идти достаточно долго.



21. Вон вдалеке видна набережная, хорошо виден Дом водников и прилегающие к нему жилые дома. Дальше город повышается, и там можно среди домов различить Вознесенский собор.



22. Вид левее. Живописные густые клубы выпускает Самарская ГРЭС, справа от неё — Жигулёвский пивзавод, а ещё правее виден монумент Славы и здание правительства области. Все эти места я показывал в первой части.



23. Приблизим ещё сильнее. Хорошо просматривается Иверский монастырь и дома рядом с ним. Это всё снято ультразумом с полутора километров.



24. А здесь виден небоскрёб на Вилоновской — высочайшее здание Самары. Слева и поближе — здание Крестьянского поземельного банка (1909), ныне занятное техническим университетом, и вблизи мной не заснятое.



25. Знакомый по первой части драмтеатр на площади Чапаева:



26. А вот шпиль лютеранской кирхи, показанной мной вблизи во второй части:



27. А вон там в Волгу впадает река Самара, давшая когда-то городу название. У стрелки небольшой речной порт, а вдалеке дымят трубы ещё одного нефтезавода — Куйбышевского, который расположен в отдалённом районе Самары.



28. Там же, у устья реки Самары — старая промзона с заброшенным мукомольным заводом. Вблизи я это место покажу в конце поста.



29. Ну а вот так всё это выглядит в общем. Реку мы перешли, и взору открывается панорама города.



30. А мы пришли на заснеженный остров Поджабный, где виднеются какие-то домики.



31. Здесь есть несколько баз отдыха. По официальным данным, вроде, нет на острове постоянного населения, хотя у одного из домов мы видели людей довольно сельского вида, и даже коров с лошадьми. Но в целом зимой здесь полное затишье.



32. Выглядит будто глухая деревня. Отголосков миллионного города с другого берега не слышно. Только скрип снега под ногами.



33. Есть на острове сосновый лес:



34. Базы отдыха на острове складываются в маленький посёлок. Частично он даже застроен барачными домами.



35. Ещё остров запомнился скоплением интересного транспорта. Вот на улице стоит снегоход, а с машины за воротами, похоже, ни разу за зиму снег не счищали.



36. А у ещё одного дома стояло множество тракторов. И на заднем плане виден какой-то катер. Где-то ещё моторные лодки стояли.



37. А вон из печки дым идёт. Кто-то есть здесь и зимой.



38. И снова замёрзшая Волга. Огромный город на другом берегу кажется каким-то миражом, и в его реальность здесь трудно поверить. Наверное, летом, когда на правом берегу многолюдно, это ощущение нарушается.



Теперь вернёмся в город и перенесёмся к стрелке Волги и Самары — в места, откуда и возник в XVI веке град Самара (при этом сейчас это дальний угол исторического центра). Прежде всего, это Хлебная площадь, получившая своё название в XIX столетии из-за проводившейся на ней хлебной ярмарки.

39. На Хлебной площади я был в день поездки в Куйбышевский район (о котором я ещё расскажу), когда в Самаре разыгралась лютая метель, стихшая только через сутки. В кадре общий вид площади, на переднем плане — новодельная Смоленская церковь, на заднем — электромеханический завод. Левее находится трамвайное кольцо и археологический раскоп одной из башен старой крепости.



40. Рядом с Хлебной площадью есть пожарная каланча — современное воссоздание каланчи конца XIX века.



41. На север отходит улица Алексея Толстого (бывшая Казанская). Она, кстати, заканчивается там же, где начинается улица Льва Толстого. Представляю, как часто их путают (особенно иногородние).



42. Будучи уроженцем Самарской губернии, Алексей Толстой часть своей юности прожил в самой Самаре, и учился в реальном училище, которое находилось вот в этом здании.



43. Доходный дом Субботиной. Тоже очень интересное здание, в неоготическом стиле.



Остальные места, показанные ниже, я посетил уже в последний день, в солнечную погоду.

44. По соседству с Хлебной площадью есть реконструкция одной деревянной башни Самарской крепости. Примерно отсюда и начинался город. Основал Самару в 1586 году воевода Григорий Засекин. Это был один из форпостов России на Волге. Спустя четыре года, ниже по течению Волги он же основал Саратов и Царицын (ныне Волгоград).



45. Есть и реконструкция ещё одной башни. На фоне заброшенного завода клапанов.



46. Старый кирпичный дом по соседству. Возможно, уже раннесоветской постройки.



47. И один из его подъездов:



48. Хоть это и историческое начало города, место совершенно не людное. Оно и понятно — в стороне от центра, и жилых домов поблизости не много. В основном здесь старая промзона, частично уже заброшенная; в кадре — старый мукомольный завод, уже показанный мной издалека с Волги. Зато машин здесь много, потому что отсюда начинается один из двух в городе автомобильных мостов через реку Самару, и плотный поток направляется на её левый берег — в Куйбышевский район.



49. Вот и сама река Самара (в обиходе её называют Самарка), давшая городу название. Там, где у города Самары исток, у реки Самары устье — она впадает в Волгу. Справа виден речной порт, дальше Волга, а вдали снова виднеется Новокуйбышевский НПЗ.



50. Взгляд вверх по течению. Здесь строится новый автомобильный мост, который частично разгрузит два других. За ним находится железнодорожный мост (по нему я проезжал при приезде в город), но автомобильный его загораживает.



51. Над рекой возвышается элеватор. Он ныне заброшен и завешан плакатом на тему ЧМ-2018.



52. И в той же стороне хорошо виден блестящий на солнце стеклянный ЖД вокзал.



53. Ну а на левом берегу Самарки — Куйбышевский район. Частный сектор, новостройки, и многое другое. Но туда пойдём в другой раз.



А пока что на этом прервёмся. В следующей части покинем исторический центр и отправимся в северо-восточном направлении — по советским, в том числе и спальным районам Самары, возникшим, когда она носила название Куйбышев.

  • 1
Жил как-то в гостинице "Россия" на набережной, да.

А с диким берегом напротив миллионного города можно еще Волгоград вспомнить. Стою я помню как-то на грядке колхозного поля, полю баклажаны, а напротив меня за Волгой центр Волгограда.

Да, занятно. Правда, напротив Волгограда хотя бы есть Краснослободск, а чуть севернее и Волжский — как Бор напротив Нижнего. А вот тут реально только деревни, пойменные луга и лес. Даже моста нет на тот берег

Дом на фото 46,я полагаю,второй половины 19го века,только окна были пробиты позже.Интересно,что здесь было первоначально?
Необычно смотрится новый мост.

Возможно и так

Названия такого, как имени собственного, "Заволга" - нет. Просто говорят обычно "за Волгой"... И оттуда (из-за Волги) лучше город снимать на закате.

А слово Заволга мне, однако, в первом посте в комментах подсказал тоже местный житель: https://nord-ursus.livejournal.com/233213.html?thread=4736253#t4736253

Да, кажется необычным, что город только на одной стороне реки. Впрочем,  ее ширина и отсутствие моста логичным образом определили развитие Самары.
От Хлебной площади ожидал большего. А виды Волги красивые :)


Да, тут примерно такая же история, как с Хабаровском. Правда, самый интересный случай — это Благовещенск)

Как так, такой большой город и нет мостов? У нас речка маленькая, а мостов штук пять. Правда, нет паромов. Им, видимо, паромы держать дешевле, чем строить мост:-)


Мостов нет, потому, что по правому берегу ехать некуда. Посмотрите на карту - Самара находится в глубокой излучине, малонаселённой. У "входа" в излучину с юга находится Сызрань, там есть мост. У северного "входа", в Тольятти, тоже запланировано строительство моста. А в самой Самаре он без надобности.

Если не ошибаюсь, на фото 44 реконструкцию башни провели недавно? Я был в Самаре в 2013 году, так там было серое разрушающееся строение...

Да, так и есть

А другие крупные "однобережные" города Волги тоже на левом берегу расположены? Или по-разному?


По разному. Нижний Новгород, Чебоксары, Саратов, Волгоград - на правом берегу, Казань, Самара - на левом. У остальных на обоих берегах есть районы.

Эх, надо было "Бурлаков" с тыльной стороны снять :)

Тогда сам стал бы частью картины :)

И ещё, не только от патриота Самарского края, а от уроженца Сызрани, большое спасибо, что очень понравился именно этот, по мнению многих, недооценённый город.

Спасибо за отзыв. Кстати, в Сызрани я тоже побывал, и про неё посты ещё будут.

очень хорошо

Ещё Самара интересна тем, что город не разрезает на мелкие кусочки железная дорога.
Она там есть конечно, но ситуация получше, чем в том же НН

В НН наверное, тоже интересные виды с реки на город. Я только из Бора, в общем-то, видел

Как-то все же непривычно, город на реке и мостов нет через Волгу.
И какая же там Волга невероятно широкая и красивая!

Да. Правда, в Ульяновске она ещё шире, хоть и выше по течению. Потому что тоже водохранилище)

Про дикий берег хотелось бы однако заметить!

На противоположном от Самары берегу - некогда большое село Рождествено (Рождественское), 1571 (или около) года основания. Через него проходил Большой Московский тракт, остатки которого можно найти до сих пор, Который через паромную переправу соединял Самару с Москвой. Рядом с Рождествено выше по течению - села Выползово, Подгоры и Гаврилова Поляна, которые образуют этакий деревенско-дачную агломерацию. Ниже по течению и по тракту - Новинки, Шелехметь -... - Сызрань. После строительства железной дороги значение левого берега конечно упало, а правого все больше и больше росло - в Самару начал стекаться хлеб со всего окрестного правобережья который отправлялся по реке, а потом еще и по ж/д дороге.

На позднесоветских планах развития города Куйбышева есть застройка Рождествено и два моста на "тот берег", о частной канатной дороге через Волгу говорили лет десять назад, после 2014го болтовня практически прекратилась. Периодически всплывают мегаидеи о постройке автомоста через Волгу, но обычно его рисуют в районе нынешнего Сызранского ж/д моста - ниже по течению. Тогда бы вокруг Жигулей образовалось транспортное кольцо Самара-Тольятти-Жигулевск-Чапаевск-Новокуйбышевск-Самара.

Ну и - на самом деле напротив Самары не левый берег, а острова. На фото 30-37 остатки некогда полноценного населенного пункта Проран, расположенного на одном из таких островов (хотя на самом деле Поджабный это скорее речной архипелаг, а не единый большой остров). Потом идет большая (от Прорана и ниже - даже судоходная) протока Воложка, и уже потом - сам берег Волги.

Дополнения интересные. Только вы почему-то левый и правый берега местами перепутали. Город-то наоборот, на левом берегу

А в остальном — это, на самом деле, довольно частая история, когда какое-то место теряет своё некогда высокое значение из-за того, что магистральные пути проходят мимо. Так и многие бывшие уездные города пришли в упадок, вроде, например, Сенгилея в Ульяновской области или Горбатова в Нижегородской.

  • 1